Банковская система Казахстана. Банки второго уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 20:37, реферат

Описание работы

Банковская система Казахстана, пройдя в соответствии с Законом о банках и банковской деятельности в Казахской ССР от 07 декабря 1990 г. стадию реформирования, перешла от чисто государственной модели к смешанной. В республике была сформирована так называемая двухуровневая банковская система, где верхний уровень был представлен Государственным банком Казахской ССР, а нижний - остальными банками, в состав которых вошли как существовавшие на тот момент государственные специализированные банки (Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Внешэкономбанк), так и вновь создаваемые негосударственные банки (акционерные, кооперативные, в форме хозяйственных товариществ и т.д.).

Содержание

Глава I Банковская система Казахстана:


1.1. Становление банковской системы……………………………………...3
1.2. Роль банков в рыночной экономике……………………………………5




Глава II Банки второго уровня:

2.1. Виды банков второго уровня………………………………………………6
2.2. Функции коммерческих банков…………………………………………...8




Заключение…………………………………………………………………...11

Список использованной литературы……………………………………….12

Работа содержит 1 файл

Банковская система Казахстана .doc

— 107.00 Кб (Скачать)

     Министерство  образования и науки Республики Казахстан

     Казахстанский Многопрофильный Институт «ПАРАСАТ» 
 
 
 
 
 
 

     Реферат

     тема: «Банковская система Казахстана. Банки второго уровня» 
 
 
 
 
 
 

     Выполнила ст.:.

     Гр.:ЗФ СП-09-2

     Проверила: Савельева С.Е. 
 
 
 
 
 

     Алматы, 2011

 

     План: 
 
 

Глава I Банковская система Казахстана: 
 

    1. Становление банковской системы……………………………………...3
    2. Роль банков в рыночной экономике……………………………………5
 
 
 
 

Глава II Банки второго уровня: 

    1. Виды банков второго уровня………………………………………………6
    2. Функции коммерческих банков…………………………………………...8
 
 
 
 

Заключение…………………………………………………………………...11 

Список использованной литературы……………………………………….12 
 
 
 

Глава I  Банковская система Казахстана 

    1. Становление банковской системы
 

Банковская система  Казахстана, пройдя в соответствии с Законом о банках и банковской деятельности в Казахской ССР от 07 декабря 1990 г. стадию реформирования, перешла от чисто государственной модели к смешанной. В республике была сформирована так называемая двухуровневая банковская система, где верхний уровень был представлен Государственным банком Казахской ССР, а нижний - остальными банками, в состав которых вошли как существовавшие на тот момент государственные специализированные банки (Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Внешэкономбанк), так и вновь создаваемые негосударственные банки (акционерные, кооперативные, в форме хозяйственных товариществ и т.д.). Все банки нижнего уровня, включая государственные, были уравнены в своем статусе и объединены общей категорией "коммерческие". В дальнейшем госбанки преобразовались в акционерные (кооперативные, частные), приобрели новых участников, т.е. фактически утратили статус государственных. В этой части банковская реформа оказалась не совсем удачной, что побудило Правительство создавать новые государственные специализированные банки: Экспортно-импортный банк (1994 г.) для обслуживания внешнеэкономической деятельности государства, Государственный реабилитационный банк (1995 г.) для свертывания деятельности предприятия до жизнеспособного уровня и восстановления его платежеспособности, Республиканский бюджетный банк (1996 г.) для обслуживания бюджетных организаций, исполнения функций расчетно-кассовых центров, сбора общегосударственных налогов - фактического исполнения функций Казначейства.

После распада  СССР и обретения Казахстаном в 1991 г. статуса суверенного государства возникла необходимость дальнейшего реформирования банковской системы республики, создания ее правовой основы, принятия новых законодательных актов, регулирующих банковскую деятельность. Данным обстоятельством было продиктовано принятие 13 апреля 1993 г. Закона Республики Казахстан "О Национальном банке Республики Казахстан" и 14 апреля 1993 г. Закона Республики Казахстан "О банках в Республике Казахстан". Принятие указанных нормативных актов закрепило двухуровневую банковскую систему и определило порядок взаимоотношений Национального банка Республики Казахстан с банками второго уровня. Кроме того, это способствовало созданию в Казахстане большого количества (около двухсот) банков второго уровня, что отвечало на первоначальном этапе экономических реформ требованиям развития рыночных отношений и формирования благоприятной конкурентной макроэкономической среды. 
 

