Экономический анализ производства продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 11:24, реферат

Описание работы

Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и статистических измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки - в оптовых ценах.
Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.
Валовая продукция - стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах.

Содержание

Введение


1. Анализ формирования и выполнения производственной программы


2. Анализ качества продукции


3. Анализ ритмичности выпуска продукции


4. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции


5. Литература

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

1.3. Анализ структуры продукции 

Структура продукции - это соотношение отдельных видов  изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом выпуске  продукции запланированное соотношение  отдельных ее видов. Неравномерное  выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей. 

Для расчета  влияния структурных сдвигов  с целью устранения их влияния  на экономические показатели используют метод прямого счета по всем изделиям, метод средних цен и пр. 

Прямой счет по всем видам изделий производится по формуле 

, 

где   - изменения  объема выпуска продукции за счет структуры;

ВП1 - фактический  выпуск продукции при фактической  структуре;

ВП1,0 - фактический  выпуск продукции при плановой структуре. 

Фактический выпуск продукции при плановой структуре  рассчитывается путем умножения  планового выпуска каждого изделия  на средний процент выполнения плана  по выпуску продукции (табл.7) или  путем умножения общей суммы фактического выпуска продукции на плановый удельный вес каждого изделия.  

Таблица 7 

Анализ структуры  продукции 

Изделие 

Опт. цена за единицу  продукции, руб. 

Объем производства продукции в натуральных измерителях 

Товарная продукция в ценах плана, тыс. руб. 

Изменение 

ТП за счет структуры, тыс. руб.   
 

План. 

Факт. 

План. 

Факт пересчи-танный на план. структуру 

Факт.  

   

8= 7-6 

   

А 

500 

57600 

50400 

28800 

28900 

25200 

- 3700 

   

В 

600 

56000 

55470 

33600 

33717 

33282 

-435 

   

С 

700 

27430 

35650 

19201 

19267 

24955 

5688 

   

Итого: 

   

141030 

141520 

81601 

81884 

83437 

1553 

   
 
 

Если коэффициент  перевыполнения плана равен 1,003474 (141520 : 141030), то фактический выпуск по изделию А, пересчитанный на плановую структуру, составит 28900 тыс. руб. (28800 : 1, 003474). 

Как показывают данные табл.7, отклонение за счет изменения  структуры составило 1553 руб. Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 100,3474% по всем видам продукции и не нарушалась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 81884 тыс. руб., при фактической структуре он выше на 1553 тыс. руб.  

При использовании  средних цен расчет производится по формуле 

, 

где Ц1, Ц0 - средняя  оптовая цена группы изделий - фактическая  и плановая соответственно,

VВП1 - фактическое  количество изделий в отчетном  периоде, натуральные измерители. 

2. Анализ качества  продукции 

Качество продукции - совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. 

Различают обобщающие индивидуальные и косвенные показатели качества. 

К обобщающим показателям  качества относят:

- удельный и  качественный вес продукции в  общем объеме ее выпуска;

- удельный вес  продукции, соответствующей мировым  стандартам;

- удельный вес  экспортируемой продукции, в том  числе в высокоразвитые промышленные страны;

- удельный вес  аттестованной продукции. 

Индивидуальные  показатели характеризуют полезность (жирность молока, содержание белка  в продукте и т.д), надежность (долговечность, безотказность в работе), технологичность (трудоемкость и энергоемкость). 

Косвенные - штрафы за некачественную продукцию, объем  и удельный вес забракованной  продукции, потери от брака и т.д. 

 В процессе  анализа изучают динамику этих  показателей, выполнение плана  по их уровню, причины их изменений. 

Для обобщающей оценки выполнения плана по качеству продукции используют разные методы. Сущность балльного метода оценки состоит  в определении средневзвешенного  балла качества продукции, и путем  сравнения фактического и планового  его уровня находят процент выполнения плана по качеству. 

Кроме того, оценка выполнения плана по качеству продукции  производится по удельному весу забракованной  и зарекламированной продукции. 

Качество продукции  является параметром, оказывающим влияние  на такие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции (ВП), выручка от реализации (В), прибыль (П). 

