Электронные деньги

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

На протяжении последних десятилетий ничто не развивалось так стремительно, как компьютерные технологии и электронные коммуникации. В настоящее время информационные технологии и в первую очередь Интернет широко применяются в бизнесе. Прогресс в информационных технологиях сделал возможным появление современных платежных систем, использующих последние технологические достижения и позволяющих осуществлять банковские платежи, не выходя из дома, расплачиваться в магазине пластиковой карточкой и приобретать товары через Интернет. С развитием современных платежных систем связано возникновение так называемых «электронных», или «цифровых» денег (electronic money, electronic cash, digital cash).

Содержание

Стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….
3
1. ПОНЯТИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ………………………………………………...

4
2. ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ НА ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ………………………………………………………………


21
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ…………………………………………………………………

27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………
41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАРЫ………………………
42

Работа содержит 1 файл

Курсовая_ЭЛЕКТРОННЫЕ_ТЕНЬТИ.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

Серьезные шаги в области  законодательства, регулирующего правоотношения в сфере эмиссии и обращения электронных денег, предприняты в последнее время европейскими законодателями. Принятая в 2000г. Европейским парламентом директива 2000/46/ЕС, направленная на регулирование выпуска и обращения электронных денег, содержит предписание странам-членам ЕС запрещать эмиссию электронных денег лицам или организациям, которые не являются кредитными учреждениями. Таким образом, в европейском законодательстве круг эмитентов электронных денег ограничен кредитными организациями.

Согласно директиве 2000/28/ЕС, принятой одновременно с директивой 2000/46/ЕС, к кредитным организациям отнесены также все учреждения - эмитенты электронных де нег. При этом данным учреждениям запрещено заниматься предоставлением любой формы кредита. Еще одно ограничение касается минимального размера первоначального капитала кредитных организаций, который установлен на уровне 1 млн. евро. Кроме того, организациям-эмитентам электронных денег предписано направлять средства в размере ниже их обязательств по выпущенным электронным деньгам в активы, имеющие нулевой уровень кредитного риска, а также (в пределах 20 кратного размера собственного капитала) в некоторые другие высоколиквидные активы.

Директива 2000/46/ЕС содержит также другие требования к эмиссии  электронных денег: по ограничению структуры капитала, рисков и др. Однако уже из этих положений видно, что европейские законодатели сделали выбор в пользу жестких норм регулирования деятельности эмитентов электронных денег в отличие, например, от США, где преобладает более либеральный подход. Страны-члены ЕС должны до 21 апреля 2002г. ввести в действие законы и процедуры, соответствующие данной директиве.

В российской практике, как уже было сказано выше, из нормативных актов, регулирующих отношения в сфере электронных денег, можно привести лишь два вышеупомянутых указания ЦБ № 276-У и № 277-У, в которых используется термин «предоплаченный финансовый продукт». Они регулируют порядок выдачи кредитным организациям регистрационных свидетельств на осуществление эмиссии и разрешений на распространение предоплаченных финансовых продуктов. Каких-либо специальных норм относительно порядка надзора за деятельностью таких кредитных организаций в указанных документах не содержится.

Итак, при разработке национального законодательства необходимо решить, какие финансовые институты (или не только финансовые) будут  иметь право эмиссии электронных денег. Если эмитентом электронных денег являются кредитные организации, это существенно облегчает контроль за объемом электронных денег в обращении со стороны центрального банка. Однако высокий уровень начального капитала, который необходим кредитной организации, ограничивает развитие мелких платежных систем, использующих электронные деньги.

Рассмотрим еще несколько  моментов, которые необходимо учесть при выработке политики государственного регулирования рынка электронных денег.

Во-первых, необходим надзор за деятельностью по выпуску электронных денег со стороны специального государственного органа, которым может стать, в частности, центральный банк. Также представляется необходимым ввести обязательное лицензирование деятельности по эмиссии электронных денег. Надзорный орган должен, с одной стороны, контролировать выполнение пруденциальных норм финансовой устойчивости, ликвидности и риска, а с другой - получать необходимую статистику для расчета параметров денежного регулирования.

Во-вторых, нужно обеспечить достаточный уровень безопасности потребителя и защитить его от финансовых махинаций. Для этого необходимо четко сформулировать и закрепить юридическими санкциями права и обязанности участников платежных систем, использующих электронные деньги (эмитентов и держателей, или потребителей), в частности обязать эмитентов обменивать электронные деньги на наличные или безналичные деньги по первому требованию клиента. Важно также использовать достаточно стойкие алгоритмы шифрования и защищенные протоколы передачи данных через Интернет, а также разработать стандарты функционирования платежных систем.

