Роль коммерческих банков в развитии предпринимательства и малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью данной работы является подробнее рассмотреть роль коммерческих банков в развитии предпринимательства и малого бизнеса, выявить недостатки в действующей системе кредитования и рассмотреть пути ее совершенствования.
Задачи, конкретизирующие цель данной курсовой работы:
- определение экономической сущности малого предпринимательства, его роли в экономике;
- выявление интереса к нему со стороны коммерческого банка;
- описание технологии кредитования проектов малого предпринимательства в банке;

Содержание

Введение.
Глава 1. Основные понятия, сущность и функции банков, малого бизнеса и предпринимательства и их взаимосвязь.
1.1. Понятие и функции коммерческого банка.
1.2. Понятие и роль малого бизнеса и предпринимательства.
1.3. Кредит и бизнес.
Глава 2. Кредитные отношения.
2.1. Кредит на развитие бизнеса.
2.2. Виды кредитов для бизнеса
2.3. Программы банков по кредитованию малого бизнеса
Глава 3. Проблемы и их решения в системе кредитования коммерческими банками малого бизнеса и предпринимательства.
3.1. Проблемы кредитования малого бизнеса.
3.2. Санкции по бизнес кредиту.
3.3. Меры по совершенствованию системы кредитования малого бизнеса
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

финансовая курсовая=).doc

— 248.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

Курсовая работа

Дисциплина: «Деньги, кредит, банки»

Тема: «Роль коммерческих банков в развитии предпринимательства и малого бизнеса»

 

 

 

 

 

 


Содержание.

Введение.

Глава 1. Основные понятия, сущность и функции банков, малого бизнеса и предпринимательства и их взаимосвязь.

1.1. Понятие и функции коммерческого банка.

1.2. Понятие и роль малого бизнеса и предпринимательства.

1.3. Кредит и бизнес.

Глава 2. Кредитные отношения.

2.1. Кредит на развитие бизнеса.

2.2. Виды кредитов для бизнеса

2.3. Программы банков по кредитованию малого бизнеса

Глава 3. Проблемы и их решения в системе кредитования коммерческими банками малого бизнеса и предпринимательства.

3.1. Проблемы кредитования малого бизнеса.

3.2. Санкции по бизнес кредиту.

3.3. Меры по совершенствованию системы кредитования малого бизнеса

Заключение.

Список используемой литературы.


Введение.

Актуальность темы данной курсовой работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство - не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения.

Вложение всех накопленных за несколько лет сбережений, деньги, взятые у друзей и родственников или вырученные от продажи автомобиля – все эти способы поиска стартового капитала для открытия малого бизнеса не понаслышке знакомы большинству предпринимателей. Однако просто основать свое дело недостаточно. Уже через небольшой промежуток времени потребуются дополнительные средства просто на поддержание неокрепшего бизнеса, не говоря уже о его развитии.

В сфере бизнеса довольно много инструментов, с помощью которых можно увеличить свои финансовые показатели, и одним из них является кредит. Конечно, хорошо, если фирма может обойтись без заемных средств, но приходит время, когда кредит ей просто жизненно необходим и малый бизнес представляет немалый интерес для банков как предмет приложения кредитных ресурсов, а также потребитель различных розничных услуг коммерческого банка. Но в последнее время, как показывает практика, у компаний возникают проблемы не столько с самим процессом получения займа, сколько с выполнением жестких условий кредитного договора, ведь для банкиров кредитование бизнеса является одним из довольно рискованных видов деятельности.

Кредитование малого бизнеса – перспективное, но наиболее сложное направление в кредитовании бизнеса.

Привлечение предприятиями и индивидуальными предпринимателями дополнительных средств является основным источником развития и позволяет увеличить имеющиеся объемы деятельности, начать развивать связанное направление или совершенно новый бизнес. Существуют различные способы привлечения инвестиций, но наиболее популярным и доступным по-прежнему является кредит.

В настоящее время существует много банков, которые предлагают различные формы и виды кредитования, позволяющие эффективно использовать заемные средства и минимизировать издержки по обслуживанию кредитов.

Поэтому целью данной работы является подробнее рассмотреть роль коммерческих банков в развитии предпринимательства и малого бизнеса, выявить недостатки в действующей системе кредитования и рассмотреть пути ее совершенствования.

