Банковская система РФ. Проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение проблемы и перспективы развития банковской системы Российской Федерации.
Задачи для раскрытия данной темы:
Рассмотреть основные понятия банковской системы, ее признаки;
Рассмотреть основные понятия и структуру банковской системы Российской Федерации;
Проанализировать проблемы и перспективы развития банковской системы Российской Федерации;
Раскрыть основные направления совершенствования банковской системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРА………………………………………………………………………5
1.1 Понятие, структура и функции банковской системы России……………...5
1.2 Особенности функционирования банковской системы РФ………………10
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………...14
2.1.Доля государственного участия в банковской системе России…………..14
2.2. Банковская система России в условиях кризиса………………………….20
2.3. Перспективы развития банковской системы Российской Федерации…..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….33

Работа содержит 1 файл

Банковская система РФ. Проблемы и перспективы развития.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

Внутри группы банков, контролируемых государством, тоже происходят структурные сдвиги. Обнаружилась тенденция к ускоренному росту банков, принадлежащих государственным банкам и компаниям и госкорпорациям. В начале 2002 г. на них приходилось 11,2% всех активов данной группы банков, а к июлю 2010 г. уже 18,1%. Зато вклад банков, находящихся в федеральной собственности, уменьшился с 82,7 до 75,4%. Доля банков в собственности регионов и муниципальных образований почти не претерпела изменений (6,1 -6,4%).

Таким образом, прямое государственное участие  в капитале коммерческих банков постепенно замещается косвенным; государство делегирует свои полномочия «надежным» компаниям. Распространение получают многоуровневые вертикальные структуры пирамидальной формы, во главе которых находится крупный государственный банк или компания, чаще всего - сырьевая или транспортная монополия. Структура верхнего уровня имеет контрольный пакет акций в компании на один уровень ниже, и так далее по цепочке. Государство и/или его отдельные представители сохраняют необходимую степень контроля, пусть и опосредованного, над важными решениями каждой из компаний нижестоящих уровней.

Приведем конкретный пример. Государство контролирует ОАО «Газпром», с которым аффилирован «Газпромбанк», которому в свою очередь принадлежит несколько дочерних банков (ГПБ-Ипотека, Кредит-Урал и другие). По формальным признакам все эти банки, особенно «внучатые», нельзя включать в число контролируемых государством, однако содержательный анализ требует их включения. Еще один пример: «Межрегионгаз» как одно из подразделений государственного концерна «Газпрома» контролирует «Газэнергопромбанк», который приобрел «Собинбанк», который, в свою очередь, контролировал «Русский ипотечный банк». Между государством и последним звеном в этой цепочке мы видим три промежуточных уровня управления и контроля. «Русский ипотечный банк» не ассоциируется с собственностью государства, и тем не менее мы считаем, что он может контролироваться государственным капиталом.

Выстраивание  многоярусного вертикального холдинга, как правило, вписывается в давно  известную и описанную в научной литературе стратегию «окапывания» ключевого акционера против внешних акционеров. «Окапывание» - это способ «уйти, чтобы остаться», т. е. сохранить контроль над компанией при уменьшении своей доли в акционерном капитале. В роли «окапывающегося» акционера может выступать как частный владелец, так и государство. Создание многоуровневых холдингов и перевод контроля над банками от органов исполнительной власти к государственным компаниям нацелено на решение различных задач.

Во-первых, реализация такой стратагемы скрывает истинные масштабы государственного присутствия в экономике, что для отдельных лиц предпочтительно с политической и пропагандистской точек зрения. Во-вторых, что гораздо важнее, возникают благоприятные условия для «оппортунистических» действий со стороны инсайдеров данных банков их высших менеджеров, членов руководящих органов и чиновников государственных ведомств. Иметь юридическую возможность осуществлять контроль в интересах государства и реально осуществлять такой контроль - это далеко не одно и то же. Ведь речь идет о второй или третьей производной от государственной собственности. Длинная цепочка корпоративных структур, воздействие из центра на каждую из которых требует соблюдения процедур и сроков, позволяет при желании нейтрализовать любые управляющие импульсы, противоречащие интересам инсайдеров. Это касается дивидендной политики, распоряжения активами, состава органов управления и их вознаграждения, направлений кредитования, сделок с аффилированными сторонами. Не случайно банки данной категории обычно скупы в выплате дивидендов. Государство в целом несет бремя рекапитализации и поддержки ликвидности таких банков, не получая при этом практически никаких выгод от владения ими. Здесь имеет место приватизация прибылей и национализация убытков.

 

2.2. Банковская система России в условиях кризиса

 

Банковская  система является ключевым элементом  денежно-кредитной системы, и во всех странах признается важнейшим  фактором развития экономики, способствующим развитию всего государства. От состояния банковской системы России во многом зависят перспективы устойчивого развития страны, ее положение на международной арене, благополучие граждан.

