Банковские риски и методы их регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

Коммерческие банки являются важнейшим звеном рыночной экономики. В процессе их деятельности опосредствуется большая часть денежного оборота в государстве, происходит формирование источников капитала для расширенного воспроизводства путем перераспределения временно свободных денежных средств всех участников воспроизводственного процесса - государства, хозяйствующих субъектов и населения.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и классификация банковских рисков 4
1.1. Сущность банковских рисков 4
1.2 Методы управления и регулирования банковских рисков 19
2. Зарубежный опыт по управлению банковскими рисками 27
2.1 Методы снижения риска краткосрочных кредитов (скоринг) 27
2.2 Страхование как способ управления банковскими рисками 31
2.3 Совершенствование системы внутреннего контроля по управлению рисками 34
Заключение 45
Список литературы: 48
Приложение 1 51

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА!!!!!.doc

— 272.50 Кб (Скачать)

     • о соблюдении внутренних документов кредитных организаций, определяющих функции управления рисками в  кредитных организациях (в том  числе с учетом рекомендаций Базельского комитета «Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях»);

     • о системе информационного обеспечения, а также процедурах принятия управленческих решений;

     • о политике по привлечению и размещению средств, а также по применению различных механизмов защиты от риска (в том числе страхования, резервирования, хеджирования, лимитирования, залогового обеспечения);

     • о документах, определяющих процедуры  количественной оценки рисков и используемые при этом показатели, а также методы их математической обработки;

     • о проводимой кредитными организациями  аналитической работе в отношении  рисков и вырабатываемых по ее результатам  рекомендаций;

     • о качестве корпоративного управления, организационной структуре и  квалификации персонала кредитных организаций.

     При формировании инструментария для проверки и оценки системы управления рисками  надзорным органом ставится дополнительная задача проверки. Исходя из того, что  одним из основных направлений системы  внутреннего контроля в банке является мониторинг за функционированием системы управления рисками и их оценкой, предполагается, что банком (возможно, его службой внутреннего контроля) будет проводиться самооценка системы управления рисками в банке на основании ответов на вопросы, предложенные надзорным органом.

     Для вынесения мотивированного суждения о системе управления рисками  в банках также будет применяться  методика количественной оценки с целью  тестирования новых подходов к оценке и предварительного анализа результатов. Вместе с тем на этапе тестирования подходов надзорного органа количественная (балльная) оценка не является рейтингом, а служит инспектору вспомогательным инструментом, она раскрывается органам управления банка, но не доступна банковскому сообществу. В силу законодательных ограничений она как результат проверки не может быть раскрыта банковскому сообществу и самим банком. Возможно, с учетом результатов самооценки, проводимой банками, и раскрываемой ими информации в примечаниях к МСФО-отчетности может быть создана необходимая база данных для мониторинга качественных показателей деятельности банков и их анализа в интересах устойчивости всего банковского сектора. При этом было бы возможным и применение аутсорсинга для мониторинга качества управления в банковском секторе с учетом зарубежного опыта.

     Вынесение мотивированного суждения с соблюдением  единых принципов и единого инструментария по количественной оценке качественных аспектов деятельности банков дают высокие  результаты. Апробация подходов к  оценке внутреннего контроля и системы управления рисками убеждает, что они позволяют выявлять даже потенциальные проблемы в деятельности банков. Получая при тестировании результаты оценки деятельности банков, такие как «требует внимания надзорного органа», мы внимательно анализируем причины, повлиявшие на оценку. Как правило, это наряду с недостатками в организации внутреннего контроля и процедурах управления рисками, такие факты, как текучесть кадров, уход ключевых фигур, смена собственников и т.п. Учитывая, что проблемы внутреннего контроля и управления рисками зачастую и приводят к угрозе финансовой устойчивости банков, предварительные результаты проверки и оценки решено обсуждать с руководителем банка на совещании, проводимом до завершения проверки, а также доводить полученную оценку системы управления рисками банка до сведения руководителя банка, совета директоров (наблюдательного совета) банка (в письменной форме, в форме встреч, бесед, совещаний).

