Центральный банк

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 17:36, реферат

Описание работы

Федеральный банк (Bundesbank) (Центральный банк Федеративной Республики Германии) состоит из центрального управления во Франкфурте-на-Майне, девяти центральных банков земель в качестве главных управлений и 182 отделений, которые Федеральный банк имеет в наиболее крупных населенных пунктах. Численность персонала в системе Федерального банка -- около 18 000 человек. Компетенция и задачи Федерального банка определены специальным Законом о Федеральном банке от 26 июля 1957 года.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 42.76 Кб (Скачать)

1. Центральный банк

Федеральный банк (Bundesbank) (Центральный банк Федеративной Республики Германии) состоит из центрального управления во Франкфурте-на-Майне, девяти центральных банков земель в качестве главных управлений и 182 отделений, которые Федеральный банк имеет в наиболее крупных населенных пунктах. Численность персонала в системе Федерального банка -- около 18 000 человек. Компетенция и задачи Федерального банка определены специальным Законом о Федеральном банке от 26 июля 1957 года  (Bundesbankgesetz )(далее -- ЗФБ) (Немецкий Федеральный банк. Денежная политика Федерального банка. Октябрь 2005 года).Немецкий Федеральный банк -- федеральное юридическое лицо публичного права. Основной капитал банка, полностью принадлежащий Федерации как носителю суверенитета валюты, составляет 290 млн. немецких марок. Однако прав, которые нарушали бы независимость Федерального банка. Федерация не имеет.Как и все центральные банки других стран. Немецкий Федеральный банк регулирует с помощью валютно-денежных полномочий, данных ему законом, денежный оборот и кредитное обеспечение экономики с целью сохранения стабильности валюты, а также заботится о банковском исполнении системы расчетов в стране и с заграницей (ст. 3 ЗФБ). В своем распоряжении он имеет целый ряд валютно-политических инструментов, применяемых банком самостоятельно, без вмешательства других ведомств. В органы управления Федеральным банком входят Совет Центральных банков, Совет директоров и Правления Центральных банков земель (ст. 5 ЗФБ). Верховный орган Федерального банка -- Совет Центральных банков -- определяет денежную и кредитную политику банка. Он выпускает общие директивы для ведения дел и административного управления банком и разграничивает в рамках закона компетенцию Совета директоров и Правлений Центральных банков земель, а в отдельных случаях может давать им прямые распоряжения. В его состав входят Президент и вице-президент Федерального банка, члены Совета директоров и президенты Центральных банков земель. Председательствует на заседаниях Президент, а во время его отсутствия вице-президент Федерального банка. Таким образом, закон обеспечивает представительство всех экономических регионов страны в высшем органе Федерального банка. Благодаря тому, что этот орган в основном принимает решения простым большинством голосов (ст. 6 ЗФБ), решения Совета Центральных банков учитывают интересы не только центра, но и всех регионов страны. Совет директоров -- центральный исполнительный орган Федерального банка, отвечающий за выполнение решений Совета Центральных банков. Он осуществляет деловое и административное управление банками, за исключением тех вопросов, которые находятся в компетенции Правлений Центральных банков земель. К компетенции Совета директоров, в частности, отнесены:

-операции с Федерацией и ее  специальными фондами;

-операции с кредитными институтами,  выполняющими задачи федерального  значения;

-валютные операции и операции  за границей;

-сделки на открытом рынке.

В состав Совета директоров входят Президент  и вице-президент Федерального банка, члены Совета директоров (не более  шести человек). Они должны быть известными специалистами в сфере банковского  дела. Президент (или в его отсутствие вице-президент) является, таким образом, председателем и Совета Центральных  банков, и Совета директоров. Членов Совета директоров предлагает на должности  Федеральное правительство после  слушания кандидатов на Совете Центральных  банков и назначает Президент  ФРГ сроком на восемь лет, во как  минимум на два года. До истечения  этого срока их нельзя отозвать; как исключение возможна личная инициатива или инициатива Совета Центральных  банков (ст. 7 ЗФБ).

