Бюджетное послание Президента России о бюджетной политике в 2012–2014 годах

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 22:08, доклад

Описание работы

Бюджетное послание Президента России о бюджетной политике в 2012-2014
Настоящее Бюджетное послание подготовлено в соответствии со статьёй 170 Бюджетного кодекса Российской Федерации и содержит основные принципы и направления бюджетной политики на 2012–2014 годы.

Содержание

I. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2010 ГОДУ И В НАЧАЛЕ 2011 ГОДА
II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ВЫЗОВЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
III. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ И ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
V. ПРИОРИТЕТЫ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ
VI. МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Бюджетное послание Президента России о бюджетной политике в 2012-2014.docx

— 37.73 Кб (Скачать)

 Бюджетное послание Президента России о бюджетной  политике в 2012–2014 годах 

 Настоящее Бюджетное послание подготовлено в  соответствии со статьёй 170 Бюджетного кодекса Российской Федерации и  содержит основные принципы и направления  бюджетной политики на 2012–2014 годы.

 I. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ  В 2010 ГОДУ И  В НАЧАЛЕ 2011 ГОДА

 В Бюджетном  послании Президента Российской Федерации  о бюджетной политике в 2011–2013 годах  отмечалось, что бюджетная политика, как составная часть экономической  политики, должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, на создание условий для повышения  её эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата.

 Бюджетная система в целом достаточно эффективно способствовала послекризисному восстановлению экономики, стабильному выполнению социальных обязательств государства. В 2010–2011 годах экономический рост стабилизировался на уровне около 4 процентов. Удалось существенно сократить дефицит федерального бюджета.

 Внесены изменения в налоговое законодательство Российской Федерации, направленные на осуществление инноваций, расширена  поддержка исследований и разработок, ведётся плановая работа по созданию инновационного центра «Сколково», а также по реализации других проектов, одобренных Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России.

 Средний размер пенсий за 2010 год (то есть в декабре 2010 г. по сравнению с декабрём 2009 г.) вырос почти на 23 процента, а  за 2011 год он увеличится более чем  на 9 процентов. В соответствии с  требованиями законодательства Российской Федерации были проиндексированы социальные пособия.

 В период с 2009 по 2010 год были обеспечены жильём более 120 тысяч ветеранов Великой  Отечественной войны. В 2011 году получат  новое жильё ещё около 40 тысяч  ветеранов, которые встали на учёт до 1 января 2011 г.

 В 2010 году была принята и начала реализовываться  Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности  бюджетных расходов на период до 2012 года. Федеральными органами исполнительной власти разработаны отраслевые (ведомственные) планы повышения эффективности  бюджетных расходов.

 Началась  работа по комплексному реформированию системы государственных и муниципальных  закупок, которая должна исправить  недостатки существующей системы, создав реальные препятствия для необоснованного  завышения цен и коррупции. Принят ряд первоочередных поправок в законодательство Российской Федерации о закупках для государственных и муниципальных  нужд, начал функционировать общероссийский официальный сайт, существенно повысивший доступность и прозрачность информации о закупках. Готовятся изменения  в законодательство Российской Федерации, направленные на формирование федеральной  контрактной системы.

 Начался переход на программный принцип  формирования федерального бюджета. Правительством Российской Федерации утверждены перечень государственных программ, порядок  их разработки, реализации и оценки эффективности, организована работа по подготовке этих программ.

 Сформирована  нормативно-правовая база для повышения  доступности и качества государственных  и муниципальных услуг, внедрения  государственных и муниципальных  заданий, расширения самостоятельности  и ответственности учреждений за их выполнение.

 Существенно улучшилась ситуация со сроками принятия Правительством Российской Федерации  нормативных правовых актов, необходимых  для исполнения федерального бюджета.

 В 2010 году впервые отчёт об исполнении федерального бюджета был утверждён  Федеральным Собранием Российской Федерации до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  на плановый период, что повысило качество его подготовки и рассмотрения.

 II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ  И ВЫЗОВЫ БЮДЖЕТНОЙ  ПОЛИТИКИ

 Многие  элементы государственной политики, в том числе в бюджетной  и налоговой сферах, пока не в  полной мере настроены на стимулирование инновационного развития страны. Не завершено  формирование условий для модернизации экономики и изменения модели экономического роста. Для бюджетной  системы страны сохраняются риски, обусловленные высокой зависимостью экономики и, соответственно, бюджетных  доходов от внешнеэкономической  конъюнктуры.

 Система государственного управления во многом функционирует в ручном режиме, требует  постоянной подстройки. Зачастую принимаемые  меры недостаточно эффективны, поскольку  в силу оперативных изменений  не до конца прорабатываются механизмы  их применения. Это касается, к примеру, сложностей с применением новых механизмов поддержки инноваций, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации (повышенная амортизационная премия, дополнительный коэффициент к затратам на НИОКР).

 По-прежнему существует ряд барьеров, препятствующих созданию бюджетными научными учреждениями и образованными государственными академиями наук научными учреждениями хозяйственных обществ, занимающихся внедрением результатов интеллектуальной деятельности.

 К таким  барьерам, в частности, относятся отсутствие механизмов финансовой поддержки инновационных проектов с существенной долей участия бюджетных учреждений и проблемы управления интеллектуальной собственностью.