Разработкой стандартов для банков для достижения совместимости различных схем занимается Европейский комитет по банковским стандартам. Первые шаги делаются и частными организациями. В 1999г. 12 ведущих корпораций в области электронных платежей и информационных технологий объявили о создании универсального формата электронного кошелька. Для сетевых денег пока единого стандарта не существует. Наконец, для ограничения риска потерь может применяться страхование эмиссии подобно страхованию депозитов. Такая схема, возможно, будет применяться во Франции и Италии.

В-третьих, придется скорректировать методы кредитно-денежной политики. Так, многими экономистами высказывается мнение о необходимости введения обязательных резервных требований по выпущенным в обращение электронным деньгам частных эмитентов. Однако эффективность такой меры является в определенной мере спорной. С одной стороны, резервы, перечисленные в центральный банк (или в любой другой контролирующий орган), дадут дополнительные рычаги для более эффективного управления денежной массой. С другой стороны, и это отмечает, например, американский экономист Бенджамин Коэн. эмитенты электронных денег будут изобретать все новые способы, чтобы обойти существующее законодательство, или выведут операции за пределы юрисдикции государства с жесткими пруденциальными нормами.

Среди других мер предлагается, в частности, ввести обязательное использование денег центрального банка при проведении расчетов в пользу государственных структур, в том числе при уплате налогов, а также при осуществлении платежей самими этими организациями. Такую точку зрения высказывает, например, заместитель управляющего Банка Англии Чарльз Фридман. Однако такой механизм, по признанию самого автора, будет иметь искусственный характер, и возможен только в том случае, если центральный банк останется «правительственным» банком. К тому же во многих странах государственный сектор не является существенной частью экономики.

Одним из новых методов  регулирования в эпоху электронных  денег, который успешно используется в настоящее время центральными банками Канады, Австралии и Новой Зеландии, может стать так называемая «канальная» система регулирования процентных ставок, при которой центральный банк регулярно устанавливает ночную (overnight) процентную ставку, исходя из которой рассчитываются депозитная и кредитная ставки по операциям с коммерческими банками. По мнению профессора Принстонского университета Майкла Вудфорда, такая система останется достаточно эффективной даже при радикальных технологических изменениях, таких, например, как появление электронных денег.

При рассмотрении мер  по предотвращению негативных последствий  распространения частных электронных денег нужно отметить, что государство само может начать выпускать электронные деньги и, как крайний случай, ввести собственную монополию на их выпуск, объявив электронные деньги законным платежным средством и наделив, например, центральный банк, эмиссионными полномочиями. Идея введения монополии на выпуск электронных денег уже высказывалась профессором В. М. Юровицким в крайне радикальной форме: полный отказ от наличных расчетов и полная прозрачность для государства всех платежей. Таким образом, можно решить проблемы коррупции, теневой экономики, ухода от налогов и т. д.

Однако нужно отметить, что выпуск государством электронных  денег и закрепление за ними статуса законного платежного средства связаны со значительными издержками и предполагают достаточно высокий уровень технологического развития. В большинстве развитых стран возможность эмиссии электронных денег государством официально пока не рассматривается, хотя идеи эти обсуждаются. Пожалуй, единственной страной, где такой путь выбран официально, является Сингапур, в котором, по сообщению информационного агентства NewsBytes, с 2008г. электронные деньги станут законным платежным средством. Однако Сингапур  является страной, где уровень развития коммуникаций и подключения населения к Интернету одни из самых высоких в мире.

В российских условиях пути развития и степень распространения  электронных денег будут определяться спецификой отечественной экономики. Хотя развитие информационных технологий в России находится на достаточно высоком уровне, потенциальное количество их пользователей и объемы трансакции будут, скорее всего, гораздо ниже, чем на Западе.

Причинами этого являются, в частности, низкий уровень заработной платы, нестабильность российской финансово  системы, недоверие к ней широких слоев населения, отсутствие надлежащей инфраструктуры и малая вероятность изыскания частными эмитентами достаточных финансовых. Ресурсов для ее создания. Кроме того, такие особенности функционирования отечественных предприятий, как «расшивка неплатежей», «оптимизация налогообложения» и др. могут также внести специфику в развитие платежных сие тем, в части которых участниками может быть сделан акцент на построении систем взаимозачетов между предприятиями или изобретении схем ухода от налогов. Наконец очевидно, что в российских условиях необходимо особо внимание уделить вопросам безопасности потребителя защите от финансовых махинаций.

