Банковская система России

Автор: Ирина Левая, 13 Ноября 2010 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является теоретическое исследование особенностей кредитно-денежной политики Центрального Банка Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

  Во-вторых,  минимальные  резервы  являются   инструментом,   используемым Центральным  банком  для регулирования объема  денежной  массы в стране. Посредством  изменения  норматива   резервных   средств   Центральный   банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном  объем выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможности осуществления  ими

депозитной  эмиссии. Кредитные институты могут  расширять  ссудные  операции, если их обязательные резервы в  Центральном  банке  превышают  установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и  безналичных)  превосходит необходимую  потребность,  Центральный  банк  проводит  политику   кредитной рестрикции  путем  увеличения  нормативов  отчисления,  то   есть   процента резервирования средств в Центральном банке. Тем  самым  он  вынуждает  банки

сократить объем активных операций.

  Изменение  нормы обязательных резервов  влияет на рентабельность  кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных  резервов  происходит  как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению  многих  западных  экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

  Недостаток  этого метода заключается в  том, что  некоторые  учреждения,  в основном  специализированные   банки (имеющие   незначительные   депозиты)  оказываются  в  преимущественном  положение  по  сравнению  с  коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

  В  последние полтора-два десятилетия  произошло уменьшение роли  указанного метода кредитно-денежного регулирования.  Об  этом  говорит  тот  факт,  что повсеместно (в западных  странах)  происходит  снижение  нормы  обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.

2.5Операции на открытом рынке

Этот  метод заключается в том, что  Центральный банк осуществляет  операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение  ценных  бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно  повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически  вносят изменения   в   указанный   метод   кредитного    регулирования,    изменяют

интенсивность своих операций, их частоту.

  По  форме  проведения  рыночные  операции  центрального  банка   с  ценными бумагами могут быть прямыми либо  обратными.  Прямая  операция  представляет собой обычную покупку или  продажу.  Обратная  операция заключается  в  купле-продаже ценных  бумаг  с  обязательным  совершением  обратной  сделки   по   заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций,  более  мягкий  эффект  их воздействия, придают популярность данному  инструменту  регулирования.  Если

разобраться, то можно увидеть, что по своей  сути  эти  операции  аналогичны рефинансированию  под  залог  ценных  бумаг.  Центральный  банк   предлагает коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях,  определяемых  на основе  аукционных  (конкурентных)  торгов,  с  обязательством  их  обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по  данным ценным бумагам в период их нахождения в  собственности  центрального  банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

2.6Ограничение кредитования

Этот  метод кредитного  регулирования  представляет  собой  количественное ограничение  суммы  выданных  кредитов.  В  отличие  от  рассмотренных  выше методов регулирования, контингентирование кредита  является  прямым  методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения  приводят  к тому, что предприятия заемщики  попадают  в  неодинаковое  положение.  Банки стремятся выдавать кредиты в первую  очередь  своим  традиционным  клиентам,

как правило,  крупным  предприятиям.  Мелкие  и  средние  фирмы  оказываются главными жертвами данной политики.

  Нужно  отметить, что, добиваясь при помощи  указанной политики  сдерживания банковской деятельности  и  умеренного  роста  денежной  массы,  государство способствует  снижению  деловой  активности.  Поэтому  метод  количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше,  а  в  некоторых странах вообще отменён.

  Также   Центральный   банк   может   устанавливать   различные   нормативы (коэффициенты),  которые  коммерческие   банки   обязаны   поддерживать   на необходимом  уровне.  К  ним  относятся  нормативы  достаточности   капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы  максимального размера  риска  на  одного  заемщика  и некоторые дополняющие   нормативы.

Перечисленные нормативы обязательны для  выполнения  коммерческими  банками. Также Центральный банк может устанавливать  необязательные,  так  называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется  поддерживать на должном уровне. При нарушении коммерческими банками банковского законодательства,  правил

совершения  банковских операций, других серьезных  недостатках в  работе,  что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный  банк может применять к ним  самые  жесткие  меры  административного  воздействия, вплоть до ликвидации банков.

  Очевидно, что  использование  административного   воздействия  со  стороны Центрального банка по отношению  к  коммерческим  банкам  не  должно  носить систематического  характера,   а   применяться   в   порядке   исключительно вынужденных мер.

2.7Политика дешевых и дорогих денег

Допустим,  экономика столкнулась с безработицей  и со  снижением цен. Следовательно,  необходимо  увеличить  предложение  денег.  Для   достижения данной  цели  применяют  политику  дешевых  денег,  которая  заключается   в следующих мерах.

  Во-первых, центральный банк должен  совершить   покупку  ценных  бумаг  на открытом рынке у населения и у коммерческих  банков.  Во-вторых,  необходимо провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно снизить  нормативы  по резервным отчислениям. В результате проведенных  мер  увеличатся  избыточные резервы системы коммерческих банков. Так  как  избыточные  резервы  являются основой  увеличения   денежного  предложения  коммерческими  банками   путем

кредитования, то можно ожидать, что предложение  денег  в  стране  возрастет. Увеличение денежного предложения понизит  процентную  ставку,  вызывая  рост инвестиций и увеличение  равновесного  чистого национального продукта.  Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит  сделать кредит дешевым и легко доступным с тем,  чтобы  увеличить  объем  совокупных расходов и занятость.

