Элементы денежной системы современной РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ денежной системы Российской Федерации.
Для выполнения поставленной цели определены следующие задачи:
проанализировать предпосылки формирования институтов актуальной денежной системы;
рассмотреть понятие и правовые аспекты денежной системы;
рассмотреть элементы денежной системы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ
§1. Предпосылки формирования институтов денежной системы
§2. Понятие и правовые основы денежной системы Российской Федерации
§3. Принципы организации денежной системы
§4. Структура денежной системы
Глава 2. ЭЛЕМЕНТЫ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§1. Денежная единица Российской Федерации
§2. Эмиссионное право Банка России
§3. Некоторые вопросы правового регулирования денежного обращения в Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Денежная система Российской Федерации.doc

— 373.50 Кб (Скачать)

      Подчеркивая теснейшую связь обращения наличных и безналичных денег, законодательство оперирует категорией «денежная масса». Денежная масса - это денежные знаки, находящиеся в обращении; денежные средства на счетах и во вкладах юридических лиц и граждан; другие безусловные денежные обязательства банков70.

      Банк  России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики (ст. 43 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

      §3. Принципы организации денежной системы

 

      Как любая система, денежная система  состоит из ряда элементов. В современных  условиях необходимо уйти от традиционного  определения денежной системы. Данное понятие сложилось в условиях существования старых денежных систем, когда либо не существовало безналичного денежного оборота, либо он был ограничен. Поэтому обычно разграничивали понятия системы безналичных расчетов и денежной системы. На самом деле денежная система на современном этапе должна включать две подсистемы: подсистему безналичных расчетов и подсистему наличных расчетов.71

      Какие основные элементы должны содержать  обе подсистемы как составные  части единой денежной системы.72

      Первым  основополагающим элементом денежной системы являются принципы организации системы. Под принципами принимаются правила, в соответствии с которыми государство организует данную денежную систему.

      Принцип централизованного управления денежной системой. Этот принцип существует и в первом типе денежной системы, свойственном административно-распределительной модели экономики. Однако при этой модели управление осуществлялось с помощью директивных актов правительства, которые были обязательны для выполнения всеми государственными банками и их филиалами во всех регионах разных стран73.

      Управление  денежными системами в условиях рыночной модели экономики характерно тем, что здесь на первый план выступают не административные методы управления (хотя и они имеют место), а экономические, когда государство через аппарат центральных банков ставит на рынках такие условия, которые заставляют банки, финансовые институты и другие юридические лица принимать нужные государству решения.

      Принцип прогнозного планирования денежного оборота. Он означает, что как централизованные, так и децентрализованные планы денежного оборота и его составных частей подготавливаются не как директивные планы, обязательные для выполнения конкретными органами, отвечающими за их выполнение, а как прогнозы, т. е. ориентиры, к которым надо стремиться. Исключение составляет такой финансовый план, как государственный бюджет, который при любом типе денежной системы остается директивным планом, за выполнение которого отвечает правительство и, как правило, министерство финансов страны74.

      Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота. Этот принцип заключается в том, что денежная система должна быть организована таким образом, чтобы, с одной стороны, не допускать инфляции; с другой - расширять денежный оборот, если возрастают потребности хозяйства в денежных средствах, и сужать их, если уменьшаются эти потребности75.

      При определенных условиях (спад производства, бюджетный дефицит, недостаточное  обеспечение оборота платежными средствами и др.) устойчивость денежного  оборота может быть нарушена, и  возникает платежный кризис76. Преодоление такого кризиса возможно с помощью комплекса мер, включающих развитие производства, уменьшение бюджетного дефицита, обеспечение оборота необходимой массой денежных средств и др.

      Принцип кредитного характера денежной эмиссии. В соответствии с этим принципом появление новых денежных знаков (безналичных и наличных) в хозяйственном обороте возможно только в результате проведения банками кредитных операций. Из других источников, включая казначейства стран, денежные знаки в оборот не должны поступать77.

      Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков. В условиях рыночной модели экономики денежные знаки обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами. При этом золотое содержание денежной единицы с 1992 г. в РФ не фиксируется78.

      Принцип неподчиненности центрального банка правительству и подотчетности его парламенту страны. Он связан с тем, что поддержание устойчивости денежного оборота, борьба с инфляцией являются приоритетной задачей центрального банка. Если бы этого принципа не было, всегда бы существовала угроза, что правительство для решения стоящих перед ним задач начнет «вычерпывать» средства центрального банка, и тем самым устойчивость денежного оборота будет нарушена79.

      В то же время центральный банк может  проводить политику, противоречащую текущим задачам государства, поэтому  центральный банк должен систематически отчитываться перед парламентом  страны, который призван способствовать преодолению разногласий между центральным банком и правительством80.

      Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования. Обычно в законодательствах стран с рыночной экономикой имеется положение о том, что центральный банк не должен финансировать правительство, а средства ему предоставлять только в порядке кредитования под определенное обеспечение (недвижимость, товарно-материальные ценности, принадлежащие государству, государственные ценные бумаги, другие ценные бумаги, принадлежащие государству (федерации или субъектам федерации). 81

      Применение  данного принципа позволяет предотвратить  использование денег для покрытия дефицита федеральных местных бюджетов и не давать тем самым стимула  к развитию инфляционного процесса. Кроме того использование данного принципа заставляет правительство изыскивает другие источники поступлений средств в бюджет для покрытия федеральных и местных расходов.

      Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования. Сущность его заключается в том, что центральный банк не должен ограничиваться каким-либо одним инструментом денежно-кредитного регулирования для поддержания устойчивости денежного оборота, а должен использовать комплекс этих инструментов, иначе должного эффекта достигнуть не удается82.

      Принцип надзора и контроля за денежным оборотом. Государство через банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный контроль как за всем денежным оборотом в целом, так и за отдельными денежными потоками в хозяйстве. Кроме того, объектом контроля является и соблюдение субъектами денежных отношений основных принципов организации как наличного, так и безналичного оборотов83.

      Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны. Законодательство страны предусматривает платежи за товары и услуги внутри страны производить исключительно в национальной валюте. Это не означает, конечно, что население не может на территории страны свободно обменивать национальную валюту на валюты других стран, но использовать такую валюту, полученную при обмене, разрешается для платежей за рубежом, а также помещения во вклады в банки84.

      §4. Структура денежной системы

 

      Исходя  их определения структуры – это  принятый порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных норм в разделы, главы и последовательность их расположения, в данном случае в связи с рассматриваемой темой, структура денежной системы это разделение ее на два составляющих биметаллизм и монометаллизм.

      В зависимости от того, в какой форме  функционируют деньги: как товар — всеобщий эквивалент или как мера стоимости, различают два типа денежных систем:

  • системы металлического обращения, при которых денежный товар (благородные металлы) непосредственно обращается и выполняет все функции денег, а кредитные деньги размены на металл;
  • системы обращения денежных знаков, когда золото и серебро вытеснены из обращения неразменными на них кредитными и бумажными деньгами85.

      При металлическом обращении в зависимости  от металла, который в данной стране принят в качестве всеобщего эквивалента, и базы денежного обращения различают биметаллизм и монометаллизм.

      Биметаллизм - это такая денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента присваивается двум металлам - золоту и серебру, причем монеты из обоих металлов допускаются к обращению на равных правах86.

      Биметаллизм делится в свою очередь на три  разновидности:

  • система параллельной валюты, при которой золотые и серебряные монеты обращаются по действительной стоимости содержащихся в них золота и серебра;
  • система двойной валюты, при которой государство устанавливает в законодательном порядке обязательное ценностное соотношение между золотом и серебром.
  • система «хромающей» валюты, при которой золотые и серебряные монеты служат законными платежными средствами, но не на равных основаниях, так как чеканка серебряных монет производилась в закрытом порядке в отличие от свободной чеканки золотых монет. В этом случае серебряные монеты становятся знаком золота.87

      Биметаллическая денежная система не соответствует потребностям развитого капиталистического хозяйства.

      Во-первых, использование в качестве меры стоимости  одновременно двух металлов - золота и  серебра - противоречит самой природе  этой функции денег: всеобщей мерой  стоимости может служить только один товар. Во-вторых, законодательная фиксация соотношения между золотом и серебром противоречит стихийному закону стоимости88.

      Если  соотношение рыночных стоимостей золота и серебра отклонится от установленного законом, то оба металла не смогут одновременно удержаться в обращении: тот металл, который оценен законом чересчур низко по сравнению с его рыночной стоимостью, уйдет из обращения, и последнее окажется заполненным лишь тем металлом, который оценен чересчур высоко89.

      Таким образом, монеты из обесценившегося металла вытесняют из обращения монеты из того металла, относительная стоимость которого в данное время повысилась. Это положение известно в литературе под названием «закона Грэшама», по имени английского государственного деятеля и финансиста XVI в. Томаса Грэшама, который указал на то, что «худшие деньги вытесняют из обращения лучшие»90.

      Существованию биметаллизма способствовал одновременный  приток в Европу из Америки золота и серебра. На протяжении XVI-XVIII вв. было добыто в Америке и привезено в Европу большое количество обоих благородных металлов, но преимущественно серебра. Много серебра было добыто и в самой Европе - в Саксонии, Богемии и Тироле. Все это способствовало преобладанию в обращении серебряной монеты91.

      Значительно дольше, чем в Англии, биметаллизм просуществовал в других европейских странах и в США. Во Франции по закону 1803 г., а в США по закону 1792 г. золото и серебро подлежали свободной чеканке, и монеты из обоих металлов признавались законным платежным средством без всяких ограничений.

      Биметаллизм был непрочной денежной системой: как только установленное государством ценностное соотношение между золотом  и серебром вступало в противоречие со стихийным законом стоимости, двойное металлическое обращение  становилось невозможным, и один металл вытеснял из обращения другой92. Тем не менее, в начале второй половины XIX в. несколько европейских государств сделали попытку сохранить биметаллизм при помощи международного соглашения - так называемого Латинского монетного союза. На конференции 1865 г. Франция, Бельгия, Швейцария и Италия заключили монетную конвенцию сроком на 15 лет, согласно которой:

  • во всех этих странах было установлено одинаковое металлическое содержание денежной единицы, равное содержанию французского франка, который заключал в себе 4,5 г чистого серебра или 0,29 г чистого золота;
  • была объявлена свободная чеканка монет из обоих металлов достоинством от 5 франков и выше с установлением законного ценностного соотношения между серебром и золотом 1:15,5;
  • эти монеты подлежали приему в государственные кассы всех стран, вошедших в монетный союз;
  • для более мелких, неполноценных серебряных монет была введена система закрытой чеканки; выпуск их не должен был превышать 6 франков на душу населения, а их платежная сила ограничивалась суммой в 50 франков при каждом платеже93.

Информация о работе Элементы денежной системы современной РФ