Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 07:25, курсовая работа
Преобразования в экономике ставят задачу применения соответствующих новым экономическим условиям форм распределения ресурсов, включая и финансовые. В странах с развитыми рыночными отношениями эффективное перераспределение финансовых ресурсов осуществляется через фондовые биржи.
Фондовая Биржа это — юридическое лицо, созданное в организационно-правовой форме акционерного общества, осуществляющее организационное и техническое обеспечение торгов путем их непосредственного проведения с использованием торговых систем данного организатора торгов [1].
Таблица 2.3
Объемы сделок на KASE с государственными
ценными бумагами (млн. тенге)
за 1 квартал 2010 года |
за 2 квартал 2010 года |
за 3 квартал 2010 года |
за 4 квартал 2010 года |
за 1 квартал 2011 года | |
Объем сделок, в том числе: |
6 318 550 |
7 151 154 |
6 419 236 |
6 748 680 |
4 939 502 |
первичные размещения |
156 580 |
177 759 |
224 639 |
113 994 |
151 011 |
сделки "репо" |
5 909 085 |
6 804 339 |
6 034 153 |
6 458 687 |
4 666 525 |
Объем биржевых сделок по государственным ценным бумагам на организованном рынке за 1 квартал текущего года снизился на 26,8%. Объем первичных размещений вырос на 32,5%. Доля сделок "репо" в общем объеме сделок с государственными ценными бумагами уменьшилась на 27,7%.
Таблица 2.4
Динамика изменения
Сектор официального списка |
на 1 апреля 2009 года |
на 1 апреля 2010 года |
на 1 апреля 2011 года |
Сектор "Акции": |
3 956 116 |
9 303 430 |
8 986 259 |
Сектор "Долговые ценные бумаги" |
1 737 777 |
3 981 867 |
5 793 198 |
Сектор "Ценные бумаги инвестиционных фондов" |
4 269 |
2 981 |
1 779 |
Сектор "Депозитарные расписки" |
0 |
0 |
0 |
Сектор "Ценные бумаги международных финансовых организаций" |
0 |
0 |
0 |
Сектор "Государственные ценные бумаги" |
0 |
0 |
3 223 494 |
Сектор "Производные ценные бумаги" |
0 |
0 |
0 |
Итого |
5 698 162 |
13 288 278 |
18 004 730 |
2.3 Совершенствование деятельности фондовой биржи
Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период.
Глобальный финансово-
Проблемы финансовых институтов проявились в несовершенстве и несоответствии систем управления рисками современным тенденциям и уровню принимаемых рисков (как по степени, так и по качеству рисков), низком уровне корпоративного управления, недостаточной прозрачности и, как следствие, неэффективности бизнес-моделей, оказавшихся чувствительными к негативным тенденциям.
Одной из отличительных черт посткризисного периода является необходимость устранения выявленных проблем финансового сектора, исправления допущенных ошибок и обеспечения стабильного диверсифицированного роста. Необходимо продолжить работу по созданию современной, устойчивой и конкурентоспособной финансовой системы суверенного Казахстана.
Будет продолжена работа по реализации Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан на 2007 - 2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 декабря 2006 года № 1284, которая не исчерпала своего потенциала, хотя и требует доработки и усовершенствования с учетом складывающихся реалий, а также Плана развития регионального финансового центра города Алматы до 2015 года, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 января 2009 года № 90.
Основной целью Концепции является развитие финансового сектора в посткризисный период в части перехода на качественно новый уровень управления и регулирования путем:
1) повышения устойчивости финансового сектора;
2) создания условий по
недопущению недостатков,
3) стимулирования инвестиционной
активности в посткризисный
4) укрепления доверия к финансовому сектору страны как со стороны инвесторов, так и со стороны потребителей финансовых услуг.
Усилия государства в мобилизации финансовых ресурсов в первую очередь будут ориентированы на внутренних инвесторов. Внутренние ресурсы экономики сохраняют свой потенциал, и необходимо ускоренное внедрение инструментов по быстрому и масштабному привлечению внутренних сбережений, в том числе обращающихся в теневом секторе. Вместе с тем ограниченность ресурсов в условиях относительно малой экономики Казахстана определяет высокую значимость в процессе финансирования программы индустриализации средств и ресурсов иностранных инвесторов.
