Центральный банк России: история развития и современное состояние

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования курсовой работы является исследование роли и места Центрального банка в развитии кредитной системы.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

В первой главе раскрывается сущность, история формирования и роль Центрального банка РФ в кредитной системе.

Вторая глава посвящена характеристике функций Центрального банка РФ.

Третья глава исследует основные проблемы функционирования ЦБ РФ на современном этапе и пути их решения.

Содержание

Введение 3

1. Сущность, история формирования и роль Центрального банка

в кредитной системе 5

1.1 Сущность, причины организации, место и роль Центрального банка

в кредитной системе 5

1.2 История развития ЦБ РФ 12

2. Характеристика функций ЦБ РФ 25

2.1 Эмиссионный центр страны 25

2.2 Банк банков, банк правительства 28

2.3 Орган надзора за банками и банковскими кредитными организациями 30

2.4 Банк России- проводник денежно- кредитной политики 38

3. Проблемы функционирования ЦБ РФ на современном этапе и пути их

решения 45

Заключение 50

Список использованной литературы 52

Работа содержит 1 файл

ЦБ РФ.doc

— 234.50 Кб (Скачать)

   Приобретение и (или) получение в доверительное управление (далее- приобретение) в результате осуществления одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом, либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми организациями по отношению друг к другу, более 1 % акций (долей) кредитной организации требуют уведомления Банка России, а более 20 % - представительного согласия Банка России.

   Банк  России не позднее 30 дней с момента получения ходатайства о согласии Банка России на приобретение более 20 % акций (долей) кредитной организации сообщает заявителю в письменной форме о своем решении- согласии или отказе. Отказ должен быть мотивированным. В случае, если Банк России не сообщил о принятом решении в течении указанного срока, указанная сделка (сделки) считается разрешенной.

   Уведомление о приобретении более 1 % акций (долей) кредитной организации направляется в Банк России не позднее 30 дней с момента данного приобретения. Порядок получения предварительного согласия Банка России на приобретение более 20 % акций (долей) кредитной организации, порядок уведомления Банка России о приобретении более 1 % акций (долей) кредитной организации устанавливаются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

   Банк  Росси в рамках осуществления  своих надзорных функций вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой  репутации участников (акционеров) кредитной организации в случае приобретения ими более 20% акций (долей) кредитной организации, а также устанавливать требования к финансовому положению приобретателей более 20 % акций (долей) кредитной организации.

   Банк  России имеет право отказать в  даче согласия на приобретение более 20 % акций (долей) кредитной организации в случае выявления неудовлетворительного финансового положения их приобретателей, а также в иных случаях, установленных федеральными законами.

   С 1 июля 2002 года статьей 15.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливается административная ответственность за нарушение кредитной организацией установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований.

   В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать следующие обязательные нормативы:

  1. Предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала;
  2. максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
  3. максимальный размер крупных кредитных рисков;
  4. нормативы ликвидности кредитной организации;
  5. нормативы достаточности собственных средств (капитала);
  6. размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;
  7. минимальный размер резервов, создаваемых под риски;
  8. нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;
  9. максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам).
 

      Максимальный  размер риска на одного заемщика или  группу связанных заемщиков, являющихся по отношению друг к другу зависимыми или основными и дочерними, устанавливается в процентах от размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы) и не может превышать 25 % размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

      При определении максимального размера риска учитываются вся сумма кредитов кредитной организации, выданная одному заемщику или группе связанных заемщиков, а также суммы гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией заемщику или группе связанных заемщиков.

      Максимальный  размер крупных кредитных рисков устанавливается как выраженное в процентах отношение совокупной величины крупных кредитных рисков и размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

      Крупным кредитным риском является сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента, превышающая 5 % собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

      Максимальный  размер крупных кредитных рисков не может превышать 800% размера собственных  средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

      Банк  России вправе вести реестр крупных  кредитных рисков кредитных организаций (банковской группы).