Банки относят  к числу наиболее регулируемых организаций  и учреждений. Это связано с  ролью финансовых институтов как кровеносной системы экономики. Надежность и независимость банковской системы является одной из основ экономической безопасности, независимости самого государства. Можно не иметь собственного авиастроения или автомобильной промышленности, но ни одно государство не доверит свою банковскую систему другому государству. Известны примеры сравнительно небольших государств, которые за счет мощной банковской системы играют ведущие роли в мировой экономике

В 1990-ые годы по странам с развивающейся и переходной экономикой прокатился ряд финансовых кризисов. Среди наиболее серьезных отметим кризис 1996-1996 гг., серьезно поразивший Мексику, Аргентину, Бразилию, Филиппины, и кризис 1998-1999 гг., затронувший страны Юго-Восточной Азии, а также Россию и Бразилию. Особенностью валютных кризисов 1990-ых годов стало совпадение их по времени с банковскими кризисами. Статистика показывает, что если в 1970-ые - начале 1980-ых годов из 25 валютных кризисов только 3 сопровождались кризисными событиями в банковском секторе, то после 1985 года каждый второй валютный кризис (28 из 52) совпадал с кризисом в банковской сфере. Для обозначения подобных кризисов был придуман специальный термин - «двойные» кризисы. Кризис 1999 года оказал сильное влияние на российскую экономику в целом, затронув при этом и финансовую систему страны. Наряду с негативным воздействием, кризис оказал и положительное влияние на многие отрасли экономики, включая банковский сектор. Как следствие кризиса, исчез ряд неэффективных предприятий, которые возникли в период начала 90-х годов и могли оказать отрицательное влияние на экономический рост в будущем.

Новый кризис имеет  глобальный характер не только по своей  географии, но и по воздействию на все составляющие социально-экономической  системы: производство, товарные рынки, финансовая система, включая банковскую систему.

Анализ выживших после кризиса 1999 г. банков, показал, что некоторые даже усилили свои позиции по сравнению с докризисным состоянием. Неустойчивыми оказались банки, вовлеченные в финансовые спекуляции. Большие банки, составлявшие до кризиса ядро банковской системы, пострадали в наибольшей степени. Например, Инкомбанк, СБС-Агро, Менатеп, Онэксимбанк, Мосбизнесбанк, Промстройбанк РФ и другие, лицензии которых были отозваны вскоре после кризиса, хотя их позиции казались непоколебимыми. В последующие годы эти банки, а также целый ряд других, был ликвидированы.

Операции с  клиентами превратились после кризиса  в основной легальный путь получения  прибыли. Банки, которые активно  занимались клиентским обслуживанием  и аккумулировали средства устойчивых клиентов, имеют лучшие показатели развития. К 2003 году банковская система в основном восстановила свои позиции после кризиса 1999 г. (табл. 4, по данным Банка России). Уже в 2003 г. свыше 90% кредитных организаций имели положительные финансовые результаты. Динамично росли активы, ссуды клиентам, вклады населения и другие показатели. В реальном исчислении до 2009 года капитал, активы, другие показатели банковской системы возрастали с темпами существенно выше роста ВВП. Вместе с тем основные показатели банковской системы России остаются ниже, чем в развитых и многих развивающихся странах.

Таблица 4

Показатель (на конец  года)

1999

2000

2002

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Активы (пассивы), млрд. руб.

1046,6

1586,4

2362,5

3159,7

4145,3

5600,9

7136,6

9750,3

14045,5

20241,1

29196,4

Собственные средства (капитал), млрд. руб.

76,5

168,2

286,4

453,9

581,3

815,6

946,6

1241,8

1692,7

2671,5

3811,1

в % к активам

7,3

10,6

12,1

14,4

14,0

14,6

13,3

12,7

12,1

13,2

13,1

Кредиты нефинансовым организациям, млрд. руб.

298,6

444,2

758,3

1176,8

1591,4

2299,9

3189,3

4187,9

5802,7

8730,9

12843,5

в % к активам банковской системы

28,5

28,0

32,1

37,2

38,4

46,4

44,7

43,0

41,3

43,1

44,0

Депозиты и прочие привлеченные средства физ. лиц, млрд. руб.

