Банк России как орган банковского регулирования и надзора

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 20:42, контрольная работа

Описание работы

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России. Главная цель надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Работа содержит 1 файл

БАНК РОССИИ КАК ОРГАН БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И НАДЗОРА.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

БАНК  РОССИИ КАК ОРГАН  БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И НАДЗОРА

  Банк  России является органом банковского  регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России. Главная цель надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

  Эффективные принципы банковского надзора получили закрепление в документах Базельского комитета по банковскому надзору. Базельский комитет выработал 25 принципов надзора, которые определили основные направления совершенствования и проявления банковского надзора на разных стадиях нахождения банковской системы и коммерческого банка в частности, от момента ее возникновения до банкротства. Эти принципы относятся к: предварительным условиям для эффективного банковского надзора (принцип 1); лицензированию и структуре (принципы 2—5); пруденциальным нормам и требованиям (принципы 6—15); методам постоянного банковского надзора (принципы 16—20); требованиям к информации (принцип 21); официальным полномочиям органов банковского надзора (принцип 22); международным банковским операциям (принципы 23—25). Кроме самих принципов, документ содержит объяснение различных методов, которые могут использовать надзорные органы при их применении.

Эффективная система  надзора предполагает четко определенные обязанности, функции и цели для каждого органа, вовлеченного в осуществление банковского надзора. Каждый орган должен обладать оперативной самостоятельностью и необходимыми ресурсами. Для банковского надзора нужны также: соответствующая правовая основа, включающая требования, относящиеся к лицензированию банковских учреждений и к надзору над ними в процессе функционирования; полномочия по проверке соблюдения законов, равно как и вопросов надежности, безопасности и устойчивости банков; правовая защита для органов банковского надзора и их сотрудников. Должны быть обеспечены правовые условия для обмена информацией между различными органами банковского надзора и ее конфиденциальность. Разрешаемые виды деятельности юридических лиц, которые лицензируются и подлежат надзору в качестве банков, должны быть четко установлены.

   Многие  из этих положений в том или  ином виде получили отражение в нормативных актах Банка России и в российском законодательстве после 1997 г., когда Банк России принял решение присоединиться к принятым документам Базельского комитета по банковскому надзору. Регулирующие и надзорные функции Банка России осуществляются через действующий на постоянной основе орган — Комитет банковского надзора, который объединяет структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.

Банк России играет немалую роль в контроле за возникновением коммерческих банков и кредитных организаций, что проявляется в создании и дополнении имеющейся правовой базы для их открытия и функционирования. Банк России в соответствии с ФЗ «О банках и банковской деятельности» и ФЗ «О Центральном банке Российской Федерцаии (Банке России)» издает инструкции, положения, указания, регламентирующие порядок создания банков, разрабатывает правила регистрации кредитных организаций, их слияния, реорганизации и закрытия. Правила регистрации в наиболее общем виде изложены в ФЗ «О. Центральном банке Российской Федерцаии (Банке России)» (гл. 10, ст. 59, 60) и дополнены конкретной Инструкцией № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций». Последняя отражает перечень документов, необходимых для получения лицензии и регистрации, квалификационные требования к руководству кредитной организации, виды лицензий, которые могут получить кредитные организации как при своем возникновении, так и при расширении деятельности, основные причины для отказа в выдаче и отзыва лицензии. Правила регистрации постоянно обновляются и дополняются в соответствии с изменяющейся обстановкой в целях улучшения качества банковской системы.