Центральный банк земель возглавляет  правление, состоящее из Президента к вице-президента. В состав более крупных Центральных банков земель входит дополнительно еще один член правления. Члены правления, как и члены Совета директоров, должны иметь высокую профессиональную квалификацию. Назначение Президентов, являющихся по Закону одновременно членами Совета Центральных банков, протекает так же, как и назначение членов Совета директоров. Однако здесь право предложения принадлежит не Федеральному правительству, а бундесрату (палате парламента). Бундесрат, со своей стороны, обязан согласно законодательству каждой земли следовать предложениям компетентного органа, как правило, правительства земли. Таким образом. Закон о Федеральном банке исключает главенствующую роль Федерального правительства при назначении членов Совета Центральных банков, что отражает федерализм выбора руководящих органов Федерального банка.Задача Центральных банков земель -- совершение сделок и административное управление в своем регионе. В частности, в их компетенцию входит заключение под свою ответственность сделок с администрациями земли и кредитными институтами своего региона, если они вне компетенции Совета директоров (ст. 8 ЗФБ).

При каждом Центральном банке земли  создан совещательный орган -- Совет, который обсуждает с Президентом Центрального банка земли вопросы валютной и кредитной политики, а с Правлением банка -- пути решения задач, входящих в компетенцию банка. В состав Совета входят 14 человек, обладающих особыми знаниями в области кредитного дела. Не более половины из них выбирают из кредитных институтов земли, остальных -- из сферы промышленности, торговли, системы страхования, свободных профессий, сельского хозяйства, а также из наемных работников. Центральным банкам земель подчинены филиалы, которые Немецкий Федеральный банк имеет в крупных населенных пунктах страны (ст. 10 ЗФВ). Немецкий Федеральный банк известен как самый независимый центральный банк в мире (Тосунян Г. А. Опыт построения и правового регулирования банковских систем: Россия, Германия, Франция, США. -- М., 2004). Правда, Федеральный банк обязан поддерживать общую экономическую политику Федерального правительства, но только при условии выполнения своих задач. При Исполнении своих полномочий Федеральный банк не зависит от указаний Федерального правительства (ст. 12 ЗФВ).

Закон о Федеральном банке не содержит каких-либо предписаний на случай значительного расхождения  мнений и возникновения напряженности  между Федеральным правительством и Федеральным банком, однако устанавливает  правила, призывающие обе стороны  к сотрудничеству и взаимным консультациям.

