Антиинфляционная политика Банка России в 2009 году

Автор: Грызунова Ольга, 10 Июня 2010 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Понятие «инфляция» неотделимо от понятия «деньги». В современном рыночном хозяйстве жизнь отдельных людей и человечества в целом в еще большей степени зависит от денег, чем в древности, средневековье или в период капитализма и свободной конкуренции. Именно деньги противостоят миру товаров и услуг, а соответствие между денежными и товарными мирами является одной из характеристик благополучия общества – состояние динамического макроэкономического равновесия. Как и сами деньги, процесс их обесценивания известен человечеству с незапамятных времен. В экономической истории первые признаки инфляции были замечены еще во времена Александра Македонского. В период его завоеваний хлынувшие в Грецию сокровища персидских царей привели к временному обесцениванию золотых и серебряных монет.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
1 Определение инфляции………………………………………………….
1.1 Понятие инфляции……………………………………………………..
1.2 Причины инфляции…………………………………………………….
1.3 Типы инфляции…………………………………………………………
2 Динамика инфляционных процессов.......................................................
2.1 Потребительские цены...........................................................................
2.2 Цены на рынке жилья.............................................................................
2.3 Цены производителей............................................................................
2.4 Условия внешней торговли...................................................................
2.5 Спрос........................................................................................................
2.5 Предложение...........................................................................................
2.6 Рынок труда.............................................................................................
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..
3
5
5
7
9
11
11
14
14
16
21
25
26
28
30

Работа содержит 1 файл

КУР антиинфляционная полтиика Банка России на 2009 год.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

     Инфляция, вызванная ростом издержек  производства  или уменьшением совокупного предложения может возникнуть в результате      изменений издержек и предложения на рынке.

     Теория  инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на  единицу  продукции.  Издержки  на единицу продукции – средние издержки  при  данном  объеме  производства, то есть отношение  общих  затрат  на  ресурсы  к  количеству произведенной продукции.

     Повышение издержек на единицу продукции в  экономике      сокращает   прибыли  и  объем  продукции,  который  фирмы  готовы      предложить  при существующем уровне цен. В результате уменьшается      предложение  товаров  и  услуг  в  масштабе  всей  экономики. Это      уменьшение  предложения,  в  свою  очередь, повышает уровень цен.      Следовательно,  по  этой  схеме  издержки, а не спрос взвинчивают      цены, как это происходит при инфляции спроса.

     Одной  из ощутимых и наиболее значимых причин роста издержек как  производителей,  так  и  продавцов  продукции  в России стал небывалый  рост коррупции среди как чиновников госаппарата, так и среди  руководителей  государственных  предприятий, являющихся по сути своей также государственными чиновниками. Мздоимство на всех уровнях  муниципальной  и  государственной  власти, необходимость содержать  "нужных"  государственных чиновников вынуждает заранее включать   в   стоимость   любого   товара  как  издержки  суммы,      выплачиваемые   регулярно  различным  коррупционерам,  что  также      сказывается  на  темпах  роста  инфляции.  Кроме  того,  только в России    приобрело    колоссальный    размах    не    собственно взяточничество,   а  вымогательство  взяток  госчиновниками,  для      которых  взятки становятся основным источником доходов. Уклонится      от  дачи взятки в таких условиях практически нереально. Подобного      разгула коррупции российская история не знала с момента окончания Смутного времени.

 

     2 Динамика инфляционных  процессов

     2.1 Потребительские  цены 

     Согласно  информации Федеральной службы государственной  статистики, по итогам 2009 г. потребительские цены повысились на 8,8% (за I квартал их прирост составил 5,4%, за II квартал – 1,9%, за III квартал – 0,6%, за IV квартал – 0,7%), что явилось минимальным показателем за период с 1991 г. (в 2008 г. удорожание потребительских товаров и услуг составило 13,3%).

     Замедление  инфляции в 2009 г. в значительной мере было связано с сокращением темпов роста цен на продовольственные товары без плодоовощной продукции, а также темпов удорожания платных услуг, не относящихся к категории административно регулируемых. Вместе с тем по сравнению с 2008 г. ускорился рост цен на непродовольственные товары без учета автомобильного бензина.

