Факторинговые операции банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Банк – это финансовый институт, предлагающий своим клиентам конкретное решение и способ решения возникшей финансовой проблемы. От того насколько, качественно и своевременно финансовый институт отреагирует на запросы клиентов, зависит банковская прибыль и стабильность существующей клиентской базы.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….3стр.
1.Теоретические основы по проблемам банковских операций
1.1. История возникновения и эволюции банков и банковских операций………………………………………………………………………..5стр.
1.2. Классификация банковских операций……………………………..10 стр.
1.3. Место, роль и проблемный характер факторинговых операций в банковской деятельности……………………………………………………..14 стр.
2. Факторинговые операции банка.
2.1. Экономическое содержание и виды факторинга…………………..17стр.
2.2. Механизм осуществления факторинговых операций………….......21стр.
2.3. Договор о факторинге………………………………………………..26стр.
2.4. Составляющие элементы факторингового платежа………...……..30стр.
2.5. Перспективы развития факторинга в РФ…………………………...31стр.
Заключение………………………………………………………………..35стр.
Список используемой литературы……………………………...……….38стр.

Работа содержит 1 файл

К.Р. по Деньги , кредит, банки..doc

— 545.00 Кб (Скачать)

    Путем  диверсификации   клиентов   по отраслям  и   регионам   страны достигается управление   рисками   по факторинговым  операциям.   Путем  установления комиссии одновременно с диверсификацией  обеспечивается покрытие  части  риска, структурно сформированной таким образом,  чтобы  она  компенсировала  значительную  часть принимаемых на себя фактором рисков и покрывала  расходы по факторинговому обслуживанию.

    Одним из условий, обеспечивающих эффективность факторингового обслуживания является финансирование фактором всех или почти всех поставок продавца в течение длительного периода времени. Только в этом случае продавец может рассчитывать на реализацию своей программы расширения продаж, не опасаясь возникновения дефицита оборотных средств. Это означает, что в течение длительного промежутка времени фактор будет вынужден финансировать продажи клиента, почти не влияя на подбор контрагентов, ценовую политику и другие существенные моменты стратегии продаж своего клиента. Для того чтобы избежать угроз, связанных с таким положением, коммерческие банки выплачивают после поставки досрочные платежи не в полном объеме (как правило, в размере 70-90%). Это сохраняет заинтересованность продавца в проведении оптимальной политики продаж, сообразуясь с рыночной ситуацией, поскольку, препятствуя возникновению дополнительных потерь фактора, он тем самым оберегает от потерь и себя. 

    Проблемы  факторинга относятся к числу  недостаточно разработанных ввиду относительной новизны использования факторинга в российской экономике и в силу его практической направленности. До сих пор не выработано единого определения факторинга. Недостаточно развито взаимодействие факторинга с другими финансовыми инструментами (лизинг, страхование) в части их одновременного использования. Отсутствует единая организационно-экономическая модель построения факторинга в коммерческом банке. Таким образом, проблемы развития факторинга требуют дополнительных исследований ввиду значительного расширения этого вида деятельности.  

    2. Факторинговые операции  банка.

    2.1. Экономическое содержание  и виды факторинга. 

    По  своей сути, факторинг является альтернативной формой кредитования на пополнение оборотных  средств, но в отличие от кредитования, факторинг не требует залога и оформления большого комплекта документов. Оказывая услуги по договору факторинга, банк сам управляет дебиторской задолженностью, освобождая клиента от кропотливой аналитической работы. При проведении операции факторинга банк работает исключительно с клиентом (поставщиком), при этом взаимодействие с дебиторами (покупателями) ограничивается только их уведомлением об изменении реквизитов для оплаты выставленных счетов [28, с.102]. Само уступаемое требование также носит характер кредитных отношений, так как всегда связано с отсрочкой (рассрочкой платежа), предоставленной клиентом своему должнику. Банком России подтвержден долговой характер складывающихся при факторинге отношений. В Положении о порядке формировании кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной  и приравненной к ней задолженности, утвержденном Банком России от 26.03.2004 №254-П, задолженность по договорам факторинга отнесена к ссудной, по ней  Банк России требует создавать резервы на возможные потери по ссудам; оценка рисков по договорам факторинга производится по той же методике, что и оценка рисков по выданным кредитам [6].

    В мировой практике с ростом развития производства и рыночных отношений  появились определенные виды факторингового обслуживания.  