Так, Федеральный банк обязан консультировать  Федеральное правительство по важным валютно-политическим вопросам и давать по его требованию справки.Со своей стороны. Федеральное правительство должно привлекать Президента Федерального банка на свои заседания, посвященные обсуждению вопросов валютно-политического значения, но только с правом совещательного голоса (ст. 13 ЗФБ). Члены Федерального правительства также имеют право участвовать в заседаниях Совета Центральных банков, но права голоса они не имеют (только право вносить предложения). По их требованию принятие решения можно откладывать на срок до двух недель. Полномочия Федерального правительства по отношению к Федеральному банку в основном ограничены участием в назначении членов Совета Директоров. Роль Федерального банка в германском обществе очень высока: по закону Совет Центральных банков и Совет директоров приравнены к верховным федеральным ведомствам, то есть министерствам Федерации, а Центральные банки земель -- к уровню федеральных ведомств (ст. 29 ЗФВ). Немецкий Федеральный банк выполняет свою главную задачу по Обеспечению стабильности валюты и осуществляет такие основные функция центрального банка, как эмиссионный банк, банк банков, банк государства и управляющий валютными резервами.Федеральный банк имеет исключительное право выпускать банкноты и изымать их из обращения (ст. 14 ЗФБ). Он, как в ведомство по надзору за кредитным делом, осуществляет я некоторые функции надзора за кредитными учреждениями. В рамках сделок рефинансирования с кредитными учреждениями Федеральный банк устанавливает ставку учетного процента, процентную ставку ломбардных кредитов и определяет дисконтную политику. Федеральный банк имеет право покупать и продавать определенные векселя, кратко- и среднесрочные казначейские обязательства, а также долговые обязательства, допущенные к официальной торговле на бирже (политика открытого рынка). За последние годы огромное значение приобрели так называемые операции по предоставлению ссуд под заклад ценных бумаг. При этом Федеральный банк покупает определенные ценные бумаги с оставшимся сроком действия до одного года при условии, что продавец вновь купит эти ценные бумага в момент истечения их срока. Обязательные резервы, которые кредитные учреждения должны хранить в Немецком Федеральном банке, -- важный инструмент кредитно-денежной политики центрального банка. Федеральный банк может устанавливать процентные ставки на обязательства по вкладам до востребования в размере не больше 30, на срочные обязательства -- не больше 20 и на сберегательные вклады -- не больше 10 процентов (ст. 16 ЗБД). На обязательства перед иностранными институтами (п. 1 ст. 4 Закона о внешнеэкономической деятельности) банк может устанавливать процентную ставку до ста процентов. С августа 1995 года процентные ставки минимальных резервов составляют: по текущим счетам -- 5 процентов, по срочным счетам -- 2 и сберегательным счетам -- 1,5 процента (Uberprufung des Geldmengenziels und Neuordnung der Mindestreserve, Deutsche Bundesbank, Banking Act, Juli, 1995). Безусловно, политика центрального банка по минимальным резервам влияет на денежную массу в стране. Ежегодно Федеральный банк опубликовывает установленный им целевой коридор на следующие 12 месяцев по увеличению количества денег. Основой для установления количества денег служит предположение об увеличении производственного потенциала, нормативное развитие цен и изменение скорости обращения денег. Располагая информацией о количестве денег. Федеральный банк предоставляет немецкой экономике ориентиры, в каких рамках банк считает уместным, с одной стороны, допущение возможного роста, а с другой -- жесткое ограничение инфляции. Экономическое развитие в промышленно развитых странах еще в 70-е годы опровергло популярную гипотезу, согласно которой подъем экономики и рост степени занятости населения возможны в долгосрочном плане при помощи интенсивной инфляции (I5ВN 3-927951-88 9,8.24). Напротив, стабильность стоимости денег в долгосрочном плане -- важное условие беспрепятственного функционирования рыночной экономики, успешного экономического роста и высокой занятости. Как банковское учреждение, Федеральный банк исполняет обязанности "домашнего банка" Германии и ограниченно земель. С началом в 1994 году второго этапа экономического и валютного союза в странах ЕС вступил в силу общий запрет для эмиссионных банков предоставлять кредиты государственному сектору (Немецкий Федеральный бан к. Денежная политика Федерального банка. Октябрь, 2005, с. 38). Таким образом, в странах-участницах укреплена бюджетная дисциплина и одновременно закрыт важный потенциальный источник инфляции. Основной объем чековых и безналичных расчетов, а также оборотов векселей государственного сектора внутри страны осуществляется через Немецкий Федеральный банк и его филиалы. Федерация, особые фонды Федерации и земли должны выпускать долговые обязательства и казначейские векселя в первую очередь через Федеральный банк, в противном случае выпуск надо согласовывать с Федеральным банком (ст. 20 ЗФБ). Чистая прибыль, полученная банком по сделкам с кредитными учреждениями, по сделкам на открытом рынке и другим сделкам, распределяется в следующем порядке: 20 процентов прибыли, но минимум 20 млн. немецких марок, следует отчислять в нормативный резерв до тех пор, пока он не достигнет 5 процентов банковского обращения; до 10 процентов оставшейся чистой прибыли может быть использовано для формирования других резервов (резервы не могут превышать в целом суммы основного капитала, который составляет 290 млн. марок); 80 млн. марок отчисляются в резерв, образованный на основе Закона о погашении компенсационных требований, а оставшаяся сумма должна быть перечислена Федерации (ст. 27 ЗФБ). Совет Центральных банков с согласия Федерального правительства назначает аудиторов для проверки годового отчета Немецкого Федерального банка. Опираясь на отчет. Федеральная счетная палата проводит ревизию Немецкого Федерального банка и выносит заключение, которое вместе с заключением аудиторов передается федеральному министру финансов (ст. 26 ЗФВ).

