Центральный банк России: правовой статус

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 21:00, доклад

Описание работы

Центральный банк Российской Федерации, являясь важнейшим элементом банковской системы страны, оказывает большое воздействие на функционирование и жизнедеятельность государства и общества. Развитие экономики, функционирование государственных органов и учреждений, само существование суверенного государства напрямую зависят от того, насколько эффективна деятельность центрального банка страны. Для любого современного государства вопросы обеспечения устойчивости национальной валюты составляют важную часть понятия "экономическая безопасность страны", имеют стратегическое значение и всегда актуальны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ3
Понимание правового статуса Центрального банка Российской Федерации5
Компетенция Банка России15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ32

Работа содержит 1 файл

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение.docx

— 72.44 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ3

Понимание правового статуса Центрального банка Российской Федерации5

Компетенция Банка России15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ32

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Центральный банк Российской Федерации, являясь  важнейшим элементом банковской системы страны, оказывает большое  воздействие на функционирование и  жизнедеятельность государства  и общества. Развитие экономики, функционирование государственных органов и учреждений, само существование суверенного  государства напрямую зависят от того, насколько эффективна деятельность центрального банка страны. Для любого современного государства вопросы  обеспечения устойчивости национальной валюты составляют важную часть понятия "экономическая безопасность страны", имеют стратегическое значение и  всегда актуальны.

Процессы  возникновения и развития центральных  банков в различных странах во многом схожи. В XVI - XVIII вв., для того чтобы контролировать количество денег  в обращении, центральным банкам было предоставлено монопольное  право эмиссии денег. В XIX в. в целях  обеспечения ликвидности и стабильности банковской системы центральные  банки получили полномочия по осуществлению  функций кредитора последней  инстанции для других банков, а  также регулирования и контроля всей банковской деятельности. И наконец, в середине XX в. центральным банкам было предоставлено право самостоятельно либо совместно с правительством определять и реализовывать денежно-кредитную  политику государства.

С развитием  и усложнением экономических  отношений и политической структуры  общества функции центральных банков стали разнообразнее, значительно  расширился их статус.

Современные центральные банки обладают особой правосубъектностью по сравнению с  другими юридическими лицами, что  связано с той двойственностью, которая присуща всем национальным банкам в государствах с рыночной экономикой. С одной стороны, в  экономической системе национальный банк выступает в роли органа государственной власти, осуществляющего от лица государства экономическую политику, с другой - в роли обычного субъекта коммерческой деятельности. Таким образом, он совмещает черты учреждения публичного права с чертами частноправовой организации.

      Как правильно отмечает Я.А.Гейвандов,  «Централизованное управление денежно-кредитной  системой Российской Федерации  является одним из основополагающих  элементов ее государственности.  Вместе с тем правовое регулирование  банковской системы и системы  Банка России нельзя признать  совершенным, в связи с чем  их организация и функционирование  порождают больше вопросов, чем  ответов».  Отсутствием сколько-нибудь  значительных достижений на пути  укрепления и развития банковской  системы можно объяснить неослабевающий  интерес ученых и практиков  к этому вопросу.  Проблема  правового статуса Банка России  вызывает многочисленные споры.

При изучении проблемы определения правого статуса  Центрального банка акцент ставится на различных ее аспектах.  Особое внимание уделяется таким вопросам как соотношение «независимости»  и «подотчетности» Центрального Банка в рамках рассмотрения более  общего вопроса о правовом статусе  и месте Центрального банка в  системе органов государственной  власти.  Часто в литературе поднимается  вопрос о гражданско-правовом статусе  Центрального банка как юридического лица, делаются попытки определить его организационно-правовую форму, а также дать характеристику прав на закрепленное за ним имущество.

В рамках небольшого исследования постараемся  разобраться в существующих проблемах  определения правового статуса  Банка России.