    Сделав  систематический анализ и выделив  часто встречающиеся виды, на наш  взгляд, можно говорить о следующей  классификации факторинговых операций:

    - с правом регресса и без  права;

    - открытые, полуоткрытые и закрытые [12, с.360];

    - внутренние и международные [15, с.162];

    - факторинг поставщика и факторинг  покупателя [27, с.28].

    Рассмотрим  каждый из видов факторинговых операций более подробно.

    Выделяют факторинг с правом регресса на клиента и факторинг без права регресса на клиента. При заключении факторингового соглашения с правом регресса поставщик продолжает нести определенный кредитный риск по долговым требованиям, проданным им фактору. Фактор может воспользоваться правом регресса и при желании продать поставщику любое неоплаченное долговое требование в случае отказа клиента от платежа (его неплатежеспособности). Данное условие предусматривается в случае, если поставщики уверены, что у них не могут появиться сомнительные долговые обязательства, либо что они достаточно тщательно оценивают кредитоспособность своих клиентов, разработав собственную достаточно эффективную систему защиты от кредитных рисков, либо в силу специфики своих клиентов. И в том, и в другом случае поставщик не считает нужным оплачивать услуги по страхованию кредитных рисков. Однако гарантированный для поставщика своевременный приток денежных средств может обеспечиваться только при заключении соглашения без права регресса. Необходимо отметить, что если долговое требование признано недействительным (например, если поставщик отгрузил клиенту не заказанный им товар), фактор в любом случае имеет право регресса к поставщику.  

    Безрегрессный факторинг, представляет собой финансирование клиента под уступку им права денежного требования к третьему лицу (должнику). В случае невыполнения третьим лицом (должником) обязательств по контракту в установленный срок, фактор не имеет права вернуть право денежного требования клиенту. Применяется в отлаженных схемах для проверенных и стабильных клиентов и их VIP контрагентов. Необходимо отметить главную причину неразвитости безрегрессного факторинга на российском рынке, является пока невысокий интерес к этому продукту со стороны самих факторов. Надежность покупателей клиента факторы не всегда могут оценить и поэтому они не готовы принимать на себя кредитный риск. В том случае, если и банк, и поставщик уверены в платежеспособности покупателя, поставщику становится невыгодно заключать договор безрегрессного обслуживания, поскольку безрегрессный факторинг обычно стоит дороже.

    В зависимости от осведомления поставщиком покупателя факторинговые операции могут быть следующих видов:

    - конвенционный или открытый факторинг  - когда должник уведомлен об  участии в сделке фактора. Уведомление  должника при открытом факторинге  осуществляется путем соответствующей записи на счете-фактуре, подтверждающей, что правопреемником по возникающему долгу является фактор-фирма и что платежи должны осуществляться в его пользу. В этом случае встречается трехстороння форма договора.

    - полуоткрытый факторинг - когда поставщик и фактор уведомляют покупателя об оплате полученных товаров не в момент заключения факторингового договора, а в момент выставления платежных счетов поставщиком покупателю;  

    - закрытый или конфиденциальный  факторинг - когда  фактор, купив дебиторские счета поставщика, осуществляет операции с покупателями от имени поставщика. При закрытом факторинге дебитор не ставится в известность о наличии договора факторингового обслуживания и продолжает осуществлять платежи поставщику, который, направляет их в пользу фактора.  В    Российской   Федерации,  по  нашей   оценке,   доля   сделок      открытого характера    преобладает,    поскольку  применение   закрытого   факторинга  в российских   условиях   приводит  к   резкому  увеличению    рисков фактора. Пункт 1 статьи 830 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит: «Должник обязан произвести платеж финансовому агенту при условии, что он получил от клиента либо от финансового агента письменное уведомление об уступке денежного требования данному финансовому агенту, и в уведомлении определено подлежащее исполнению денежное требование, а также указан финансовый агент, которому должен быть произведен платеж». Но с другой стороны, в статье 382 ГК РФ о порядке и основаниях перехода прав кредитора к другому лицу сказано, что для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласия должника, если иное не предусмотрено законом или договором. В то же время в главе 43 в статье 828 сказано, что уступка финансовому агенту денежного требования является действительной, даже если между клиентом и его должником существует соглашение о ее запрете или ограничении [1].    Однако это положение не освобождает клиента от обязательств или ответственности перед должником в связи с уступкой требования в нарушение существующего между ними соглашения о ее запрете или ограничении.       

    По  географии деятельности различают  внутренний и  международный факторинг. Как видно из рис. (3), между собой они отличаются лишь местом нахождения поставщика и клиента  - в одной стране или в разных странах .