2. Структура германских банков

Около четырех тысяч действующих  в Германии кредитных учреждений можно разделить, в зависимости  от вида их деятельности, на универсальные  и специализированные банки или, в зависимости от их организационно-правовой формы, на частные коммерческие банки  и публично-правовые кредитные учреждения. Различные коммерческо-политические цели, которые в прошлом выступали  дополнительным критерием различия между банками, ныне почти утратили это значение. Только частные коммерческие банки, как и раньше, ставят перед собой цель зарабатывать прибыль, работая в промышленности. Цель кооперативных банков -- обслуживание своих членов, а публично-правовые кредитные учреждения формально в качестве своей цели ставят "общественные интересы" -- способствовать идее накопления сбережений и обеспечивать частных клиентов и экономику дешевыми банковскими услугами. В связи с жесткой конкуренцией между банками по привлечению клиентов условия на рынке банковских услуг сближаются и различие между отдельными банковскими группами определить трудно. Коммерческие и специализированные банки предоставляют в год небанковскому сектору (предприятиям, частным лицам, государственным бюджетам различных уровней) кредиты на сумму свыше 3,5 биллиона немецких марок, из них свыше 250 миллиардов -- путем приобретения за свой счет государственных облигаций и акций промышленных предприятий. Доля коммерческих банков от всего кредитного объема составляет почти 80 процентов, а в области приобретения ценных бумаг их доля превышает 90 процентов (Немецкая банковская система -- Кельн, 2003)

3. Наблюдательный орган

Наряду с общими предписаниями  гражданского и публичного права, а  также специальными законами для  отдельных банковских групп существует специальный Закон о кредитном  деле от 10 июля 1961 года (Gesetz uber das Kreditwesen) (Deutsche Bundesbank. Banking Akt. September 1994)(действует в редакции от 30 июня 1993 года), который имеет первостепенное значение для деятельности кредитных учреждений (далее -- ЗКД). Как и в ряде других стран, в Германии действует принцип двойного вне отраслевого контроля за кредитным делом -- со стороны специального государственного органа и со стороны центрального банка. Согласно Закону о кредитном деле исполнение одной из самых важных функций по управлению кредитными учреждениями -- функции надзора -- является прерогативой специально созданного для этого в 1961 году в Берлине Федерального ведомства по надзору за кредитным делом (Bundesverband deutscher Banken).

Федеральное ведомство по надзору  за кредитным делом осуществляет государственный контроль всех кредитных  учреждений. Являясь самостоятельным  федеральным верховным органом, подчиняется указаниям и служебному надзору федерального министра финансов. Президента Федерального ведомства  по надзору назначает Президент  Германии согласно предложению Федерального правительства, при этом учитывается  и мнение Немецкого Федерального банка. Поставленная перед ведомством задача "борьбы с нарушениями в кредитном деле" осуществляется за счет того, что по Закону кредитные учреждения обязаны предоставлять контролирующему органу через определенные промежутки времени полную информацию о виде в объеме их деятельности. В обязанности ведомства не входит разрешение спорных вопросов по банковским сделкам между отдельными кредитными учреждениями или их клиентами. Федеральное ведомство по надзору осуществляет надзор за кредитными учреждениями в соответствии с Законом о кредитном деле и обязано действовать только в общественных интересах. Оно должно противодействовать нежелательным событиям в банковском деле, которые могут подвергать опасности имущество, доверенное кредитным учреждениям, иметь неблагоприятные последствия для банковского бизнеса или создавать серьезные проблемы для народного хозяйства (ст. 6 ЗКД). По Закону о кредитном деле Немецкому Федеральному банку вменяется в обязанность тесное взаимодействие с Ведомством по надзору за кредитным делом (ст. 7 ЗКД, ст. 16 ЗФБ). Поскольку данное ведомство не имеет своих структурных подразделений в регионах, банковское законодательство подключает к практической реализации функции надзора на местах систему Немецкого Федерального банка. Центральные банки земель осуществляют постоянный надзор за кредитными институтами региона, анализируют поступающую оттуда информацию, обязательную отчетность (месячные и годовые отчеты, заверенные ревизором), а также другую документацию банков и со своими заключениями отправляют Ведомству по надзору, поскольку только оно имеет право применять в случае необходимости соответствующие санкции против нарушителей. Между тем, если Ведомство по надзору намерено принять общее решение в отношении всех кредитных учреждений, оно не может сделать это самостоятельно: в одних случаях нужно согласие Федерального банка (например, при принятии решений относительно собственного капитала и ликвидности банка), а в других достаточно поставить его в известность (ст. 16 ЗФБ).