Изменение качества затрагивает прежде всего изменение  цены и себестоимости продукции, поэтому формулы для расчета  будут иметь вид 

; 

;

. 

где Ц0, Ц1 - соответственно цена изделия до и после изменения качества;

С0, С1 - себестоимость  изделия до и после изменения  качества;

VВПК - количество  произведенной продукции повышенного  качества;

РПК - количество реализованной продукции повышенного  качества. 

Косвенным показателем качества продукции является брак. 

Он делится  на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителя). 

Выпуск брака  ведет к росту себестоимости  продукции и снижению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности. 

В процессе анализа  изучают динамику брака по абсолютной сумме и по удельному весу в  общем объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции. 

Пример. 

1. Себестоимость  забракованной продукции - 500 тыс. руб.

2. Расходы по  исправлению брака - 80 тыс. руб.

3. Стоимость  брака по цене возможного использования  - 150 тыс. руб.

4. Сумма удержания  с виновных лиц - 10 тыс. руб.

5. Потери от  брака (стр1 + стр2 - стр3 - стр4) = 420 

Для определения  потерь продукции нужно знать фактический уровень рентабельности. 

Путь для нашего примера стоимость товарной продукции  в действительных ценах составляет 104300 т. руб., а ее себестоимость 94168 тыс. руб. 

Тогда фактический  уровень рентабельности: 

(104300 - 84168)/ 84168 . 100 = 23,9%. 

Потери товарной продукции: 420 . 1,239 = 520, 38 тыс. руб. 

После этого  изучают причины снижения качества и допущенного брака продукции  по местам их возникновения, центрам  ответственности и разрабатываются  мероприятия по их устранению. 

Основными причинами снижения качества продукции являются: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, низкий уровень квалификации рабочих и технического уровня оборудования, аритмичность производства. 

3. Анализ ритмичности  выпуска продукции 

Ритмичность - равномерный  выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом. 

Аритмичность  производства продукции влияет на все  экономические показатели: снижается  качество продукции, растут объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, замедляется оборачиваемость оборотных средств предприятия. За невыполненные поставки продукции предприятие платит штрафы, несвоевременно поступает выручка, перерасходуется фонд оплаты труда, растет себестоимость продукции, падает прибыль. 

Существуют прямые показатели оценки ритмичности, к которым  относят:

- коэффициент  ритмичности (Крит.). Он определяется  отношением фактического (но не  выше планового задания) выпуска  продукции (или ее удельного веса) - VВП1,0  к плановому выпуску (удельному весу) - VВП0: 

Крит. = VВП1,0 : VВП0 ; 

- коэффициент  вариации (Квар) определяется как  отношение среднеквадратичного  отклонения от плановых заданий  (за сутки, декаду, месяц и т.д.) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному и т.д) плановому выпуску ( ): 
 

где n - число  суммируемых плановых заданий. 

Косвенными показателями ритмичности являются наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции и др. 

В процессе анализа  необходимо подсчитать упущенные возможности  предприятия по выпуску продукции  в связи с неритмичной работой. Для этого используют:

а) разность между  плановым и засчитанным выпуском продукции;

б) разность между  фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего  среднесуточного (среднедекадного) объема производства. 

В заключение анализа  разрабатывают мероприятия по устранению причин неритмичной работы. 

4. Анализ выполнения  договорных обязательств  и реализации продукции 

Анализ реализации продукции проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его проведения сравнивают фактические данные с  плановыми и предшествующим периодом. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста. 

На изменение  объема реализации влияют многочисленные факторы (рис.1). 

Для анализа  выполнения плана по объему реализации продукции составляется баланс товарной продукции в двух оценках: по себестоимости и по отпускным ценам. Балансовое управление имеет вид 

РП = ГПзап.I + ВП - ГПзап.II , 

где РП - объем  реализованной продукции;

ГПзап.I, ГПзап.II - запасы готовой продукции на начало и конец периода соответственно;

ВП - объем выпуска  продукции за период. 

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. При этом определяется коэффициент выполнения договорных обязательств (Кд): 

Кд = (ВП0 - ВПн) / ВП0 , 

 где ВП0 - плановый  объем продукции для заключения  договоров;

Информация о работе Экономический анализ производства продукции