Роль центральных банков в экономике страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:26, реферат

Описание работы

Цель работы – изучить сущность, функции, цели и задачи Банка России, его роль в экономике и банковской системе страны, денежно-кредитную политику, а также рассмотреть две модели развития центрального банка (Европейский центральный банк и Федеральную резервную систему США), которые имеют наиболее явные различия с деятельностью Банка России.
Задачи данной работы - чтобы достичь цели необходимо рассмотреть:
сущность Центральных банков;
функции и задачи Центральных Банков;
цели, задачи и функции Центрального Банка РФ;
денежно-кредитную политику Центрального банка;
деятельность Европейского Центрального банка и Федеральной Резервной системы США.

Работа содержит 1 файл

kursovaya_1.docx

— 96.83 Кб (Скачать)

Федеральная резервная система США (ФРС США) была создана в соответствии с Актом о Федеральной резервной системе, подписанным президентом Вудро Уилсоном (Woodrow Wilson) 23 декабря 1913 года. Затем она дважды реформировалась (в 30-е и 80-е годы). В организационном и функциональном плане она сочетает в себе элементы централизма, с заметным 
его преобладанием, и определённой самостоятельности на местах (в федеральных округах). По своей структуре ФРС США - довольно сложная конструкция. Важнейшую роль в ней выполняют три основных звена: Совет управляющих ФРС (в Вашингтоне, округ Колумбия); федеральные резервные банки (ФРБ) (находящиеся в 12 различных округах, на которые поделена страна); банки-члены ФРС.

 В Совет управляющих входят 7 членов, которые назначаются президентом страны по согласованию с Сенатом США сроком на 14 лет. Совет управляющих ФРС подотчётен Конгрессу США, а не администрации президента. Регулярно два раза в год глава Совета выступает на слушаниях в комитетах Конгресса и Сената, где дается оценка состояния экономики США, прогнозов ее развития на ближайшие месяцы, а также указываются болевые точки экономики и способы их лечения с использованием рыночных механизмов, разъясняется политика, которой будет придерживаться ФРС США в достижении своих целей.

Важным  и влиятельным органом ФРС  является Федеральный комитет по операциям на открытом рынке (Federal Open Market Committee), созданный в 1933 г. при Совете управляющих. В его состав входят двенадцать человек, семь из которых являются членами Совета управляющих, пять – президентами различных Федеральных резервных банков. Комитет самостоятельно определяет свою структуру и проводит заседания 8-9 раз в году (с интервалом от 5 до 8 недель) для обсуждения экономического положения и принятия решений по вопросам текущей денежно-кредитной политики. Заседания Комитета носят закрытый характер.

Федеральный консультационный совет является ещё одним самостоятельным структурным подразделением Совета управляющих. Он состоит из двенадцати членов, которые назначаются федеральными резервными банками сроком на один год. Совет обладает только консультативными функциями. Он разрабатывает рекомендации по вопросам деятельности ФРС, в частности в области денежно-кредитной политики, банковской эмиссии и операций с золотом.

В соответствии с актом о создании ФРС территория США подразделена на 12 федеральных  резервных округов, границы которых  не совпадают с границами штатов. В каждом округе функционирует Федеральный  резервный банк (ФРБ), который является центральным банком для данного округа. Федеральные резервные банки имеют 25 филиалов, расположенных в крупнейших городах страны.

ФРБ юридически не являются государственными институтами. С организационно - правовой точки зрения эти банки являются акционерными обществами, капитал которых образуется из взносов частных коммерческих банков-членов ФРС. Каждый федеральный резервный банк имеет собственный Совет директоров, состоящий из 9 человек, которые не являются служащими данного банка. Из них 6 членов совета избираются банками-членами ФРС, а 3 назначаются Советом управляющих ФРС.

Для достижения своих целей ФРС США должна справляться с достаточно большим количеством функций центрального банка. Благодаря особенностям структуры, в ФРС существует возможность разделения функций между Советом управляющих (общая регулирующая, нормотворческая деятельность) и 12 ФРБ (проведение операций центрального банка) [24].

В соответствии с законодательством США Федеральная  резервная система имеет четыре основных цели деятельности. Они состоят в следующем:

  1. Проведение национальной денежно-кредитной политики путём воздействия на денежные и кредитные показатели экономики в целях обеспечения полной занятости и поддержания стабильности уровня цен в стране.
  2. Надзор и регулирование над деятельностью банковских институтов для обеспечения безопасности национальной банковской и финансовой систем, а также защиты кредитных прав потребителей.
  3. Поддержание стабильности финансовой системы и сдерживание финансового риска, который может возникнуть на финансовых рынках.
  4. Предоставление определённых финансовых услуг правительству США, обществу, финансовым институтам, иностранным государственным учреждениям, включая выполнение главной роли в управлении национальными платёжными системами.