Немецкий Федеральный банк и  Ведомство по надзору за; кредитным  делом должны сообщать друг другу  любую информацию и результаты своих  наблюдений, которые могут иметь  значение для выполнения ими соответствующих  функций. Федеральный банк должен предоставлять  Ведомству по надзору статистическую информацию, которую он собирает (п. 1 ст. 7 ЗКД). Президент Ведомства по надзору (или его заместитель) имеет  право принимать участие в  обсуждении Советом Центральных  банков вопросов, находящихся в пределах его компетенции. При таком обсуждении он обладает правом совещательного голоса (п. 2 ст. 7 ЗКД). Анализируя банковское законодательство и практику кредитного дела в Германии, нельзя провести четкое разделение функций контроля между Федеральным банком и Ведомством по надзору за кредитным делом. Безусловно, лишь, что этому контролю присуща большая строгость. Закон о кредитном деле содержит в первую очередь предписания о форме надзора и контроля, о коммерческом поле деятельности, собственном капитале и ликвидации кредитного учреждения. Общие положения Закона дополняют инструкции, издаваемые Ведомством по надзору за кредитным делом по согласованию с Немецким Федеральным банком. По Закону о кредитном деле (ст. 82) Федеральное ведомство по надзору за кредитным делом уполномочено выдавать лицензии на банковскую деятельность. В этом случае оно должно обязательно учитывать мнение представителей того банковского союза, членом которого создаваемый банк намерен стать. Лицензия может быть ограничена несколькими видами банковских операций. Осуществление банковских операций без лицензии -- наказуемое деяние (ст. 54 ЗКД). В выдаче лицензии может быть отказано, если не соблюдены условия ст. 33 Закона [например, если руководители кредитного учреждения не обладают необходимой профессиональной квалификацией, если учредители не заслуживают доверия или кредитное учреждение не имеет по крайней мере двух менеджеров (принцип двойного контроля управления)]. Кредитные учреждения, которые намерены принимать вклады (депозиты), должны иметь минимальный собственный капитал, эквивалентный пяти миллионам ЭКЮ. Минимальный капитал других кредитных учреждений устанавливает Ведомство по надзору за кредитным делом. Для осуществления банковской деятельности на территории ФРГ отделениям иностранных банков из государств-членов ЕС лицензии не требуется, они подлежат контролю со стороны государства, зарегистрировавшего банк. Деятельность отделения иностранных банков из других государств подлежит контролю со стороны Ведомства по надзору (как и деятельность национальных кредитных учреждений).

Универсальные банки

Особый характер немецкой банковской системы (по сравнению с другими  промышленно развитыми странами) основан на значительном преобладании универсально действующих кредитных  учреждений. Независимо от различия в  организационно-правовых формах кредитных  учреждений, отношений собственности, величины банков большинство из них  совмещают все возможные банковские операции. Так, согласно ст. 1 Закона о  кредитном деле банки осуществляют следующие виды депозитно-ссудных  и инвестиционных операций:

Информация о работе Центральный банк