Банковская система Кыргызстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть историю становления и развития банковской системы Кыргызской Республики, а также ее анализ современной банковской системы.
Исходя из цели поставлены следующие задачи:
 Изучить этапы становления банковской системы;
 Показать правовые основы банковской системы в Кыргызской Республике;

Содержание

Введение………………………………………………………………….……3

Глава 1. Теоретические основы БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ и ее влияние на экономическое развитие.
1.1.Этапы становления банковской системы ………………..…………….5
1.2. Зависимость экономического роста от коммерческих банков…………………………………………………………………..……8

Глава 2. Анализ Современной банковской системы Кыргызстана.
2.1. Правовые основы банковской системы в Кыргызской Республике……………………………………………………………….….11
2.2. Роль НБКР в банковской системе Кыргызской Республики…….…14
2.3. Анализ деятельности коммерческих банков Кыргызской
Республики ………………………………………………………………...18

Глава 3. Перспективы развития банковской системы Кыргызской Республики
3.1. Проблемы развития банковской системы КР……………………..…24
3.2. Основные направления развития банковской системы КР……..…..25

Заключение ……………………………………………

Работа содержит 1 файл

банковская система КР 2011.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

     7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

     8) регистрирует эмиссию  ценных  бумаг  кредитными  организациями  в соответствии с законами;

     9)  осуществляет  самостоятельно  или  по  поручению   Правительства КР все  виды  банковских  операций,  необходимых  для выполнения основных задач Нац.Банка;

     10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

     11) организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через  уполномоченные  банки  в  соответствии  с  законодательством КР;

     12) принимает  участие  в  разработке  прогноза  платежного  баланса КР и  организует   составление   платежного   баланса КР;

     13) в  целях  осуществления  указанных  функций  проводит  анализ  и прогнозирование состояния экономики КР в  целом  и  по регионам, прежде всего денежно-кредитных,  валютно-финансовых  и  ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;

Для реализации возложенных на него  функций  НБ участвует в разработке экономической  политики  Правительства  КР.

     Национальный Банк и Правительство КР информируют  друг друга о предполагаемых действиях, имеющих  общегосударственное  значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.

     Нац.Банк консультирует Министерство финансов КР по вопросам графика выпуска  государственных  ценных  бумаг  и  погашения государственного долга с учетом их воздействия  на  состояние  банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики[8].

Функции   Национального  Банка 

Рассмотрим функции, которые традиционно выполняет любой НБ: осуществление монопольной эмиссии банкнот;  проведение денежно-кредитного регулирования, валютной политики; рефинансирование кредитно-банковских институтов;  регулирование деятельности кредитных институтов, т.е. осуществление банковского надзора; функция финансового агента правительства.

Эмиссия банкнот.

За Нац.Банком как представителем государства законодательно закреплено осуществление эмиссия  наличных  денег,  организация  их  обращения  и изъятия из обращения на территории  КР.

В целях  организации  наличного  денежного  обращения  на территории Кыргызской Республики на Нац.Банк возлагаются  следующие функции:

     прогнозирование и организация  производства,  перевозка  и  хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;

     установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных  денег для кредитных организаций;

     установление признаков платежеспособности денежных знаков и  порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;

     определение порядка ведения кассовых операций.

Инструменты с помощью которых НБКР влияет на экономику государства:

Проведение денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная политика НБ представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Ее цель - регулирование экономики посредством воздействия на состояние совокупного денежного оборота, он включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках.

Аккумулирование денежных средств населения в банках.

По данным годового отчета, видно, что в про­шлом году 57,6 процента наличных денег находилось вне банков. Совершенно очевидно, что для действенного регу­лирования денежного обращения не­обходимо, чтобы более половины де­нег были аккумулированы в банках.

Изменение норм обязательных резервов.

В соответствии с инструкцией «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков» и Указания о порядке формирования Национализованых фондов банковской системы Кыргызстана за счет взносов коммерческих банков НБ образует резервный фонд кредитной системы КР, средства которого формируются за счет резервирования в нем определенной доли  привлеченных коммерческими банками средств сторонних организаций, которые используются в качестве кредитных ресурсов.