В Казахстане развита  система рыночных отношений и  банк становится если не главной, то одной из важнейших структур. Если раньше банковское дело в Казахстане находилось на довольно низком уровне, как развития, так и по уделяемому вниманию в учебных заведениях, то сейчас это одна из наук, развивающихся наиболее быстрыми темпами.  

Понятие «система» широко используется современной наукой. Термином «система» охотно оперируют не только ученые, философы, но и деятели культуры и искусства, организаторы производства и работы банков.  

В одном из лучших немецких учебников «Банковское  дело» под редакцией проф. Х.Е. Бюшгена отмечается, что банковская система состоит из универсальных и специализированных банков, эмиссионного банка. Ценральный банк играет ведущую роль - роль банка банков.  

В Казахстане собственная  банковская система появилась после  получения суверенитета, в декабре 1990 г. Уже в январе 1991г. был принят Закон " О банках и банковской деятельности в Казахской ССР", что было по существу началом банковской реформы в стране. Республиканский Государственный банк был преобразован в Национальный банк Республики Казахстан с областными управ­лениями и отделениями. В 1993 г. акционерно-комерческие банки были преобразованы в акционерные банки, а Сбербанк переименован в Народный банк Республики Казахстан.  

После, Республика Казахстан согласно статье 3 Указа Президента РК “О банках и банковской деятельности” имеет двухуровневую банковскую систему. Национальный банк является центральным банком государства и представляет собой верхний уровень банковской системы. Задачи, принципы деятельности, правовой статус и полномочия Национального банка определяются Указом Президента РК, имеющем силу закона, “О Национальном банке Республики Казахстан”. Все иные банки представляют собой нижний уровень банковской системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Роль  банков в рыночной экономике.
 

Банки являются главными финансовыми посредниками в рыночной экономике. В процессе своей деятельности они создают  новые требования и обязательства, которые становятся товаром на денежном рынке. Так, принимая вклады клиентов, банк создает новое обязательство — депозит, а выдавая ссуду — новые требования к заемщику. Этот процесс создания новых обязательств и новых требований составляет основу финансового посредничества. Движение, перемещение, переливы финансовых ресурсов от кредитора к заемщикам и связанная с ними деятельность финансовых институтов называется финансовым посредничеством.  
 

В процессе управления экономикой банки используют главным  образом экономические методы управления, которые выражают экономические  отношения, а экономические отношения  каждого данного общества проявляются прежде всего как интересы, а экономические интересы являются целью производства, его движущим фактором. Исходя, из этого управление с помощью экономических методов состоит в воздействии на экономические интересы. Из такого понимания интересов следует, что воздействие на них можно оказывать посредством удовлетворения потребностей. Банки через экономические методы управления, например кредитование, удовлетворяют потребности различных звеньев экономики в заемных средствах разными кредитами или через осуществление безналичных расчетов удовлетворяют потребности экономики в бесперебойном ее функционировании, обеспечивают бесперебойное движение общественного продукта.  
 

Поскольку банки  являются органами экономического управления, то их ответственность перед своими клиентами носит экономический характер. Экономическая ответственность банков связана прежде всего с результатами хозяйственной и финансовой деятельности обслуживаемых ими хозяйственных органов независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности, т.е. своих акционеров. Вокруг банков группируются фирмы и компании, зависимые от них или сами определяющие деятельность тех или иных банков. Последние проводят ту кредитную политику, которая при прочих равных условиях обеспечивает прибыль, организуют операции наиболее выгодно для себя и своих клиентов.  
 

Банки через  ведение счетов предприятий, организаций  и населения осу­ществляют контроль за совокупным денежным оборотом, а  через него — за ходом хозяйственных  процессов и влияют на эти процессы. В банковской системе сосредоточены все денежные фонды общества: средства государства, средства хозяйственных звеньев, сбережения населения и др. Банки активно участвуют в формировании этих фондов, ведут контроль за их использованием, регулируют денежный оборот и тем самым влияют на ход воспроизводственного процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II  Банки второго уровня 

    1. Виды  банков второго уровня.