Стратегия денежно-кредитной политики ФРС  США, в отличие от Европейского центрального банка и центральных банков ряда промышленно развитых стран, официально не сформулирована и в настоящее  время не имеет декларируемых целевых количественных ориентиров. Главное, что имеется возможность применять гибкий подход к постоянно изменяющимся макроэкономическим условиям, что было бы невозможно при использовании стратегии прямого таргетирования инфляции [22].

  К функциям Совета управляющих ФРС относятся:

  • установление и изменение нормы резервных требований;
  • утверждение учётных ставок, предложенных федеральными резервными банками;
  • разработка правил рефинансирования кредитных организаций;
  • в лице Федерального комитета по операциям на открытом рынке (в котором Совет имеет большинство голосов) осуществляет операции на открытом рынке;
  • проведение надзора над федеральными резервными банками и проверки их деятельности;
  • избрание председателя Совета директоров и его заместителя для каждого федерального резервного банка из состава его правления;
  • право законодательной инициативы;
  • Деятельность Федеральных резервных банков рассматривается как оперативная, непосредственно связанная с банками-членами ФРС. Федеральные резервные банки, являясь представителями центрального банка в рамках отдельного резервного округа, должны выполнять следующие функции:
  • принимать участие в разработке и проведении денежно-кредитной политики страны;
  • осуществлять контроль над выполнением решений ФРС;
  • осуществлять эмиссию банкнот, а также изъятие из обращения изношенных денежных знаков;
  • обеспечивать хранение обязательных резервов банков в соответствии с нормой резервирования;
  • проводить чековые и межбанковские операции внутри ФРС, обеспечивать оперативные бесперебойные расчеты как внутри федерального округа, так и между округами;
  • готовить предложения по уровню учётных ставок и ставок рефинансирования;
  • выявлять банки, независимо от их членства в ФРС, нуждающиеся в кредитах, и осуществлять их рефинансирование в рамках резервных округов;
  • выполнять функцию кредитора последней инстанции для банков членов ФРС;
  • проводить инспекционные проверки и осуществлять контроль деятельности банков-членов ФРС;
  • анализировать возможности слияния кредитных институтов;
  • собирать информацию относительно условий хозяйственной деятельности в рамках округов, готовя для Совета директоров материалы, касающиеся экономической ситуации;
  • обслуживать счета правительства США [29].

Таким образом, можно сделать ряд выводов. Уникальность ФРС США состоит в том, что  она представляет собой не единственный на всю территорию США центральный  банк, а состоит из 12 ФРБ (центральных  банков различных округов), что не относится к филиальной структуре  традиционной модели организации центрального банка. Управляющим и координирующим органом в ФРС является Совет  директоров, а главным оперативным  органом выступает Федеральный Комитет по операциям на открытом рынке. В своей деятельности ФРС является независимой, но подотчётной Конгрессу [23].

Разработка  и проведение денежно-кредитной политики является основным направлением деятельности ФРС. Воздействуя экономическими методами на денежную и кредитную сферу, ФРС использует изменения нормы обязательных резервов, изменение учётных ставок и проведение операций на открытом рынке через специальное структурное подразделение Совета управляющих – Комитет по операциям на открытом рынке (КООР).

Если  проанализировать эти три главных инструмента денежно-кредитной политики, то становится ясно, что ФРС большую значимость отдаёт операциям на открытом рынке по сравнению с изменением норм обязательных резервов или дисконтной политикой для регулирования предложения денег. Их проведением занимается Комитет по операциям на открытом рынке через менеджера ФРБ Нью-Йорка, это гибкие, легко обратимые и быстрые операции. Комитет старается осуществлять сделки на открытом рынке таким образом, чтобы в результате не отклонятся от определённой целевой ставки по федеральным фондом. Эта ставка является главным ориентиром при определении ставок процента и курса ценных бумаг. Её повышение приводит к сдерживанию объёмов кредитования и притоку иностранных инвестиций [20].

В рамках дисконтнойой политики ФРС выполняет функцию кредитора в последней инстанции. Неоспоримо важна для стабильности банковской системы возможность получения кредита от ФРС банком, имеющим трудности с ликвидностью. Рефинансированием занимаются ФРБ, участвуя в установлении   3-х учётных ставок в рамках дисконтного окна, которое призвано регулировать объёмы рефинансирования. По каждой учётной ставке существует отдельный вид кредита и условия его получения, коммерческие банки не могут слишком часто ими пользоваться. Учётные ставки изменяются в том же направлении, что и ставка по федеральным фондам. Однако с помощью дисконтной политики осуществлять контроль над предложением денег гораздо сложнее, из-за трудности предсказания объёмов рефинансирования [21].

