Банковская система РФ. Проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение проблемы и перспективы развития банковской системы Российской Федерации.
Задачи для раскрытия данной темы:
Рассмотреть основные понятия банковской системы, ее признаки;
Рассмотреть основные понятия и структуру банковской системы Российской Федерации;
Проанализировать проблемы и перспективы развития банковской системы Российской Федерации;
Раскрыть основные направления совершенствования банковской системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРА………………………………………………………………………5
1.1 Понятие, структура и функции банковской системы России……………...5
1.2 Особенности функционирования банковской системы РФ………………10
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………...14
2.1.Доля государственного участия в банковской системе России…………..14
2.2. Банковская система России в условиях кризиса………………………….20
2.3. Перспективы развития банковской системы Российской Федерации…..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….33

Работа содержит 1 файл

Банковская система РФ. Проблемы и перспективы развития.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

 

2.3. Перспективы развития банковской системы Российской Федерации

 

Срочные антикризисные  меры принимались Правительством и  Центральным банком в целом своевременно и эффективно, что стабилизировало  работу банковской системы. Однако сегодня  необходимо продолжить разработку новых мер поддержки банковской системы и реального сектора экономики. Задача состоит не только в том, чтобы не допустить дальнейшего обострения кризисной ситуации. Необходимо создать условия для поступательного развития отечественной банковской системы и принять меры к нейтрализации возможных кризисных явлений в будущем.

Пакет антикризисных  мер для укрепления банковского  сектора можно условно сгруппировать  по семи направлениям.

1. Монетарные меры

Установленный в январе 2010 г. коридор колебаний рубля к бивалютной корзине соответствует расчетному уровню поддержки и, вероятно, обеспечивает при текущих макроэкономических параметрах определенное равновесие.

Основная задача государства сейчас - подтвердить  твердые намерения по поддержанию адекватного курса рубля и обеспечить его стабильность.

Кроме того, представляется необходимым снизить ставку рефинансирования до 8 - 10%. Это позволит повысить доступность  кредитов для предприятий и населения, и как результат, стимулировать  производство и внутренний спрос, снизить уровень дефолтов заемщиков. В противном случае мы можем получить и высокую инфляцию и сведем к минимуму внутренний спрос и экономическую активность в реальном секторе. Снижение ставки центральными банками во время кризиса является стандартной мировой практикой.

2. Повышение капитализации банковской системы

Мерами в  данном направлении могут быть: введение нулевой ставки налога на прибыль  в случае ее реинвестирования в собственный  капитал банка, освобождение от налогообложения  части прибыли инвесторов, направляемой на формирование уставного капитала банков, законодательное упрощение регулирования капитала банков.

3. Консолидация банковского сектора

Это направление  призвано повысить устойчивость банковской системы и ее способность решать задачи по финансовому обеспечению отечественных производителей. В данном направлении положительную роль может сыграть механизм предоставления капитала крупнейшим банкам (в том числе частным) для приобретения неплатежеспособных банков в дополнение к долговому финансированию, предоставляемому Агентству по страхованию вкладов (АСВ). Также необходимо повысить требования к минимальному размеру собственных средств (капитала) для кредитных организаций, усовершенствовать процедуру реорганизации кредитных организаций и упростить процедуры их банкротства.

4. Формирование базы пассивов банков за счет источников внутреннего рынка

Учитывая острую потребность банков в формировании базы пассивов, следует принять следующие  меры:

  • обеспечение предсказуемости условий предоставления беззалоговых кредитов Банка России и снижение их стоимости;
  • увеличение размера гарантий по вкладам физических лиц как минимум до 3 млн руб. Непринятие такой меры грозит уходом крупнейших частных депозиторов в более защищенные банковские системы мира;
  • страхование средств юридических лиц в банках;
  • законодательное закрепление возможности открытия безотзывных вкладов - данный законопроект уже внесен на рассмотрение в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации;
  • предоставление муниципальным образованиям, бюджеты которых дотируются не более чем на 20%, права размещать свои средства на депозитах в коммерческих банках (данный законопроект уже внесен в Государственную думу);

• обеспечение участия пенсионных накоплений в фондировании банков.

