Антиинфляционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Инфляция является одной из самых острых проблем современных стран. Это явление знакомо человечеству уже много веков. Инфляционный процесс связан с таким ростом цен, который не вызван непосредственно возрастанием затрат на производство. Инфляция связана с дополнительным выпуском денег в обращение и возникновением избыточного спроса.
Инфляция есть результат макроэкономической нестабильности, когда совокупный спрос превышает совокупное предложение. Даже слабая инфляция представляет для современной экономики большую опасность.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 1.08 Мб (Скачать)

 

Принятые меры, прежде всего, резкое ужесточение денежно-кредитной политики, привели к тому, что в 2000 г.инфляция начала ослабевать, хотя и в 2001-2002 гг.среднегодовой темп роста цен все еще не опускался ниже 12-14%. В бюджете 2003 г. уровень инфляции предполагалось снизить до 10-12%,а после 2003 г.- до 8%.(8,С.375)

С началом реформ, когда инфляция превысила все мыслимые размеры, правительство стало проводить жесткую монетарную, и коэффициент монетизации был снижен до минимально вообразимых размеров. Важную роль  в сдерживании роста денежной массы в обращении играет стабилизационный фонд. Он признан аккумулировать чрезмерное поступление денег в экономику. Бороться с инфляцией надо не только путем ограничения денежной массы, но стимулируя прежде всего товарное предложение. Если думать только о том, чтобы поменьше тратить, не развивая производство и конкуренцию, можно оказаться в ситуации, когда производство товаров не только на экспорт, но и на внутренний рынок станет убыточным. Тогда мы еще в большей степени будем зависеть от импорта, а монополизм задушит экономику совсем. Особенно можно сказать о сельском хозяйстве, для развития которого в России имеется масса неиспользованных возможностей.

Во всех развитых странах государство опекает сельскохозяйственного производителя. В России же оказалось брошенным на произвол судьбы. Принятая правительством программа по развитию аграрно-промышленного комплекса включает три направления:

Ускоренное развитие животноводства;

Стимулирование развития малых форм хозяйствования;

Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе.

Такой шаг государства, направленный на обеспечение продовольственной безопасности страны, стимулирование внутреннего производства, конкуренции и рынка, будет служить поддержкой антиинфляционного курса (11,С.57)

Для снижения инфляции были применены следующие антиинфляционные меры:

сокращение государственных расходов

сокращение количества денег в обращении

структурная перестройка в экономике

рост товарности экономики

приватизация

товарная интервенция на потребительском рынке

политика поддержки национальной валюты

политика замораживания доходов.

Данные меры позволили сбить инфляционную волну, хотя не все из них оказались достаточно эффективными. Так, проведенная приватизация не привела к появлению массового собственника как основы среднего класса в России.

 

 

3.3 Антиинфляционное регулирование

Так как инфляция порождает в экономике целый комплекс негативных последствий, государство должно осуществлять политику, направленную на предотвращение ее развития. Выбор методов антиинфляционного регулирования определяется видом и уровнем самой инфляции. При этом следует учитывать тот факт, что ограничение инфляции может сопровождаться возникновением других, не менее сложных макроэкономических проблем: ростом безработицы и спадом производства.

При невысоком уровне цен государственная политика антиинфляционного регулирования направлена на предотвращение увеличения темпов инфляции, на поддержание экономического роста, на сохранение существующих уровней доходов различных социальных групп.

Достижение этих целей осуществляется с помощью сложного комплекса различных действий, среди которых следует выделить такие меры, как регулирование денежного обращения и регулирование цен и доходов.

Регулирование денежного обращения. К нему относятся регулирование денежной массы, регулирование скорости оборота денег; поддержание курса национальной валюты; ограничение бюджетного дефицита.

Регулирование денежной массы направлено на предотвращение инфляции спроса. Инфляция может развиваться бесконечно, если государство с помощью постоянной  эмиссии обеспечит необходимым количеством денег постоянно растущий денежный доход. Если денежная масса будет ограничена или уменьшена, то рост цен начнет замедляться. Таким образом, регулирование количества денег, находящихся в обращении позволяет про прочих равных условиях, регулировать инфляцию (1,С.348)

Регулирование скорости оборота денег. В  действительности недостаточно регулировать только объем денежной массы, так как количество денег, требующихся  в обращении, зависит от скорости их обращения. Чем выше скорость оборота денег, тем выше рост цен. Ускорение оборота денег может происходить по различным причинам, например, из-за низкого обменного курса национальной валюты, ожидания роста цен, угрозы товарного дефицита, спекулятивных действий или паники потребителей.

