Банковская система и общественный сектор экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 20:28, реферат

Описание работы

Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, российские кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

Работа содержит 1 файл

5 Банковская система и общественный сектор эко.docx

— 126.38 Кб (Скачать)

Вместе с тем  именно использование этого инструмента  показывает, что результаты денежно-кредитной  политики слабо предсказуемы. Например, снижение ставки рефинансирования рассматривается  как мера, приводящая к расширению денежного предложения. Однако снижение ставки рефинансирования влияет на рыночную ставку процента, которая снижается, следовательно, увеличивается спрос  на наличные деньги и другие активы, спрос на которые находится в  обратной зависимости от уровня процентной ставки. В свою очередь спрос на депозиты снижается - мультипликатор уменьшается, но как и в каком периоде снижение ставки рефинансирования повлияет на банковский мультипликатор, сказать трудно. Поэтому в денежно-кредитной политике следует различать краткосрочные и долгосрочные периоды. В краткосрочном периоде снижение ставки рефинансирования является «расширительной» мерой, в долгосрочном - сдерживающей.

3.Операции с  государственными ценными бумагами  на открытом рынке.

Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

Операции центрального банка на открытом рынке оказывают  прямое влияние на объем свободных  ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение объема кредитных вложений в экономику, одновременно влияя  на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое  воздействие осуществляется посредством  изменения центральным банком цены покупки у коммерческих банков или  продажи им ценных бумаг. При жесткой  рестрикционной политике, результатом которой должен стать отток кредитных ресурсов с ссудного рынка, центральный банк уменьшает цену продажи или увеличивает цену покупки, тем самым увеличивая или уменьшая ее отклонение от рыночного курса.

Если центральный  банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские  счета; таким образом увеличиваются кредитные возможности банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения, а при необходимости трансформируются в наличные деньги. Если центральный банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачивают такую покупку, тем самым уменьшая свои кредитные возможности, связанные с эмиссией денег.

Кроме рассмотренных  выше традиционных денежно-кредитных  инструментов в рамках денежно-кредитной  политики может использоваться и  установление ориентиров роста денежной массы, а также валютное регулирование.

Управление наличной денежной массой представляет собой  регулирование обращения наличных денег, эмиссию, организацию их обращения  и изъятия из обращения, осуществляемые центральным банком.

Под валютным регулированием понимается управление валютными потоками и внешними платежами, формирование валютного курса национальной денежной единицы.

Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается  в том, что центральный банк вмешивается  в операции на валютном рынке с  целью воздействия на курс национальной валюты путем купли или продажи  иностранной валюты. Для повышения  курса национальной валюты центральный  банк продает иностранную валюту, для снижения этого курса скупает  иностранную валюту в обмен на национальную. Центральный банк проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс национальной валюты к его покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров

В основе денежно-кредитной  политики лежит теория денег, изучающая в том числе процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.

Длительное время  среди экономистов ведутся дискуссии  по вопросам значимости и роли денежно-кредитной  политики в условиях рынка, обусловленные  двумя различными подходами к  теории денег: модернизированной кейнсианской теорией и современным монетаризмом.

И современные  кейнсианцы, и монетаристы признают, что состояние денежной сферы и изменения в ней под воздействием денежно-кредитной политики влияют на состояние национальной экономики в целом, но оценивают по-разному и значение этого влияния, и его механизм: с точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитного регулирования должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов - спрос на деньги и их предложение.

Сторонники кейнсианства утверждают, что рыночная экономика  представляет собой неустойчивую систему  со многими внутренними «пороками». Поэтому государство должно активно  использовать различные инструменты  регулирования экономики, в том числе финансовые и денежно-кредитные, с целью достижения «эффективного совокупного спроса», высокого уровня занятости и максимально возможных темпов роста производства. Сам механизм денежно-кредитного регулирования с точки зрения кейнсианского подхода выглядит следующим образом: изменение денежного предложения является причиной изменения уровня процентной ставки, что в свою очередь приводит к изменению в инвестиционном спросе и через мультипликативный эффект инвестиций - к изменению уровня национального производства. Однако кейнсианцы отмечают, что цепь причинно-следственных связей между предложением денег и уровнем национального производства достаточно велика. Центральный банк для проведения денежно-кредитной политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки и как при этом изменится величина валового национального продукта). Кроме того, между приростом денег в обращении, инвестициями и наполнением рынка товарами и услугами существует определенный временной лаг.

В связи с  изложенным кейнсианцы считают денежно-кредитную политику не столь эффективным средством стабилизации экономики, как, например, использование инструментов фискальной или бюджетной политики.

Монетаристы считают, что корреляция между денежным фактором и объемом национального производства более тесная, чем между инвестициями и валовым национальным продуктом. При умеренном (слабовыраженном) снижении цен (умеренной дефляции) наблюдается рост общественного богатства. Однако при более значительной дефляции проявляются чистые убытки.