   Но  наибольшее значение как надзирающего и контролирующего органа Банк России имеет на стадии функционирования кредитной организации, когда он осуществляет комплексное регулирование и надзор. В этом качестве Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности, разрабатывает им обязательные нормативы, регламентированные ст. 62—72 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и уточненные Инструкцией № 110-И «Об обязательных нормативах банков». Она заменила в 2004 г. Инструкцию № 1 «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций», которая впервые была принята в 1990 г., а затем периодически пересматривалась. В Инструкции № 110-И предусматриваются следующие нормативы и порядок их расчета. 1.  Минимальный размер уставного капитала, который определен в размере 1 млн евро для вновь создаваемых банков и 5 млн евро для получения генеральной лицензии. .  Предельный размер неденежной части уставного капитала. Впервые попытка регулирования структуры уставного капитала коммерческого банка была предпринята в Инструкции ЦБ РФ от 11 февраля 1994 г. «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации». В соответствии с п. 2 Письма ЦБ РФ от 17 февраля 1995 г. было запрещено формирование уставного капитала ценными бумагами и нематериальными активами. В редакции Письма ЦБ РФ от 11 апреля 1996 г. доля материальных активов в структуре уставного капитала коммерческого банка в первые годы существования не должна была превышать 20% с доведением ее в последующем до 10% (при этом в расчет не включается стоимость зданий). В последующие годы ЦБ РФ неоднократно вносил изменения в указанные нормативные акты в связи с изменяющимися условиями, усилением степени регулирования. Вместо Инструкции от 11 февраля 1994 г. «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации» в 2002 г была принята Инструкция № 102-И «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации». В настоящее время Центральный банк РФ определил еще и ограничения по внесению иностранной валюты как части уставного капитала.

  1. Норматив достаточности капитала, который определяется как отношение собственных средств (капитала) банка к суммарному объему активов, взвешенных с учетом риска, за вычетом суммы созданных резервов под обесценение ценных бумаг на возможные потери по ссудам 2—4-й групп риска. В соответствии с Инструкцией № 110-И значение норматива с 2004 г. устанавливается в зависимости от размера собственных средств банка: от 5 млн евро — 10%, до 5 млн евро — 11%.
  2. Нормативы ликвидности банка (мгновенной, текущей, долгосрочной и общей, а также по операциям с драгоценными металлами).Они определяются как соотношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и видов активов и пассивов, других факторов и устанавливаются с 1 апреля 2004 г.в размере мин. 15%, мин. 50%, макс. 120%, мин. 20% и мин.10% соответственно.
  3. Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, который устанавливается в процентах от собственных средств банка (макс. 25%) и определяется како тношение совокупной суммы требований банка к заемщику к капиталу.
  4. Максимальный размер крупных кредитных рисков, определяющийся как процентное отношение совокупной величины крупных кредитных рисков и собственных средств банка.Максимальное значение этого норматива — 80%.
  5. Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставляемых банком своим участникам (акцинерам). Он рассчитывается как отношение совокупной суммы требований банка, взвешенных с учетом коэффициентариска и собственного капитала банка, которое не должно превышать 50%.
  6. Совокупная величина риска по инсайдерам банка, определяемая как отношение совокупной суммы требований-банка к инсайдерам к собственным средствам банка и устанавливаемая в размере не более 3%.
  7. Норматив использования собственных средств банков для приобретения акций (долей) других юридических лиц. Он устанавливается как процентное соотношение инвестируемых средстви собственных средств банка. Максимальный размер данного норматива — 25%.

  Стоит отметить, что с 1 апреля 2004 г. обязательные нормативы, установленные ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а именно: минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, размер собственных средств для действующих кредитных организаций в качестве

условия создания их дочерних организаций и (или) открытия их филиалов на территории иностранного государства, получения небанковской кредитной организацией статуса дочернего банка, предельный размер имущественных вкладов в уставный капитал кредитной организации, минимальный размер резервов, создаваемых под риски, размеры валютного и процентного рисков, обязательные нормативы для банковских групп и небанковских кредитных организаций, — устанавливаются другими нормативными актами Банка России.

