Формирование банко - страховых групп на российском рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

События в нашей стране за последние годы существенно изменили экономический уклад жизни населения и государства в целом. Появились целые прослойки собственников: предпринимателей, коммерсантов, бизнесменов, владельцев офисов, дач, квартир, дорогих машин и т. п. Обладание собственностью и деньгами (особенно валютой) не только позволяет пользоваться дополнительными благами, но и связано и с риском случайного повреждения или гибели имущества, заболевания (смерти), финансовых потерь, а также причинение вреда (ущерба) третьим лицам.

Содержание

Введение. 3



Сущность и особенность банко – страховых групп. 5




2. Тенденции развития страхового рынка в современной

России. 10





Заключение 16



Приложение 17



Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

К.р по деньги, кредит, банки 4 курс.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

         Факторинговая компания Natexis Factor – дочерняя компания крупного европейского банка, с преобладающим французским капиталом Natexis Banque предлагает целый ряд услуг, как для мелкого бизнеса, так и для крупных компаний-экспертов. Интересно, что эта компания тесно сотрудничает со страховой фирмой Cauri, совместно с которой она предлагает услугу по страхованию кредитов Accredia. В этом альянсе страховая компания отвечает за отношения со страховщиками и управление страховыми полисами, а факторинговая – за банковские факторинговые услуги. Данный пример наглядно показывает преимущества совместной работы банков и страховых компаний.

         Швейцарско-американская финансовая  группа Credit Suisse стала двигаться к образованию банко – страховой группы в 1998 году, после объединения с крупной страховой компанией Winterhur.

        Один из крупнейших банков  мира – The Bank of Tokio-Mitsubishi входит в одну группу с такими страховыми компаниями, как The Meigi Life Insurance Company, которая занимается страхованием жизни , и The Tokio Marine & Fire Insurance Company (промышленное и морское страхование).

         В США до последнего времени  существовали ограничения на  инвестиционную и страховую деятельность  для коммерческих банков, которые сняты недавно после отмены банковского акта Гласса-Стигала от 1933 года, а также после отмены МакФэддена (McFadden act). Решение Высшего суда США по делу компании Variable Annuity and Life Insurance Company (VALIC) дало банкам право продавать аннуитеты (вид займа, позволяющий получать ежегодную ренту, устанавливаемую с расчетом на постепенное погашение капитальной суммы долга вместе с процентами по нему), а решение Высшего суда по делу Bamett Bank сделало возможным для банков продажу личных страховых полисов и полисов на страхование жизни. Из-за того, что это произошло позже, чем в Европе, крупнейшие американские страховые компании только сейчас присматриваются к возможным кандидатам на поглощение или партнерство среди банков. Продажа страховых продуктов через банки находится в зачаточном состоянии, но, тем не менее, в перспективе американские банко – страховые группы должны выйти на первые места, поскольку американский рынок финансовых услуг является крупнейшим в мире, а доступ на него для иностранных компаний и банков ограничен.

          Крупнейший банкостраховой группой  в США является Citi Group во главе с Citibank, которая образовалась в прошлом году в результате слияния Citibank и финансового холдинга Travelers Group. Страховое подразделение Travelers-Primerica Financial Services является крупнейшим продавцом страховых полисов в США, с объемом продаж в 52.6 млрд. долл. только за прошлый год.

          Преимущества продажи страховых  продуктов через банки заключаются,  во-первых, в наличии у банков  крупных дистрибьюторских сетей в виде отделений. Важным фактором является и доверие клиентов к людям, с которыми они уже давно работают, а также то, что банки имеют более сильную связь с клиентом, чем страховые компании.

          В России процесс формирования  банко – страховых групп пока еще только набирает ход. На данный момент существует только одна полноценная банко – страховая группа – Ингосстрах – Автобанк, включающая в себя банки Ингосстрах-Союз и ВДНХ. Но в недалеком будущем вполне могут возникнуть и другие. Вот только несколько сильных компаний, на основе которых можно создавать банко – страховые группы:

страховая компания Согаз, страховая компания Газпроммедстрах и Газпромбанк, входящие в группу Газпрома;

Доверительный и Инвестиционный банк и страховая  компания «ЮКОС-гарант», крупнейшим клиентом которых является нефтяная компания ЮКОС;

страховая компания Интеррос-Согласие и Росбанк, обслуживающие ФПГ Интеррос;

недавно образованный на базе Восточно-Европейского инвестиционного банка «Военный банк» и Военно-Страховая компания.

