Центральный банк Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:52, контрольная работа

Описание работы

Степень независимости центральных банков неодинакова - от максимально независимого Немецкого Федерального банка до Банка Франции, находящегося в полной зависимости от правительства. Банк России, который рассматривается в этой работе, занимает в этом ряду промежуточное место. Здесь существенное значение имеет четкое законодательное разграничение государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможностей правительства пользоваться средствами центрального банка.

Работа содержит 1 файл

контрльная по закондательному праву.docx

— 47.05 Кб (Скачать)

          В структуре современных коммерческих банков, помимо управлений и отделов, функционируют также ревизионная комиссия и различные комитеты, в том числе кредитный. Ревизионная комиссия контролирует работу банка (соблюдение сметы расходов банка в целом и его отдельных подразделений и др.).

         Кредитный комитет не является самостоятельным подразделением банка, в его состав входят должностные лица других отделов банка, а также лица, кандидатуры которых одобрены советом банка. Комитет создан для повышения и улучшения качества управленческих решений, определения стратегии в сфере кредитных операций, координации в реализации кредитной политики и принятия решений по принципиальным вопросам.

            Данная схема дает некоторое представление о том, как может быть организован банк с позиции его структуры. Каждый конкретный банк исходя из своей концепции развития, стоящих перед ним текущих задач и возможностей может построить для себя структуру управления, сообразуясь со своими собственными интересами.

 

2.4. Правовые основы деятельности коммерческих банков

          Современные представления о сущности банка, характере его деятельности и роли в экономике во многом определяют содержание и структуру банковского законодательства - совокупности законодательных актов и отдельных нормативно-правовых предписаний, взаимодействующих между собой и регламентирующих общественные отношения в сфере банковской деятельности.

          Следует различать банковское законодательство и источники банковского права, систему его внешних форм, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе построения, функционирования и развития банковской системы России, в частности, в процессе регулирования банковской деятельности со стороны Центрального банка Российской Федерации и других органов государственной власти. Согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ «О банках и банковской деятельности в РСФСР» правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» № 86-ФЗ от 27.06.02 г., а также другими федеральными законами и нормативными актами ЦБ РФ.

          Конституция РФ содержит нормы, имеющие основополагающее значение для функционирования российской банковской системы. Так, ст. 8 гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности. Среди конституционных норм, непосредственно касающихся банковской деятельности, следует указать на п. «ж» ст. 71, в соответствии с которым в ведении Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное и таможенное регулирование; денежная эмиссия; основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки. Кроме перечисленных норм, требующих принятия специальных отраслевых законов, есть нормы, не нуждающиеся в принятии специальных законов, а обладающие прямым действием. Например, в соответствии со ст. 75 денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ. Введение и эмиссия других денег в России не допускается.

          Федеральное банковское законодательство Российской Федерации подразделяется на общее и специальное.Общее включает в себя нормы, содержащиеся в Гражданском кодексе РФ (гл. 7 «Ценные бумаги», гл. 42 «Заем и кредит», гл. 44 «Банковский вклад», гл. 45 «Банковский счет», гл. 46 «Расчеты» и др.), в Уголовном кодексе РФ (ст. 172 «Незаконная банковская деятельность», ст. 174 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем», ст. 176 «Незаконное получение кредита», ст. 177 «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности», ст. 183 «Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну», ст. 185 «Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг»), в Федеральных законах «Об акционерных обществах» от 07.08.01 г., «О рынке ценных бумаг» от 22.04.99 г., «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09.10.92 г., «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 13.07.01 г.

           Под специальным банковским законодательством понимается система законодательных актов, состоящая из Федеральных законов «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 02.12.90г. (ред. от 21.07.05г., с изм. и доп. вступившими в силу от 01.09.05г.), «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 27.06.02 г. (ред. от 18.07.05г.), «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.99 г. (ред. от 20.08.04г.).Ни общие, ни специальные законы не могут противоречить Конституции РФ.

