Банковские риски и методы их регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

Коммерческие банки являются важнейшим звеном рыночной экономики. В процессе их деятельности опосредствуется большая часть денежного оборота в государстве, происходит формирование источников капитала для расширенного воспроизводства путем перераспределения временно свободных денежных средств всех участников воспроизводственного процесса - государства, хозяйствующих субъектов и населения.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и классификация банковских рисков 4
1.1. Сущность банковских рисков 4
1.2 Методы управления и регулирования банковских рисков 19
2. Зарубежный опыт по управлению банковскими рисками 27
2.1 Методы снижения риска краткосрочных кредитов (скоринг) 27
2.2 Страхование как способ управления банковскими рисками 31
2.3 Совершенствование системы внутреннего контроля по управлению рисками 34
Заключение 45
Список литературы: 48
Приложение 1 51

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА!!!!!.doc

— 272.50 Кб (Скачать)

     Зарубежная  практика показывает, что в Австрии  выдаваемый одному заемщику кредит не может превышать 50% основного капитала банка.

     В Ирландии одному вкладчику запрещается  помещать в банк депозиты, превышающие 10% общей суммы банковских депозитов, а 10 самых крупных вкладчиков не должны держать в банке более 40% суммы его депозитов.

     В Великобритании коммерческие банки  должны информировать Банк Англии о каждом депозите, составляющем 5% суммы всех депозитов. В США действует так называемый закон Джонсона (с 1934 г.), запрещающий предоставлять кредиты странам, не погасившим свои долговые обязательства перед правительством США и не являющимся членами Международного валютного фонда32.

     Таким образом, регулирование банковского  риска базируется не на оценке финансового  положения заемщика, а на установлении определенного соотношения между  суммами выданных кредитов и собственных  средств самого банка, т. е. предполагается создание резервного потенциала у банков для покрытия возможных убытков в случае разорения клиентов.

 

2.3 Совершенствование системы внутреннего контроля по управлению рисками

 

     Международная практика свидетельствует, что отсутствие надлежащего корпоративного управления в банках, проблемы внутреннего контроля и управления рисками зачастую приводят к возникновению кризисов, как отдельных банков, так и к угрозе финансовой стабильности банковского сектора. В современных условиях интенсивного развития банковского бизнеса проблемы управления рисками оказываются одними из наиболее серьезных факторов, способных оказать негативное влияние и на состояние банковской системы. Конечные итоги развития во многом будут зависеть от оценки надзорным органом качества управления банками и от осознания собственниками банков и органами управления банков, что такая оценка необходима не только для надзорного органа с целью обеспечения устойчивости банковской системы, но и для самого банковского сообщества.

     Оценке  систем управления в кредитных организациях за рубежом, включая систему управления рисками и организацию внутреннего  контроля, уделяется весьма серьезное  внимание. Одним из первых шагов  явилось осознание необходимости  такой оценки самим надзорным органом. Об этом наиболее ярко свидетельствует, например, опыт надзорных органов США, в том числе Федеральной резервной системы США33. При проведении общей оценки качества управления в банках первостепенное внимание уделяется следующим компонентам надежной системы управления рисками: активный надзор со стороны совета директоров и правления; адекватность политики, процедур и лимитов; адекватность расчета величины рисков, мониторинга и управленческих информационных систем; всеобъемлющий внутренний контроль.

     Свидетельством  более высокой степени осознания  необходимости управления рисками  и оценки качества системы управления стало обязательное информирование органов управления банков о проблемах  в этой области34. Рыночные условия и организационные структуры постоянно меняются, поэтому системы управления рисками, которая бы работала во всех банках одинаково эффективно, просто не существует. Совет директоров банка должен принять все необходимые меры к тому, чтобы принятая в нем система управления рисками была приспособлена к его специфическим потребностям и обстоятельствам.

     Органы  управления банка, в конечном счете, несут ответственность за мониторинг банковских операций и уровней рисков. Осуществляя мониторинг банковских операций путем анализа управленческих отчетов, они должны быть уверенными в их точности и надежности. Органы управления банка должны иметь адекватную и своевременную информацию, позволяющую ответить на такие вопросы, как, например:

     • является ли стратегический план банка  реалистичным в сложившихся обстоятельствах; справляется ли менеджмент с теми, задачами, которые были заложены в процессе планирования? Если нет, то почему? Соответствуют ли цели и планы банка допустимому пределу риска, устанавливаемому органами управления?