Скорость денежного оборота можно замедлить, например, путем повышения ставки рефинансирования, т.е. величины процента, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, а также увеличивая норму резервных отчислений.

Ограничение бюджетного дефицита осуществляется путем сокращения государственных расходов и увеличения налогов. Таким образом, можно непосредственно воздействовать на избыточный совокупный спрос.

Регулирование цен и доходов. Ограничение цен и доходов позволяет воздействовать на рост издержек производства и соответственно на обусловленное им увеличение цен. При развитии инфляции применяется индексирование доходов, позволяющее установить пропорции роста заработной платы от роста цен. В этом случае доходы увеличиваются медленнее, чем цены, и раскручивание инфляционной спирали замедляется.

Рост цен обусловлен монопольным положением производителей, поэтому необходимо ограничение роста цен фирм-монополистов, создание в отрасли конкурентной среды, проведение структурных преобразований.

Регулирование цен также осуществляется с помощью таможенных пошлин и тарифов.

 

Заключение

Подведем итоги. Инфляция  "облагает налогами" тех, кто получает относительно фиксированные денежные доходы, и "субсидирует" тех, чьи денежные доходы меняются. Непредвиденная инфляция наказывает владельцев сбережений. Наконец, непредвиденная инфляция приносит выгоды получателям займов за счет кредиторов. Неудивительно, что последствия дефляции прямо противоположны. При постоянном общем объеме продукции реальные доходы возрастают у тех, кто имеет фиксированные денежные доходы. Кредиторы выигрывают за счет дебиторов. Последствия инфляции в сфере перераспределения произвольны в том смысле, что они возникают независимо от целей и ценностей общества. Инфляция - это сложный противоречивый процесс, вызывающий серьезные социально-экономические последствия. В настоящее время в той или иной степени она охватывает практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения требует больших сил и материальных затрат.

Инфляция в России до сих пор не побеждена и не контролируется в полной мере, поэтому проблема антиинфляционной политики остается особо актуальной и будет таковой в ближайшее время. Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную антиинфляционную политику.

Проведенный анализ показывает, что наметилась устойчивая тенденция к снижению уровня инфляции и приближению ее к допустимому уровню, что свидетельствует об определенных успехах государства в реализации мер антиинфляционной политики.

Тем не менее, рассматриваемая проблема еще не решена в полной мере и поэтому сохраняется необходимость дальнейшего снижения инфляции и установления полного контроля над инфляционными процессами в стране. Управление инфляцией по-прежнему представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции, в основе которой лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры,  повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

В конце работы хочу отметить, что в целом правительство Российской Федерации проводит большую работу по борьбе с инфляцией, используя накопленный опыт мировой практики. Тем не менее, рассмотренные выше особенности российской действительности вносят существенные изменения в предполагаемые результаты антиинфляционных мер.

 

Список использованной литературы

1.Архипов А.И.,Большаков А.К.Экономика:учеб.-М.:Проспект,2009

1.Бардовский В.П., Рудакова О.В., Самородова Е.М.  «Экономическая теория»: учебник, Москва ИД«ФОРУМ»-ИНФРА-М, 2006

2Борисов Е.Ф. «Экономическая теория»:Учебник- Москва:Юристь,2000

3 Вечканов Г.С.,Вечканова Г.Р. Макроэкономика: Учебник для вузов СПб;Питер,2009

4. Журалева Г.П. и Мильчакова Н.Н.Теоретическая экономика. Политэкономия: Учебник для вузов-М.:Банки и биржи,ЮНИТИ,1997

5. Камаев В.Д., Лобачева Е.Н. Экономическая теория.Учебник-М.,Юрайт-Издат,2006

6.Красавина Л.Н.,Пищик В.Я.Регулирование инфляции Москва «финансы и статистика»,2009

7.Куликов Л.М. Основы экономических знаний: Учебное пособие.-Москва: Изд-во «Финансы и статистика», 2000

8.Носова  С.С. Учебник по основам экономической теории.-М.: Владос, 2003

9.Ольшевский В.Теория инфляции в России: исторический аспект//Вопросы экономики 2006 № 1

10.Осадчая И.Инфляция: причины и способы противодействия//Человек и труд 2008 № 4

11.Сулакшин С.С.Об инфляции «не по Кудрину»Москва:Научный эксперт,2009

12.Усов В.В. Деньги Денежное обращение Инфляция:Учебное пособие для вузов-М,;Банки и биржи,ЮНИТИ,1999

13 Хмыз О.Базовая инфляция и ее измерение//Экономист 2007 № 7

 

 

 

 

 

 

30

 



Информация о работе Антиинфляционная политика государства