Факторинговые операции банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Банк – это финансовый институт, предлагающий своим клиентам конкретное решение и способ решения возникшей финансовой проблемы. От того насколько, качественно и своевременно финансовый институт отреагирует на запросы клиентов, зависит банковская прибыль и стабильность существующей клиентской базы.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….3стр.
1.Теоретические основы по проблемам банковских операций
1.1. История возникновения и эволюции банков и банковских операций………………………………………………………………………..5стр.
1.2. Классификация банковских операций……………………………..10 стр.
1.3. Место, роль и проблемный характер факторинговых операций в банковской деятельности……………………………………………………..14 стр.
2. Факторинговые операции банка.
2.1. Экономическое содержание и виды факторинга…………………..17стр.
2.2. Механизм осуществления факторинговых операций………….......21стр.
2.3. Договор о факторинге………………………………………………..26стр.
2.4. Составляющие элементы факторингового платежа………...……..30стр.
2.5. Перспективы развития факторинга в РФ…………………………...31стр.
Заключение………………………………………………………………..35стр.
Список используемой литературы……………………………...……….38стр.

Работа содержит 1 файл

К.Р. по Деньги , кредит, банки..doc

— 545.00 Кб (Скачать)

    2.5. Перспективы развития  факторинга в РФ. 

    Развитие  факторинговой отрасли, спрос на факторинг во всех сегментах рынка достаточно высок. Но сегодня большинство факторов видят свое дальнейшее развитие именно в популяризации своих услуг среди предприятий МСБ.

    В последнее время популярность факторинга в РФ у представителей малого и среднего бизнеса (МСБ) заметно выросла. Весьма необычное явление, считая, что владельцы небольшого бизнеса в России, как правило, очень консервативны и настороженно относятся к любым финансовым услугам. 
Представители факторинговых компаний считают, что в росте популярности их услуг нет ничего необычного. «Факторинг избавляет компании малого и среднего бизнеса от ряда актуальных проблем: дефицита оборотных средств, кассовых разрывов, а также повышает платежную дисциплину дебиторов, — объясняет директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктор Носов. — Кроме того, факторинг стимулирует организации к постоянному развитию». Можно выделить три основные причины, оказывающие влияние на выбор представителей МСБ в пользу факторинга, считает заместитель председателя правления Инвестторгбанка Сергей Лягин. Первая — это отсутствие у фактора жестких требований к финансовому состоянию клиента. Вторая — нет необходимости предоставлять какое-либо обеспечение по факторинговым сделкам. Ну и третья — в отличие от крупных организаций, МСБ чаще всего имеет большую рентабельность, которая позволит ему широко и эффективно использовать факторинг. Не последнее место для компаний МСБ занимает финансовое планирование. В силу того, что финансовыми вопросами в компаниях МСБ занимаются собственники, которые в том числе являются и руководителями этого бизнеса, у них не всегда хватает времени и возможностей заниматься планированием финансовых потоков компании, отмечает эксперт. Поэтому очень важно, что при факторинге компания получает именно столько финансирования, сколько произвела отгрузок, — не больше и не меньше. Да и срок, на который выдается финансирование, зависит только от фактической отсрочки платежа. То есть даже оплата покупателем с небольшой просрочкой не вызовет кассового разрыва у компании, поскольку деньги уже были получены от фактора. Все это позволяет компании не заботиться о своих финансовых потоках и не тратить время на сложные расчеты. Поэтому вопросы типа: «сколько нужно взять, чтобы хватило на поставки?», «когда и как погасить, чтобы не переплатить за проценты?» — перестают беспокоить руководителя компании и дают возможность сконцентрироваться только на продажах и развитии своего бизнеса. 
Отметим структурные особенности факторинга, которые совпадают с основными целями большинства владельцев МСБ и заключаются в стремлении к росту и развитию. «Для предприятий МСБ факторинг — единственный инструмент финансирования, позволяющий не только наращивать бизнес, превращая дебиторскую задолженность в реальные деньги, но и экономить за счет отказа от построения собственной инфраструктуры обслуживания товарного кредита. Поэтому перспективы развития факторинга в МСБ радужные, и в ближайшие годы контракты с этой группой клиентов составят весомую долю портфеля факторов». Так что фактором приходится именно сейчас тщательнее проверять и выбирать новых клиентов, особенно компании из сектора МСБ. Однако причиной возросшего интереса факторов к охвату данного сегмента рынка является не столько ожесточившаяся борьба за крупного клиента, сколько изменившаяся рыночная ситуация. Малый бизнес довольно рискованный, непрозрачный и сильно подвержен воздействию рынка. До недавнего времени довольно сложно было комплексно оценивать риски небольших предприятий. Сейчас же, с бурным развитием факторинговых услуг, риск-менеджмента, информационной базы, многие факторы позиционируют МСБ в качестве своей целевой группы, разрабатывая специализированные факторинговые продукты, направленные на удовлетворение разнообразных потребностей именно небольших компаний. Уже сейчас на малый и средний бизнес приходится около 20% всего оборота, и в ближайшей перспективе эта доля будет расти. Как бы там ни было, но основными потребителями факторинга являются все-таки определенные группы представителей МСБ. Среди предприятий малого и среднего бизнеса, заключающих договоры факторинга, наибольшую долю занимают торговые компании, реализующие электрооборудование, компьютеры, бытовую технику, мобильные телефоны, аксессуары и комплектующие. Факторинговые услуги актуальны в первую очередь для предприятий, занимающихся производством или оптовой торговлей, а также работающих в таких отраслях, как продукты питания и алкоголь, непродовольственные товары сегмента FMCG (бытовая химия, парфюмерия), строительные материалы, комплектующие и оборудование для сырьевого и перерабатывающего сектора. В среднем по стране более 50% предприятий МСБ задействовано в обрабатывающих производствах и торговле. Все эти отрасли объединяет высокая ликвидность продаваемых товаров. В любом случае факторам, хотя им и не всегда удобно «возиться» с небольшими компаниями, часто не представляется иного выхода для расширения своего бизнеса. «Рынок крупных клиентов сегодня практически поделен, и конкурентная борьба в этой нише происходит за счет ценового демпинга. Потенциал для дальнейшего развития рынка факторинга в России лежит в сфере МСБ». А поскольку любой бизнес нацелен на его расширение, которое невозможно без наличия свободных финансовых ресурсов, спрос на факторинг со стороны малого бизнеса не иссякнет. Рынок факторинговых услуг нельзя назвать насыщенным, большая часть представителей крупного бизнеса практически уже поделена между лидерами рынка. Поэтому факторы начинают потихоньку менять свой курс на представителей малого и среднего бизнеса: в этом сегменте конкуренция ниже. Эта категория клиентов становится важной целевой аудиторией, на интересы и потребности которой ориентируется все больше факторов, разрабатывая новые продукты или услуги. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение. 