      Нормативы ликвидности кредитной организации  определяются как:

      отношение ее активов и пассивов с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов;

      отношение ее ликвидных активов (наличие денежных средств, требований до востребования, краткосрочных ценных бумаг, других легкореализуемых активов) и суммарных  активов.

      Нормативы достаточности собственных средств (капитала) определяют как отношение размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы) и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска.

      Банк  России регулирует размеры и порядок  учета открытой позиции кредитных организаций (банковской группы) по валютному, процентному и иным финансовым рискам.

      Банк  России определяет порядок формирования и размер образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитных организаций для покрытия возможных потерь по ссудам, валютных, процентных и иных финансовых рисков в соответствии с федеральными законами.

      Нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации  для приобретения акций (долей) других юридических лиц определяются как  выраженное в процентах отношение сумм инвестируемых и собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

      Размер  норматива использования собственных  средств (капитала) кредитной организации  для приобретения акций (долей) других юридических лиц не может превышать 25% размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

      Максимальный  размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных  кредитной организацией (банковской группы) своим участникам (акционерам), определяется в процентах от собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

      Указанный норматив не может превышать 50 %.

      Для осуществления своих функций  банковского регулирования и  банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранений выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом санкции по отношению к нарушителям.

      Проверки  могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) Банка России в порядке, установленном Советом директоров, или по поручению Совета директоров аудиторскими организациями.

      В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в  соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банка России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере от 0,1% минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до 6 месяцев.

      В случае неисполнения в установленный  Банком России срок предписаний Банка  России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

  1. взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1 % размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала;
  2. потребовать от кредитной организации:

     осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее актов; 

     замены  руководителей кредитной организации, перечень должностей которых указан в статье 60 настоящего Федерального закона;

     осуществления реорганизации кредитной организации;

  1. изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;
  2. ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;
  3. назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;
  4. ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организации»;
  5. предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказать влияние не решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдения ею обязательных нормативов;
  6. ввести ограничения на величину процентной ставки, которую кредитная организация определяет в договорах банковского вклада, заключаемых (пролонгируемых) в период действия ограничения, в виде максимального значения процентной ставки (но на ниже двух третей ставки рефинансирования Банка России по банковским вкладам в рублях и не ниже ставки ЛИБОР по банковским вкладам в иностранной валюте на дату введения ограничения), на срок до одного года. В целях настоящего положения в расчет процентной ставки наряду с процентами включаются любые непроцентные платежи, которые кредитная организация уплачивает вкладчикам- физическим лицам.

     (п. 8 введен Федеральным Законом  от 29.07.2004 года № 97-ФЗ)

     Банк  России вправе отозвать у кредитной  организации лицензию на осуществление  банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Банка России3.

     В целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов Банк России вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя Банка России. Порядок деятельности уполномоченного представителя Банка России устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

     В период деятельности уполномоченного  представителя Банка России кредитная  организация вправе осуществлять разрешенные  ей федеральными законами сделки только по согласованию с уполномоченным представителем Банка России в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

     С момента создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) или назначения Арбитражным судом арбитражного управляющего деятельность уполномоченного представителя Банка России прекращается.

 

      2.4 Банк России- проводник  денежно- кредитной  политики 

      Составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижения стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса, является Центральный банк- основной проводник денежно- кредитного регулирования экономики. Понятие «регулирование» означает использование объектов или осуществление любых других долговременных мероприятий по изменению, варьированию или иному управлению динамики денежного оборота.

     Совокупность  мероприятий Центрального банка  в области денежного обращения  и кредита, направляемых на увеличение темпов экономического роста, снижение уровня безработицы и инфляции будем  называть- денежно- кредитной политикой ( в широком смысле). В узком значении такая политика направлена на достижение оптимального валютного курса с помощью валютной интервенции, изменения ставки Центрального банка и других методов регулирования краткосрочных процентных ставок. Под валютной интервенцией понимается «политика купли-продажи Центральным банком иностранной валюты за национальную на валютном рынке».4

Информация о работе Центральный банк России: история развития и современное состояние