Количественная  теория денег, подчеркивает Фридмен, это прежде всего теория спроса на деньги: для домохозяйств это одна из форм обладания богатством, для фирм деньги являются капитальным благом. Фридмен отмечает, что каждый человек привыкает к определенной структуре своих активов: соотношение наличных денег и других видов активов. При увеличении денежного предложения привычное соотношение меняется и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, и, в конечном счете, это приводит к росту национального производства и, как следствие, валового национального продукта. Исходя из этого, Фридмен выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной денежно-кредитной политики, а именно: необходимо поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении. «Денежное правило» Фридмена предполагает строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении - в пределах 3-5% в год. Именно такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3-5% в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливаний в экономику будет ниже 3-5% годовых, то темп прироста валового национального продукта станет падать.

Знание теоретических  основ и концепций денежно-кредитной  политики еще не означает автоматической возможности ее эффективной разработки и достижения поставленных целей. Нельзя выбрать единую оптимальную для  всех стран одинакового уровня экономического развития денежно-кредитную политику. Она будет различаться в зависимости  от размеров, уровня развития и структуры  финансового рынка. На нее будут  воздействовать определенные временные  лаги и степень независимости  центрального банка.

5.4 Разработка денежно-кредитной  политики Банком  России

В соответствии с нормами Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной  денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект представляется Президенту РФ и Правительству РФ. Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете. Тем самым достигается единство целей проведения денежно-кредитной и финансовой политики.

При формировании концепции и определении целевых ориентиров денежно-кредитной политики Банк России исходит из результатов анализа развития экономики за предшествующий период и прогноза развития на предстоящий, программы социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу и текущих задач, содержащихся в проекте федерального бюджета. Поэтому документ, в котором отражены основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год, содержит следующие составляющие:

        1. Концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики.
        2. Краткая характеристика состояния экономики.
        3. Прогноз достижения текущих целей денежно-кредитной политики.
        4. Количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики в текущем году и прогноз возможности их достижения с помощью определенных мероприятий или корректировки целей.
        5. Сценарный (многовариантный) прогноз развития экономики России на предстоящий год.
        6. Прогноз основных показателей платежного баланса на предстоящий год.
        7. Целевые ориентиры собственно денежно-кредитной политики на предстоящий год с указанием интервальных ориентиров инфляции, денежной базы, денежной массы, изменения золотовалютных резервов.
        8. Показатели денежной программы на предстоящий год. В денежной программе приводятся прежде всего показатели по денежной базе и источникам ее формирования: за счет чистых внутренних активов органов денежно-кредитного регулирования, включая чистый кредит правительству и чистый кредит банкам, и за счет чистых международных резервов органов денежно-кредитного регулирования.
        9. Варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики для постижения целевых ориентиров.
        10. План мероприятий Банка России по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков, платежной системы.

Главной целью денежно-кредитной  политики России в предстоящие три года является постепенное снижение инфляции до 5-6% в 2010 году. При этом на 2008 год ставится задача снизить инфляцию до 6-7% из расчета декабрь к декабрю.

В 2008 году будут  использоваться принципы единой государственной  денежно-кредитной политики, сформировавшиеся в последние годы, однако в среднесрочной  перспективе ожидается изменение  макроэкономических условий ее проведения, что потребует переноса акцента  с программирования денежного предложения  на использование процентной ставки и перехода от управления валютным курсом к режиму свободно плавающего валютного курса.

В 2008 году Банк России продолжит работу по совершенствованию  системы инструментов денежно-кредитной  политики и их оперативное использование  для обеспечения устойчивого  состояния денежно-кредитной сферы  при различных сценариях социально-экономического развития страны.

Приоритет будет  иметь последовательная активизация  процентной политики и повышение  значимости канала процентных ставок в трансмиссионном механизме  денежно-кредитной политики по мере формирования необходимых экономических  предпосылок.

К ключевым факторам относятся: прогнозируемое в среднесрочной  перспективе значительное уменьшение положительного сальдо платежного баланса, соответствующее уменьшение участия  Банка России в операциях на внутреннем валютном рынке. Следствием этого должно стать замедление динамики денежного  предложения. В этих условиях можно  ожидать усиления влияния ставок по операциям Банка России на процентные ставки в российской экономике.

Последовательное  сужение коридора процентных ставок по операциям Банка России на денежном рынке в 2008 году останется стратегическим направлением процентной политики. В  условиях отмены ограничений на движение капитала повышение нижней границы  коридора будет осуществляться с  учетом риска масштабного притока  иностранного капитала.

Банком России будут использоваться инструменты  абсорбирования свободной банковской ликвидности, в первую очередь проводимые на регулярной основе операции с облигациями БР и депозитные операции. При этом в 2008 году основным каналом стерилизации (по объему абсорбируемых денежных средств) по-прежнему будет использование бюджетного механизма в рамках перехода с 1 февраля 2008 года к формированию Резервного фонда и Фонда будущих поколений.

Ведущую роль в  связывании Банком России свободных  денежных ресурсов будут играть рыночные инструменты, используемые на аукционной основе (аукционы по продаже облигации  БР и депозитные аукционы). Переход  к выпуску краткосрочных облигаций  БР будет способствовать упрощению  использования данного стерилизационного  инструмента и, соответственно, повышению  спроса на него со стороны участников денежного рынка. Одновременно в 2008 году Банк России продолжит применение инструментов постоянного действия, обеспечивающих связывание ликвидности  на короткие сроки (депозитные операции по фиксированным ставкам на стандартных  условиях).

Информация о работе Банковская система и общественный сектор экономики