     Совершенствование механизмов управления рисками требует  новых инициатив, позволяющих финансовому сообществу по-новому подойти к задачам распределения рисков и комплексному хеджированию, а для надзорного органа более качественно на экспертной основе оценивать адекватность организации внутреннего контроля и системы управления рисками в кредитных институтах характеру и масштабам их деятельности. С целью реализации подходов, основанных на содержательной экспертной оценке деятельности кредитных организаций, необходимо внесение изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в части определения полномочий надзорного органа по применению «мотивированного (профессионального) суждения». Для развития содержательного надзора ему необходимы полномочия по принятию мер надзорного реагирования на основе профессионального (мотивированного) суждения, вынесенного уполномоченными представителями Банка России при осуществлении дистанционного и контактного надзора. Принимаемые надзорные решения должны носить обязательный характер для банков и их органов управления.

     Обсуждая  механизмы управления рисками, нельзя не обойтись без анализа проблем, связанных с несостоятельностью (банкротством) кредитных институтов. Специальный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» вступил в силу более шести  лет назад. Масштабный августовский (1998 г.) кризис стал катализатором его принятия, а «кризис доверия» (2004 г.) выявил существенные резервы совершенствования указанного законодательства. Представляется целесообразным в качестве основания для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) рассматривать неадекватность системы внутреннего контроля и системы управления рисками характеру и масштабам деятельности кредитной организации.

     Совершенствование подходов надзорного органа к регулированию, проверки и оценке системы внутреннего контроля и управления рисками в банках позволило обеспечить более высокий уровень осознания не только необходимости построения эффективных систем управления рисками в банках, но и необходимости мониторинга качества систем управления в банках в масштабах банковского сообщества и, прежде всего, в его интересах. Свидетельством этого является и развитие взаимодействия надзорного органа и банковского сообщества и при разработке стандартов качества управления, в том числе организации внутреннего контроля и управления рисками, проводимой под эгидой Ассоциации российских банков37. В дополнение к оценке адекватности системы внутреннего контроля и системы управления рисками в банке речь идет об оценке их соответствия современной практике корпоративного управления и ведения банковского дела, нормам деловой этики, принятым банковским сообществом.

     Управление  рисками не представляет собой набора формальных действий, которые осуществляются в некоем вакууме. Работая вместе с линейным руководством, работник, готовящий оценку, пытается определить риск, минимизировать и смягчить потери, где это возможно. Оценка успеха связана с осуществлением именно этих задач.

     При правильном осуществлении, оценка процесса представляет собой подтвержденное исследованиями обоснованное указание на состояние и результативность направленного осуществления управления рисками.

     До  недавнего времени управление рисками  не имело особого значения для  банков. Процентные ставки фиксировались  монетарными властями, структура финансовых инструментов часто устанавливалась заранее, финансовые рынки отличались малой глубиной и степенью активности, банкам не разрешалось вести операции в иностранной валюте, планирование было очень поверхностным и относительным, т.к. банки обладали ограниченной автономностью, а национальные стандарты учета не требовали той степени раскрытия информации, которая позволила бы оценить прибыльность или достаточность капитала. 

 

Заключение

      В свете сегодняшних проблем российской экономики, связанных с преодолением кризисных явлений и инфляционных процессов, усилением инвестиционной и кредитной деятельности, совершенствованием организации расчетов в народном хозяйстве и стабилизацией национальной валюты, ускорение формирования эффективно функционирующей банковской системы, способной обеспечить мобилизацию финансовых ресурсов и их концентрацию на приоритетных направлениях структурной перестройки экономики, имеет неоценимую практическую значимость.

      Практическая  роль банковской системы в экономике  народного хозяйства, связанной рыночными отношениями, определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов, большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции. Наряду с другими финансовыми посредниками, банки направляют сбережения населения к предприятиям и другим производственным структурам.