Задачи, конкретизирующие цель данной курсовой работы:

- определение экономической сущности малого предпринимательства, его роли в экономике;

- выявление интереса к нему со стороны коммерческого банка;

- описание технологии кредитования проектов малого предпринимательства в банке;

- рассмотреть, работают ли программы кредитования малого бизнеса, которые сегодня созданы большинством банков по отношению к молодым компаниям.

- предложения по повышению эффективности кредитования проектов малого бизнеса.


Глава 1. Основные понятия, сущность и функции банков, малого бизнеса и предпринимательства и их взаимосвязь.

1.1. Понятие и функции коммерческого банка.

Банк - это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.[1]

Современные коммерческие банки - банки, непосредственно об­служивающие предприятия и организации, а также население - сво­их клиентов. Коммерческие банки выступают основным звеном бан­ковской системы. Независимо от формы собственности коммерческие банки являются самостоятельными субъектами экономики. Их от­ношения с клиентами носят коммерческий характер. Основная цель функционирования коммерческих банков - получение максимальной прибыли.

Согласно банковскому законодательству банк - это кредитная орга­низация, которая имеет право привлекать денежные средства физичес­ких и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности и осуществлять расчет­ные операции по поручению клиентов[2]. Таким образом, коммерческие банки осуществляют (должны осуществлять) комплексное обслужива­ние клиентов, что отличает их от специальных кредитных организаций небанковского типа, выполняющих ограниченный круг финансовых операций и услуг. В отличие от банка кредитные организации произво­дят лишь отдельные банковские операции.[3]

Основное назначение банка - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Наряду с банками перемещение денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки как субъекты финансового рынка имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.

Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные таким образом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, которые не выпускают своих собственных долговых обязательств.

Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, которые все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров.

В Российской Федерации создание и функционирование коммерческих банков основывается на Законе РФ «О банках и банковской деятельности в РФ». В соответствии с этим законом банки России действуют как универсальные кредитные учреждения, совершающие широкий круг операций на финансовом рынке: предоставление различных по видам и срокам кредитов, покупка-продажа и хранение ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение средств во вклады, осуществление расчетов, выдача гарантий, поручительств и иных обязательств, посреднические и доверительные операции и т.п.[4]

Коммерческие банки большинства западных стран выполняют сейчас различные операции для удовлетворения финансовых потребностей всех типов клиентов от мелкого вкладчика до крупной ком­пании. Крупные учреждения банков осуществляют для своих клиентов по некоторым оценкам до 300 видов операций и услуг. К ним относятся: ведение депозитных счетов, безналичные переводы средств, прием сбережений, выдача разнообразных ссуд, купля-продажа ценных бумаг, операции по доверенности, хранение ценностей в сейфах и др. Благодаря этому коммерческие банки постоянно и неразрывно связаны практически всеми звеньями воспроизводственного процесса.

В начале 80-х гг. коммерческие банки в силу ряда причин (глоба­лизация рынков, усиление конкуренции, технологическая революция в банковском деле и др.) существенно расширили круг операций, от­давая приоритет развитию различных форм обслуживания клиентов. Началось формирование обновленного рынка банковских услуг, на котором наряду с традиционными видами операций получили раз­витие и новые услуги. В этот период придавалось все большее значение мерам усиления конкуренции между самими ком­мерческими банками и между банками и другими кредитно-финансовыми институтами.

Современный уровень развития производительных сил требует от банковского сектора предоставления все большего числа услуг своим клиентам - промышленным, торговым и иным предприятиям и орга­низациям, а также населению. В последние десять-двадцать лет банков­ское дело в ряде развитых стран вышло на качественно новый уровень. Этот уровень предполагает, в частности, охват большинства населения банковскими услугами. Так, в Великобритании, Франции, Германии около 80% взрослого населения имеют текущий счет или вклад в банке. Что касается занятой части населения, то 95% ее имеют счет либо в бан­ке, либо в страховом обществе, либо в нескольких кредитно-финансовых институтах.