Для этого будут реализованы задачи по укреплению системы надзора и регулирования для повышения способностей государства на ранних этапах выявлять, предотвращать и преодолевать системные риски и их проявления, по определению роли государства в вопросах мобилизации финансовых ресурсов, по обеспечению прозрачности деятельности, осуществляемой финансовыми организациями. Также будут совершенствоваться процедуры по обеспечению защиты инвесторов и потребителей финансовых услуг.
Дальнейшее развитие получат корпоративное управление и риск-менеджмент финансовых организаций.
Первоочередными задачами в посткризисном развитии финансового сектора Казахстана станут использование института государственно-частного партнерства в качестве основного механизма финансирования развития экономики страны, а также использование принципа контрцикличности как основного принципа регулирования и надзора финансового сектора.
В настоящей Концепции вопросы развития всей финансовой системы Казахстана, включая налоговые и бюджетные отношения, рассматриваются только в контексте развития финансового сектора. Перенос акцентов на финансовый сектор и финансовые институты оправдан в условиях, когда концептуальные документы налогово-бюджетных отношений (Налоговый и Бюджетный кодексы) введены в действие относительно недавно, и сложно оценивать их экономический эффект [9].
В 2010 г. завершена реализация стратегии развития Казахстанской фондовой биржи «KASE» на 2007—2010 гг. Стратегия была ориентирована на ускоренное развитие рынка, но кризис внес свои коррективы, так как экономические условия и в мире, и в Казахстане претерпели существенные изменения. Под влиянием кризиса в 2009—2010 гг. наблюдалось значительное снижение уровня ликвидности на казахстанском рынке ценных бумаг (см. таблицу). Если сравнивать с периодом начала кризиса, то картина будет еще более показательной. К примеру, если в 2007 г. среднедневной объем торгов акциями составлял 19,4 млн долл., то уже в 2010 г. этот показатель снизился до 1,5 млн долл.
В период с 2007 по 2010 г. снизилась активность практически всех основных категорий инвесторов на казахстанском рынке.
Такому снижению ликвидности способствовало в основном два фактора. После сильного падения цен на рынке акций Казахстана на фоне мирового финансового кризиса многие инвесторы приняли решение покинуть этот высокорисковый сегмент биржевого рынка. В поисках более ликвидного рынка для акций в своих инвестиционных портфелях многие казахстанские инвесторы в этот период начали уходить на зарубежные площадки, где ликвидность по этим же бумагам существенно выше. Таким образом, круг замкнулся: инвесторы уходили с казахстанского рынка по причине низкого уровня активности, а это, в свою очередь, еще больше понижало ликвидность. Низкая ликвидность и в настоящее время продолжает оставать ся главным сдерживающим фактором для дальнейшего развития рынка. Кроме указанных, конечно, существует еще целый ряд проблем технического характера и нормативного регулирования, которые сдерживают рост ликвидности. Для более глубокого исследования этих аспектов и анализа причин в 2010 г. KASE при поддержке ЕВRR привлекла экспертов международного консалтингового агентства CAPMEX (члена группы Венской биржи), в работе которого задействованы профессиональные эксперты по фондовому рынку и других европейских бирж. В течение полугода консультанты CAPMEX работали на KASE над изучением проблем развития казахстанского фондового рынка и готовили предложения, акцентируя внимание именно на вопросах повышения ликвидности. Итогом их работы стали подробный отчет и перечень рекомендаций для рынка Казахстана.
KASE разработала и утвердила стратегию на 2011 — 2013 гг., в которой были учтены рекомендации экспертов CAPMEX. Основной акцент новой стратегии сделан на повышение ликвидности ценных бумаг на казахстанском фондовом рынке.
Среди основных мер, направленных
на повышение ликвидности в
Остановимся подробнее на мероприятиях по реализации данных задач.
