Банковская система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 08:33, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы заключается в выявлении сущности банковской системы и изучении основных направлений её развития в условиях мирового финансового кризиса.
Определены следующие задачи:
- раскрыть сущность и принципы организации банковской системы России;
- выявить основные факторы, влияющие на развитие банковской системы;
- рассмотреть банковскую систему России в условиях мирового финансового кризиса;

Содержание

Введение. 3
Сущность и принципы организации банковской системы РФ. 4
3. Основные факторы, влияющие на развитие банковской системы. 9
4. Банковская система России 2011: тенденции и 13
приоритеты посткризисного развития.
5. Заключение. 18
6. Список используемой литературы. 19

Работа содержит 1 файл

Д К Б контр.раб.docx

— 65.83 Кб (Скачать)

                                                               Содержание

 
 
    1. Введение.                                                                                                3
    2. Сущность и принципы организации банковской системы РФ.        4

    3. Основные факторы, влияющие на развитие банковской системы.    9

     4.   Банковская система России 2011: тенденции и                               13

     приоритеты посткризисного развития.

     5.   Заключение.                                                                                        18

     6.   Список используемой литературы.                                                 19

                                                              1. Введение

 

     Эффективность экономической системы зависит  от многих составляющих, но, несомненно, важными факторами являются состояние  и тенденции развития банковской системы.

     Актуальность  исследования перспектив развития банковской системы определяется особой важностью этого компонента финансового сектора и рыночных основ функционирования экономики нашей страны. С помощью неё осуществляется перераспределение и мобилизация капиталов, регулируются денежные расчеты, товарные потоки. К их числу также относятся проведение расчетных и кассовых операций, кредитование, инвестирование, хранение денежных и других средств и управление ими. Банковская система находится в центре любых экономических макропроектов государства, поэтому от ее состояния и динамики развития, политики государства в отношении банковской системы зависит судьба экономики страны.

     Цель  контрольной работы заключается в выявлении сущности банковской системы и изучении основных направлений её развития в условиях мирового финансового кризиса.

     Определены следующие задачи:

        - раскрыть сущность и принципы организации банковской системы России;

       -  выявить основные факторы, влияющие на развитие банковской системы;

       - рассмотреть банковскую систему России в условиях мирового финансового кризиса;

     При написании работы использованы нормативно-правовые акты; учебно-методическая литература; специализированные Интернет-издания.

        2. Сущность и принципы организации банковской системы       России

 

     Современная банковская система России создана  в результате реформирования государственной  кредитной системы, сложившейся  в период централизованной плановой экономики. Банки в РФ создаются и действуют на основании Федерального закона от 7 июля 1995 г. № 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 03.03.08 № 20-ФЗ), в котором дано определение кредитных организаций и банков, перечислены виды банковских операций и сделок, установлен порядок создания, ликвидации и регулирования деятельности кредитных организаций и т.п.

     В действующем законодательстве закреплены основные принципы организации банковской системы России, к числу которых  относятся следующие:

     двухуровневая структура;

     осуществление банковского регулирования и  надзора центральным банком;

     универсальность деловых банков;

     коммерческая  направленность деятельности банков [1; С. 47].

     Принцип двухуровневой структуры построения банковской системы России реализуется  путем четкого законодательного разделения функций центрального банка  и всех остальных банков. Центральный  банк РФ как верхний уровень банковской системы выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора  и управления системой платежей и  расчетов в стране. Он может проводить  банковские операции, необходимые для  выполнения данных функций, только с  российскими и иностранными кредитными организациями, а также с Правительством РФ, представительными и исполнительными  органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями. Банк России не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, и с физическими лицами (кроме военнослужащих и служащих Банка России). Он не может прямо выходить на банковский рынок, предоставлять кредиты непосредственно предприятиям и организациям и не должен участвовать в конкуренции с коммерческими банками.

     Коммерческие  банки и другие кредитные организации  образуют второй, нижний уровень банковской системы. Они осуществляют посредничество в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной  политики, а ориентируются в своей  работе на установленные Банком России параметры денежной массы, ставок процента, темпов инфляции и т.п. В процессе своего функционирования эти банки  должны выполнять нормативы и  требования Банка России по уровню капитала, созданию резервов и др. [1; С. 49].

     Принцип осуществления банковского регулирования  и надзора центральным банком находит свое отражение в том, что в РФ органом банковского  регулирования и надзора является Центральный банк РФ. Наряду с Банком России регулирование деятельности банков как юридических лиц осуществляют и другие государственные органы. Так, взаимодействие банков на рынке  банковских услуг, развитие конкуренции  между ними является объектом регулирования  со стороны Министерства РФ по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства. Работа банков на рынке ценных бумаг  регулируется и контролируется Федеральной  комиссией по рынку ценных бумаг. Кроме того, банки как налогоплательщики  попадают под регулирующее воздействие  Министерства финансов РФ и Министерства РФ по налогам и сборам, а как  агенты валютного контроля они взаимодействуют с Государственным таможенным комитетом РФ и Министерством внешнеэкономических связей РФ. Однако все эти ведомства в большинстве своем не устанавливают для банков особых норм и требований, а регулируют их деятельность в общем порядке так же, как и любых других юридических лиц. Регулирующее воздействие Банка России носит особый характер, распространяется только на банки, что связано с их исключительной ролью в экономике и необходимостью обеспечения устойчивой работы для функционирования платежной системы, а также сохранности сбережений и денежных резервов [2; С. 356].