           Пока еще в России банки  и страховые компании пересекаются  по ограниченным сегментам продуктового  ряда. К тому же у страховых  компаний достаточно много проблем,  которые частично решаются при  образовании банко – страховой  группы, - недостаточная капитализация, отсутствие мощных сбытовых сетей, неразвитость продуктового ряда. В целом же можно сказать, что процесс глобализации не может не затронуть Россию, и те компании, которые первыми оценили преимущества объединения банков и страховых компаний в одну группу, уже сейчас начинают выходить на ведущие места в финансовой системе нашей страны.

          Тем не менее, в настоящее  время банки и страховые компании  активно сотрудничают, как в России, так и в странах Восточной  Европы. Одна из возможностей такого сотрудничества – страхование банковских вкладов.

         Решать проблему доверия к банковским учреждениям финансисты пытаются по-разному. В случае отсутствия государственной системы страхования вкладов страховые компании в частном порядке предлагают такую услугу как страхование банковских вкладов от невозврата. Таким образом, страховые компании намереваются, с одной стороны, поддержать банкиров, с другой – соблюсти собственные меркантильные интересы, создав себе положительный имидж в глазах клиентов.

         В данный момент на рынке  можно встретить два варианта  такой услуги. Первый из них  – когда проект страхования  вкладов реализуется по договоренности  банка и страховщика. Страховщик  гарантирует каждому вкладчику,  который заключил договор страхования депозита, возмещение суммы в полном объеме и неполученных процентов согласно условиям договора. На страхование принимаются пенсионные и прочие депозитные вклады во всех видах валют. Срок действия договора страхования депозита соответствует периоду, на который заключается депозитный договор.

        У данного варианта сотрудничества  банков и страховых компаний  немало положительных сторон. Но  есть здесь и свои недостатки. Банк и страховщик являются  аффилированными структурами. Поэтому,  если финансовые проблемы начнутся у банка, практически наверняка в затруднительном положении окажется и его страховая «дочка». А значит, шансы вкладчиков вернуть свои деньги равны нулю независимо от того, приобрели они полис или нет.

          Другой вариант возникает, когда страховая компания договаривается о сотрудничестве сразу с несколькими банками. В этом случае банковский клиент может положить деньги в любой банк, а затем отправиться к страховщику и застраховать их от невозврата. Правда, если вкладчик решит положить деньги в небольшой банк, не имеющий хорошей «депозитной истории», страховка может обойтись ему достаточно дорого.

          Тариф по этому виду страховки  зависит от коэффициентов, которые  устанавливаются компанией в  зависимости от рейтинга банка. Минимальный годовой тариф составляет 0,5% от страховой суммы (т.е. фактически суммы вклада), максимальный – 2,5%. Вклад можно застраховать на период от 1 до 12 месяцев, причем франшиза отсутствует. Страховым событием по договору является объявление моратория центрального банка на предъявление претензий кредиторами банку, принятие решения о ликвидации банка и постановление суда. Как только одно из этих событий зафиксировано, вкладчики имеют право потребовать возмещение.

          Финансовые эксперты расходятся в своих мнениях относительно полезности новой услуги. Их мнения можно свести к тому, что если вкладчика привлекает высокая депозитная ставка, но при этом репутация банка внушает сомнение, страховка ему не помешает. Но все же следует подсчитать – во сколько ему обойдется заключение договора со страховщиком. Ведь если банк не обладает высоким рейтингом, страховой тариф может практически полностью «съесть» заманчивую разницу в доходах и прибыль окажется примерно такой же, как во всех остальных финансовых учреждениях.

          В настоящее время в России  действует закон о страховании  банковских вкладов. Закон о  страховании банковских вкладов  вступил в силу около двух  с половиной лет назад. Первые  банки попали в систему страхования  осенью 2004 г., спустя год ЦБ РФ завершил основной этап отбора. В итоге участниками системы стали 923 российских банка, в которых сосредоточены вклады на 2,7 трлн. руб. По оценкам финансовых аналитиков, система обязательного страхования банковских вкладов привела к увеличению их объема. Объем вновь открытых вкладов до 100 000 руб. вырос на 2,8%, более крупных – на 2%.

          На банковских счетах у населения  скопилось, по данным ЦБ, уже  более 3 трлн. руб.В 2005г. Объем вкладов вырос на 300 млрд. руб. до 1,8 трлн. руб., а к декабрю 2005 г. составил 2,6 трлн. руб. Однако аналитик парижского офиса Standard & Poor`s Екатерина Трофимова замечает, что из-за печального опыта 90-х гг. население очень недоверчиво относится к любым государственным гарантиям, в том числе и к системе обязательного страхования банковских вкладов.

         

 
 

          2. Тенденции развития страхового рынка в современной России.

