Центральный банк, его статус и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является определение основных направлений стратегии Центрального банка Республики Беларусь в области формирования и реализации кредитного потенциала экономики для обеспечения устойчивых темпов ее развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Развитие института центральных банков и его взаимодействие с развитием кредитно-денежных систем………………………………………………………5
2. Основные функции, цели и инструменты регулирования центрального банка……………………………………………………………………………...12
3. Денежно - кредитная политика Национального Банка Республики Беларусь на современном этапе…………………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованных источников…………………………………………..37

Работа содержит 1 файл

Переделка-готов.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

     В целях регулирования объема денежной массы проводятся меры по стимулированию ее роста (экспансивная кредитная политика) либо его сдерживанию (рестриктивная кредитная политика). Однако в условиях стагфляции Центробанку приходится искать компромиссное сочетание инструментов регулирования.

     Особое  место в рамках проведения Центробанком денежно-кредитной политики занимает установление им обязательных нормативов для коммерческих банков, соблюдение которых является неотъемлемым условием их функционирования. Нормативы, устанавливаемые коммерческим банкам Национальным банком Республики Беларусь, включают:

     1) минимальный размер уставного  фонда для вновь создаваемого

банка (5 млн евро) и минимальный размер собственного капитала для действующего банка (5 млн евро; для банка, имеющего лицензию на привлечение во вклады средств физических лиц, — 10 млн евро);

     2) предельный размер неденежной  части уставного фонда для  банка (20 % уставного фонда в первые два года после регистрации и 10 % — в последующие годы);

     3) нормативы ликвидности (минимально  допустимые значения: краткосрочная  — 1,0; текущая — 0,7; мгновенная — 0,2);

     4) нормативы достаточности капитала (не менее 0,1);

     5) максимальный размер риска на одного клиента или группу взаимосвязанных клиентов — представляет собой процентное соотношение совокупной суммы требований банка к клиенту (выданных кредитов, учтенных векселей, внебалансовых обязательств и т.д.) и собственного капитала банка (в первые два года деятельности банка — не более 20 % собственного капитала, в последующем — не более 25 %);

     6) максимальный размер крупных  рисков (не более шестикратного размера собственного капитала банка). Фактом возникновения крупного риска является осуществление банком операций, в результате которых совокупная сумма требований к клиенту превысит 10 % собственного капитала;

     7) максимальный размер риска на  одного инсайдера и связанных с ним лиц — устанавливается в процентном соотношении совокупной суммы требований к инсайдеру и связанным с ним лицам и собственного капитала (под инсайдерами понимаются физические и юридические лица, связанные с банком, его учредителями и в силу этого способные влиять на решения банка при осуществлении операций в их интересах; физическое лицо — не более 2 % собственного капитала, юридическое — 10 % собственного капитала банка в первые два года после создания банка и 15 % в последующие годы);

     8) максимальный размер рисков по  инсайдерам (не более 25 % собственного капитала);

     9) максимальный размер риска по  средствам, размещенным в зарубежных странах, не входящих в группу "А" — наиболее развитых стран (не более 100 % собственного капитала);

     10) нормативы участия банка в  инвестиционной деятельности (в уставном фонде одного юридического лица не более 5 % собственного капитала, в уставных фондах совокупности юридических лиц — не более 25 % собственного капитала);

     11) норматив валютного риска (открытой  валютной позиции) — процентное соотношение величины открытой валютной позиции и собственного капитала банка (величина суммарной открытой валютной позиции по всем видам иностранных валют не может превышать 20 % собственного капитала, величина чистой открытой валютной позиции по каждому виду иностранной валюты — 10 % собственного капитала);

     12) максимальный размер риска на  одного кредитора (вкладчика)  — предельное процентное соотношение  величины вкладов (депозитов), полученных банком кредитов, остатков по счетам одного кредитора (вкладчика) и собственного капитала банка. Максимальный размер риска одного кредитора (вкладчика) не должен превышать 250 % собственного капитала банка;

     13)  максимальный размер собственных  вексельных обязательств — предельное процентное отношение суммы вексельных обязательств банка к собственному капиталу. В расчет максимального размера собственных вексельных обязательств включаются суммы выпущенных банком векселей, обязательств по внебалансовым счетам, вытекающих из акцептов, авалей, индоссаментов векселей (не более 50 % собственного капитала);

     14)  максимальный размер привлеченных  средств физических лиц — предельное процентное соотношение общей суммы привлеченных денежных средств физических лиц и собственного капитала банка (не более 100 % собственного капитала);

     15)  норматив соотношения привлеченных средств физических лиц и активов с ограниченным риском (не более 1,0).

     Денежно-кредитная  политика должна быть скоординирована с бюджетно-финансовой. При этом первая является определяющей, поскольку она связана с формированием и ростом ВВП, его структурой, с оборотом товарно-материальных ценностей. Кризис платежной системы, неплатежеспособность субъектов хозяйствования, бартерные операции, задержки в выдаче заработной платы — свидетельства разобщенности денежно-кредитной и бюджетно-финансовой политики.