     Базовая инфляция замедлилась в 2009 г. до 8,3% против 13,6% в 2008 году. За I квартал базовая инфляция составила 4,3%, за II квартал – 1,6%, за III квартал – 1,3%, за IV квартал – 1,0%. Удорожанием товаров и услуг, учитываемых при ее расчете, было обусловлено, по оценке, 6,7 процентного пункта, или 76,4% уровня инфляции. В 2008 г. эти показатели составили 10,8 процентного пункта и 81,5%.

     По итогам 2009 г. цены на продовольственные товары без плодоовощной продукции повысились на 6,9% (за 2008 г. – на 17,5%). Удорожание этой группы продуктов питания обеспечило, по оценкам, 2,4 процентного пункта, или 26,7% уровня инфляции (в аналогичный период 2008 г. – 6,2 процентного пункта и 46,4%).

     Из продуктов питания за 2009 г. более всего подорожали сахар-песок – на 42,7% (на 7,0% в 2008 г.), а также рыба и морепродукты – на 10,6% (на 15,1%). Темпы прироста цен на продукты переработки зерна, мясо и птицу, молоко и молочную продукцию, масло сливочное заключались в интервале от 1,6 до 7,9%, что было существенно ниже аналогичных показателей в 2008 году. На 2,5-19,8% снизились цены на крупу и бобовые, масло подсолнечное, яйца (за 2008 г. отмечалось удорожание этих видов продовольствия).

     На протяжении 2009 г. на мировом рынке наблюдался рост цен на сахар, растительные жиры, кукурузу, ячмень, рис, говядину. Особенно значительным было повышение цен на сахар: в декабре 2009 г. по сравнению с декабрем предыдущего года сахар-сырец подорожал в 2,4 раза, сахар белый – в 2,1 раза (в декабре 2008 г. – на 3,8 и 9,8% соответственно). Говядина подорожала на 13,3% (подешевела на 6,0%), цены на свинину, как и годом ранее, практически не изменились. Цены на пшеницу и мясо птицы в декабре 2009 г. понизились: по сравнению с декабрем предыдущего года американская пшеница подешевела на 6,3% (в декабре 2008 г. – в 1,7 раза), мясо птицы – на 5,6% (подорожало на 13,1%). В результате цены на наблюдаемые продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье в декабре 2009 г. по сравнению с декабрем предыдущего года в среднем повысились в 1,2 раза (в декабре 2008 г. они практически не изменились).

     За 2009 г. цены на плодоовощную продукцию на отечественном рынке снизились на 1,7%. В предыдущие пять лет их динамика имела тенденцию к повышению (годовые темпы прироста цен составили 3,3-22,2%, в том числе в 2008 г. – 7,7%). По оценкам, в 2009 г. влияние удешевления плодоовощной продукции на общий уровень потребительских цен было малозаметным. По итогам предыдущего года рост цен на товары плодоовощной группы обусловил 0,3 процентного пункта инфляции, или 2,2% прироста цен на потребительском рынке.

     Цены  на продовольственные товары в целом в 2009 г. повысились на 6,1%. В предыдущем году аналогичный показатель был равен 16,5%.

     За 2009 г. темп прироста цен на непродовольственные товары составил 9,7% (8,0% в 2008 г.). Удорожанием непродовольственных товаров было обусловлено оценочно 3,6 процентного пункта, или 41,0% уровня инфляции (по итогам 2008 г. аналогичные показатели составили 2,9 процентного пункта и 21,6%). В наибольшей степени подорожали табачные изделия – на 18,7% (за 2008 г. – на 16,1%), медикаменты – на 17,6% (16,4%), моющие и чистящие средства – на 12,6% (17,5%). Цены на автомобильный бензин повысились на 8,0% (в 2008 г. – на 1,2%).