    

    Рис. 3 Виды факторинга по географии деятельности [36]

    Незначительное  применение международного факторинга можно объяснить неразвитостью  нашего рынка, с одной стороны, и  преобладанием сырьевой составляющей в российском экспорте. Традиционными секторами для факторинга являются отрасли, характеризующиеся более высокой степенью передела: химическая отрасли, фармацевтическая, приборостроение (бытовая техника и компьютеры), пищевая. Кроме того, компании-экспортеры обычно могут прибегать к услугам зарубежных финансовых институтов. 

    Сущность  международного факторинга практически  не отличается от сущности внутреннего  факторинга,  разница состоит  лишь в том, что в рамках международного факторинга обслуживаются поставки товаров, в которых продавцами и покупателями являются резиденты разных государств. При обслуживании таких поставок в большинстве случаев используется схема косвенного факторинга, при котором происходит распределение обязанностей между двумя банками (факторинговыми компаниями): банк в стране продавца берет на себя финансирование экспортера, а банк в стране покупателя принимает на себя кредитные риски и берется за инкассирование дебиторской задолженности. Когда экспорт производится в одну или две страны имеет смысл  использовать импортный  факторинг. Если экспортер имеет контрагентов во многих странах, то заключение одного соглашения с банком   своей страны будет более удобным, чем большего количества прямых соглашений с банками других государств. В случае  импортного факторинга фактор-фирма страны-импортера заключает соглашение с экспортером о переуступке ей долговых требований по данной стране, осуществляя страхование кредитного риска, учет и инкассирование требований, являющихся для банками внутренними. Вместе с тем кредитование заграничного экспортера в иностранной для банка валюте достаточно затруднительно, и условие о предварительной оплате встречается в подобных соглашениях чрезвычайно редко. Таким образом, импортный факторинг может представлять интерес для фирм, которым не нужно незамедлительное финансирование под переуступленные требования[21, с.45].

    При экспортном факторинге не требуется  подключения  банка (факторинговой  фирмы) в стране импортера. При этом факторинговая компания сталкивается со значительными трудностями в оценке кредитоспособности иностранных клиентов и инкассирования требований. Для перестрахования или для оценки риска экспорт-фактор может воспользоваться услугами страховой компании, по страхованию кредитов в стране импортера или подстраховать себя гарантиями соответствующей государственной организации. При использовании этого варианта факторинга при покрытии со стороны государственной страховой компании можно получить выгодные условия финансирования экспортных поставок.       

               В зависимости от вида задолженности различают факторинг поставщика и факторинг покупателя. Предметом факторинга поставщика является дебиторская задолженность по расчетам с его покупателями. Это наиболее популярная форма факторинга. Покупка долговых обязательств у поставщика позволяет ему разрешить проблему с недостатком денежных средств для осуществления финансово-хозяйственной деятельности, рационализировать структуру его баланса, снизить риски неплатежа, ускорить денежный оборот. 
 
 
 

    2.2. Механизм осуществления факторинговых операций. 

    Можно отметить, что факторинговые операции называют также кредитованием продаж поставщика или предоставлением  факторингового кредита поставщику.

    Для финансирования поставок с отсрочкой  платежа банковский кредит не подходит. В настоящее время в России большинство кредитов выдаются на срок до года, что и приводит к подобным ситуациям. Факторинг на сегодняшний день является единственным бессрочным пассивом в российской экономике и позволяет планировать программу развития на многие годы вперед [34].– это разновидность коммерческого кредита.

    В факторинге принимают участие три стороны:

    а)  фактор – фирма   (посредник),    обычно    фактором     могут     выступать:  специализированные финансовые организации, коммерческий банк либо его дочерняя  компания;

    Существует  пять групп факторов:

    1) дочерние организации частных  специализированных финансовых организаций или банков;

    2) дочерние организации государственных  банков;

    3) аффилированные   факторинговые   банки,  учредители  которых  входят  в когорту крупных страховых компаний или банков;

    4) банки крупных транснациональных  международных корпораций;

    5) специализированные факторинговые  организации и банки, находящиеся в собственности у крупных профсоюзов [12, с.128].

    б) дебитор (должник) – это покупатель продукции, обязанный оплатить платежное требование поставщика.

    в) непосредственно клиент (поставщик) - в основной своей массе факторинг  направлен на малый и средний торговый бизнес, он помогает компаниям увеличить свои обороты за счет покрытия кассового разрыва. При привлечении клиентов на факторинг имеет первостепенное значение финансовое состояние клиента и объемы его операций.

Информация о работе Факторинговые операции банка