 Отрицательные финансовые последствия глобального  экономического кризиса не позволили  сбалансировать принятое решение о  повышении с 1 января 2011 г. суммарной  ставки страховых взносов в государственные  внебюджетные фонды с 26 до 34 процентов  мерами по частичной компенсации  возросшей финансовой нагрузки на работодателей, что оказало негативное влияние  на перспективы экономического роста.

 Проблема  была несколько смягчена за счёт предоставления права уплаты страховых взносов  по пониженным тарифам ряду категорий  организаций. Но эти меры имеют фрагментарный  характер, в то время как проблема требует системного решения.

 Выявились риски формального подхода к  внедрению новых механизмов оказания и финансового обеспечения государственных  и муниципальных услуг.

 За  последние годы многократно пересматривались процедуры размещения заказов, но практически  не развивались институты планирования заказа и исполнения государственных  контрактов. Ответственность государственного заказчика за конечные результаты закупки  во многих случаях, по сути, подменялась  ответственностью исключительно за соблюдение формализованных правил выбора поставщика. В малой степени  используются возможности для стимулирования через систему закупок производства инновационной продукции. Искусственное  занижение цен имеет очевидный  обратный эффект в виде падения качества поставляемой продукции или срыва  исполнения заказа.

 Слабо увязанными с формируемыми государственными программами остаются уже применяемые  инструменты программно-целевого планирования. Пока не удалось преодолеть инерцию  планирования и увеличения расходов без оценки их реальной отдачи и  соответствия целям государственной  политики в условиях конъюнктурно высоких  цен на нефть. Это является одним  из факторов высокой инфляции и сохранения бюджетного дефицита.

 III. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ  И ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОЙ  ПОЛИТИКИ

 В ближайшие  годы в России должна быть сформирована новая модель экономического роста, основанная в значительной степени  на частной инициативе, постоянных инновациях, эффективной системе  предоставления публичных услуг, качественной финансовой и производственной инфраструктуре.

 Важнейшей предпосылкой и условием для формирования новой модели экономического роста  является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы.

 В отличие  от стран с более диверсифицированной  экономикой Россия не может позволить  себе иметь хронический дефицит  бюджета и высокий уровень  государственного долга, ставящих национальную экономику в зависимость от внешних  условий и «вымывающих» из неё  инвестиционные ресурсы.

 При высоком уровне цен на нефть необходимо накапливать резервы, обеспечивающие «подушку безопасности» в случае внешнеэкономических шоков. Опыт 2008–2010 годов доказал правильность такого подхода к бюджетной политике.

 Макроэкономическая  стабильность, низкая инфляция, умеренная  налоговая и долговая нагрузка, возможности  для привлечения долгосрочных кредитных  ресурсов могут и должны стать  важнейшими конкурентными преимуществами России, обеспечивающими приток инвестиций, внедрение инноваций, модернизацию экономики и, соответственно, расширение возможностей для решения социальных задач.

 Федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения  уровня и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности страны, повышения эффективности  и прозрачности государственного управления.

 В этот же период должны быть приняты меры по снижению зависимости бюджета  от конъюнктурных доходов и сокращению его дефицита.

 Исходя  из этого, необходимы системные действия по следующим ключевым направлениям.

 Первое. Надо интегрировать бюджетное планирование в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны.

 Не  позднее 2012 года необходимо утвердить  долгосрочный экономический прогноз, стратегию долгосрочного развития России и увязанную с ней бюджетную  стратегию. В них должны найти  комплексное отражение долгосрочные цели социально-экономического развития страны, финансовое и нормативно-правовое обеспечение механизмов их достижения.

 В бюджетной  стратегии должны быть предусмотрены  критерии и процедуры оценки рисков устойчивости бюджетной системы.

 Надо  начать полномасштабное внедрение  с 2012 года программно-целевого принципа организации деятельности органов  исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов на всех уровнях  управления, в том числе утвердить  основные государственные программы.

 Второе. Следует закрепить начиная с 2015 года правила использования нефтегазовых доходов и ограничения на размер дефицита федерального бюджета.

 При формировании федерального бюджета  на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов необходимо обеспечить –  в рамках переходного периода  – создание предпосылок для введения указанных правил, предусмотрев стабилизацию и последующее снижение дефицита федерального бюджета.

 Третье. На 2012–2013 годы будут снижены ставки страховых взносов в государственные  внебюджетные фонды с 34 до 30 процентов, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального  обслуживания населения, а также  благотворительных организаций  и организаций, применяющих упрощённую систему налогообложения, – до 20 процентов.

 В 2012 году необходимо подготовить комплексные  предложения по развитию пенсионной системы и системы обязательного  социального страхования.

 Четвёртое. Российская налоговая система должна отвечать современным вызовам в  условиях глобализации экономики, обеспечивать справедливое налогообложение доходов  экономических агентов и способствовать устойчивому развитию России как  федеративного государства.

 Требуется повысить роль налогов, взимаемых с  компаний, работающих в нефтегазовом секторе, а также в алкогольной  и табачной отраслях. Одновременно необходимо принять решения для  ускоренного введения налога на недвижимость и расширения патентной системы  налогообложения малого предпринимательства.

 Пятое. Бюджетная политика должна быть нацелена на улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных  и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны.

 Должно  быть предусмотрено необходимое  финансирование для обеспечения  всех принятых обязательств, в том  числе для реформирования денежного  довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, сотрудников органов  внутренних дел, повышения пенсий и  социальных пособий, модернизации здравоохранения  и образования.

Информация о работе Бюджетное послание Президента России о бюджетной политике в 2012–2014 годах