Рынок ценных бумаг и особенности его формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Важное место среди мер по оздоровлению экономики нашей страны, поддержанию экономического роста, стабилизации финансовой системы занимает создание реально действующего рынка ценных бумаг. Основной трудностью рынка ценных бумаг является его бездействие в течение долгого периода, а сейчас в связи со становлением экономики нашей страны можно обнаружить много проблем, негативных сторон рынка. В связи с этим интерес к проблемам фондового рынка постоянно возрастает и является актуальным на данный момент.
Рынок ценных бумаг - это все еще формирующийся финансовый рынок, который тесно связан как с банками, так и с государством и частными компаниями. Актуальность и важность проблемы создания полноценного фондового рынка, а также интерес выяснить механизм его действия и направления развития обусловили выбор темы курсовой работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность и механизм функционирования рынка ценных бумаг.
1.1 Виды ценных бумаг ……………………………………………………..5
1.2 Механизм функционирования рынка ценных бумаг…………………15
Глава 2. Формирование и перспективы развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь.
2.1 Рынок ценных бумаг в Республике Беларусь…………………………25
2.2 Приоритетные перпективы развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь…………………………………………………………………………31
Заключение………………………………………………………………………..35
Список используемой литературы………………………………………………37

Работа содержит 1 файл

РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ.doc

— 213.50 Кб (Скачать)
  1. На первичном рынке: путем покупки на закрытом аукционе, проводимом Нацбанком через первичного инвестора; при доразмещении не размещенных ранее облигаций по цене, установленной Минфином Республики Беларусь; путем прямой покупки у Минфина на условиях, им определяемых.
  2. На бирже, где заключаются следующие сделки
    • сделки «до погашения» - сделки купли-продажи облигаций, заключаемые с участниками торгов, с передачей облигаций в полную собственность до погашения;

        -   сделки РЕПО – сделки  купли-продажи облигаций, заключенные  с участниками торгов, являющимися  банками, с обязательствами: 

      для  продавца  последующего их выкупа 

      для  покупателя – последующей их продажи.

В начале марта 2002г. произошло  падение ставок РЕПО. Так, в сделках  на 4-7 дней средневзвешенная доходность снизилась с 68,64% 28 февраля до 56,57% годовых 6 марта[16,c.8]. Только при проведении операций на 15-30 дней наблюдался рост ставок.

В 2003 году структуре сделок преобладают сделки с государственными облигациями (28,3 % от общего количества и 75,4 % от общего объема) и с векселями банков (62,2 % от общего количества и 17,8 % от общего объема). В результате финансирование республиканского бюджета за счёт эмиссии и размещения государственных облигаций на общую сумму 447,1 млрд.руб.[15,с.5]

   Сроки обращения  государственных ценных бумаг  Республики Беларусь варьирует  в следующих границах:

      • по ГКО от 1 месяца до 1 года;
      • по ГДО от 1 года до 3 лет.

Первый закрытый аукцион  по размещению государственных ценных бумаг состоялся 5 февраля 1994 года. Очередной  аукцион размещению государственных  краткосрочных облигаций (377-го выпуска), который проводился 5 марта, был признан  несостоявшимся ввиду отсутствия необходимого спроса на облигации со стороны инвесторов. Однако в этот же лень Минфину удалось продать ГКО 378-го выпуска на 12,8 млн. BYR по номиналу. Срок обращения облигаций данного выпуска – 49 дней, аукционная доходность – 66% годовых [16,c.8].

Что касается муниципальных бумаг, то они представлены облигациями Минского и Брестского целевых жилищных займов. Средний срок их обращения составляет 115 дней. Эти облигации обращаются и на вторичном рынке.

  Теперь рассмотрим выпуск, обращение  и погашение векселей юридических лиц на территории Республики Беларусь.

