Центральный банк Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:52, контрольная работа

Описание работы

Степень независимости центральных банков неодинакова - от максимально независимого Немецкого Федерального банка до Банка Франции, находящегося в полной зависимости от правительства. Банк России, который рассматривается в этой работе, занимает в этом ряду промежуточное место. Здесь существенное значение имеет четкое законодательное разграничение государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможностей правительства пользоваться средствами центрального банка.

Работа содержит 1 файл

контрльная по закондательному праву.docx

— 47.05 Кб (Скачать)

Введение

      Потребность в центральных банках возникла в связи с развитием товарно-денежных отношений на рубеже перехода от феодализма к капитализму около трехсот лет назад (один из первых центральных банков - Шведский Рисбанк образован в 1668 г.). В XX в. понимание значения роли Центрального банка для всего хозяйственного оборота страны становится всеобщим и Международная финансовая конференция, состоявшаяся в Брюсселе в 1920 г., записала, что «в странах, где не существует центрального банка, его следует создать».

        Центральный банк сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства, обладая определенными властными функциями в области организации денежно-кредитного обращения. Для центрального банка характерен высокий уровень независимости от прочих государственных структур. Большей частью он подотчетен непосредственно парламенту или образованной парламентом специальной комиссии. Руководителя центрального банка назначает глава государства или парламент. Правительству же, как правило, согласно банковскому законодательству развитых стран Запада предоставляется право подбора кандидатуры на этот высокий пост.

          Центральный банк обычно создается в форме акционерного общества, наделенного особыми полномочиями. В большинстве случаев его капитал принадлежит государству, но акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые учреждения.

          Степень независимости центральных банков неодинакова -от максимально независимого Немецкого Федерального банка до Банка Франции, находящегося в полной зависимости от правительства. Банк России, который рассматривается в этой работе, занимает в этом ряду промежуточное место. Здесь существенное значение имеет четкое законодательное разграничение государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможностей правительства пользоваться средствами центрального банка.

 

 

 

    1. Правовой статус Центрального банка РФ

        Центральный банк Российской Федерации (Банк России) -- верхний уровень двухуровневой банковской системы в Российской Федерации, которая состоит из Банка России и коммерческих банков (и других кредитных организаций)

       Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального Банка России, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии и в качестве основной функции - защита и обеспечение устойчивости рубля. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с поправками от 30.12.2008 // "Российская газета", N 7, 21.01.2009. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами.

       В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Федеральный Закон "О Центральном Банке РФ (Банке России)" (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 5-ФЗ, от 23.12.2003 N 180-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 29.07.2004 N 97-ФЗ, от 18.06.2005 N 61-ФЗ, от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 03.05.2006 N 60-ФЗ, от 12.06.2006 N 85-ФЗ, от 29.12.2006 N 246-ФЗ, от 29.12.2006 N 247-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 23.12.2003 N 177-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ, от 23.12.2004 N 173-ФЗ).

       Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

        Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

      Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

         Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

           Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства. Гейвандов Я.А. Центральный банк Российской Федерации: юридический статус, организация, функции, полномочия. - М.: Изд-во Московского независимого института международного права, 2007. С. 31.

         В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Взаимоотношения Центрального банка РФ и коммерческих банков.

 

2.1.Сущность и  классификация коммерческих банков

Коммерческие банки в  современной России начали развиваться  с августа 1988г., когда был зарегистрирован  первый подобный банк. Коммерческие банки  явились результатом перехода от централизованно управляемой экономики  к рыночной. Возникновение в нашей экономике различных коммерческих структур с альтернативными формами собственности потребовало адекватных им кредитных учреждений, базирующих свою деятельность на двух постулатах: риске и прибыли.

       В современной литературе нет единого мнения относительно понятия и сущности коммерческого банка.Так, в ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности в РСФСР»№ 395-1 от 02.12.90 г., он определяется как кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

