Расчетно-кассовое обслуживание корпоративных клиентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в проведении анализа расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов коммерческими банками на примере банка ОАО «Уралсиб».
Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческих банков;
- дать характеристику нормативно-правового обеспечения расчетно-кассовых операций;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.1 Сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческого банка
1.2 Нормативно-правовое обеспечение расчетно-кассовых операций
1.3 Принципы организации системы расчетов и виды платежных операций
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ
2.1 Открытие и ведение счетов юридических лиц
2.2 Кассовые операции банков по обслуживанию клиентов
2.3 Современные способы и технологии банковского обслуживания
2.4 Услуги банка корпоративным клиентам при обслуживании внешнеторговой деятельности
2.5 Зарубежный опыт обслуживания банками корпоративных клиентов
3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА «УРАЛСИБ» ПО РАСЧЕТНО-КАССОВОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ
3.1 Характеристика организации работы с юридическими лицами в банке «УРАЛСИБ»
3.2 Анализ операций расчетно-кассового обслуживания клиентов
3.3 Рекомендации по совершенствованию расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов в банке «УРАЛСИБ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Расчетно-кассовое обслуживание корпоративных клиентов.docx

— 236.33 Кб (Скачать)

Одним из принципов организации  безналичных расчетов является принцип безусловного выполнения обязательств участниками расчетов. Соблюдение этого принципа дает возможность обеспечить безусловное выполнение договорных обязательств и бесперебойность осуществления платежей в хозяйстве.

Принцип обеспеченности тесно связан с принципом срочности платежа, поскольку для соблюдения срочности платежа требуется наличие у плательщика или его гаранта достаточных ликвидных средств, необходимых для погашения обязательств перед получателем средств. Учитывая характер имеющихся ликвидных средств, можно выделить оперативную и перспективную обеспеченность платежа. В первом случае у плательщика должна быть сумма первоклассных ликвидных средств в достаточном объеме. Что касается перспективной обеспеченности, то она требует оценки платежеспособности и кредитоспособности плательщика еще на стадии установления договорных отношений. Соблюдение принципа обеспеченности платежа гарантирует своевременность и полноту платежа, что дает возможность укрепления платежной дисциплины в хозяйстве. [21, с.105]

Немаловажное значение в  условиях рыночной экономики приобретает  контроль всех участников системы безналичных  расчетов за правильностью их совершения и соблюдением установленных  положений о порядке их проведения. При этом следует учитывать ряд  особенностей проведения такого контроля как стороны различных предприятий, так и со стороны банков. Каждое предприятие одновременно выступает  и продавцом, и покупателем. Выступая покупателем, оно осуществляет контроль за своевременностью и правильностью  исполнения своих обязательств перед  поставщиками на основе заключенных  договоров. Выступая поставщиком своей продукции, предприятие заинтересовано в увеличении объема выручки и доходов, поэтому контроль осуществляется с целью повышения уровня инкассации счетов дебиторов, предотвращения отсрочек платежей, потерь крупных сумм. Коммерческие банки, являясь посредниками в расчетах, призваны осуществлять контроль за соблюдением хозяйственными органами установленных правил ведения безналичных расчетов.

Нарушения договорных обязательств в сфере расчетов влекут за собой  применение гражданско-правовой ответственности. Это означает, что сторона, нарушившая условия договора, должна возместить другой стороне причиненный ущерб, уплатив при этом неустойку. В  этом и заключается принцип имущественной ответственности за соблюдении договорных обязательств.

Одним из принципов функционирования системы безналичных расчетов следует  назвать принцип многообразия их форм. Именно наличие возможности свободного выбора форм безналичных расчетов позволяет предприятиям найти тот инструмент, который наилучшим образом отвечал бы требованиям совершаемой сделки. Выбор той или иной формы расчетов зависит от вида товара, спроса на него, финансового положения покупателя и поставщика, характера взаимоотношений между ними, а также от способа транспортировки продукции.

Все принципы организации  безналичных расчетов взаимосвязаны  и взаимообусловлены. Несоблюдение одного из них может привести к  нарушению других. В то же время  соблюдение всех перечисленных принципов  обеспечивает создание условий для  нормального функционирования всего  хозяйственного механизма.

Осуществление безналичных  расчетов по счетам клиентов происходит следующих формах, установленных  законодательством [12]:

а) расчеты платежными поручениями;

б) расчеты по аккредитиву;

в) расчеты чеками;

г) расчеты по инкассо.

В соответствии с данными  формами расчетов, платежные операции могут осуществляться с применением [12]:

а) платежных поручений;

б) аккредитивов;

в) чеков;

г) платежных требований;

д) инкассовых поручений.

При расчетах платежным поручением банк обязуется по поручению плательщика  за счет средств, находящихся на его  счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или в ином банке  в срок, предусмотренный законом  или устанавливаемый в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского  счета, либо не определяется применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Платежными поручениями  могут производиться:

а) перечисления денежных средств  за поставленные товары, выполненные  работы, оказанные услуги;

б) перечисления денежных средств  в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

в) перечисления денежных средств  в целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов  по ним;

г) перечисления денежных средств  в других целях, предусмотренных  законодательством или договором.

В соответствии с условиями  основного договора платежные поручения  могут использоваться для предварительной  оплаты товаров, работ, услуг или  для осуществления периодических  платежей.

При отсутствии или недостаточности  денежных средств на счете плательщика, а также если договором банковского  счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся  на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку по внебалансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок" [8]. Оплата платежных поручений производится по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.

При расчетах по аккредитиву  банк, действующий по поручению плательщика  об открытии аккредитива (банк-эмитент), обязуется произвести платежи в  пользу получателя средств по представлении  последним документов, соответствующих  всем условиям аккредитива, либо предоставить полномочие другому банку (исполняющий  банк) произвести такие платежи. В  качестве исполняющего банка может  выступать банк-эмитент, банк получателя средств или иной банк. Аккредитив обособлен и независим от основного  договора.

