Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 21:00, доклад
Центральный банк Российской Федерации, являясь важнейшим элементом банковской системы страны, оказывает большое воздействие на функционирование и жизнедеятельность государства и общества. Развитие экономики, функционирование государственных органов и учреждений, само существование суверенного государства напрямую зависят от того, насколько эффективна деятельность центрального банка страны. Для любого современного государства вопросы обеспечения устойчивости национальной валюты составляют важную часть понятия "экономическая безопасность страны", имеют стратегическое значение и всегда актуальны.
ВВЕДЕНИЕ3
Понимание правового статуса Центрального банка Российской Федерации5
Компетенция Банка России15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ32
Таким образом, Банк России в соответствии с Конституцией РФ не включается в понятие "органы государственной власти" и является самостоятельным субъектом, не входящим ни в одну из ветвей государственной власти»1.
В Определении от 14.12.2000 № 268-0 «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"» КС РФ указал, что статус ЦБ РФ установлен Конституцией РФ, в ст. 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (ч. 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (ч. 2). Данные полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования.
Основываясь на процитированной правовой позиции КС РФ, в литературе сделаны следующие выводы:
По мнению Л. Г. Ефимовой, своеобразие
конституционно-правового
Статья 5 Закона о Банке России устанавливает, что ЦБ РФ подотчетен Государственной Думе. Это проявляется в том, что Государственная Дума:
В соответствии со ст. 8 и 9 Закона
о Банке России ЦБ РФ не вправе участвовать
в капиталах кредитных
Банк России не вправе участвовать в капиталах или являться членом иных коммерческих или некоммерческих организаций, если они не обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Банк России может участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками иностранных государств.
Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями иностранных государств осуществляются в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законами, а также с межбанковскими соглашениями.
В соответствии со ст. 3 Закона о Банке России целями деятельности Банка России являются:
Приведенные цели деятельности конкретизированы путем перечисления в ст. 4 Закона о Банке России 22 функций, которые выполняет ЦБ РФ. Эти функции, которые по сути являются основными направлениями компетенции Банка России, можно подразделить на две большие группы: 1) функции Банка России как органа управления банковской системой; 2) функции Банка России как субъекта, имеющего право осуществлять определенный круг банковских операций и сделок.
В рамках первой группы функций Банк России, являясь центром отечественной банковской системы, а) разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, б) организует на территории РФ наличное денежное обращение, в) обеспечивает стабильность и развитие национальной платежной системы, г) осуществляет банковское регулирование и банковский надзор, д) взаимодействует с кредитными организациями, е) осуществляет валютное регулирование и валютный контроль, а также выполняет ряд внешнеэкономических функций. Рассмотрим первую группу функций более подробно.
(А) Денежно-кредитная
Банк России ежегодно не позднее срока внесения в Государственную Думу Правительством РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря — основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год11.
Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту РФ и в Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.
Согласно ст. 35 Закона о Банке России основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
В соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов, может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.
Резервные требования представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов12 посредством снижения денежного мультипликатора13. Резервные
требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей банков и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении14.
На основании ст. 38 Закона о Банке России размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов)15, а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России16 устанавливаются Советом директоров.
Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации, могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций, но не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.
При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф, который не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.
На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются.
После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, представляет собой объем наличных и безналичных денег, находящихся в обращении в банковской системе (наличные деньги в обращении с учетом остатков средств в кассах кредитных организаций (без учета наличных денег в кассах учреждений Банка России); остатки средств на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России; остатки средств на счетах обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями в Банке России, по привлеченным средствам в валюте РФ и в иностранной валюте; депозиты кредитных организаций в Банке России, а также облигации Банка России, находящихся у кредитных организаций).
перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются для погашения требований кредиторов.
Под операциями Банка России на открытом рынке понимаются:
Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Оно осуществляется как без обеспечения18, так и под обеспечение в виде:
Информация о работе Центральный банк России: правовой статус