      Реализуя  банковские операции, достигая их слаженности  и сбалансированности, коммерческие банки обеспечивают, тем самым, свою устойчивость, надежность, доходность, стабильность функционирования в системе рыночных отношений. Все аспекты и сферы деятельности коммерческих банков объединены единой стратегией управления банковским делом, цель которой — достижение доходности и ликвидности и снижение уровня банковских рисков. Эти интегрированные критерии оценки эффективности и надежности работы коммерческих банков, зависящие, как от проводимой ими политики, связанной с привлечением денежных ресурсов (управление пассивными операциями), так и от политики прибыльного размещения банковских средств в сферах кредитно-инвестиционных систем (управление активными операциями). Эти две стороны деятельности коммерческих банков взаимосвязаны, взаимозависимы, но в тоже время и взаимоисключающие друг друга. Если банк в своей деятельности делает ставку на получение быстрых и высоких доходов по активным операциям, то, тем самым, он теряет свою ликвидность, подвергая себя риску стать неплатежеспособным, а в последствии и возможным банкротом. Обеспечивая же высокий уровень своей ликвидности, банк, как правило, теряет доход.

      Практически на всех этапах деятельности банковской системы возникают те или иные виды банковских рисков. Это явление  естественное и необходимое, т.к. риски  контролируют соответствие получения  максимальной прибыли и сведения до минимума потерь. Банковские риски разнообразны и зависят от конкретной банковской операции.

      Практическое  значение данной работы состоит в  том, что в ней раскрыты общие  понятия  банковских рисков и  факторы, предшествующие их возникновению.

      Эффективность осуществления инвестирования денежных средств, как основной банковской операции,  в значительной степени зависит от способности самого банка направлять средства именно тем заемщикам, которые найдут способы их оптимального и эффективного   использования. Поэтому огромное значение имеет анализ и расчет кредитных рисков и их уровня для каждой категории заемщиков, с учетом всех остальных факторов. В связи с этим, более подробно рассмотрен кредитный риск, как наиболее значимый в период бурного развития экономики и новых форм предпринимательства.

      Поскольку  отечественная экономическая наука  еще не располагает достаточной  теорией и практикой банковского  дела, для раскрытия отдельных  положений использована методологическая база и статистика деятельности банков развитых зарубежных стран. Здесь же просматривается различие между особенностями функционирования отечественной и зарубежной банковских систем, и, естественно, различие банковских рисков.

      Серьезный подход к проблеме банковских рисков и экономический анализ определенных видов риска позволяет снижать потери банка и постоянно расширять сферу предоставляемых банковских услуг.

      В условиях усиливающейся межбанковской  конкуренции успех предпринимательской  деятельности будет сопутствовать  тем банкирам, которые лучше овладеют современными методами управления банковскими рисками.

 

Список литературы: 

Учебно-методическая литература:

1. Адибеков  М. Г. Кредитные операции: классификация,  порядок привлечения и учет. –  М.: Консалбанкир, 2005 г..

2. Анализ  экономической деятельности клиентов банка. / Под ред. Лаврушина О. И. – М.: Инфра-М, 2006.

3. Антипова  О. Н. Контроль за банковскими  рисками. / Банковское дело, М. ЮНИТИ  2007.

4. Ачкасов  А. И. Активные операции коммерческих  банков. – М.: Консалбанкир, изд. втор. переработ. и доп. 2006 г.

5. Банковский  портфель. Т.т. 1, 3. – М.: Соминтек, 2005 г..

6. Банковское  дело. / Под ред. Колесникова В.  И., Кроливецкой Л. П. – М.: Финансы  и статистика, 2005.

7. Банковское  дело. / Под ред. Лаврушина О.  И. М., Финансы и статистика, 2002.

8. Банковское  дело: Учебник для вузов по  направлению "Экономика", специальности  "Финансы, кредит и денежное  обращение" / В.И. Колесников, Л.П.  Кроливецкая, Н.Г. Александрова  и др.; Под. ред. В.И. Колесникова,  Л.П. Кроливецкой. –4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 459с.

9. Банковское  дело: Учебник для вузов по  экономическим специальностям / О.И.  Лаврушин, И.Д. Мамонова, Н.И. Валенцева  и др.: Под. ред. О.И. Лаврушина.  – М.: Финансы и статистика, 2000. – 573с.

10. Блумфильд  А. Как управлять банковским риском. – М.: Инфра-М, 2006.

Информация о работе Банковские риски и методы их регулирования