     Цены  и тарифы на платные услуги населению в 2009 г. повысились на 11,6% (в 2008 г. – на 15,9%). Удорожание платных услуг по итогам 2009 г. обусловило оценочно 2,9 процентного пункта, или 33,0% общего прироста потребительских цен (в 2008 г. эти показатели составили 4,0 процентного пункта и 29,8%).

     Прирост регулируемых тарифов на платные услуги в 2009 г. был равен, по оценке, 14,6% (в 2008 г. – 14,5%). Тарифы на жилищно-коммунальные услуги выросли на 19,6%, что на 3,2 процентного пункта превысило соответствующий показатель 2008 года. Услуги пассажирского транспорта подорожали на 6,5% (в 2008 г. – на 22,5%).

     В 2009 г. замедлился рост цен на все основные виды услуг, учитываемые при расчете базового индекса потребительских цен. Особенно заметным было замедление роста цен на санаторно-оздоровительные услуги, физкультуры и спорта, услуги организации зарубежного туризма.

     Темп  прироста цен и тарифов на платные услуги населению в 2009 г. на 3,7 процентного пункта превысил общий темп удорожания потребительских товаров (в 2008 г. – на 3,5 процентного пункта).

     По информации Росстата, в 2009 г. во всех федеральных округах России темпы прироста потребительских цен были ниже, чем по итогам предыдущего года.

     По оценкам, в 2009 г. увеличились различия между субъектами Российской Федерации по стоимости фиксированного набора товаров и услуг, используемого Федеральной службой государственной статистики для межрегиональных сравнений покупательной способности населения. В частности, в декабре 2009 г. коэффициент региональных различий1 составил 43,1% против 40,0% по состоянию на декабрь предыдущего года.

     По итогам 2009 г. темп прироста цен на продовольственные товары имел относительно небольшой разброс по федеральным округам – от 4,8 до 7,4% (в 2008 г. – от 15,8 до 18,0%). Интервал изменения темпов прироста цен на товары непродовольственной группы составлял 8,9-10,9% (в 2008 г. – 7,4-9,9%). В 2009 г. во всех федеральных округах темпы удорожания тарифов на платные услуги снизились по сравнению с предыдущим годом. 

     2.2 Цены на рынке жилья 

     В декабре 2009 г. по отношению к декабрю 2008 г. удешевление жилья на первичном рынке составило 7,6%, на вторичном рынке – 11,0% (за 2008 г. жилье на первичном рынке подорожало на 10,3%, на вторичном рынке – на 15,3%).

     На динамику цен на жилье в 2009 г. повлияло сокращение спроса на него в условиях финансово-экономического кризиса. Об этом свидетельствует, в частности, снижение объемов ввода в действие жилой площади в 2009 г. на 6,7% по сравнению с 2008 г. (за 2008 г. ввод в действие жилых домов увеличился по сравнению с предыдущим годом на 4,6%). 

     2.3 Цены производителей 

     Цены  производителей промышленных товаров за 2009 г. повысились на 13,9% (за 2008 г. – снизились на 7,0%). В добыче полезных ископаемых цены увеличились на 49,2%, тогда как в 2008 г. они снизились на 38,4%. В добыче топливно-энергетических полезных ископаемых аналогичные показатели составили 61,0 и 42,2%.

     По итогам 2009 г. цены в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды повысились на 18,3%. В 2008 г. этот показатель был меньше на 0,3 процентного пункта.

     Цены  производителей в обрабатывающих производствах по итогам 2009 г. повысились на 5,9% против 1,9% в предыдущем году. Среди обрабатывающих производств наиболее заметно подорожало производство нефтепродуктов – на 28,9% (за 2008 г. цены производителей нефтепродуктов снизились на 27,7%). Замедлился рост цен производителей продукции для потребительского рынка. Так, темпы прироста цен производителей пищевых продуктов, включая напитки, и табака сократились по сравнению с 2008 г. на 5,5 процентного пункта (до 6,8%). В текстильном и швейном производстве, а также в производстве кожи, изделий из кожи и в производстве обуви аналогичные показатели составили 5,3 процентного пункта (5,5%) и 3,5 процентного пункта (4,9%).

