Расчетно-кассовое обслуживание корпоративных клиентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в проведении анализа расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов коммерческими банками на примере банка ОАО «Уралсиб».
Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческих банков;
- дать характеристику нормативно-правового обеспечения расчетно-кассовых операций;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.1 Сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческого банка
1.2 Нормативно-правовое обеспечение расчетно-кассовых операций
1.3 Принципы организации системы расчетов и виды платежных операций
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ
2.1 Открытие и ведение счетов юридических лиц
2.2 Кассовые операции банков по обслуживанию клиентов
2.3 Современные способы и технологии банковского обслуживания
2.4 Услуги банка корпоративным клиентам при обслуживании внешнеторговой деятельности
2.5 Зарубежный опыт обслуживания банками корпоративных клиентов
3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА «УРАЛСИБ» ПО РАСЧЕТНО-КАССОВОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ
3.1 Характеристика организации работы с юридическими лицами в банке «УРАЛСИБ»
3.2 Анализ операций расчетно-кассового обслуживания клиентов
3.3 Рекомендации по совершенствованию расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов в банке «УРАЛСИБ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Расчетно-кассовое обслуживание корпоративных клиентов.docx

— 236.33 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО  ОБСЛУЖИВАНИЯ

1.1 Сущность  и функции расчетно-кассовых операций коммерческого банка

1.2 Нормативно-правовое  обеспечение расчетно-кассовых операций

1.3 Принципы  организации системы расчетов  и виды платежных операций

2. СОВРЕМЕННОЕ  СОСТОЯНИЕ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ  КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ

2.1 Открытие  и ведение счетов юридических  лиц

2.2 Кассовые  операции банков по обслуживанию  клиентов

2.3 Современные  способы и технологии банковского  обслуживания

2.4 Услуги  банка корпоративным клиентам  при обслуживании внешнеторговой  деятельности

2.5 Зарубежный  опыт обслуживания банками корпоративных  клиентов

3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  БАНКА «УРАЛСИБ» ПО РАСЧЕТНО-КАССОВОМУ  ОБСЛУЖИВАНИЮ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ

3.1 Характеристика  организации работы с юридическими  лицами в банке «УРАЛСИБ»

3.2 Анализ  операций расчетно-кассового обслуживания  клиентов

3.3 Рекомендации  по совершенствованию расчетно-кассового  обслуживания корпоративных клиентов  в банке «УРАЛСИБ»

Заключение

Список использованных источников и литературы

 

Введение

 

Расчетно-кассовые операции являются основными, базовыми операциями для современных коммерческих банков.

В рамках расчетно-кассового  обслуживания различных категорий  клиентов, кредитные организации  предлагают широкий спектр операций с наличностью, а также перечисление денежных средств по поручениям клиента  с использованием новейших технических  и технологических приемов и  средств.

С целью сохранения конкурентных позиций на денежных рынках банки  стремятся предлагать клиентам наиболее выгодные ценовые условия платежных  операций, конвертации валют и  широкие возможности платежных  систем банка в рамках глобальной расчетной системы и собственных  клиринговых центров и корреспондентских  сетей.

Отличительной особенностью современных операционных подразделений  банков является не только организация  расчетно-кассового обслуживания и  осуществление расчетов, но и профессиональное сопровождение и консультации клиентов по любым вопросам банковской деятельности, связанной с расчетами и платежными операциями.

В современной банковской практике применяются различные  виды расчетно-платежных операций. Предложение банком той или иной банковской услуги определяется рядом  факторов: потребностью клиентов банка  в данных форме и виде платежа, направлении расчетов; срочности; продолжительности  договорных обязательств в рамках которых  осуществляются платежи; требований, предъявляемых  клиентом к обслуживанию своей деятельности.

Актуальность изучения особенностей и проблем расчетно-кассового  обслуживания корпоративных клиентов определена следующими положениями.

Во-первых, специфика банковской деятельности заключается в ограниченной роли собственного капитала (как правило 10-20% в пассивах банков) в формировании банковских ресурсов. Значительный сегмент  свободных ресурсов, то есть таких  ресурсов, которые можно разместить с целью получения максимальной прибыли, составляют привлеченные средства. В свою очередь, в формировании привлеченных средств большое значение, помимо депозитных операций, играют операции по счетам клиентов, обслуживающихся  в данном банке и, особенно, корпоративных  клиентов, как имеющих наибольшие обороты по своим счетам и использующих широкий спектр расчетно-платежных  операций.