 

          Как известно, страхование является одним из важнейших институтов социальной и финансовой защиты отдельного человека, группы людей и всего общества в целом. Так как на уровне страховой организации формируются страховые резервы, средства которых инвестируются, страхование является важнейшим источником инвестиций в экономику. Реальное появление рыночных отношений в сфере страхования в России началась в начале 1990-х гг., в то время как в странах с развитой рыночной экономикой интенсивное развитие страхового рынка происходило еще в XIX в.

          С развитием частной собственности  существенно возрастает роль  страхования, однако объем и эффективность страховых услуг, предлагаемых российским страховым рынком предпринимателям и гражданам, весьма невелик. Об этом свидетельствует степень развития страхового рынка, которая определяется отношением совокупной страховой премии к ВВП страны. Темп роста совокупной страховой премии в 2007 г. превысил темп роста ВВП (темп роста страховых премий составил 25,1%, темп роста ВВП – 22,7%), в связи с чем доля совокупной страховой премии в валовом внутреннем продукте (проникновение страхования) в 2007 г. Немного повысилась по сравнению с предыдущим годом и составила 2,31%. Уровень проникновения страхования в России сопоставим с такими странами, как Колумбия (2,4%), Иордания (2,4%), Эстония (2,5%) и Кения (2,5%). В развитых странах Европы этот показатель составляет от 6% до 16% (Австрия – 6,1%, Германия – 6,7%, Италия – 7,2%, Нидерланды – 9,4%, Франция – 11%, Швейцария – 11%, Великобритания – 16%). В США доля страховой премии в ВВП в 2006 г. составила 8,8%, в Японии – 10,5%, в Индии – 4,8%. (Данные 2006 года).

          В настоящее время Россия занимает  скромное место на мировом  рынке страховых услуг – всего  0,2% мирового объема страховых  премий. На конец 2006 г. доля  застрахованных рисков в России  составляет лишь 10-15% против 90-95% в промышленно развитых странах. Эксперты выделяют ряд основных причин, которые сдерживают развитие страхования – отсутствие у россиян доверия к страховым компаниям, нехватка опыта в использовании страховых услуг, низкий уровень жизни большинства населения и малое количество платежеспособных предприятий.

          Соотношение страховой премии (за  исключением премии по ОМС)  и ВВП продолжает снижаться,  в 2007 г. оно составило 1,45%, уменьшившись  на 4% по сравнению с 2006 г., а  доля страховой премии по страхованию иному, чем страхование жизни, напротив, увеличивается (в 2006 г. – на 2% до 2,21%, в 2007 г. – на 2% до 2,25%).

          В 2007 г. продолжился рост плотности  страхования  - страховой премии  на душу населения, который  все эти годы обусловлен увеличением размера совокупной страховой премии, так как численность населения России остается практически на одном уровне. «Подушевая плотность страхования» составила 5,4 тыс. руб., увеличившись на 25,6% по сравнению с 2006 г.

          В развитых странах Европы страхования премия на душу населения составляет 2,3-6,5 тыс. долл. США: (в Великобритании – 6,5 тыс., Ирландии и Швейцарии – 5,5 тыс., Франции – 4 тыс., Германии и Австрии – 2,4 тыс.) В Японии страховая премия на душу населения в 2006 г. составила 3,6 тыс., В Канаде – 2,7 тыс., в США – 3,9 тыс.

          Уровень плотности страхования  в России в 2006 г. (162,4 долл. США)  сопоставим с такими странами, как Бразилия – 161, Латвия –  157 и Литва – 154 (долл. США).

          За последние два года концентрация страховых организаций по объему собранной страховой премии возрастает. Неизменным лидером остается «Ингосстрах», на долю которого в 2005-2006 гг. приходится 5% от общего объема премий. В 2005 г. 20% собранных премий приходилось на пять страховых организаций – «Ингосстрах», «РЕСО-Гарантия», «МАКС-М», «СОГАЗ», «РОСНО-МС», в 2006 г. этот список покидает «РОСНО-МС». Всего лишь 102 страховые организации (12% от общего количества страховщиков на рынке) собирают 80% страховой премии.

          Среди прочих тенденций следует отметить, что в 2006 г. суммарный объем общемировых страховых премий вырос по сравнению с 2005 г. на 5% в реальном измерении, тогда как за прошедший год прирост составил всего 2,9%. Наибольший рост наблюдался на рынке страхования жизни 7,7%. На рынке страхования иного, чем страхование жизни, всего – 1,5%. В 2006 г. суммарные мировые премии составили 3723 млрд. долл. США, и 59% из них приходятся на страхование жизни.

Информация о работе Формирование банко - страховых групп на российском рынке