     Кредитно-денежная политика ЦБ представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение  денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и  других показателей денежного обращения  и рынка ссудных капиталов. Ее цель – регулирование экономики посредством воздействия на состояние совокупного денежного оборота, он включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках.

     Кредитно-денежная политика ЦБ направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии – кредитная экспансия (оживление конъюнктуры в условиях падения производства), либо на ограничение кредитно-денежной эмиссии в периоды экономических подъемов кредитная рестрикция.

     ЦБ  использует при проведении денежно-кредитной  политики комплекс инструментов, которые  различаются: по форме их воздействия (прямые и косвенные); по объектам воздействия (предложение денег и спрос  на деньги); по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные).  

 

3. Денежно – кредитная  политика Национального  Банка Республики  Беларусь на современном  этапе

     Формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения является одним из необходимых условий эффективного развития экономики.

     Первоначально основной функцией банков было осуществление  эмиссии наличных денег, в настоящее время эта функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором зиждется вся оставшаяся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая. 

     Денежно-кредитная  политика состоит в изменении  денежного предложения с целью  стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

     Воплощая денежно-кредитную политику, Национальный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних  инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной).

     С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.[4,с.85]

     Важно помнить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

     Под денежно-кредитной политикой государства  понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения  и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы. [1,с.54]

     Совокупность  мероприятий, направленных на изменение  денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов, определяют денежно-кредитную политику. Ее цель заключается в регулировании хозяйственных процессов путем воздействия на состояние кредитных отношений и денежного обращения. Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция) и отличается от других методов регулирования, как правило, косвенным характером воздействия на процесс расширенного воспроизводства.

     Методы  денежно-кредитной политики делятся  на две группы: общие, влияющие на рынок  ссудного капитала в целом, и специальные, предназначенные для конкретных видов кредита, кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т. д. К общим методам относятся: учетная политика; операции на открытом рынке (покупка-продажа государственных ценных бумаг, других кредитных обязательств, валюты по рыночному или заранее объявленному курсу); изменение норм обязательных резервов для коммерческих банков. Применение специальных методов означает прямое ограничение размеров банковских кредитов; контроль по отдельным видам кредита.

     Проведение  денежно-кредитной политики стоит  на первом месте в перечне задач  центральных банков большинства  государств. Именно в этом заключается  могущество центральных банков, поскольку  они прямо или косвенно влияют на общий объем денежной массы  и кредитных ресурсов финансовой системы.

     Однако  управление денежной массой является также и наиболее трудной задачей  центрального банка. Поскольку деньги появляются в различных формах, поэтому даже само определение объема денежной массы представляет собой сложную задачу. Среди экономистов существует широкое разнообразие мнений по поводу способов управления объемами денежно-кредитной массы. В последние годы на споры вокруг проведения денежной политики доминирующее воздействие оказывал Милтон Фридман и доктрина монетаризма, которую связывают с его именем.[5,c.48]

     Рост  денежной массы оказывает лишь переходное влияние на объем производства и  уровень безработицы и постоянное—на  цены. Это означает, что нельзя снизить  уровень безработицы в долгосрочной перспективе всего лишь простым включением станка для печатания денег.

     Увеличение  количества денег в обращении  происходит через сложное взаимодействие между центральным банком, коммерческими банками и обществом. Выпускаемые центральным банком дополнительные денежные ресурсы размещаются в коммерческих банках.

     Выработка и проведение денежно-кредитной  политики Республики Беларусь является основной задачей Национального банка Республики Беларусь. Ежегодно в соответствии с существующим законодательством Национальный банк представляет в Верховный Совет Республики Беларусь основные направления денежно-кредитной политики на очередной год.

     Денежно-кредитная  политика Республики Беларусь направлена на формирование условий стабильного  экономического развития Республики Беларусь, выполнение показателей социально-экономического развития страны и повышение благосостояния населения прежде всего путем обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развития и укрепления банковской системы; повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы. Предусмотрен предельно допустимый прирост кредитов Национального банка к рефинансированию коммерческих банков через кредитные аукционы и другие рыночные механизмы.

     Ставка  рефинансирования Национального банка  устанавливается в соответствии с темпами инфляции и последовательно сохраняется на уровне ее положительного значения. Одновременно прекращена практика датирования предприятий через ставки рефинансирования Национального банка. Целевые кредиты выделяются через механизмы, приближенные к рыночным, и обеспечиваются активами их получателей. Пролонгация кредитов коммерческими банками и ссудозаемщикам за счет централизованных кредитных ресурсов, как правило, не производится.

Информация о работе Центральный банк, его статус и функции