199,8

297,1

445,7

677,9

1029,6

1539,9

2004,4

2754,6

3793,5

5136,8

5907,0

в % к пассивам банковской системы

19,1

18,7

18,9

21,5

24,8

27,5

28,1

28,3

27,0

25,4

20.2

в % к денежным доходам  населения

 

5,3

7,5

8,9

10,9

12,7

11,0

10,4

10,3

9,6

5,8




Динамика развития банковской системы России

 

Данные таблицы 4 показывают, что после 2004-2005 гг. стали снижаться доли капитала, кредитов и депозитов в активах банковской системы. Также начала снижаться и доля накоплений в доходах населения. Это указывает на возникновение определенной напряженности во взаимодействии банковской системы и реального сектора задолго до возникновения мирового финансового и экономического кризиса.

Вместе с  тем банковская система в 2001-2009 гг. росла быстрее других секторов экономики, постепенно занимая место, соответствующее роли банков в развитых странах. В таблицах 5-6  представлены динамика валового внутреннего продукта (ВВП) России, суммы активов (валюты баланса) банковской системы РФ и Банка России.

Таблица 5

Номинальный объем использованного ВВП в  текущих ценах, млрд. руб

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Валовой

внутренний

продукт

2629,6

4823,2

7305,6

8943,6

10817,5

13243,2

17048,1

21625, 4

26903, 5

33111,4

41668, 0

в том числе:

                     

Расходы на конечное потребление

2004,8

3285,7

4476,8

5886,8

7448,8

9024,7

11401,5

14318, 9

17629, 7

21785, 8

27237, 4

Валовое накопление

393,5

715,3

1365,7

1963,1

2170,5

2755,1

3558,9

4338,7

5748,8

8031,7

10642, 5

Чистый экспорт

175,4

822,2

1463,1

1133,7

1167,5

1502,0

2086,5

2959,0

3422,5

2847,1

3791,2

Статистическое  расхождение

56,9

0,0

0,0

-40,0

30,7

-38,6

1,2

8,8

102,5

446,8

-3,1


 

 

 

Таблица 6

Динамика суммы  активов банковской системы, ЦБ РФ и  ВВП России

Дата

Номинальный объем  ВВП в текущих ценах, млрд. руб.

Валюта баланса  банков РФ (ВБ), млрд. руб.

ВБ/ВВП, %

Баланс ЦБ РФ по активу, млрд. руб.

ЦБ РФ/ВВП, %

Кредиты экономике, КЭ, млрд. руб.

КЭ/ВВП, %

01.01.1999

2342,5

991,2

42,31%

314,8

13,44%

240,1

10,25%

01.01.2000

2629,6

1659,4

63,10%

560,5

21,32%

355,2

13,51%

01.01.2001

4823,2

2482,8

51,48%

843,0

17,48%

499,4

10,35%

01.01.2002

7305,6

3598,5

49,26%

1346,1

18,43%

844,9

11,56%

01.01.2003

8943,6

4619,0

51,65%

1713,2

19,16%)

1320,3

14,76%

01.01.2004

10817,5

6126,0

56,63%

2144,3

19,82%

1792,3

16,57%

01.01.2005

13243,2

8147,9

61,53%

2852,8

21,54%

2672,3

20,18%

01.01.2006

16966,4

10349,8

61,00%

4100,2

24,17%

3913,9

22,96%

01.01.2007

21 625,4

14389,6

66,62%

5754,3

26,64%

5548,2

25,66%

01.01.2008

26 903,5

20 005,5

74,36%

8 205

30,50%

8058,7

29,95%

01.01.2009

33 111,4

27 271,4

82,36%

12 437

37,56%

12386,3

37,41%

01.01.2010

41 668,0

54 866,0

131,67%

15 748

37,79%

16647,6

39,95%

01.03.2010

 

63 294,3

 

18218

 

17 443,7

 

01.04.2010

 

56 497,4

     

17 089,0

 

 

Проанализируя таблицу 5 и 6 приходим к выводу, что  в условиях развития кризиса государством предоставлены значительные средства для поддержки банковской системы. В результате активы банковской системы к началу 2010 года впервые превысили объем ВВП. Активы Банка России возрастали более равномерно.

Важнейшей функцией банков является предоставление кредитов реальному сектору. Это является основой перехода от экономики распределения финансовых (бюджетных) средств к экономике кредитования. Предоставление кредитов на возвратной основе распределяет ответственность между кредитором и заемщиком. Это заставляет планировать такую рентабельность при финансировании проектов, которая обеспечит не только своевременное погашение кредита и процентов по нему, но и поток прибыли по проекту для заемщика не меньший, чем для кредитора. В идеале, это обеспечит равную доходность финансового и реального секторов, снизит потенциал переноса капитала на активы (каналы вложений) с большей доходностью. Такой потенциал возник, например, осенью 2009 года при плавной девальвации рубля одновременно с предоставлением средств банковской системе. В рыночных условиях результат не замедлил сказаться, и показан ниже.

Информация о работе Банковская система РФ. Проблемы и перспективы развития