    Подзаконные акты, содержащие нормы банковского права подразделяются в свою очередь на несколько групп:

1. нормативные акты Банка  России. В соответствии со ст. 6 ФЗ «О Центральном банке Российской  Федерации (Банке России)» ЦБ  издает нормативные акты, обязательные  для федеральных органов власти, органов государственной власти  субъектов Федерации, органов  местного самоуправления, всех юридических  и физических лиц. Его нормативные  акты не могут противоречить  федеральным законам и могут  быть обжалованы. В зависимости  от содержания они могут издаваться  в форме: указания (если его  содержанием является установление  отдельных правил по вопросам, отнесенным к компетенции ЦБ  РФ); положения (если его содержание  составляет установление системно  связанных между собой правил  по вопросам, отнесенным к компетенции  ЦБ РФ); инструкции (если ее основным  содержанием служит определение  порядка применения положений  федеральных законов и иных  нормативных правовых актов по  вопросам комплектации ЦБ РФ).Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы;

2. указы Президента РФ, которые не должны противоречить  Конституции и федеральным законам  и имеют приоритетное значение  по отношению к иным подзаконным  актам.Согласно ст. 90 Конституции РФ он издает указы и распоряжения, которые носят подзаконный характер. Если в законодательстве существует пробел, то Президент РФ может своими указами восполнить этот пробел, и тогда такой указ будет носить нормативный характер;

3. постановления Правительства  РФ. В соответствии с п. «б»  ч. 1 ст. 114 Конституции РФ оно обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. Постановления правительства принимаются на основании и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих высшую по сравнению с ними юридическую силу. Нормы международного права и международные договоры РФ. В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ предусмотрено, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы».Следовательно, в российскую правовую систему введены две категории международно-правовых норм. К первой категории относятся общепризнанные принципы и нормы международного права, т. е. установленные и признанные международным сообществом государств.

         Российское законодательство не дает четких указаний по поводу того, что следует считать общепризнанными принципами и нормами международного права, тем не менее, согласно сложившейся традиции, принято утверждать, что общепризнанные нормы и принципы международного права содержатся в Уставе ООН, декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, двух- или многосторонних конвенциях.

         Вторую категорию составляют нормы, закрепленные в международных договорах России, причем, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом РФ, то применяются правила международного договора.

         Локальные акты кредитной организации можно разделить на внутренние акты и санкционированные государством уставы, постановления и решения юридических лиц. Санкционирование может выражаться в государственной регистрации, утверждении и совместном принятии акта.Внутренние локальные акты могут приниматься руководителями кредитных организаций в форме приказов (с их помощью регулируются вопросы труда и отдыха, заработной платы и другие отношения внутриорганизационного характера) либо коллегиальными органами управления в виде постановлений, преимущественно имеющих нормативное содержание.

Обычаи делового оборота, применяемые в банковской практике.

     Согласно ст. 5 Гражданского кодекса РФ, обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или условиям договора, не применяются.Несомненно, ядром современного банковского законодательства является Федеральный закон «О банках и банковской деятельности РСФСР» № 395-1 от 02.12.90 г. (ред. от 21.07.05г., с изм. и доп. вступившими в силу от 01.09.05г.).

    В главе 1 «Общие положения» приводятся основные понятия, используемые в Законе, структура банковской системы России, даются определение банковской группы и банковского холдинга (единственный закон в Российской Федерации в области организации деятельности холдинговых компаний), перечни банковских операций, учредительных документов, характеризуются органы управления кредитной организации.

    В главе 2 «Порядок регистрации кредитной организации и лицензирование банковских операций» описываются механизм и условия выдачи лицензий на осуществление банковских операций, оговариваются требования к созданию и деятельности кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков, приводится порядок ликвидации, реорганизации и отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

   Глава 3 «Обеспечение стабильности банковской системы, защиты прав, интересов вкладчиков и кредиторов кредитной организации» отражает условия обеспечения финансовой надежности кредитной организации, раскрывает понятие «банковская тайна» и описывает порядок наложения ареста и обращения взыскания на денежные средства и иные ценности, находящиеся в кредитной организации.

