Банковская система

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 15:06, реферат

Описание работы

Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие
развития рыночных отношений в России, что объективно определяет ключевую
роль центрального банка в регулировании банковской деятельности. Поиск
действенных форм и методов денежно-кредитного регулирования экономики
предполагает изучение и обобщение накопленного в этой области опыта стран с
рыночной экономикой.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 42.02 Кб (Скачать)

81278676

                                  Введение 
 

   Эффективное  функционирование банковской системы  -  необходимое  условие

развития рыночных отношений в России,  что  объективно  определяет  ключевую

роль центрального  банка  в  регулировании  банковской  деятельности.  Поиск

действенных  форм  и  методов  денежно-кредитного  регулирования   экономики

предполагает изучение и обобщение накопленного в этой области опыта стран  с

рыночной  экономикой.  Осуществляемая  в этих   странах   денежно-кредитная

политика является одной из составляющих экономической  политики  и  позволяет

сочетать   макроэкономическое   воздействие   с    быстрой    корректировкой

регулирующих мероприятий, оказывая им  оперативную  и  гибкую  поддержку.  В

связи  с  этим  большой  интерес  вызывают  различные  аспекты  деятельности

центральных банков, являющихся основными проводниками  официальной  денежно-

кредитной политики. Изучение их опыта придает особую актуальность  вопросам,

рассматриваемым в данном учебном пособии,  в котором на  основе  обобщения

зарубежного опыта  анализируются  статус  и  формы  организации  центральных

банков, их важнейшие  функции.

   В первой  главе дан подробный анализ  правового статуса и форм организации

центральных  банков,  прослежена  взаимосвязь  между  их  независимостью  от

органов государственной  власти и темпами  инфляции,  что  весьма  важно  для

решения главной  задачи  центрального  банка  каждой  страны  -  обеспечения

стабильности цен; приведена классификация выполняемых  центральными  банками

функций; подробно проанализированы все основные функции  центрального  банка. 

   Центральное  место  в  курсовой  занимает  вторая   глава,   в   которой

рассмотрены важнейшая функция центрального банка - разработка  и реализация

денежно-кредитной  политики, а также основные рыночные  инструменты  денежно-

кредитного регулирования: изменение официальной учетной  ставки,  применение

минимальных резервных  требований,  операции  на  открытом  рынке,  а  также

некоторые методы административного воздействия.

Сущность и функции  центральных банков 
 

   Центральные  банки в их современном виде  существуют сравнительно недавно.

На  ранних  стадиях  развития   капитализма   четкое   разграничение   между

центральными   (эмиссионными)   и   коммерческими   банками   отсутствовало.

Коммерческие банки  активно  прибегали  к  выпуску  банкнот  для  накопления

капитала.  По   мере   развития   кредитной   системы   происходил   процесс

централизации банковской эмиссии в  немногих  крупных  коммерческих  банках.

Итогом этого  процесса  явилось  закрепление  за  одним  банком  монопольного

права на выпуск  банкнот.  Вначале  такой  банк  назывался  эмиссионным  или

национальным,  а в дальнейшем  -  центральным,  что соответствовало   его

главенствующему положению в кредитной системе.

   Первый  центральный банк - шведский «Риксбанк» -был создан в 1668  г,  на

рубеже перехода от феодализма к капитализму; в 1694  г.  был учрежден  Банк

Англии, Однако они не обладали исключительным  правом  на  эмиссию денежных

знаков и их функции отличались от функций современных  центральных  банков  -

например,  Банк  Англии  поначалу  должен  был  финансировать   торговлю   и

промышленность,  а  Банк  Нидерландов  -  внутреннюю  и  внешнюю   торговлю.

Центральные банки  в их современном виде возникли в XIX в. В настоящее  время

практически во всех странах мира имеются  центральные  банки,  однако  между

ними есть существенные различия, обусловленные  особенностями  политического

и финансово-экономического развития стран базирования. 
 

   1.1. Сущность  центральных банков 

   Центральные  банки являются юридическими  лицами, имеющими особый  статус,

отличительный  признак  которого  -  обособленность   имущества   банка   от

имущества государства. Хотя формально это имущество  находится, как  правило,

в   государственной   собственности,   центральный   банк   наделен   правом

распоряжаться им  как  собственник.  Этим  центральный  банк  отличается  от

государственного  банка,   имущество   которого   полностью   контролируется

государством.

   Правовой  статус центральных банков развитых  стран закреплен  в  правовых

актах: законах  о центральных банках и их уставах,  законах  о  банковской  и

кредитной деятельности, в валютном законодательстве. Как  правило,  основным

правовым  актом,  регулирующим  деятельность  центрального  банка,  является

Закон о  центральном  банке,  в  котором  определяются  его  организационно-

правовой  статус,  функции,  процедура   назначения   высшего   руководящего

состава, взаимоотношения  с государством и национальной банковской  системой.

