Центральный банк России: правовой статус

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 21:00, доклад

Описание работы

Центральный банк Российской Федерации, являясь важнейшим элементом банковской системы страны, оказывает большое воздействие на функционирование и жизнедеятельность государства и общества. Развитие экономики, функционирование государственных органов и учреждений, само существование суверенного государства напрямую зависят от того, насколько эффективна деятельность центрального банка страны. Для любого современного государства вопросы обеспечения устойчивости национальной валюты составляют важную часть понятия "экономическая безопасность страны", имеют стратегическое значение и всегда актуальны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ3
Понимание правового статуса Центрального банка Российской Федерации5
Компетенция Банка России15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ32

Работа содержит 1 файл

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение.docx

— 72.44 Кб (Скачать)

Таким образом, Банк России в соответствии с Конституцией РФ не включается в понятие "органы государственной власти" и является самостоятельным субъектом, не входящим ни в одну из ветвей государственной власти»1.

В Определении от 14.12.2000 № 268-0 «По  запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"» КС РФ указал, что статус ЦБ РФ установлен Конституцией РФ, в ст. 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (ч. 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (ч. 2). Данные полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования.

Основываясь на процитированной правовой позиции КС РФ, в литературе сделаны  следующие выводы:

  • Банк России является органом государства, образуемым в соответствии с Конституцией РФ, и имеет самостоятельный конституционный статус;
  • Банк России не входит в систему ни одной из ветвей государственной власти;
  • Банк России осуществляет особые по своей правовой природе функции государственной власти;
  • Банк России осуществляет эти функции в пределах, определенных Конституцией РФ, Законом о Банке России;
  • реализация этих функций предполагает применение мер государственного принуждения;
  • другие органы государственной власти (любого уровня) не могут вмешиваться в осуществление конституционных функций Банка России;
  • Банк России является постоянно действующим органом и его деятельность не может быть приостановлена или прекращена до изменения самой Конституции РФ;
  • Банк России осуществляет нормотворческие полномочия, также относящиеся по своей правовой природе к функциям государственной власти, поскольку нормативные акты Банка России обязательны для органов государственной власти, юридических и физических лиц;
  • акты Банка России обжалуются в порядке, предусмотренном для обжалования решений и действий органов государственной власти9.

По мнению Л. Г. Ефимовой, своеобразие  конституционно-правового статуса  Банка России позволяет признать ЦБ РФ органом управления банковской системой РФ. Определение Банка России в качестве органа управления банковской системой позволяет подчеркнуть следующие особенности:

  • уникальный характер Банка России: соединение несочетаемых направлений деятельности — обычного банка и органа государственной власти;
  • основную цель создания — быть инструментом денежно-кредитной политики государства, позволяющим обеспечить достижение необходимых результатов путем целенаправленного воздействия на банковскую систему (управление банковской системой);
  • специфику используемых Банком России приемов воздействия на денежный рынок: ЦБ РФ применяет главным образом экономические методы;
  • специфику используемых Банком России приемов воздействия на банковскую систему в условиях отсутствия прямого административного подчинения кредитных организаций Банку России: ЦБ РФ является не только органом банковского надзора, но и органом регулирования банковской деятельности10.

Статья 5 Закона о Банке России устанавливает, что ЦБ РФ подотчетен Государственной  Думе. Это проявляется в том, что Государственная Дума:

  • назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента РФ;
  • назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ;
  • направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;
  • рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;
  • рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;
  • принимает решение о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;
  • проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;
  • заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

В соответствии со ст. 8 и 9 Закона о Банке России ЦБ РФ не вправе участвовать  в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами. Указанный запрет не распространяется на участие Банка России в капитале Сберегательного банка РФ.

Банк России не вправе участвовать  в капиталах или являться членом иных коммерческих или некоммерческих организаций, если они не обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Банк России может участвовать  в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками иностранных государств.

Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями иностранных государств осуществляются в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законами, а также с межбанковскими соглашениями.