     Тарифы  на грузовые перевозки возросли за 2009 г. на 17,4% (за 2008 г. – на 32,3%). Повышение тарифов на грузовые перевозки железнодорожным транспортом за 2009 г. составило 10,6% (за 2008 г. – 22,1%).

     Тарифы  на услуги связи для юридических лиц повысились в 2009 г. на 2,1% (в 2008 г. – на 11,5%).

     По итогам 2009 г. цены производителей строительной продукции повысились на 0,1%, в предыдущем году – на 16,9%.

     За 2009 г. цены производителей сельскохозяйственной продукции снизились на 1,8% (в предыдущем году – возросли на 2,5%). Продукция растениеводства стала дешевле на 6,6% (за 2008 г. – на 2,6%). При этом наблюдалось снижение цен на зерновые культуры – на 13,4% и удорожание подсолнечника – на 0,4% (в 2008 г. зерновые культуры и подсолнечник подешевели на 4,6 и 13,4% соответственно). Продукция животноводства стала дороже на 1,5% (за 2008 г. – на 6,1%). Скот и птица подорожали на 5,6% (за 2008 г. – на 17,4%). Цены на молоко повысились на 1,4% (по итогам 2008 г. – снизились на 9,2%), яйца подешевели на 15,6% (за 2008 г. они стали дороже на 10,5%).

     Условия внешней торговли

     Ценовая конъюнктура на мировых рынках основных товаров российского экспорта в 2009 г. продолжала улучшаться. Однако, несмотря на рост цен на большинство товаров в течение всего года, в среднем за 2009 г. они примерно на треть были ниже, Тарифы на услуги связи для юридических лиц повысились в 2009 г. на 2,1% (в 2008 г. – на 11,5%).

     По итогам 2009 г. цены производителей строительной продукции повысились на 0,1%, в предыдущем году – на 16,9%.

     За 2009 г. цены производителей сельскохозяйственной продукции снизились на 1,8% (в предыдущем году – возросли на 2,5%). Продукция растениеводства стала дешевле на 6,6% (за 2008 г. – на 2,6%). При этом наблюдалось снижение цен на зерновые культуры – на 13,4% и удорожание подсолнечника – на 0,4% (в 2008 г. зерновые культуры и подсолнечник подешевели на 4,6 и 13,4% соответственно). Продукция животноводства стала дороже на 1,5% (за 2008 г. – на 6,1%). Скот и птица подорожали на 5,6% (за 2008 г. – на 17,4%). Цены на молоко повысились на 1,4% (по итогам 2008 г. – снизились на 9,2%), яйца подешевели на 15,6% (за 2008 г. они стали дороже на 10,5%). 

     2.4 Условия внешней  торговли

     Ценовая конъюнктура на мировых рынках основных товаров российского экспорта в 2009 г. продолжала улучшаться. Однако, несмотря на рост цен на большинство товаров в течение всего года, в среднем за 2009 г. они примерно на треть были ниже, чем в предыдущем году (в 2008 г. – в 1,4 раза выше).

     Тенденция к росту мировых цен на нефть, после их падения во второй половине 2008 г., продолжалась на протяжении всего 2009 года. Средняя цена на нефть3 на мировом рынке в декабре 2009 г. по сравнению с декабрем 2008 г. повысилась в 1,8 раза, российская нефть сорта «Юралс» подорожала в 1,9 раза. Максимального значения – 78,1 долл. США за баррель цена на российскую нефть в 2009 г. достигла 22 октября.

     Фундаментальным фактором, обусловившим рост цен на нефть в 2009 г., стало повышение на протяжении года прогнозов спроса на нефть в условиях улучшения с середины года ситуации в мировой экономике на фоне сокращения предложения нефти, особенно со стороны стран – членов ОПЕК. Кроме того, на рынок нефти оказывала влияние динамика курса доллара США к ведущим мировым валютам, воздействовавшая на цены биржевых товаров, номинированных в долларах, и способствовавшая повышению привлекательности товарных рынков для спекулятивных и инвестиционных капиталов.

Информация о работе Антиинфляционная политика Банка России в 2009 году