    Факторинг выгоден и поставщику, и покупателю, и фактору. С его помощью поставщик может следующее:

  • увеличить объем продаж, число покупателей и конкурентоспособность, предоставив покупателям льготные условия оплаты товара (отсрочку) под надежную гарантию;
  • получить кредит в размере до 90% от стоимости поставляемого товара, что ускорит оборачиваемость средств.

    Покупатель  может:

  • получить товарный кредит (продавец поставляет товар с отсрочкой платежа под гарантии в среднем до 3 месяцев);
  • избежать риска получения некачественного товара;
  • увеличить объем закупок;
  • улучшить конкурентоспособность, ускорить оборачиваемость средств.

    Основными доходами фактора  являются:

  • проценты по кредиту;
  • плата за обслуживание.

    Коммерческие  банки, развивая факторинговые операции, дополняют их элементами бухгалтерского, информационного, рекламного, сбытового, юридического, страхового и другого обслуживания клиентов. Это позволяет расширять круг клиентов банка, усиливать связь с ними, увеличивать прибыль банка за счет расширения операций.

    Таким образом можно выделить главные экономические достоинства факторинга:

  • увеличение ликвидности, рентабельности и прибыли;
  • превращение дебиторской задолженности в наличные деньги;
  • возможность получать скидку при немедленной оплате всех счетов поставщиков;
  • независимость и свобода от соблюдения сроков платежей со стороны дебиторов;
  • возможность расширения объемов оборота;
  • повышение доходности;
  • экономия собственного капитала;
  • улучшение финансового планирования.

             Российские предприятия используют факторинг крайне редко - в случае острой необходимости получения кредита на сверхкороткой срок. Это связано прежде всего с тем, что в России широко распространена предоплата за товар и не развит коммерческий (товарный) кредит как высоко рискованный. К тому же факторинг в современном варианте только появился на российском рынке и пока недостаточно оценены возможности его как финансового инструмента. Тормозит развитие факторинга также почти полное отсутствие методической базы факторинговых операций.

    Однако  опыт зарубежных стран и ряд преимуществ экспортного факторинга по сравнению с другими формами расчетов в международной торговле позволяют прогнозировать рост его популярности среди российских экспортеров. Это связано, во-первых, с тем, что экспортный факторинг осуществляют факторы с самым разным гражданством, входящие в то или иное объединение факторинговых компаний. Во-вторых, фирма поставщик, получив большую часть суммы за поставленный товар, немедленно после отгрузки может направить ее в оборот. В-третьих, фактор уведомит экспортера о финансовом положении потенциального покупателя. Таким образом , предприятие-экспортер получает возможность, не рискуя потратить время и деньги впустую, расширить производство под конкретного импортера того или иного вида товара.

    Поскольку факторинг существенно помогает взысканию платежей по обязательствам коммерческой деятельности, он особенно актуален в условиях большой дебиторской задолженности, парализующей систему безналичных расчетов нашей страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  используемой литературы.  

    
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть  вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 21.03.2005) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2007)
  2. Федеральный закон Российской Федерации  (принят ГД РФ 13.07.2001) (ред. 13.03.2002 N 28) (с изм. и доп., вступившими в силу с 05.02.2007 N 13-ФЗ) // «О Лицензировании отдельных видов деятельности»
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 02.12.1990 № 395-1 //"О банках и банковской деятельности" (с изм. и доп., вступившими в силу с 29.12.2006 N 246-ФЗ)
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 2002 г., N 86-ФЗ // «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»: Собр. законодательства Рос. Федерации.- 2002 г.- N 28
  5. Положение  о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности от 26.03.2004  №254-П
  6. Максютов А. А. Основы банковского дела: Учебник.- М: Бератор - 2003.
  7. Шеремет А. Д. Финансовый анализ в коммерческом банке: Учебник.- М: Финансы и статистика 2002.
  8. Земцов А., Гришина О. Факторинг в законе// Банковское дело - №7 2006
  9. Никитин А.В Развитие факторинговых операций в коммерчесих банках России// Финансовый бизнес .- 2006 № 4
  10. Писцов Г. И. О налогообложении факторинга с регрессом / Писцов Г. И.// Налоговый вестник.- 2005.- №
  11. www.bo.bdc.ru-официальный сайт журнала «банковское обозрение»
  12. http://www.factoring.ru- официальный сайт «Национальной Факторинговой Компании»

Информация о работе Факторинговые операции банка