 

  1. Компетенция Банка России

В соответствии со ст. 3 Закона о Банке  России целями деятельности Банка России являются:

  • защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • развитие и укрепление банковской системы РФ;
  • обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы.

Приведенные цели деятельности конкретизированы путем перечисления в ст. 4 Закона о Банке России 22 функций, которые выполняет ЦБ РФ. Эти функции, которые по сути являются основными направлениями компетенции Банка России, можно подразделить на две большие группы: 1) функции Банка России как органа управления банковской системой; 2) функции Банка России как субъекта, имеющего право осуществлять определенный круг банковских операций и сделок.

В рамках первой группы функций Банк России, являясь центром отечественной банковской системы, а) разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, б) организует на территории РФ наличное денежное обращение, в) обеспечивает стабильность и развитие национальной платежной системы, г) осуществляет банковское регулирование и банковский надзор, д) взаимодействует с кредитными организациями, е) осуществляет валютное регулирование и валютный контроль, а также выполняет ряд внешнеэкономических функций. Рассмотрим первую группу функций более подробно.

(А) Денежно-кредитная политика  — это система мероприятий, направленная на ограничение денежных средств в обращении, поддержание стабильности цен, обеспечение экономического роста и противодействие возможным кризисным явлениям.

Банк России ежегодно не позднее  срока внесения в Государственную Думу Правительством РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря — основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год11.

Предварительно проект основных направлений единой государственной  денежно-кредитной политики представляется Президенту РФ и в Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.

Согласно ст. 35 Закона о  Банке России основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

  1. процентные ставки по операциям Банка России;
  2. нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
  3. операции на открытом рынке;
  4. рефинансирование кредитных организаций;
  5. валютные интервенции;
  6. установление ориентиров роста денежной массы;
  7. прямые количественные ограничения;
  8. эмиссия облигаций от своего имени.

В соответствии с принятыми  ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов, может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.

Резервные требования представляют собой механизм регулирования общей  ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов12 посредством снижения денежного мультипликатора13. Резервные

требования устанавливаются  в целях ограничения кредитных возможностей банков и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении14.

На основании ст. 38 Закона о Банке России размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов)15, а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России16 устанавливаются Советом директоров.

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации, могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций, но не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет  право списать в бесспорном порядке  с корреспондентского счета кредитной  организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф, который не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.

На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются.

После отзыва у кредитной  организации лицензии на осуществление банковских операций обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, представляет собой объем наличных и безналичных денег, находящихся в обращении в банковской системе (наличные деньги в обращении с учетом остатков средств в кассах кредитных организаций (без учета наличных денег в кассах учреждений Банка России); остатки средств на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России; остатки средств на счетах обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями в Банке России, по привлеченным средствам в валюте РФ и в иностранной валюте; депозиты кредитных организаций в Банке России, а также облигации Банка России, находящихся у кредитных организаций).

перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются для погашения требований кредиторов.

Под операциями Банка России на открытом рынке понимаются:

  • купля-продажа казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также заключение договоров РЕПО17 с указанными ценными бумагами;
  • купля-продажа иных ценных бумаг, определенных решением Совета директоров, при условии их допуска к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, а также заключение договоров РЕПО с указанными ценными бумагами. При осуществлении Банком России операций на открытом рынке с акциями допускаются только заключение договоров РЕПО, а также реализация Банком России акций в связи с ненадлежащим исполнением контрагентом обязательств по договору РЕПО.

Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Оно осуществляется как без обеспечения18, так и под обеспечение в виде:

  • залога аффинированного золота в стандартных и (или) мерных слитках19;
  • залога (блокировки) ценных бумаг20, включенных в ломбардный список Банка России21;
  • — залога векселей и (или) прав требования по кредитным договорам, соответствующих критериям, установленным ЦБ РФ, а также выпусков облигаций, перечень которых установлен Советом директоров Банка России, либо поручительства22.
  • Под валютными интервенциями понимается купля- продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.
  • Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
  • Прямыми количественными ограничениями Банка России являются установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ.
  • Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций23. Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия <span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442

Информация о работе Центральный банк России: правовой статус