 

 

  1. Понимание правового статуса Центрального банка Российской Федерации

 

В соответствии со ст. 1 Закона о Банке  России статус, цели деятельности, функции  и полномочия ЦБ РФ определяются Конституцией РФ, данным Законом и другими федеральными законами1.

В Конституции РФ содержится две  группы норм, посвященные правовому статусу Банка России. Первая касается эмиссионной и обеспечительной функций Банка России. Так, согласно ст. 75 Конституции РФ денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция ЦБ РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Вторая группа норм устанавливает  порядок назначения на должность  и освобождение от должности Председателя Банка России. В соответствии с п. «г» ст. 83 Конституции РФ Президент РФ представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя ЦБ РФ и ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении его от должности. Соответственно, на основании п. «г» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ к ведению Государственной Думы относится назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ.

Статьей 1 Закона о Банке России также закреплено, что функции  и полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и Законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Таким образом, в Конституции РФ и в Законе о Банке России заложен  главный принцип деятельности любого центрального банка — принцип  его независимости. «Независимый центральный банк — это орган, способный оперативно и без учета сиюминутной политической конъюнктуры реагировать на сигналы финансового рынка, относящегося к числу важнейших сегментов экономики государства. Это один из основополагающих принципов построения верхнего уровня банковской системы рыночного типа»2.

Независимость центрального банка  имеет три составляющих: финансовую, функциональную и кадровую автономии. Финансовая автономия предполагает наличие у центрального банка собственного имущества и самостоятельного (внебюджетного) финансирования. Под функциональной автономией понимается осуществление центральным банком своих функций самостоятельно, без вмешательства государственных органов и иных организаций. Кадровая автономия означает личную независимость руководящих лиц центрального банка и особый порядок их назначения3.

В соответствии со ст. 1, 2, 10, 11 Закона о  Банке России ЦБ РФ является юридическим  лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием. Местонахождение центральных органов Банка России — г. Москва.

Банк России имеет уставный капитал  в размере 3 млрд руб.

Уставный капитал и иное имущество  Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены Законом о Банке России, ЦБ РФ осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Банк России осуществляет свои расходы  за счет собственных доходов.

Прибыль Банка России определяется как разница между суммой доходов  от предусмотренных ст. 46 Закона о  Банке России банковских операций и сделок, а также доходов от участия в капиталах кредитных организаций и расходами, связанными с осуществлением Банком России своих функций, установленных ст. 4 Закона о Банке России.

С учетом изложенного вполне закономерен  вывод о том, что Банк России обладает особой правосубъектностью по сравнению  с другими юридическими лицами. Его  особый правовой статус связан с двойственностью, присущей всем национальным банкам в странах рыночной экономики. С одной стороны, Банк России выступает в роли органа государственной власти, осуществляющего от лица государства денежно-кредитную политику, с другой — в роли обычного хозяйствующего субъекта. Совмещая в себе черты юридического лица публичного права и частноправовой организации, Банк России обладает особым юридическим статусом, который не сводится к известным российскому гражданскому праву организационно-правовым формам4.

Например, в ст. 3 Закона о Банке  России записано, что получение прибыли  не является целью деятельности Банка  России. Казалось бы, Банк России на основании  этой нормы Закона следовало бы отнести к некоммерческим организациям. Однако этому мешают два существенных момента:

а) ст. 2 Закона о Банке России обязывает  ЦБ РФ осуществлять свои расходы за счет собственных доходов. «Следовательно, Банк России не может полностью освободить себя от деятельности, направленной на извлечение прибыли. В противном случае он окажется без финансирования и все возложенные на него управленческие задачи окажутся нерешенными. Поэтому нужно признать, что Банк России поневоле вынужден зарабатывать средства к существованию, а редакция ст. 3 Закона о Банке России является в лучшем случае неточной»5;

б) ст. 26 Закона о Банке России обязывает  ЦБ РФ перечислять в федеральный бюджет 50% фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов. При этом ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 30.09.2010 № 245-ФЗ установлено, что на период до 1 января 2014 г. Банк России должен перечислять в федеральный бюджет не 50, а 75% своей прибыли. Иными словами, собственник систематически изымает часть прибыли Банка России. Следовательно, основной признак некоммерческой организации отсутствует6.