5. Расширение спектра государственных гарантий

Государственные гарантии - одно из важнейших направлений  укрепления отечественной банковской системы. Объектами защиты с помощью  государственных гарантий должны быть не только предприятия, но и граждане. Эти меры должны способствовать повышению внутреннего спроса, снижению панических настроений и негативных социальных последствий. Использование государственных гарантий может быть реализовано за счет:

  • поддержки внутреннего спроса через финансирование программ по приобретению населением товаров длительного пользования (посредством субсидирования процентных ставок по кредитам и частичной компенсации стоимости товара);
  • включения 30 - 50 крупнейших банков в программу кредитования инфраструктурных, стратегических проектов, предприятий малого и среднего бизнеса на конкурсной основе под гарантии государства;
  • покрытия обязательств перед банками тех граждан, которые потеряли возможность обслуживать кредиты (в том числе ипотечные) в результате кризиса.

В специальной поддержке нуждается Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) как организация, отвечающая за стимулирование первичного спроса. От работы Агентства во многом зависит существование ипотечного рынка, а значит, и строительной отрасли в целом. Представляется необходимым увеличить капитал АИЖК на 60 млрд руб. (в дополнение к 66 млрд руб., выделенным в 2009 г.).

Агентство по страхованию  вкладов сейчас выполняет важные функции по обеспечению стабильности депозитной базы и осуществляет поддержку  санации банковской системы. Следует, на наш взгляд, увеличить капитал АСВ на 100 млрд руб. (в дополнение к выделенным средствам в размере 266 млрд руб.).

6. Упорядочение рынка проблемных активов

Важным условием укрепления банковского сектора  является упорядочение рынка проблемных активов. В первую очередь, необходимо сформировать единую систему классификации проблемных активов, а затем обеспечить вывод с помощью государства проблемных активов с балансов банков и создать единую площадку для торговли ими.

Для облегчения доступа банков к публичной финансовой информации было бы целесообразно создать Государственное бюро финансовой информации по банкам и корпоративным клиентам банков на базе Банка России.

Кроме того, необходимы меры в области учета и распоряжения имуществом: формирование единой системы учета (регистрации) залога движимого имущества, создание механизма обязательного ареста имущества должников по искам банков, ввод упрощенного порядка судебного рассмотрения споров, связанных со взысканием задолженности по кредитным договорам и обращением взыскания на заложенное имущество.

Также необходимо обеспечить возможность погашения  требований банков за счет заложенного  имущества, минуя процедуру банкротства.

7. Повышение прозрачности и технологичности банковской системы

Открытость  и высокая эффективность российского  банковского сектора - обязательные условия успешной работы в рамках глобальной экономики. К мерам, направленным на повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности банковского сектора, можно отнести:

  • установление для 30 - 50 крупнейших банков обязательной подготовки отчетности в полном соответствии с МСФО на ежеквартальной основе;
  • введение дифференцированной системы надзора за банками;
  • передачу контрольных функций Роспотребнадзора в области потребительского кредитования Банку России;
  • разработку Банком России специальных нормативных актов для банков по риск-менеджменту;
  • переход на электронный формат подачи отчетности банков;
  • совершенствование законодательства в области регулирования технологий дистанционно-банковского обслуживания клиентов. В частности, следует разрешить банкам открывать новые счета (вклады) физических лиц без их личного присутствия, с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Согласно отчету Центрального банка, совокупный размер просроченной задолженности по кредитам российских банков в апреле увеличился на 13% - до 725,2 млрд рублей с 642,6 млрд рублей. С начала года этот показатель вырос на 72%.

Доля просроченной задолженности в совокупном кредитном портфеле банков РФ по итогам апреля увеличилась до 3,6% с 2,1% в начале года.

Неудивительно, что опережающими темпами росла  просрочка по валютным кредитам. Только в апреле она увеличилась на 32% - до $5,07 млрд (168,6 млрд рублей), а с начала года - в 2,2 раза. Объем просрочки по рублевым кредитам в апреле увеличился «всего» на 9% - до 556,6 млрд рублей. За четыре месяца она увеличилась на 58%.

В том числе  в апреле просроченная задолженность предприятий нефинансового сектора увеличилась на 16% - до 524,3 млрд рублей, с начала года она почти удвоилась. Одновременно просрочка по кредитам физлицам увеличилась в апреле на 7,2% - до 195,2 млрд рублей (за 4 месяца - рост на 31,4%).