Фонд обязательных резервов - это обязательная норма вкладов коммерческих банков в НБ, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент  от общей суммы вкладов коммерческих банков. Он создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства  по возврату ранее привлеченных денежных средств за счет того, что часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.

Регулирование официальной учетной ставки НБ.

Учетная ставка используется НБ в операциях с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций, коммерческих векселей и других ценных бумаг,  отвечающих требованиям НБ и является оперативным инструментом государственного влияния на рынок ссудных капиталов (в зависимости от его состояния может меняться в течение года ).

Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных процентных ставок; её изменение по предоставленным Нац.банком кредитам, увеличивая или сокращая предложение кредитных ресурсов, регулирует тем самым и спрос на них.

Проведение валютной политики.

Нац.Банк представляет интересы КР во взаимоотношениях с Национальными банками иностранных государств, а также в международных   банках   и    иных    международных    валютно-финансовых организациях.

НБ является проводником государственной валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны и  осуществляет  эту   функцию   в соответствии с Законом "О валютном  регулировании  и валютном контроле".

От имени правительства НБ регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. НБ, как правило, предоставляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях[9].

Для  осуществления  своих  функций Нац.Банк может открывать представительства в иностранных государствах.

Рефинансирование коммерческих банков.

Рефинансирование коммерческих банков, т.е. предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности. Цель рефинансирования - воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, НБ выступает в качестве банка банков.

Регулирование деятельности кредитных институтов.

Нац.Банк является органом банковского регулирования  и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Банковский надзор - это целый ряд комплексных мер и действий, ко­торые осуществляются Нацбанком. Нацбанк, как орган над­зора, и регулирования деятельности банков и других финансово-кредитных учреждений, осуществляет постоянное наблюдение за их деятельностью в це­лях сохранения стабильности, эффек­тивности, безопасности банковской системы, защиты интересов вкладчи­ков и сохранения доверия населения к банкам. Понятие банковский надзор подразумевает также обеспечение возможности контроля за деятельно­стью банков со стороны общественно­сти - акционеров, вкладчиков и дру­гих клиентов. Для этого финансово-кредитные учреждения обязаны пуб­ликовать свои балансы, отчеты о фи­нансовых показателях, следуя в своей деятельности принципам открытости и законности.

 

 

2.3. Анализ деятельности коммерческих банков Кыргызской Республики.

По состоянию на 30 ноября 2010 года на территории Кыргызской Республики действовал 21 коммерческий банк (включая Бишкекский филиал Национального банка Пакистана) и 210 филиалов коммерческих банков.  

На 30 ноября 2010 года по ряду основных показателей (активы, обязательства, капитал) банковской системы Кыргызской Республики отмечается снижение. С начала 2010 года отмечается рост по показателю объем депозитов физических лиц. Прирост депозитов физических лиц с начала 2010 года составил 12,8 процентов и по абсолютной величине депозиты физических лиц достигли уровня 10,83 млрд. сомов. В целом рост депозитов физических лиц банковской системы свидетельствует о сохранении доверия к банковской системе со стороны домохозяйств/населения страны.[10]   

 

С начала 2010 года суммарные активы банковской системы снизились на 22,4%, составив 52,77 млрд. сомов (снижение на 15,21 млрд. сомов, что в значительной степени связано со снижением показателей ОАО «Азия Универсал Банк» (АУБ) в период с апреля по октябрь 2010 года, а затем и исключением этого банка в ноябре 2010 года из банковской системы).  

В структуре активов доля средств, размещенных в кассах банков и их корсчетах в НБКР, составила 16,4% всех активов или 8,64 млрд. сомов (на начало 2010 года – 9,18 млрд. сомов или 13,5%). Основным фактором уменьшения активов в абсолютном выражении стало уменьшение средств, размещенных на корсчетах в НБКР, на 1,33 млрд. сомов (или на 24,3%).  

На 72,7% или 12,20 млрд. сомов с начала 2010 года снизился объем средств, размещенных на корреспондентских счетах в других банках3, их доля в суммарных активах составила 8,7% (на начало 2010 года – 27,4%)[11].  