     • целесообразен или ошибочен уровень доходов; являются ли доходы результатом внедрения запланированной банком стратегии или же они связаны со сделками, которые ведут к повышению краткосрочной доходности, но увеличивают риск в долгосрочной перспективе?

     • эффективно ли осуществляется аудит внутрибанковских средств контроля, чтобы выявить неточные, неполные и несанкционированные транзакции; недостатки в обеспечении защиты активов; отсутствие надежности в финансовой и регулятивной отчетности; нарушения законодательства и нормативных актов, а также отклонения от политики и процедур, принятых в соответствующем финансовом учреждении?

     • разработана ли политика и отлажены ли процедуры, способные предотвратить  конфликт интересов, мошенничество  и злоупотребления с привлечением инсайдерской информации, а также злоупотребления в филиалах банка?

     • получает ли банк адекватную компенсацию  за те риски, которые он принимает, в  том числе при внедрении новых  банковских продуктов и видов  деятельности? Располагает ли банк достаточным капиталом для покрытия характерных для него рисков и поддержания разработанной коммерческой стратегии?

     • являются ли финансовые отчеты точными, или же они отражают неполную оценку финансового состояния банка?

     Органы  управления банка на регулярной основе должны получать отчеты по таким направлениям: финансовые показатели, управление кредитным риском, управление риском ликвидности, управление процентным риском, управление инвестиционным портфелем, производные финансовые инструменты и внебалансовая деятельность, аудиторские проверки и внутренний контроль, соблюдение закона о защите прав потребителей, управление активами, административно-информационные системы, банковская деятельность в сети Интернет, и, конечно же, общая оценка ОСС. ОСС были установлены эталонные значения для конкретных финансовых коэффициентов на уровнях, «типичных» для банков, обслуживающих средние по величине сообщества, и если в том или ином банке отмечается превышение значений нескольких из указанных коэффициентов, то это означает, что соответствующий банк испытывает риски, превышающие «типичный» уровень.

     Абоненты  Банковской сети ОСС (BankNet) имеют доступ к аналитическим средствам, позволяющим органам управления банков сравнивать показатели своего банка с показателями однородных учреждений и установленными эталонными показателями. Информация по однородным финансовым учреждениям становится доступной для национальных банков посредством доступа к Системе сравнительного анализа и отчетности (CAR). CAR обеспечивает доступ к выборочным финансовым данным по более чем 8830 учреждениям, включая коммерческие банки и сберегательные банки, застрахованные Федеральной корпорацией страхования депозитов (FDIC). Подписчики BankNet пользуются системой CAR для анализа финансовых показателей собственного банка и сравнения их с показателями избранной однородной группы банков.

     Финансовые  показатели того или иного банка  в сравнении с установленными эталонными показателями показывает система  Canary.

     Система Canary — это система заблаговременного предупреждения, применяющаяся для идентификации банков, отличающихся самыми высокими показателями финансовых рисков. Подписчики сети BankNet имеют к доступ к отчетам системы Canary только по своим собственным банкам. Эталонные параметры, заложенные в систему Canary позволяют выявлять наиболее существенные индикаторы повышенного риска; помогают органам управления банка понять характер риска, угрожающего их банку; способствуют своевременному принятию мер по усилению в нужном направлении контроля за рисками в банке, действуя фактически на опережение.

     Проблемам совершенствования корпоративного управления, организации внутреннего  контроля и управления рисками в  России также уделяется все возрастающее внимание. В надзорной деятельности акцент смещается с контроля за правильностью  совершения банковских операций на оценку рисков, возникающих в результате их совершения, внедрение профессиональной оценки как основы анализа качественных аспектов деятельности банков.

     Стратегией  развития банковского сектора Российской Федерации в качестве одних из важнейших направлений в сфере банковского регулирования и надзора намечены:

     • определение режима банковского  надзора и применение при необходимости  мер надзорного реагирования, исходя, прежде всего, из характера рисков, принятых кредитной организацией, и  качества управления рисками;

     • обеспечение функционирования системы  раннего реагирования и применения комплексной оценки деятельности кредитных  организаций, включающей оценку качества управления и внутреннего контроля.