Проводимая в  стране экономическая реформа открыла  новый этап в развитии банковского  дела. Особую актуальность в условиях перехода к рынку приобретают вопросы перспектив развития банков и других кредитных институтов в нашей стране, ее практическая реализация. 

Решение поставленной задачи возможно лишь на основе изучения практического осмысления функционирования казахстанских, а также зарубежных банков и внедрения наиболее прогрессивных, рациональных форм и методов работы на практике. 

В последние  годы идет бурный процесс формирования финансовых рынков - денежного рынка  и рынка капиталов. Развития последнего невозможно без совершенствования двуединого, взаимосвязанного процесса мобилизации сбережений и инвестирования средств. Сбережения представляют собой разность между доходами и потреблением. 

Инвестиции - вложения средств с целью получения  дохода. Формы инвестирования сбережений могут быть различными: прямое вложение средств в производство и косвенное, когда между владельцами сбережений и их конечным «потреблением» выступают те или иные финансовые посредники. Важно, чтобы в конечном счете вложенные средства выступали как фактор, способствующий развитию производства и оздоровлению экономики. 

Выполнение банковских операций с широкой клиентурой - важная особенность современной  банковской деятельности во всех странах  мира, имеющих развитую кредитную  систему. 

Известно, что ведущие коммерческие банки Казахстана стремятся выполнять широкий круг операций и услуг для своих клиентов с тем, чтобы расширить свою доходную базу, повысить рентабельность и конкурентоспособность. При этом важно иметь в виду, что развитие банковской деятельности предполагает предоставление банковских услуг с минимальными издержками для клиентов и самого банка, использование приемлемых цен на услуги, необходимые клиентам. 

Эффективная гибкая система банковских операций с широкой  клиентурой может и должна способствовать мобилизации внутренних сбережений. Особое значение приобретает в этой связи гибкое банковское обслуживание, способное реагировать на формирующиеся потребности изменяющейся экономики. 

Конкуренция на рынке банковских услуг также  влияет на количественные и качественные характеристики банковского обслуживания. 

На ряду с  выполнением традиционных банковских услуг населению - привлечением средств  в депозиты, предоставлением ссуд и осуществлением расчетно-кассового  обслуживания населения - современные банковские институты в нашей стране начинают выполнять также электронные услуги, маркетинговые исследования по заказу клиентов, валютные операции, прочие услуги, в том числе трастовые, информационно-справочные консультационные, фондовые и другие.

Значение активизации  роли банков, обслуживающих население, состоит в том, чтобы при наименьших затратах содействовать максимальному эффекту, наиболее полному удовлетворению потребностей клиентов в банковском обслуживании, улучшению качества банковского обслуживания частных лиц, расширению спектра банковских услуг и снижению их себестоимости. 

Все банки, функционирующие  в Казахстане, кроме Национального  банка РК, представляют собой второй уровень банковской системы и  поэтому получили название «банки второго уровня». 

Юридической основой  деятельности банков второго уровня Закон «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»  

В соответствии с Законом банк второго уровня в Казахстане является юридическим  лицом, осуществляющим независимо от собственности, коммерческую деятельность, основная цель функционирования которого - получение прибыли.  

Банки второго  уровня вправе открывать свои дочерние банки, филиалы и представительства  как на территории Казахстана, так  и за его пределами. 

Деятельность банков регулируется Конституцией и Законодательством Республики Казахстан, а также нормативными правовыми актами Национального банка РК.  

Список банков второго уровня :

ОАО «Народный  Сберегательный Банк Казахстана» , ОАО  «Казкоммерцбанк», ОАО «Цесна Банк», ОАО «Темірбанк», ОАО «Нурбанк»,ОАО «Банк Каспийский», ОАО «Банк ЦентрКредит»,ЗАО ДБ «HSBC Банк 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Функции коммерческих банков.
 

Сущность деятельности банков проявляется в выполнении ими определенных функций, которые  отличают их от других органов. 

Банковскую услугу можно охарактеризовать как выполнение банком определенных действий в интересах  клиентов. В основе любого банковского  продукта лежит необходимость удовлетворения какой-либо потребности.  

Информация о работе Банковская система Казахстана. Банки второго уровня