Портфель ценных бумаг, удерживаемых коммерческими банками до погашения, составив на отчетную дату 3,67 млрд. сомов, снизился с начала года на 52,2%. К совокупным активам банковской системы портфель ценных бумаг составил 6,9%.   

Депозитная база  

По состоянию на 30 ноября 2010 года общая депозитная база банковской системы составила 30,54 млрд. сомов (снизившись с начала 2010 года на 28,7%, без учета АУБа - прирост депозитной базы составил 21,2%), из них:   

· депозиты предприятий и населения составили 24,88 млрд. сомов, снизившись с начала 2010 года на 25,0%, без учета АУБа - прирост составил 34,1%;   

· депозиты банков и других ФКУ составили 3,35 млрд. сомов, снизившись с начала 2010 года на 26,2%; депозиты органов власти составили 2,32 млрд. сомов, снизившись по сравнению с 31 декабря 2009 года на 54,9% (на начало 2010 года депозиты органов власти составляли 5,13 млрд. сомов).  

 

Общее финансовое состояние банковской системы на 2010 год

Справочно: Объем кредитов органов власти по состоянию на 30 ноября 2010 года составил 1,30 млрд. сомов (на 31 декабря 2009 года – 1,43 млрд. сомов).  

Депозиты предприятий и населения (здесь и далее в данную категорию не включаются депозиты банков и других ФКУ, а также депозиты органов власти) по состоянию на 30 ноября 2010 года представлены следующим образом:  

· депозиты юридических лиц – 14,04 млрд. сомов или 56,5% общего объема депозитов предприятий и населения (на начало 2010 года – 23,56 млрд. сомов или 71,0%);  

· депозиты физических лиц – 10,83 млрд. сомов или 43,5% общего объема депозитов предприятий и населения (на начало 2010 года – 9,61 млрд. сомов или 29,0%).   

На 30 ноября 2010 года снижение по депозитам юридических лиц составило 40,4%, а без учета АУБа - прирост на 31,9%.   

Прирост объема депозитов физических лиц составил 12,8%. Рост депозитов физических лиц рассматривается как прямое свидетельство сохраняющегося доверия к банковскому сектору со стороны домохозяйств/населения страны.  

В ноябре 2010 года средневзвешенные процентные ставки по вновь принятым срочным депозитам в национальной валюте составили 11,3% (в аналогичном периоде 2009 года – 9,7%), в иностранной валюте – 7,6% (в аналогичном периоде 2009 года – 9,5%).   

Кредитный портфель 

По состоянию на 30 ноября 2010 года общий кредитный портфель банковской системы составил 23,85 млрд. сомов (в том числе сумма дисконта составила 58,1 млн. сомов), снизившись по сравнению с началом 2010 года на 5,2% (на начало 2010 года – 25,17 млрд. сомов).   

Далее анализ кредитного портфеля коммерческих банков проведен без учета дисконта по кредитному портфелю.   

Объем кредитов клиентам (остатков задолженности по кредитам) по состоянию на 30 ноября 2010 года составил 23,79 млрд. сомов, снизившись по сравнению с началом 2010 года на 5,3% (на начало 2010 года – 25,12 млрд. сомов).   

Сумма чистого кредитного портфеля7 снизилась за отчетный период на 6,1%, составив по состоянию на 30 ноября 2010 года 23,20 млрд. сомов.  

В ноябре 2010 года средневзвешенные процентные ставки по вновь выданным кредитам в национальной валюте составили 23,5% (в аналогичном периоде 2009 года – 25,8%), в иностранной валюте – 20,4% (в аналогичном периоде 2009 года – 20,0%). 

Классификация активов.


  

По состоянию на 30 ноября 2010 года объем активов, подлежащих классификации, составил 49,71 млрд. сомов (на начало 2010 года – 50,24 млрд. сомов). В отношении качества активов необходимо отметить, что в общем объеме активов, подлежащих классификации, доля неклассифицированных активов составила на 30 ноября 2010 года 87,9%, а классифицированных – 12,1% (на начало 2010 года эти соотношения составляли 91,8% и 8,2%, соответственно). По состоянию на 31 октября 2010 года осуществляли деятельность 22 коммерческих банка, включая АУБ, при этом доля классифицированных кредитов составила 17,0%.  

Информация о работе Банковская система Кыргызстана