Экономический кризис продолжает удручающе сказываться  на прибыльности российских кредитных  организаций. Банки РФ в апреле получили сальдированный доналоговый убыток в размере около 26 млрд рублей. Однако в целом с начала 2010 года их сальдированный финансовый результат пока остается положительным, хотя и уменьшился. Совокупная доналоговая прибыль российских банков по итогам января-апреля снизилась до 32,3 млрд рублей с 58,3 млрд рублей по результатам первого квартала.

Резко выросло  количество убыточных банков: в апреле их число увеличилось на 67% до 184 со 110 по результатам первого квартала. Если в начале апреля убыточным был каждый десятый банк из 1094 действовавших, то к началу мая в эту категорию входил уже каждый шестой из 1090 банков.

Оттока депозитов из банковской системы РФ не наблюдается благодаря продолжающемуся с февраля устойчивому укреплению курса рубля. Объем вкладов физлиц в российских банках в апреле увеличился на 1,6% - до 6,295 трлн рублей с 6,197 трлн рублей.

В том числе  рублевые вклады увеличились на 155 млрд рублей, или на 3,7%, - до 4,311 трлн рублей с 4,156 трлн рублей. Это максимальный месячный прирост этой категории вкладов в 2009-2010 годах. Напротив, рублевый эквивалент вкладов валюте в апреле уменьшился на 57,6 млрд рублей, или на 2,8%, - до 1,984 трлн рублей. Это происходило на фоне укрепления рубля, поэтому часть денег «съела» отрицательная переоценка суммы вкладов.

Тем не менее, в  целом по итогам января-апреля 2010 года объем валютных вкладов в рублевом эквиваленте увеличился на 410 млрд рублей, или на 26%, а рублевых - снизился на 22 млрд рублей, или на 0,5%.

Темпы роста  долгосрочных вкладов (сроком более  года) в апреле были ниже, чем краткосрочных (1,0% против 2,7%). Поэтому доля долгосрочных вкладов, увеличившаяся по итогам марта до 65,5%, вновь вернулась на уровень первых двух месяцев года - до 65,1%.

И, наконец, обнадеживает то, что банки начали более ответственно готовиться к предсказанной им осенней второй волне кризиса, связанной с накапливанием просроченной задолженности по кредитам. В январе-апреле 2010 года российские кредитные организации увеличили резервы на возможные потери по кредитам, депозитам и прочим размещенным средствам на 35,6% - до 1 трлн 220,3 млрд рублей с 898,5 млрд рублей. Согласно опубликованным материалам ЦБ РФ, только в апреле рост резервов составил 7,3%.

Доля резервов на возможные потери в совокупных банковских активах к 1 мая увеличилась до 6,0% с 5,5% на 1 апреля и 4,5% на 1 января.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» №86-ФЗ от 10.07.2003 г. (в ред. От 26.04.2008 г.).
  2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности РФ» от 07.05.1999 г. № 75- ФЗ (ред. от 16.10.2007) (принят ГД ФС РФ 08.04.1999).
  3. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.2000 г. № 40-ФЗ.
  4. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07. 2007 г. № 135-ФЗ.
  5. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.07.2002 г. № 115-ФЗ.
  6. Положение Банка России от 25.02.2010 г. № 225-П.
  7. Алифанова Е.Н. Финансовая глобализация и развитие банковской системы России. – Ростов-на-Дону: РИНХ, 2010
  8. Ананьев Д.Н. Банковский сектор России: итоги и перспективы развития.// Деньги и кредит. – 2010. - № 3.
  9. Ахмадиев Р.Я. Центральный банк Российской Федерации и регулирование банковской системы. – Казань.: Таглимат, 2009
  10. Банковское дело: 100 экзаменационных ответов. Экспресс справочник для студентов вузов. – М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д.: Издательский центр «Март», 2009
  11. Голиков Ю.С. Банк России. – М.: ДеКа, 2008
  12. Коробова Г.Г. Банковское дело. – М.:ЮРИСТЪ, 2007
  13. Стародубцева Е.Б. Основы банковского дела: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007
  14. Финансы и кредит: Учеб. Пособие / под ред. Проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2009
  15. Флюгер А.Н. Прямая банковская угроза.// Коммерсантъ. – 2010.

Информация о работе Банковская система РФ. Проблемы и перспективы развития