     Надзорный орган не диктует банкам какие-либо конкретные схемы и модели корпоративного управления, организации управления рисками и внутреннего контроля. Опыт надзорного органа по оценке организации внутреннего контроля и системы управления рисками в России в значительной степени сформировался в связи с созданием системы страхования вкладов. Показатели оценки организации внутреннего контроля и системы управления рисками стали одними из основных показателей при отборе банков в систему страхования вкладов. Банки очень серьезно и ответственно подошли к выполнению правил организации внутреннего контроля, установленных Положением Банка России от 16 декабря 2003 года № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах». При подготовке к вступлению в систему страхования вкладов банки приняли надлежащие меры по приведению своих внутренних документов и показателей деятельности в соответствие с требованиями, установленными законодательством и нормативными актами Банка России. Это свидетельствует об осознании банками того факта, что наличие эффективной системы внутреннего контроля и системы управления рисками является залогом не только успешного функционирования отдельных банков, но и непременным условием их выживания, а значит и залогом финансовой устойчивости банковского сектора в целом.

     Фактором  повышения качества корпоративного управления в банках и инструментом косвенного регулирования стало  также проведение надзорным органом  оценок качества корпоративного управления, включая оценку системы управления рисками и внутреннего контроля. С 2005 года надзорный орган применяет Методические рекомендации по проведению проверки и оценки организации внутреннего контроля в кредитных организациях35. Даже потенциальное осознание возможности проверок таких аспектов организации внутреннего контроля, как представляется, обеспечивает расширение процесса внутреннего контроля в банках, постоянство деятельности и беспристрастность службы внутреннего контроля, профессиональную компетентность ее руководителя и служащих, создает условия для беспрепятственного и эффективного осуществления службой внутреннего контроля своих функций.

     Оценка  качественных аспектов деятельности банков производится на основе мотивированных суждений рабочей группы, право на вынесение которых относительно оценки организации внутреннего контроля и системы управления рисками установлено Инструкцией Банка России от 25 августа 2003 года № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации». Такая оценка была определена как составляющая основной цели проведения проверок банков, а выносимые инспекторами оценки было решено направлять органам управления банка (требования к ознакомлению органов управления с результатами проверки банка установлены пунктами 7.6 и 9.6 указанной Инструкции). Однако в 2003 году право уполномоченного представителя Банка России на вынесение мотивированного суждения, установленное подпунктом 7.5.2 Инструкции Банка России № 105-И, у многих вызывало опасения36. Учитывая мнение банковского сообщества и следуя своим обещаниям обсуждать подходы с банковским сообществом, надзорный орган разработал Методические рекомендации по проведению проверки и оценки организации внутреннего контроля в кредитных организациях. Разработка этого документа осуществлялась в тесном взаимодействии и с учетом опыта зарубежных надзорных органов. Но, в отличие от зарубежных подходов, количественная (балльная) оценка не является рейтингом, а служит инспектору вспомогательным инструментом.

     Надзорным органом осуществляется разработка методических рекомендаций по проведению проверки и оценки системы управления рисками в кредитных организациях. Предполагается вынесение оценки соответствия системы управления рисками кредитной организации характеру и масштабам деятельности кредитной организации, а также современной практике ведения банковского дела, обычаям делового оборота и нормам деловой этики, принятым банковским сообществом. По сути, речь идет о выработке единого подхода к оценке на основе определения минимального перечня вопросов, подлежащих проверке уполномоченными представителями Банка России при оценке системы управления типичными банковскими рисками, определенными Указанием оперативного характера Банка России от 23 июня 2004 года № 70-Т «О типичных банковских рисках», в том числе: кредитный риск; рыночный риск; процентный риск; валютный риск; риск ликвидности; операционный риск; правовой риск; риск потери деловой репутации.

     В рамках проверки будет оцениваться  качество системы управления рисками. К основным задачам проверки системы управления рисками в кредитных организациях можно отнести получение надзорной информации:

Информация о работе Банковские риски и методы их регулирования