     Принцип универсальности российских банков означает, что все действующие  на территории РФ банки обладают универсальными функциональными возможностями, иными  словами, имеют право осуществлять все предусмотренные законодательством  и банковскими лицензиями операции - краткосрочные коммерческие и долгосрочные инвестиционные. В законодательстве не отражена специализация банков по видам их операций.

     Универсальный статус банков позволяет снижать  риски за счет диверсификации услуг, обеспечивает комплексное обслуживание предприятий, максимальный учет специфики  каждой группы клиентов при разработке новых банковских продуктов. Вместе с тем универсальный статус банков таит в себе опасность в виде консервации  неэффективной структуры банковских продуктов, поскольку создает возможность  компенсировать низкую рентабельность одних услуг высокой доходностью  других. Выполнение одним банком коммерческих и инвестиционных услуг обостряет  так называемый "конфликт интересов" между ним и клиентами, что повышает значение систем внутреннего контроля в таких банках. Однако в настоящее время признано, что универсальный статус банков отвечает базовым потребностям российской экономики и обеспечивает благоприятные условия для развития банковской системы, адекватной потребностям экономического роста [1; С. 47].

     Принцип коммерческой направленности банков второго  уровня выражается в том, что согласно законодательству основной целью деятельности банков и кредитных организаций  в РФ является получение прибыли. В РФ Закон "О банках и банковской деятельности" допускает создание кредитных организаций и банков только как коммерческих организаций, работающих исключительно ради получения прибыли.

     Современная банковская система России включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства  иностранных банков. Таким образом, отечественная банковская система  построена по двухуровневому принципу, что схематически может быть представлено следующим образом: [2; С. 368]. 

     

     Рис.1. Двухуровневая банковская система России 

     Следует еще раз обратить внимание на то, что законодательство узко трактует понятие кредитной организации, понимая под ней юридическое  лицо, которое для извлечения прибыли  как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального Банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законодательством. Все кредитные организации, имеющие лицензию Банка России, включаются в состав банковской системы РФ. При этом по Закону "О банках и банковской деятельности" в РФ возможно создание кредитных организаций двух видов: банки и небанковские кредитные организации. В свою очередь последние могут быть трех типов: расчетные, депозитно-кредитные и небанковские кредитные организации инкассации.

     Таким образом, в настоящее время в  РФ существуют две группы кредитных  организаций: входящие в банковскую систему, которые, исходя из содержания их деятельности, можно назвать банками  с ограниченным кругом операций, и  не включенные в состав банковской системы (кредитные кооперативы, кредитные союзы, ломбарды, факторинговые, лизинговые фирмы и т.п.).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         3. Основные факторы, влияющие на развитие банковской системы

 

     На  процесс развития банковской системы  влияет совокупность факторов как внешних  по отношению к банковской системе, так и внутренних.

     К внешним факторам следует отнести  макрофакторы, или факторы среды. Эта группа факторов представляет собой вероятностную совокупность взаимоувязанных и взаимообусловленных факторов, которые с определенной степенью условности можно разделить на пять основных групп: экономические, политические, правовые, социальные и форс-мажорные [3; С. 545].

     Совокупность  экономических факторов отражает состояние  экономики, выраженное в интенсивности  и способах установления экономических  отношений с участием банков.

     К экономическим факторам следует  отнести принципы исполнения федерального бюджета, характер реализуемой денежно-кредитной  политики, сложившуюся систему налогообложения, результаты проведения экономических  реформ, формирующие общие условия  функционирования банковской системы. Так, при экономическом росте, как  правило, увеличивается число субъектов  хозяйствования, растут экономические  связи, что влечет за собой соответствующий  рост спроса на банковские услуги как со стороны предприятий и организаций, так и со стороны населения.

     В случае кризисного развития наблюдаются  противоположные процессы, угнетающие банковскую систему в целом, усложняющие  деятельность отдельных банков, снижая их надежность и ликвидность. Развитие банковской системы может сдерживаться под влиянием таких факторов, как  чрезмерный налоговый пресс на прибыль  банков, отсутствие достаточных ресурсов для осуществления банковских операций, убыточность значительного числа крупных и средних предприятий, общее снижение уровня доходов населения.

     К политическим факторам относятся те решения органов власти и управления на федеральном, региональном и местном  уровнях, которые влияют на характер решений, принимаемых субъектами банковской системы: Центральным банком, банками, кредитными организациями, банковскими  ассоциациями. Это в первую очередь: [2; С. 361].

     принципы  денежно-кредитной политики;

     заявленные  принципы формирования бюджета и  его пропорций;

     основные  направления совершенствования  налогообложения;

     реализуемые на практике Принципы развития национального  хозяйства и его отдельных  отраслей, отношение к предпринимательству, к банковской деятельности, к ответственности  государства и бизнеса перед  обществом.

     В мировой практике страны ранжируются  по критерию политического риска. Чем  выше этот показатель, тем менее  стабильна социально-экономическая  ситуация в стране. Странам с высоким  рейтингом политического риска, сокращается либо полностью прекращается кредитная поддержка со стороны  международных банковских институтов, а также со стороны отдельных  стран, располагающих свободными денежными  средствами.

Информация о работе Банковская система РФ