Каждый  коммерческий банк США обязан отчислять  часть депозитов в качестве обязательных резервов в ФРБ округа. Изменение  нормы обязательного резервирования является слишком мощным инструментом для того, чтобы использовать его в целях контроля предложения денег, и потому изменения в этой области происходят крайне редко. Срочные и сберегательные счета освобождены от резервирования их части, ненулевые ставки резервирования применяются только к трансакционным счетам определённого размера, сумма которого пересматривается ежегодно, исходя из прошлогоднего роста подлежащих резервированию депозитов [23].

Стабильная  банковская система США важна  для всего остального мира.

Дефицит бюджета, платёжного баланса, снижение привлекательности американских активов, возросший государственный долг вот задачи, стоящие перед США и ФРС на сегодняшний день.

 

3.2 Особенности организации Европейской модели центрального банка и его роли в проведении денежно-кредитной политики в стране

 

С 13 марта 1979 года начала функционировать Европейская  валютная система (ЕВС), идея создания которой принадлежала двум выдающимся западноевропейским политикам – западногерманскому канцлеру Гельмуту Шмидту и президенту Франции Валери Жискар д`Эстену.

Создание  Европейской валютной системы было настоящим прорывом в области  валютной интеграции.  Во-первых, не выходя из глобальной валютной системы, Европейские сообщества совершенно определенно провозгласили свою «валютную независимость», что полностью отвечало их возросшей роли в мировой экономике. Во-вторых, вместо равнения на доллар и синхронизированное движение обменных курсов своих валют по отношению к нему западноевропейские страны решили ориентироваться на стабильность самих этих валют. В-третьих, была определена принципиально новая коллективная расчетная единица, представлявшая собой «корзину» валют всех стран-участниц. В-четвертых, создав Европейскую валютную систему, государства-участники пошли на беспрецедентный шаг сознательной передачи в коллективное ведение значительной части своего национального суверенитета в области валютной политики.

Европейская система центральных банков – это международная банковская система, состоящая из наднационального Европейского центрального банка и Национальных центральных банков государств – членов Европейского Экономического Сообщества [6].

По своей  структуре Европейская система отчасти похожа на Федеральную резервную систему в США. Европейская система центральных банков включает в себя Европейский центральный банк и Национальные центральные банки стран - участниц «зоны евро». В уставе Европейской системы Центральных барков провозглашена независимость этих организаций от других органов Союза, от правительств стран и любых других учреждений. Это вполне соответствует обычному статусу центрального банка в рамках отдельной страны. К тому же Европейская система центральных банков управляется руководством Европейского центрального банка и Совета Управляющих, который является верховным руководящим органом, включающим всех членов Исполнительной Дирекции и управляющих национальными центральными банками (Рисунок 1).

(Рисунок  – 1 Руководящие органы Европейского  ЦБ)

К основным функциям Совета Управляющих относятся:

  • адаптация инструкций и принятие решений, обеспечивающих достижение целей создания Европейской системы центральных банков;
  • определение ключевых элементов денежной политики ЕЭВС, таких как процентные ставки, размер минимальных резервов Национальных центральных банков, разработка конкретных инструкций по ее проведению.

Кроме того, Совет Управляющих утверждает правила  внутренней организации Европейского центрального банка и его руководящих  органов, выполняет функции консультанта ЕЦБ и определяет порядок представления  Европейской системы центральных  банков в области международного сотрудничества.

Исполнительная Дирекция включает в себя Президента, Вице-президента и четырех членов, отобранных из числа кандидатов, имеющих большой  профессиональный опыт в финансовой или банковской сфере. Исполнительная Дирекция должна проводить денежную политику в соответствии с инструкциями и правилами, принимаемыми Советом  Управляющих Европейского центрального банка и, таким образом, руководить действиями НЦБ, принимая по необходимости  ведомственные инструкции [6].

Генеральный Совет, третий руководящий  орган Европейской системы центральных  банков, включает Президента и Вице-президента Европейского центрального банка и  Управляющих Национальными центральными банками всех стран Европейского Экономического Сообщества. К основным задачам Генерального Совета можно  отнести следующие:

  • осуществление консультационных функций ЕСЦБ;
  • сбор и обработка статистической информации;
  • подготовка ежеквартальных и ежегодных отчетов о деятельности ЕЦБ, а также еженедельных консолидированных финансовых отчетов;
  • разработка и принятие необходимых правил по стандартизации бухгалтерского учета и отчетности по операциям, проводимым НЦБ;
  • принятие мер, относящихся к оплате Уставного капитала Европейского центрального банка в части, не урегулированной Общим Договором ЕЭС;
  • разработка должностных инструкций и правил приема на работу в ЕЦБ;
  • организационная подготовка к процедуре установления окончательного фиксированного валютного курса национальных валют к евро.

Информация о работе Роль центральных банков в экономике страны