      В главе 4 «Межбанковские отношения и обслуживание клиентов» определен общий порядок взаимодействия ЦБ РФ с кредитными организациями и их клиентами.

       Глава 5 «Филиалы, представительства и дочерние организации кредитной организации на территории иностранного государства» регламентирует порядок получения коммерческим банком разрешения на открытие филиала, представительства или дочерней организации на территории иностранного государства.

     В главе 6 «Сберегательное дело» приводятся основные понятия, используемые при осуществлении вкладных операций коммерческого банка, а также обосновывается необходимость обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками средств граждан.

        Глава 7 «Бухгалтерский учет в кредитных организациях и надзор за их деятельностью» регламентирует порядки ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях проведения аудиторских проверок и предоставления отчетности кредитной организации в ЦБ РФ.

     Главным направлением совершенствования банковского законодательства должна стать его кодификация, позволяющая проанализировать весь нормативный материал, касающийся организации деятельности коммерческого банка и обеспечить большую взаимосвязанность нормативных актов.Также отмечу, что нормативная база способствует стабильности функционирования банковской системы, реализации защиты интересов вкладчиков, а также интересов самих кредитных организаций, их участников и акционеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

        В настоящее время изменяется деятельность банков: расширяются функции существующих и создаются новые финансово-кредитные институты, повышающие самостоятельность банков и их роль в экономике страны, совершенствуется система внутрибанковского и межбанковского обслуживания, осуществляется разграничение сфер деятельности и функций финансово-кредитных и банковских учреждений и т.д. Банковская деятельность выступает как система, способствующая реализации воспроизводственных отношений в экономике, она становится основой функционирования финансово-кредитных отношений во всех сферах и катализатором научно-технического прогресса. В механизме функционирования кредитной системы государства большая роль принадлежит коммерческим банкам. Они являются многофункциональными организациями, действующими в различных секторах рынка ссудного капитала. Банки аккумулируют основную долю кредитных ресурсов и предоставляют своим клиентам полный комплекс финансовых услуг, включая кредитование, приём депозитов, расчётное обслуживание, покупку-продажу и хранение ценных бумаг, иностранной валюты и другое.

       В современной рыночной экономике деятельность коммерческих банков имеет огромное значение благодаря их связям со всеми секторами экономике.Банки призваны аккумулировать денежные средства, выполнять функции кассиров хозяйствующих субъектов, осуществлять кредитование реальных запросов экономики и т. д. Вследствие этого банки могут оказывать значительное влияние на приток денежных средств в бюджет и курс национальной валюты. Банковская система призвана, помимо всего прочего, обеспечивать удержание объёма денежной массы в определённых пределах. Банки как посредники привлекают крупные денежные средства в виде депозитов и вкладов физических и юридических лиц. Однако банки и другие кредитно-финансовые учреждения обязаны располагать денежными средствами и поддерживать высокую пропорцию между собственным капиталом и активами.

      В то же время, несмотря на активное внедрение рыночных отношений, ещё не полностью разработаны многие теоретические вопросы: микроэкономическая организация банка как подсистема банковской деятельности, банковские инновации в воспроизводственном процессе, концепция построения банковских информационных технологий, вопросы управления банком, управление активами и пассивами и т. д.

Список используемой литературы

1. Центральный Банк РФ. Отчет о развитии банковского  сектора и банковского надзора в 2009 году.

2. Деятельность коммерческих  банков. Учебное пособие. /Под ред.  Калтырина А.В. 2009г.

3. Банковское дело. Учебник. /Под ред. Лаврушина О.И. 2010г.

Информация о работе Центральный банк Российской Федерации