В числе важнейших проектов — участие KASE в проведении «народных» IPO национальных компаний. Биржа достаточно давно указывала эту меру в качестве особо значимой для развития фондового рынка, настаивая на активном участии государства в данном процессе. KASE проводилось много мероприятий для продвижения данной позиции: публиковались материалы, активно поднималась тема IPO в публичных выступлениях руководства, направлялись предложения регуляторам, в 2010 г. совместно с АО «Региональный финансовый центр города Алматы» был организован и проведен форум «IPO на KASE».
Именно проведение IPO казахстанских компаний на отечественном рынке с выводом акций крупных компаний с государственным участием на биржу даст новый импульс для формирования класса розничных частных инвесторов и положительно скажется на ситуации с ликвидностью в целом. Мировой фондовый рынок показывает положительные тому примеры.
Инициативы KASE были позитивно восприняты и поддержаны Правительством и регуляторами. Есть поддержка и со стороны профессионального финансового сообщества. Начата большая работа, в которой KASE принимает участие в качестве члена Рабочей группы, созданной при Правительстве и возглавляемой Премьер-министром Республики Казахстан Каримом Масимовым. В нее также входят регуляторы и представители АО «ФНБ «Самрук-Казына». Почему настолько важно присутствие биржи в этом процессе? Недостаточный уровень финансовой и инвестиционной грамотности формирующегося класса розничных казахстанских инвесторов, несмотря на серьезную работу в рамках развития регионального финансового центра города Алматы (РФЦА), — одна из причин необходимости использования централизованных, упорядоченных, отработанных механизмов торговли. При этом изначально было ясно, что вывести на внутренний рынок на выгодных для населения условиях акции даже самой готовой к «народному» IPO компании АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» — совсем непростая задача. Все заинтересованные в дальнейшей реализации проекта по «народным» IPO стороны хорошо понимают, что нужна более серьезная подготовка.
Ведь если процессы не выстроить должным образом, то положительное влияние на развитие местного рынка от проекта «народного» IPO может быть нивелировано. Возможен даже негативный эффект — утрата доверия населения к подобным программам. Нельзя «залить» акциями рынок, на котором инвестиционная культура только начинает возникать. KASE продвигает свое, основанное на многолетнем опыте работы видение этого процесса: поэтапность вывода на рынок даже небольших пакетов акций; тщательный подход к проведению рекламных и разъяснительных кампаний; дозированное предложение акций розничным инвесторам и внимательный анализ результатов каждого такого размещения; принятие мер по стабилизации цен и многое другое. Большой комплекс работ KASE в 2011—2013 гг. будет направлен на развитие института маркетмейкеров. Учитывая эволюцию развития этого важного института для поддержания ликвидности ценных бумаг в Казахстане, было решено, что подход к работе с маркетмейкерами в корне изменится.
Основой нового взгляда на построение отношений с профессиональным сообществом по вопросам маркетмейкерства станет индивидуальная работа с каждым потенциальным или действующим маркетмейкером по конкретной ценной бумаге. Расширение инвесторской базы за счет привлечения казахстанских розничных инвесторов планируется осуществлять постепенно за счет в том числе и улучшения пользовательских сервисов. Здесь важная роль отведена мероприятиям по развитию технологий. Например, для популяризации интернет-трейдинга в Казахстане был разработан и в 2010 г. введен в эксплуатацию новый программный продукт — STrade. Других платформ для удаленной торговли долгое время в Казахстане не было, поскольку брокеры не проявляли к ним явного интереса. С другой стороны, внедрение международной технологии работы через FIX-протокол дает возможность уже в скором времени адаптировать и использовать любые другие торговые платформы — в частности, популярный в России QUIK.
Таким образом, как казахстанские, так и иностранные инвесторы получат дополнительные технологические возможности торговли на KASE через Интернет. Кроме того, в планах — образовательные и маркетинговые мероприятия для различных групп инвесторов совместно с РФЦА. Поскольку в развитии инвесторской базы ключевую роль играет наличие привлекательных финансовых инструментов в свободном обращении, KASE будет активно предлагать инструменты срочного рынка.
В числе приоритетных задач
новой стратегии — достижение
соответствия международным стандартам
биржевой торговли и, как результат,
получение статуса