 

Выводы по третьему разделу:

  1. В большинстве стран электронные деньги так и не смогли существенно потеснить в обращении банкноты и монеты. Поэтому монополия эмиссионных институтов на выпуск в обращение наличных денег не поколеблена, и ресурсная база центральных банков не подорвана.
  2. Компании, принимающие электронные деньги, могут рассчитывать на снижение издержек, вызванных неоплатой счетов при использовании кредитных карт, а также на расширение объема коммерческих сделок между производителями и потребителями, а также между отдельными пользователями.
  3. При разработке национального законодательства необходимо решить, какие финансовые институты (или не только финансовые) будут иметь право эмиссии электронных денег.

 

Заключение

 

Электронные деньги - это очень гибкий инструмент, позволяющий расширить сферу применения наличных денег. С их помощью также легко одолжить деньги другу (причем на расстоянии) и использовать их в повседневной "неэлектронной" жизни, как и оплатить покупку в Internet или устроить там свой собственный бизнес.

Только Электронные  деньги могут обеспечить микроплатежи - так необходимые для информационного бизнеса и продажи публикаций. Такие электронные деньги могут быть помечены для специального использования (только для кино, например), что весьма удобно для контроля денег в семье.

Стоимость транзакции с  использованием электронных денег  и их обработка и учет значительно дешевле стоимости обработки традиционных денег, кредитных карт и чеков и других средств платежа. Обработка электронных денег проще, и их использование может серьезно изменить структуру банков и сократить персонал.

Электронные деньги, в  отличии от чековых и кредитных  систем, позволяют поддерживать анонимность транзакций (в той или иной степени), так как не требуют при их использовании удостоверения личности плательщика и его кредитоспособности.

В отличии от традиционных наличных денег оплата с помощью  электронных денег не требует присутствия плательщика и получателя, так как передача может производиться дистанционно по Internet или по телефону.

В заключение хотелось бы отметить, что стабильный рост объемов электронных платежей сопутствует общему развитию экономики страны. На российском рынке электронных платежей заложена основа для дальнейшего динамичного развития. В будущем это принесет Российской Федерации значительные социально-экономические выгоды, так как будет стимулировать все большую часть населения обращаться к банковским услугам, уменьшая при этом объем «серого» рынка и использование в обороте наличных денежных средств.

 

Список использованной литературы

 

  1. Афанасьев М. «Электронная коммерция»// РИСК.-2006.- N 3. - С. 52-58
  2. Белисс С. «Деньги не пластик»// Эксперт.-2006.- № 15 - С. 52-58.
  3. Букин М. «Мобильный кошелек»// Мобильные системы.-2007.-№ 8.- С. 26-29
  4. Иванов В.Ю. «Проблемы правовой классификации расчетов «электронными деньгами»//Банковское право.-2004.-№3.-С.22-29
  5. Коптюбенко Д.Б. «Электронные деньги как форма честной денежной эмиссии»//ЭКО.-2005.-№2.-С.46-59
  6. Кочергин Д. «Проблемы интерпретации электронных денег»// Банковское дело.- 2006.-№ 12. - С. 10-13
  7. Кочергин Д. «Электронные деньги: определение и особенности расчетных схем»//Банковские технологии.-2004.-№12.-С51-53
  8. Кочергин Д. «Интерпретация электронных денег и оценка их влияния на денежно-кредитную систему»// Финансы и кредит.-2005.-№ 13.- С. 29-40
  9. Крахмалев С. В. «Системы розничных денежных переводов в России»// Финансы и кредит.-2007.- № 28.- С. 29-38
  10. Крупнов Ю.С. «О природе электронных денег»//Бизнес и банки.-2003.-февр.(№5)-С.3-4
  11. Семенов С.К. «Безналичные деньги»// Финансовый бизнес.- 2004.- №2.-С.34-37
  12. Соболев А. «Электронные деньги» изменяют банковские механизмы проведения платежей»//Аналитический банковский журнал.-2006.-№11.-С.52-54
  13. http://capri.ustu.ru/inform_right/iright_9.1.htm
  14. http://base.consultant.ru/cons/
  15. http://citcity.ru/13128/
  16. http://www.e-payment.net.ru/

1 http://capri.ustu.ru/inform

Информация о работе Электронные деньги