Таким образом, своеобразие Банка России как юридического лица находит свое отражение в следующих признаках:

  • Банк России является органом, созданным в соответствии с Конституцией РФ, и в отличие от всех видов юридических лиц индивидуально в ней поименован;
  • Банк России не может быть ликвидирован иначе, чем путем внесения поправок в Конституцию РФ;
  • Закон о Банке России не требует определения организационно-правовой формы Банка России, указывая лишь на наличие его наименования (ст. 1 Закона о Банке России).

Следовательно, Банк России, являясь  органом с особым конституционным  статусом, исходя именно из этой правовой конструкции одновременно является юридическим лицом, организационно-правовая форма которого не предусмотрена ГК и определяется непосредственно Законом о Банке России7.

С таким ответом на вопрос об организационно-правовой форме Банка России как юридического лица соглашается Л. Г. Ефимова: «Банк  России создан в особой организационно-правовой форме, неизвестной ГК и другим специальным законам. Иными словами, организационно-правовой формой Банка России является "Банк России"»8.

Не менее своеобразный ответ  мы получим на вопрос о виде вещного права Банка России на принадлежащее ему имущество.

Как известно, юридическое лицо может  иметь имущество на одном из трех видов вещных прав: праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 1 ст. 50 ГК). При этом в  связи с участием в образовании  имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения (п. 2 ст. 50 ГК).

Поскольку в соответствии со ст. 2 Закона о Банке России уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, очевидно, что Банк России нельзя отнести к юридическим лицам, в отношении которого учредители имеют обязательственные права на имущество. Банк России не является ни государственным или муниципальным унитарным предприятием, ни учреждением, а потому из возможных вариантов ответов на поставленный вопрос необходимо исключить право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

Остается два варианта: либо право  собственности, либо иное вещное право, неизвестное ГК.

В ст. 2 Закона о Банке России указано, что Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. На первый взгляд может показаться, что это и есть правомочия собственника. Однако собственник осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом «своей волей и в своем интересе», в то время как Банк России осуществляет названные полномочия «в соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом». Следовательно, полномочия Банка России в отношении принадлежащего ему имущества не являются классическими правомочиями собственника: они ограничены целями и порядком, установленными Законом о Банке России.

Таким образом, Банк России владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в федеральной собственности, на особом вещном праве, не известном ГК.

Третьим из дискуссионных вопросов, связанных со статусом Банка России, выступает вопрос о том, является ли Банк России органом государственной власти? Этот вопрос проистекает из формулировки процитированной выше ст. 75 Конституции РФ, в которой Банк России противопоставлен «другим органам государственной власти». Однако ст. 10 Конституции РФ устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Кроме того, федеральные органы государственной власти исчерпывающим образом перечислены в ч. 1 ст. 11 Конституции РФ, определяющей, что государственную власть в Российской Федерации осуществляет Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ.

Как следует из буквального содержания ст. 11 Конституции РФ, Банк России не включен в общую структуру органов, осуществляющих государственную власть. «Принцип независимости Банка России как бы исключает его из системы разделенных ветвей власти, поскольку разделение властей (как классическая правовая формула) предполагает особый механизм "сдержек и противовесов", не допускающий какую-либо независимость одних органов государственной власти от других. Статус Банка России закреплен в гл. 3 Конституции РФ, т.е. в той части, которая посвящена федеративному устройству Российской Федерации. Следовательно, даже по этому признаку Конституция РФ фактически выводит Банк России из общей системы органов власти, тем самым подчеркивая особую природу его статуса и независимость от других органов государственной власти.

Информация о работе Центральный банк России: правовой статус