Для привлечения новых клиентов в условиях ужесточающейся кон­куренции банки приступают к оказанию и нетрадиционных услуг, в том числе таких, как кредитование в форме овердрафта, кредитные линии, предоставление клиентам целых наборов информационных материалов. В борьбе за клиента многие банки делают упор на развитие наступа­тельной рыночной стратегии и разработку новых форм услуг. К числу наиболее устойчивых тенденций в сфере банковских операций в разви­тых странах следует отнести расширение числа банков, комплекса, обслуживающих все типы клиентов. Все больше банков стремится к не­посредственному контакту с клиентами путем личного общения работника с клиентом или с помощью различных средств связи: почто­вой корреспонденции, телефона, факсимильных и других коммуни­каций.

Наряду с банками предложение банковских услуг на рынке осуще­ствляют различные финансово-кредитные институты, но основными действующими лицами на рынке банковских услуг выступают коммер­ческие банки, в особенности банки-лидеры, цели функционирования которых определяются прежде всего с позиции их доходности и лик­видности.

Банк считается устойчивым, если он располагает достаточным ка­питалом, имеет ликвидный баланс, платежеспособен и удовлетворяет ряду требований к качеству его капитала.

Капитал (собственные средства) коммерческого банка выполняют несколько важных функций в ежедневной деятельности и для обеспечения долгосрочной жизнеспособности банка.

Во-первых, капитал служит для защиты от банкротства (деньги на черный день), компенсируя текущие потери до решения возникающих проблем.

Во-вторых, капитал обеспечивает средства, необходимые для создания, организации и функционирования банка до привлечения достаточного количества депозитов. Новому банку нужны средства еще до его открытия.

В-третьих, капитал поддерживает доверие клиентов к банку и убеждает кредиторов в его финансовой силе. Капитал должен быть достаточно велик для обеспечения уверенности заёмщиков в том, что банк способен удовлетворить их потребности в кредитах, даже если экономика переживает спад.

В-четвёртых, капитал обеспечивает средства для организационного роста, предоставления новых услуг, выполнения новых программ и закупки оборудования. В период роста банк нуждается в дополнительном капитале для поддержки и защиты от риска, связанного с предоставлением новых услуг и развитием банка (в том числе созданием филиалов).

Кроме того, капитал служит основой для установления регулирующими органами нормативов, определяющих  контролируемые показатели его деятельности.

Термин «ликвидность» (от лат. liquidus - жидкий, текучий) в бук­вальном смысле слова означает легкость реализации, продажи, превра­щения материальных ценностей и прочих активов в денежные средства. Ликвидность банка нередко определяют как способность банка приоб­ретать наличные средства в Центральном банке РФ или банках-кор­респондентах по разумной цене. В целом ликвидность банка предпола­гает возможность продавать ликвидные активы, приобретать денежные средства в центральном банке и эмитировать акции, облигации, депо­зитные и сберегательные сертификаты, другие долговые инструменты.

Ликвидность - важнейшая качественная характеристика деятельно­сти банка, свидетельствующая о его надежности и стабильности. Для обеспечения ликвидности банку необходимо формировать такую струк­туру баланса, при которой активы могут своевременно преобразовы­ваться в денежные средства, не утрачивая при этом своей стоимости, по мере востребования пассивов.

Ликвидность банка лежит в основе его платежеспособности.

Термин «платежеспособность» несколько шире, он включает не толь­ко и не столько возможность превращения активов в быстрореализуе­мые, сколько способность юридического или физического лица своевременно и полностью выполнять свои платежные обязательства, выте­кающие из торговых, кредитных или иных операций денежного харак­тера. Таким образом, ликвидность выступает как необходимое и обяза­тельное условие платежеспособности, контроль за соблюдением которой уже берет на себя не только само юридическое или физическое лицо, но и определенный внешний орган надзора и контроля.

К основным макроэкономическим факторам, определяющим лик­видность и платежеспособность коммерческого банка, можно отнести: геополитическую и макроэкономическую обстановку в стране; совокуп­ность законодательных, юридических и правовых норм банковской де­ятельности; структуру и стабильность банковской системы; состояние денежного рынка и рынка ценных бумаг и др.

Одной из важных функций коммерческого банка является посредничество в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве, соответствующее рыночному типу отношений.

Информация о работе Роль коммерческих банков в развитии предпринимательства и малого бизнеса