  В  ситуации, когда  экономика  сталкивается  с  излишними  расходами,  что порождает  инфляционные  процессы,  центральный   банк   должен   попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения  предложения  денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих  банков. Это осуществляется следующим  образом.  Центральный  банк  должен  продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать  резервы коммерческих  банков.  Затем  необходимо  увеличить  резервную  норму,   что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья

мера  заключается   в   поднятии  учетной  ставки  для   снижения   интереса

коммерческих  банков к увеличению своих резервов посредством заимствования  у

центрального  банка. Приведенную выше систему  мер называют политикой  дорогих денег. В  результате  ее  проведения  банки обнаруживают, что их  резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой  законом  резервной  норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их  резервам.  Поэтому, чтобы выполнить требование  резервной  нормы  при  недостаточных  резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от  выдачи  новых ссуд,  после того как старые выплачены. Вследствие этого предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост  процентной ставки  сократит  инвестиции,  уменьшая  совокупные  расходы  и  ограничивая инфляцию. Цель политики заключается  в  ограничении  предложения  денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление. Необходимо отметить сильные и слабые стороны  использования  методов денежно-кредитного  регулирования  при  оказании  воздействия  на  экономику страны в целом. В  пользу монетарной  политики  можно привести  следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной  политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит  дело с  денежно-кредитной  политикой.  Центральный   банк   и   другие    органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно  принимать  решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение  и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления,  кроме  того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика  и  действует  тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

  Но  существует и ряд негативных  моментов. Политика дорогих денег,  если  ее проводить достаточно  энергично,  действительно способна понизить  резервы коммерческих банков до точки, в которой  банки  вынуждены  ограничить  объем кредитов. А это означает ограничение предложения  денег.  Политика  дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам  необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не  в  состоянии  гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение  денег  увеличится.  При такой ситуации действия данной политики  окажутся  малоэффективными.  Данное явление  называется  цикличной асимметрией, причем она может оказаться

серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время  депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных   резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем  самым,  к  росту денежного предложения.

  Другой  негативный фактор заключается   в  следующем.   Скорость  обращения денег имеет тенденцию меняться в  направлении,  противоположном  предложению денег, тем самым тормозя  или  ликвидируя  изменения  в  предложении  денег, вызванные  политикой,  то  есть  когда  предложение  денег   ограничивается, скорость  обращения  денег  склонна  к  возрастанию.   И   наоборот,   когда принимаются политические меры для  увеличения  предложения  денег  в  период

спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

  Иными  словами, при дешевых деньгах  скорость  обращения  денег   снижается, при  обратном  ходе  событий  политика  дорогих  денег  вызывает  увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение,  умноженное  на  скорость  обращения  денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано  выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие  расходы  сокращаются, что противоречит  целям политики. Аналогичное  явление происходит при политике дорогих денег.

Заключение

Список  литературы 

1. «Деньги,  банки и денежно-кредитная политика»,  Эдвин Дж.Долан, 1994 г.

8. Сайт  Центрального Банка России, www.cbr.ru

9. К.Р.Макконелл,  С.М.Брю. Экономикс. М.,Республика,1992.

10. Э.Дж.Доллан  и другие. Деньги, банковское дело  и кредитная политика.

   М  — С.-П., 1993. 
 

1. Конституция Российской Федерации

3. Банки и их роль в экономике./ Куликов Л. - М.: Финансы и статистика, 2001.

4. Банковское дело: учебник/Е.П.Жарковская - М.: Омега-Л, 2006

5. Банковское дело. Экспресс-курс : учебное пособие / кол. Авт.; под ред. О.И. Лаврушина. - М.: КНОРУС, 2006.

11. Вестник Банка России. №7 (805). 9 февраля 2005г.

13. Деньги. Кредит. Банки: Конспект лекций. - М.: Приор-издат, 2006

20. Финансы, денежное обращение и кредит: Пособие для сдачи экзамена./ под ред. Шелопаев Ф.М. - М.:Юрайт-Издат, 2006.

Глоссарий

ЦБ- центральное  звено денежно - кредитной системы  любого государства ,головной банк страны

Це́нная бума́га как юридическое понятие — документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

Безналичные расчеты – это расчеты (платежи), осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований.

Рефинанси́рование — привлечение кредитными организациями дешёвых краткосрочных межбанковских ссуд или кредитов центрального банка для обеспечения выданных банком кредитов.

Эми́ссия (от фр. émission — выпуск) — процедура, направленная на выпуск в обращение денежных знаков или эмиссионных ценных бумагЭмиссия — это такой выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы в обращении. 

ВАЛЮТНАЯ БИРЖА — биржа, осуществляющая покупку и продажу валюты и проводящая ее котировку.  

             Финансовый рынок (от лат. financia — наличность, доход) в экономической теории — система отношений, возникающая в процессе обмена экономических благ с использованием денег в качестве актива-посредника. 

             Процентная ставка (англ. interest rate) — это сумма, указанная в процентном выражении к сумме кредита, которую платит получатель кредита за пользование им в расчете на определенный период (месяц, квартал, год).

Информация о работе Банковская система России