      А.А. Демин считает, что «фирма (промышленная, банковская) -- консервативный институт, организационная основа любой экономики. Она ядро микроэкономики». Ю.А. Львов уточняет, что «по своему хозяйственному статусу коммерческие банки -- это частные корпорации акционерного типа. Основной целью их деятельности является извлечение прибыли. Источником дохода коммерческого банка служит оплата клиентами услуг банка и проценты с работающих активов -- займов, кредитов, ценных бумаг», и подчеркивает, что «коммерческие банки привлекают финансовые средства от собственного имени на предоставление займов и кредитов и приобретение ценных бумаг». Четкое выражение данного подхода находим у П. Кулигина: «Коммерческие банки в рыночной экономике -- это, по существу, те же предприятия или предпринимательские единицы, но только в особой, денежно-кредитной сфере хозяйственной деятельности. На принципах свободной купли-продажи они привлекают ресурсы (формируют пассивы) и размещают их по тем или другим назначениям (формируют активы), руководствуясь ценами и критериями роста своих прибылей, капиталов и престижа (надежности)». Известные отечественные ученые-специалисты банковского дела придерживаются схожей точки зрения. Так, они считает, что «банк не является посредником, который аккумулирует средства и предоставляет ссуды, а представляет собой предприятие, способное создавать платежные средства». Лауреат Нобелевской премии по экономике, автор известного учебника П. Самуэльсон считает «банк относительно простым деловым предприятием, а банковское дело -- бизнесом подобно любому другому бизнесу».

     Таким образом, учитывая важную роль банков в развитии экономики, выполнение ими большого числа операций, которые могут дать представление об их многосторонней деятельности, более предпочтительной представляется их характеристика как предприятия. Данный подход уже принят в мировой практике. Достаточно широкое признание получило понятие «банковская промышленность», подчеркивающее производительный характер банковской деятельности.

    Существующие в России коммерческие банки могут быть классифицированы по большому количеству признаков.По принадлежности уставного капитала и по способу его формирования различают акционерные и паевые банк, банки с ограниченной и дополнительной ответственностью, с участием иностранного капитала. Физические и юридические лица, являвшиеся организаторами и основателями банка, получают статус учредителей банка, купив "учредительские" паи или акции. Индивидуальные и институциональные инвесторы, впоследствии купившие акции банка, приобретают статус акционеров. Лица, участвующие своими средствами в формировании уставного капитала паевого банка, являются участниками (пайщиками).

       Основа деятельности коммерческого банка - формирование его собственных средств, как базы для привлечения депозитов и осуществления активных операций. В зависимости от размеров уставного фонда все коммерческие банки можно подразделить на три группы: мелкие, средние, крупные. Аналогичную последовательность можно провести по сумме актива (пассива) баланса банков, так как максимальный размер банковских обязательств увязывается с размерами собственных средств, т.е. с капиталом банка.

Наконец, по количеству типов  выполняемых операций, по направленности деятельности коммерческие банки подразделяются на универсальные банки и банки, выполняющие ограниченный круг операций (специализированные банки), по территориальному признаку на федеральные, республиканские и региональные.

      Деятельность банков, выполняющих ограниченный круг операций, ориентирована на предоставление в основном одного-двух видов услуг для большинства своих клиентов (например, это такие банки, как инвестиционные и инновационные банки, учетные и депозитные банки, сберегательные (ссудосберегательные, взаимосберегательные) банки, ипотечные банки).

        Также банки могут заниматься выпуском, покупкой, продажей, учетом, хранением ценных бумаг, а также осуществлять доверительное управление ими по договору с физическими и юридическими лицами, согласно части 1 ст.6 Закона «О банках и банковской деятельности».

        Согласно части 2 ст. 6 комментируемого закона, кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг (например, это может быть брокерская деятельность, дилерская деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, клиринговая деятельность и другая).

      Следовательно, банк можно рассматривать как особый вид предприятий, но в кредитно-банковской сфере.Банковский процесс, прежде всего -- предпринимательский процесс, так как предпринимательство как процесс создания нового, обладающего ценностью, предполагает принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности и получение в результате денежного дохода и личного удовлетворения достигнутым. Обе эти составляющие присущи и банковскому делу. Если собственно процесс предпринимательства состоит из четырех четко выраженных стадий: поиск новой идеи и ее оценка, составление бизнес-плана, поиск необходимых ресурсов и управление созданным предприятием, то они свойственны и предпринимательству в банковском деле, как системообразующие факторы определения этого предприятия в качестве основного звена национальной экономики и самостоятельного хозяйствующего субъекта -- кооперация, основанная на внутреннем разделении труда, а также реализация функции индивидуального воспроизводства и обособление кругооборота ресурсов. Следовательно, определение предприятия как экономической единицы, использующей факторы процесса производства для изготовления продукции с целью ее продажи, стремящейся к максимизации прибыли, самостоятельно принимающей решения, полностью применимо к банку. Основные формы экономического обособления предприятия, определяющиеся его функцией товаропроизводителя (услугопроизводителя): обособление кругооборота ресурсов, наличие специфического собственного экономического интереса, осуществление индивидуального воспроизводства за счет собственных средств, присвоение части прибавочного продукта в виде чистого дохода -- характерны для банка.

Информация о работе Центральный банк Российской Федерации