Банк России как орган банковского регулирования и надзора

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 20:42, контрольная работа

Описание работы

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России. Главная цель надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Работа содержит 1 файл

БАНК РОССИИ КАК ОРГАН БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И НАДЗОРА.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

Надзор  происходит в документарной форме, он включает: анализ отчетности; инспекционные проверки, осуществляемые Департаментом инспектирования кредитных организаций ЦБ РФ в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 1 декабря 2003 г. № 108-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального Банка Российской Федерации (Банка России)» и Инструкцией ЦБ от 25 августа 2003 г. № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Банка России», носящие комплексный либо тематический характер; применение мер воздействия. К ним относятся как предупредительные меры, определяемые Инструкцией ЦБ РФ от 31 марта 1997 г. № 59-И «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности» с последующими изменениями и дополнениями, так и серьезные санкции, о которых говорилось выше. К предупредительным мерам относят назначение проверки банка или его филиала, информирование банка о появлении неблагоприятных рыночных тенденций и консультирование его по вопросам оптимальной тактики функционирования в данной экономической ситуации. В случае отнесения банка к группе банков, находящихся в критическом финансовом положении, вводится запрет на осуществление им банковских операций купли-продажи иностранной валюты в наличной и безналичной форме (если же осуществляются меры по финансовому оздоровлению, то такие ограничения не вводятся).

  Особое  значение на данный момент Банк России придает созданию самих филиалов, это связано с предупреждением возникновения рисков на самом первом этапе формирования филиала. Порядок открытия филиалов банка регламентируется следующими нормативными актами: Инструкцией ЦБ РФ № 109-И «О порядке принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций», Инструкцией ЦБ РФ от 24 августа 1998 г. № 76-И «Об особенностях регулирования деятельности банков, создающих и имеющих филиалы на территории иностранного государства» с дополнениями, в которых ужесточены требования по открытию филиала.

  В последнее время Центральный  банк РФ уделяет все большее внимание проблеме внутрибанковского контроля. В 1997 г. было принято Положение ЦБ РФ от 28 августа 1997 г. № 509 «О внутреннем контроле». В 1999 г., проанализировав ситуацию с внутренним контролем, Банк России издал требование (от 7 октября 1999 г. № 289-Т) «О мерах по повышению уровня внутреннего контроля в банках», в котором обязывает территориальные учреждения проанализировать положение дел с созданием и состоянием внутреннего контроля в кредитных организациях. В конце 2003 г. было принято Положение ЦБ РФ № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».

  К кредитным организациям, не создавшим  служб внутреннего контроля или не обеспечившим организацию работы, применяются следующие меры воздействия:

  • установление контроля за выполнением предъявляемых требований;
  • активное использование права запрашивать информацию за любой период в процессе надзора за состоянием внутреннего контроля;
  • рассмотрение эффективности работы служб внутреннего контроля.

Особое  место в банковском надзоре после 1998 г. занимают вопросы финансового оздоровления кредитных организаций. В частности, кроме Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» было принято множество нормативных актов ЦБ РФ, отражающих основные моменты предупреждения несостоятельности кредитных организаций и мер по их преодолению, например: Инструкция ЦБ от 12 июля 1999 г. № 84-И «О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных учреждений», Указание ЦБ от 26 мая 1999 г. № 163-Т «Об организации работы территориальных учреждений Банка России по контролю за осуществлением кредитными организациями мер по финансовому оздоровлению». В дополнение к этому 31 марта 2000 г. Центральный банк РФ издал Указание-от 31 марта 2000 г. «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций», в котором, в частности, отмечается, что в целях организации банковского надзора территориальные учреждения Банка России относят все кредитные организации с точки зрения финансового состояния к одной из двух категорий, а в рамках каждой категории — к одной из двух классификационных групп.

I категория. Финансово стабильные кредитные организации: 1-я группа — кредитные организации без недостатков в деятельности; 2-я группа — кредитные организации, имеющие отдельные недостатки в деятельности.

2 категория. Проблемные кредитные организации: 3-я группа — кредитные организации, испытывающие серьезные финансовые трудности;

4-я группа  — кредитные организации, находящиеся  в критическом финансовом положении.

Рассматриваются основные критерии отнесения той  или иной кредитной организации к соответствующей группе и категории. Центральный банк РФ регулирует деятельность не только коммерческих банков, но и небанковских кредитных организаций. Основой такого регулирования выступают Положение ЦБ РФ от 8 августа 1997 г. № 516 «О пруденциальном регулировании деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам, и организаций инкассации» и Положение ЦБ РФ от 21 сентября 2001 г. № 153-П «Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих'депозитные и кредитные операции» (с изм. и доп. от 1 декабря 2003 г.).

Расчетные небанковские кредитные организации вправе осуществлять следующие операции: открытие и ведение счетов юридических лиц, осуществление расчетов по поручению юридических  

лиц, в  том числе банков и корпораций, по их банковским счетам. В зависимости от функционального назначения небанковские кредитные организации могут:

  • осуществлять обслуживание юридических лиц, в том числе кредитных организаций, на межбанковском, валютном рынках и рынке ценных бумаг;
  • проводить расчеты по пластиковым карточкам; 
    исполнять инкассацию денежных средств, векселей, платеж 
    ных и расчетных документов и кассовое обслуживание юри 
    дических лиц;
  • выполнять операции по купле-продаже иностранной валюты 
    в безналичной форме.

  В то же время в Положении четко  оговорено, что небанковские кредитные организации не вправе привлекать денежные средства юридических и физических лиц во вклады с целью их размещения от своего имени и за свой счет.

  Для направленного ведения банковского  надзора контроль за деятельностью кредитных организаций осуществляется Центральным банком РФ либо непосредственно, либо через специально создаваемые им организации, которые должны быть оперативно независимыми и иметь в своем распоряжении достаточные ресурсы.

  Таким образом, банковское регулирование  включает в себя следующие основные направления:

• установление обязательных для кредитных организаций правил проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности;

получение у кредитной организации необходимой информации об их деятельности и разъяснений по полученной информации;

  • регистрацию кредитных организаций в Книге государственной регистрации кредитных организаций, а также выдачу и отзыв лицензии на осуществление банковских операций;
  • контроль за приобретением юридическими и физическими лицами долей кредитных организаций;
  • установление обязательных нормативов;
  • проведение проверок;

применение  санкций к кредитным организациям в случае нарушения ими федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации,

а также  если эти нарушения или банковские операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков); осуществление анализа деятельности кредитных организаций с целью выявления ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков, стабильности банковской системы в целом.

Информация о работе Банк России как орган банковского регулирования и надзора