Во-вторых, российские банки  с целью укрепления платежной  системы нашей страны и международных  стандартов обслуживания своих клиентов, должны в рамках правового поля реализовывать  такие схемы осуществления расчетов и предлагать такие банковские расчетно-платежные  услуги, чтобы через банковскую систему  проходило максимальное количество платежей и расчетов. Это позволило  бы не только сделать прозрачной российскую экономику, но и стабилизировать  платежную систему и поднять  уровень доверия к банкам.

Таким образом, очевидна необходимость  всестороннего изучения и применения на практике современных банковских продуктов и услуг в области  расчетно-кассового обслуживания корпоративных  клиентов, как способствующих развитию и укреплению российской платежной  системы, с одной стороны, и формированию банковских ресурсов и укреплению конкурентных позиций банка на финансовых рынках - с другой.

Автор в своем исследовании опирался на труды ученых, внесших  значительный вклад в формирование методологии анализа банковских операций – Г.Д. Бломшейна, Г.М. Гамидова, А.Д. Голубовича, В.К. Немчинова, С.А. Фабричнова и других.

При разработке проблемы в  работе широко использовались труды  российских ученых в области банковского  дела и финансового менеджмента. Это работы О.И. Лаврушина, Е.П. Жарковской, Е.Ф. Жукова, В.М. Усоскина, И.Т. Балабанова, Л.П. Кроливецкой, Г.В. Толоконцевой, А.М. Тавасиева и др.

Применительно к современным  реалиям банковской практики России были изучены и использованы труды  зарубежных авторов – Ж. Ривуара, П.С. Роуза. В их работах по банковскому  менеджменту затрагиваются отдельные  стороны деятельности кредитных  учреждений - анализ основных банковских операций, особенности зарубежных платежных  систем, банковские услуги ведущих  банков международной банковской системы, основные принципы и функции расчетов, формы и виды платежных операций.

Цель исследования состоит  в проведении анализа расчетно-кассового  обслуживания корпоративных клиентов коммерческими банками на примере  банка ОАО «Уралсиб».

Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие  задачи:

- раскрыть сущность и  функции расчетно-кассовых операций  коммерческих банков;

- дать характеристику  нормативно-правового обеспечения  расчетно-кассовых операций;

- выделить принципы организации  системы расчетов и виды платежных  операций;

- обозначить основные  этапы открытия и ведения счетов  юридических лиц;

- охарактеризовать основные  аспекты проведения кассовых  операций;

- проследить современные  тенденции в технологии банковского  обслуживания;

- определить особенности  обслуживания внешнеторговой деятельности;

- изучить зарубежный опыт  обслуживания банками корпоративных  клиентов;

- дать характеристику  организации работы с юридическими  лицами в банке ОАО «Уралсиб»;

- проанализировать операции  расчетно-кассового обслуживания  банка ОАО «Урабсиб»;

- сформулировать рекомендации  по совершенствованию расчетно-кассового  обслуживания в ОАО «Уралсиб».

Предметом исследования являются банковские операции как процесс  предоставления банковских продуктов  и услуг в рамках расчетно-кассового  обслуживания клиентов.

Объектом исследования являются операции расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов коммерческих банков на примере банка ОАО «Уралсиб».

Методологической основой  проведенного исследования является диалектический метод как общий подход к научному познанию проблем комплексного управленческого  анализа и его информационного  обеспечения.

В процессе исследования были использованы законодательные и  нормативные акты Российской Федерации, Банка России, международные и  национальные стандарты учета и  отчетности, изучена общая и специальная  литература отечественных и зарубежных авторов в области экономического анализа, бухгалтерского учета, аудита, финансового менеджмента, финансов и налогообложения; материалы периодической  печати; опыт расчетно-кассового обслуживания ведущих российских банков; финансовая отчетность ОАО «Уралсиб».

Настоящая дипломная работа состоит из трех разделов. В первой главе рассматриваются теоретические  и правовые аспекты расчетно-кассового  обслуживания, его основные функции, нормативно-правовое обеспечение принципы организации расчетов.

Вторая глава посвящена  анализу современного состояния  расчетно-кассового обслуживания корпоративных  клиентов в кредитных организациях.

Третья глава содержит характеристику расчетно-кассового  обслуживания корпоративных клиентов и рекомендации по его совершенствованию  в ОАО «Уралсиб».