  Помимо  определения нормативов Банк России в соответствии со ст. 73 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» вправе проводить проверки кредитных организаций и их филиалов. Они должны осуществляться либо уполномоченными Совета директоров, либо соответствующими аудиторскими фирмами. Проверки проводятся на основании Инструкции ЦБ РФ № 105-И от 2004 г. «О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Банка России». Их целью является определение реального финансового состояния кредитной организации и ее филиалов, выявление ситуации, угрожающей интересам кредиторов (в том числе вкладчикам), проверка соблюдения имя действующего законодательства (ст. 73 Закона). Проверки проводятся комплексно или по отдельным направлениям их деятельности. Комплексные проверки должны предусматривать проверку достоверности отчетов, соответствие выполняемых операций банковскому законодательству и нормативным актам Банка России, соблюдения обязательных экономических нормативов. Такие проверки проводятся не реже одного раза в 2 года. В соответствии со ст. 57 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» он вправе для этих целей запрашивать у коммерческих банков информацию об их деятельности по пе речню, определяемому Советом директоров Банка России. По результатам таких проверок Центральный банк РФ может направлять кредитной организации предписания об устранении нарушений действующего законодательства.

  • Проверки по отдельным направлениям деятельности в большей степени связаны с правильностью проведения банковских операций, выявлением нарушений обслуживания клиентов, нарушением сроков проведения расчетов и операций. В настоящее время контроль со стороны ЦБ РФ осуществляется по следующим направлениям:
  • расчет капитала; доходы и расходы;
  • порядок создания резерва на возможные потери по ссудам;
  • порядок создания резерва под обесценение ценных бумаг;
  • бухгалтерский учет неисполнения срочных сделок;
  • расчет нормативов в абсолютном и относительном выражении;
  • определение минимально допустимой величины норматива H1, 
    уставного капитала и собственных средств банка;
  • расчет нормативов небанковским кредитным организациям; 
    нормативы обязательных резервов;
  • особенности расчета открытых валютных позиций;
  • порядок уменьшения уставного капитала.

   В случае выявленных нарушений Банк России имеет право требовать их устранения, взыскивать штраф в размере до '/10% от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до 6 месяцев. Банк России также вправе: потребовать от кредитной организации осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры активов, замены руководителей кредитной организации, реорганизации кредитной организации, изменения нормативов на срок до 6 месяцев; ввести запрет на осуществление отдельных банковских операций на срок до 1 года, а также на открытие филиала на срок до 1 года; назначить Временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 6 месяцев; отозвать лицензию на осуществление банковских операций (ст. 73 Закона). В целях защиты интересов вкладчиков Банк России может назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия, своего уполномоченного представителя. С момента создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) или назначения арбитражным судом арбитражного управляющего де ятельность уполномоченного представителя прекращается (ст. 76-1 Закона). Эти санкции применяются Банком России в соответствии с Письмом ЦБ РФ от 2 ноября 1997 г. № 206, где отмечается, что до применения мер воздействия в виде ограничения и запрета проведения отдельных банковских операций ГУ ЦБ, совместно с руководителями Совета директоров и Правления кредитной организации должны рассмотреть недостатки в деятельности и определить меры по их устранению. Только при наличии реальной угрозы интересам вкладчиков и кредиторов, непредоставлении отчетности на две отчетные даты или предоставлении искаженной отчетности ограничения или запрет на проведение банковских операций могут быть незамедлительно приняты.

  Кроме этого Банк России осуществляет серьезный  надзор за коммерческими банками, имеющими филиалы. Основой для таких действий служит Инструкция от 11 сентября 1997 г. № 65-И «О порядке осуществления надзора за банками, имеющими филиалы» с последующими дополнениями и изменениями. Необходимость такого надзора обусловлена возникновением дополнительных рисков в деятельности банка, таких как региональные риски, территориальные и страновые риски, риск потери управляемости (вероятность принятия управляющим филиала не согласованных с Правлением головного банка решений или невыполнение общебанковских указаний и решений). Цель такого надзора — выявление указанных рисков, оценка степени риска деятельности филиала для банка и приведение этой деятельности в соответствие с нормами и требованиями ЦБ РФ. Выделяется несколько основных направлений в осуществлении такого надзора: проверка соответствующих функций и операций как самого банка, так и его филиала; оценка деятельности руководителей филиала; проверка соблюдения филиалом установленных для коммерческих банков норм и лимитов операций; оценка риска по осуществляемой филиалом банка деятельности.

Информация о работе Банк России как орган банковского регулирования и надзора