Данный закон  устанавливает полномочия центрального  банка  как  эмиссионного

института страны.

   Центральный   банк  сочетает  в  себе   отдельные   черты   коммерческого

банковского учреждения и государственного ведомства,  располагая  некоторыми

властными полномочиями в сфере регулирования кредитной  системы.

   Центральный  банк обычно создается в   форме  акционерного  общества.  Как

правило,  его  капитал  принадлежит  государству  (Франция,  Великобритания,

Германия, Нидерланды  и  Испания).  Если  государство владеет лишь  частью

капитала (Бельгия,  Япония)  или  акционерами  центрального  банка  являются

коммерческие  банки  (например,  в  США)  и  другие  финансовые   учреждения

(Италия), государство,  тем не менее,  играет  ведущую   роль  в  формировании

органов управления центрального банка.

   Содержание  и  форма  взаимосвязей   центральных   банков   с   органами

государственной   власти   существенно   различаются   в   разных   странах.

Взаимодействия  такого рода могут  быть  условно  представлены  в  виде  двух

моделей:

. центральный  банк выступает агентом министерства  финансов  и  проводником

   его денежно-кредитной  политики;

.  центральный   банк  независим  от  правительства,  что  обеспечивает  ему

   самостоятельность  в проведении денежно-кредитной  политики без давления со

   стороны  правительственных органов.

   Однако  в действительности эти модели  в  чистом  виде  не  действуют.  В

большинстве стран функционирует промежуточная модель,  в рамках  которой

используются принципы взаимодействия  исполнительной  власти  с  центральным

банком при определенной степени его независимости.

   В законодательстве  лишь 5 стран - США,  Германии,  Швейцарии,  Швеции  и

Голландии - предусмотрено  прямое подчинение центральных банков  парламентам.

В большинстве  государств  центральные  банки  подотчетны  казначейству  или

министерству финансов.

   В Великобритании, Франции, Италии, Японии и  некоторых   других  развитых

странах министерства финансов  уполномочены  давать  инструкции  центральным

банкам, однако  на  практике  такие случаи  довольно  редки.  Как правило,

консенсус достигается  на заседаниях правительства,  союзов  предпринимателей

и банкиров и находит  отражение  в  подписании  представителями  министерства

финансов и центрального банка совместных заявлений.

   При разногласиях  министерства финансов  и  центрального  банка  возможен

только административный путь их разрешения в форме резолюции  парламента  или

решения   правительства.   В   странах,   в   которых   центральные    банки

непосредственно подчинены парламентам, с помощью  проведения  законодательных

процедур  возможно  принятие  решений,  обязывающих  исполнительные   органы

оказывать содействие центральным банкам  в  достижении  той  или  иной  цели

денежно-кредитной  политики.

   Законодательством  ряда стран предусмотрена отчетность  центральных банков

перед  парламентами.  Так,   федеральная   резервная   система   США   (ФРС)

представляет Конгрессу  США отчет о  своей  деятельности  2  раза  в  год,  а

центральные банки  Германии и Японии направляют  отчеты  в  парламенты  своих

стран ежегодно. 
 

   1.2 Независимость  центральных банков от исполнительной  власти.

   Выполнение  юридически возложенной на центральный  банк главной  цели  его

деятельности  -  обеспечение  стабильности  цен   -   предполагает   наличие

определенной степени  его  независимости  от  исполнительной  власти.  Причем

независимость центрального  банка  от  правительства  подразумевает  две  ее

формы: политическую и экономическую.

.  Политическая   независимость   -   это   автономия   (самостоятельность)

   центрального  банка при установлении целевых  ориентиров денежной массы;

. Экономическая  независимость  -  самостоятельность   центрального  банка  в

   выборе инструментов денежно-кредитной политики.

   Условиями   политической  независимости   центрального   банка   являются

определение  порядка  назначения  членов   его   руководящего   органа   или

управляющего (президента), одобрение принятого  банком  решения  со  стороны

правительства и(или) парламента. Экономическая  независимость  выражается  в

том,  что  центральный  банк  не  обязан  автоматически  выдавать   денежные

средства  правительству  для  финансирования  государственных   расходов   и

оказывать ему  предпочтение  в  предоставлении  кредитов.  Кроме  того,  для

экономической  независимости  центрального  банка  имеет  значение  характер

осуществляемого   им   контроля   за    кредитной    системой:    применение

административных  (прямых)  нерыночных  способов  контроля,   предполагающее

вмешательство правительства  в принятие решений  банком,  ущемляет  автономию

последнего.  Конечно,  на  практике   весьма   трудно   определить   степень

политической независимости  данного  центрального  банка.  Однако  с  помощью

некоторых  объективных  показателей  независимости,  таких,  например,   как

наличие  формальных  организационных  связей  между  центральным  банком   и

Информация о работе Банковская система