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ  РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

1.1 Сущность и функции расчетно-кассовых  операций коммерческого банка

 

Закон «О банках и банковской деятельности» определяет перечень основных банковских операций. К ним  относятся [7]:

1) привлечение денежных  средств физических и юридических  лиц во вклады (до востребования  и на определенный срок);

2) размещение привлеченных  средств от своего имени и  за свой счет;

3) открытие и ведение  банковских счетов физических  и юридических лиц;

4) осуществление расчетов  по поручению физических и  юридических лиц, в том числе  банков-корреспондентов, по их  банковским счетам;

5) инкассация денежных  средств, векселей, платежных и  расчетных документов и кассовое  обслуживание физических и юридических  лиц;

6) купля-продажа иностранной  валюты в наличной и безналичной  формах;

7) привлечение во вклады  и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов  денежных средств по поручению  физических лиц без открытия  банковских счетов (за исключением  почтовых переводов).

Практически все из перечисленных  банковских операций осуществляются в  рамках расчетно-кассового обслуживания различных категорий клиентов в  операционных подразделениях коммерческих банков.

По определению Лаврушина  О.И., «расчетно-кассовые операции - ведение  счетов юридических и физических лиц и осуществление расчетов по их поручению» [19, с.274]. Учитывая, что  для юридических лиц в нашей  стране хранение средств в коммерческих банках является обязательным, функция расчетно-кассового обслуживания является одной из приоритетных в деятельности коммерческого банка. Коммерческий банк заинтересован в привлечении клиентов, как юридических, так и физических лиц на расчетно-кассовое обслуживание. Этот интерес вызван тем, что привлеченные средства клиентов, в первую очередь депозиты и остатки на расчетных счетах, формируют ресурсы банка, которые затем он размещает с целью получения максимальной прибыли в интересах своих акционеров.

Именно поэтому ведущие  специалисты в области банковского  дела осуществление расчётов и платежей для клиентуры и для самих  банков традиционно и вполне обоснованно  относят к основным и даже важнейшим  базовым банковским операциям, т.е. таким, которые констатируют саму сущность операций банка как кредитного учреждения. [17, 19, 20, 27, 46]

Остановимся подробнее на ключевых понятиях таких, как «расчёты»  и «платежи», которые являются составной  частью расчетно-кассовых операций банка.

Расчеты – это процесс определения размера обязательства (долга) покупателя перед продавцом или размеров взаимных обязательств сторон сделки, включая урегулирование претензий, возникающих в ходе такого процесса.

Расчеты проводятся исключительно  посредством мысленно представляемых денег (заменителей денег) и имеют  смысл лишь в том случае, когда  они завершаются платежами, то есть когда вслед за ними и на их основе осуществляются платежи.

Типичные примеры расчетов, ведущихся в банках, - определение  объемов и цен привлекаемых и  размещаемых ресурсов, размеров остатков средств на счетах клиентов, налогов, обязательных резервов, дивидендов, начисление процентов и комиссионных и т.д. Расчеты, протекающие в «недрах» бухгалтерий банков, играют вспомогательную, обеспечивающую роль по отношению к  платежам.

Платежи логически продолжают процесс расчетов и означают погашение  покупателем своего денежного обязательства  или погашение участниками сделки своих взаимных денежных обязательств, то есть передачу или перевод денег  должником тому, кому он должен в  соответствии с расчетами, акт надлежащего  выполнения должником своего денежного  обязательства, в результате чего он освобождается от долга.

Платежи – операции, непременно денежные, то есть совершаемые только посредством денег. При этом данные операции могут совершаться посредством наличных или безналичных денег, а также комбинированным способом.

Наличные деньги – это участвующие в обращении физически располагаемые деньги, имеющиеся в данный момент у данного экономического субъекта.

Безналичные деньги – это участвующие в обращении деньги, принадлежащие одному экономическому субъекту, однако физически в данный момент находящиеся в другого экономического субъекта, причем таким образом, что первый все равно может распоряжаться ими как собственным имуществом, отдавая по мере необходимости соответствующие указания второму.

Вся совокупность банковских операций, обеспечивающих платежи как  процесс выполнения субъектами экономики  своих денежных обязательств, как  известно, делится в функциональном аспекте на следующие три блока [20, с.275].

Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание корпоративных клиентов