Банками могут открываться  следующие виды аккредитивов:

- покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

- отзывные и безотзывные  (могут быть подтвержденными).

При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет  за счет средств плательщика или  предоставленного ему кредита сумму  аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.

При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет  исполняющему банку право списывать  средства с ведущегося у него корреспондентского счета банка-эмитента в пределах суммы аккредитива либо указывает  в аккредитиве иной способ возмещения исполняющему банку сумм, выплаченных  по аккредитиву в соответствии с  его условиями. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по непокрытому (гарантированному) аккредитиву, а также  порядок возмещения денежных средств  по непокрытому (гарантированному) аккредитиву  банком-эмитентом исполняющему банку  определяется соглашением между  банками. Порядок возмещения денежных средств по непокрытому (гарантированному) аккредитиву плательщиком банку-эмитенту определяется в договоре между плательщиком и банком-эмитентом.

Об открытии аккредитива  и его условиях банк-эмитент сообщает получателю средств через исполняющий  банк либо через банк получателя средств  с согласия последнего.

Платеж по аккредитиву  производится в безналичном порядке.

Передача документов об открытии аккредитива и его условиях, о  подтверждении аккредитива, об изменении  условий аккредитива или его  закрытии, а также о согласии банка  на принятие (отказе в принятии) представленных документов может осуществляться банками  с использованием любых средств  связи, позволяющих достоверно установить отправителя документа.

Размер и порядок оплаты услуг банков при расчетах по аккредитивам регулируются условиями договоров, заключаемых с клиентами, и соглашениями между банками, участвующими в расчетах по аккредитивам.

Порядок и условия использования  чеков в платежном обороте  регулируются частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации, а  в части, им не урегулированной, - другими  законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.

Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя. Чекодатель не вправе отозвать чек  до истечения установленного срока  для его предъявления к оплате. Представление чека в банк, обслуживающий  чекодержателя, для получения платежа  считается предъявлением чека к  оплате. Плательщик по чеку обязан удостовериться всеми доступными ему способами  в подлинности чека. Бланки чеков  являются бланками строгой отчетности и учитываются в банках на внебалансовом  счете N 91207 "Бланки строгой отчетности"[8].

Для осуществления безналичных  расчетов могут применяться чеки, выпускаемые кредитными организациями. Чеки кредитных организаций могут использоваться клиентами данной организации, а также в межбанковских расчетах при наличии корреспондентских отношений.

Чек должен содержать все  обязательные реквизиты, установленные  частью второй Гражданского кодекса  Российской Федерации [1], а также  может содержать дополнительные реквизиты, определяемые спецификой банковской деятельности и налоговым законодательством. Форма чека определяется кредитной  организацией самостоятельно.

В случае, когда сфера  обращения чеков ограничивается кредитной организацией и ее клиентами, чеки используются на основании договора о расчетах чеками, заключаемого между  кредитной организацией и клиентом.

Внутрибанковские правила  проведения операций с чеками, определяющие порядок и условия их использования, должны предусматривать: форму чека, перечень его реквизитов (обязательных, дополнительных) и порядок заполнения чека; перечень участников расчетов данными  чеками; срок предъявления чеков к  оплате; условия оплаты чеков; ведение  расчетов и состав операций по чекообороту; бухгалтерское оформление операций с чеками; порядок архивирования  чеков.

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством  которой банк (банк-эмитент) по поручению  и за счет клиента на основании  расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика  платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (исполняющий банк).

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться  по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в  безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в  бесспорном порядке).

Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем  средств к счету плательщика  через банк, обслуживающий получателя средств.

Получатель средств представляет в банк указанные расчетные документы  вместе с реестром, переданных на инкассо  расчетных документов установленной  формы. В реестр могут включаться по усмотрению получателя средств платежные  требования или инкассовые поручения.

При отсутствии или недостаточности  денежных средств на счете плательщика  и при отсутствии в договоре банковского  счета условия об оплате расчетных  документов сверх имеющихся на счете  денежных средств платежные требования, акцептованные плательщиком, платежные  требования на безакцептное списание денежных средств и инкассовые поручения (с приложенными в установленных  законодательством случаях исполнительными  документами) помещаются в картотеку  по внебалансовому счету N 90902 "Расчетные  документы, не оплаченные в срок" с указанием даты помещения в  картотеку [8].

Оплата расчетных документов производится по мере поступления денежных средств на счет плательщика в  очередности, установленной законодательством.

Кредитная организация самостоятельно определяет продолжительность операционного  дня, представляющего собой часть  рабочего дня, под которым понимаются календарные дни, кроме установленных  федеральными законами выходных и праздничных  дней, а также выходных дней, перенесенных на рабочие дни решением Правительства  Российской Федерации. В течение  операционного дня производится обслуживание клиентов, прием документов для отражения в учете (кроме  консультационной работы, которая может  проводиться в течение всего  рабочего времени). Конкретное время  начала, конца операционного дня  определяется кредитной организацией и доводится до сведения обслуживаемой  клиентуры.

При разработке правил документооборота банка должно обеспечиваться следующее.

Все документы, поступающие  в операционное время в бухгалтерские  службы, в том числе из филиалов, подлежат оформлению и отражению  по счетам кредитной организации  в этот же день. Бухгалтерскими записями также оформляются операции по счетам аналитического учета внутри одного счета второго порядка.

Документы, поступившие во внеоперационное время, отражаются по счетам на следующий рабочий день. Порядок приема документов после  операционного времени определяется кредитной организацией и оговаривается  в договорах по обслуживанию клиентов.

Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание корпоративных клиентов