  Согласно информации, представленной в Госкомитет по ценным бумагам, в 2003году векселедателями выступило 102 предприятий

  Выпуск векселей в разрезе валют в третьем квартале 2003 года и аналогичном периоде прошлого года характеризуется следующими данными:

.- в долларах США, по общей   номинальной    сумме, вырос  на 37 %. Наибольший удельный       вес по сумме номинала в  отчетном периоде принадлежит  векселедателю ИП " Лукойл-Белоруссия" (32,4 %) и РУП Белорусский металлургический завод (22 %). В аналогичном периоде прошлого   года 90,3 % принадлежало векселедателю ПО «Минский тракторный завод»;

- в белорусских рублях – увеличился на 41,3 %. Наибольший удельный вес по сумме номинала по прежнему принадлежит предприятию «Белтрансгаз» - 45,5 %. В аналогичном периоде прошлого года предприятию «Белтрансгаз» принадлежало - 49,4 % . В целом по республике наблюдается уменьшение (45,1 %) предприятий, выпускающих векселя, а белорусских рублях. По-прежнему, предприятия, в основном, выпускают простые векселя. Выпуск переводных векселей в общем объеме выпущенных векселей составил всего 2,6 %[15,c.7-8].

   Если проанализировать объем  выпущенных векселей непосредственно  предприятиями и в соответствии  с решениями Комиссий по совершенствованию платежей и расчетов облисполкомов  и Мингорисполкома (далее - «системных»), то по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается тенденция значительного увеличения объема выпущенных «системных» векселей.

  Что касается векселей банков, то следует заметить, что этот рынок - наиболее динамично развивающийся сегмент системы финансовых рынков. Его развитие характеризуется как ростом количественных показателей, так и повышением народнохозяйственной значимости операций с данным финансовым инструментом.

   С начала 2001 года  наблюдается постоянный рост объемов выпуска банками собственных векселей, номинированных в белорусских рублях. Увеличиваются также привлекаемые банками объемы средств путем выпуска векселей. Имеет место заметная активность банков в области предоставления услуг по продаже собственных векселей с отсрочкой оплаты.

   Однако следует отметить  постоянное снижение объемов  выпуска векселей хозяйствующих  субъектов и увеличение использования  в хозяйственном обороте векселей банков, как более ликвидного и платежеспособного инструмента.

  Однако, не  смотря на ряд положительных  явлений, наблюдаемых на фондовом  рынке нашей страны, его по-прежнему  относят к малоразвитому. Для  рассмотрения причин этому и  перспектив развития перейдём к рассмотрению следующего вопроса.

 

2.2 Приоритетные пути развития рынка ценных

бумаг в Республике Беларусь.

Процессы, происходящие в нашей  стране, должны привести к нормальному функционированию системы ценных бумаг, так как законодательная база в этой области уже создана и последовательное решение здесь проблем (одна из которых — улучшение ситуации с ожиданиями инвесторов) не только позволят создать действительно динамичный финансовый рынок в стране, но и дадут государству важный инструмент регулирования экономики. Не смотря на ряд положительных явлений, наблюдаемых на фондовом рынке нашей страны, его по-прежнему относят к малоразвитому. Основными причинами низких темпов развития рынка ценных бумаг в республике являются:

  1. отсутствие четко разработанной концепции реформирования экономики;
  2. низкие темпы приватизации и акционирования собственности, отсутствие налоговых стимулов у субъектов хозяйствования и населения к вложению средств в ценные бумаги;
  3. недостаточно активная роль государства в создании и развитии фондового рынка;
  4. приоритетность фискальных целей государства, в результате чего потенциальные инвестиционные средства перераспределяются или в неработающие активы (например, накопление населения в свободно конвертируемой валюте), или уходят за пределы республики; преобладание первичного рынка над вторичным, низкая ликвидность рынка ценных бумаг, вследствие чего уже сформированный рынок не выполняет своей важнейшей функции – перераспределения ресурсов из низкоэффективных отраслей и сфер экономической деятельности в более эффективные.

Следовательно, для развития рынка  ценных бумаг Беларуси следует, по меньшей  мере, нейтрализовать влияние названных  причин. Кроме того, необходимо совершенствование  денежно-кредитной политики, включая  валютную, инвестиционную, структурную. К тому же фондовый рынок может существовать и развиваться при политической и экономической стабильности в стране, предсказуемой макроэкономической политики правительства

При рассмотрении этого вопроса  следует оценить целесообразность  размещения государственных займов на внешних рынках. С этой целью остановим своё внимание на таком понятии, как рынок евробумаг и еврооблигаций.

Рынок евробумаг включает в себя рынок еврооблигаций, евроакций  и краткосрочных евробумаг. Евробумаги - ценные бумаги, выпущенные в валюте, являющейся иностранной для эмитента, размещаемые среди зарубежных инвесторов, для которых данная валюта также является иностранной. Появившийся в начале 60-х годов рынок евробумаг пережил период бурного развития 70-80 гг. В настоящее время его объем (по совокупной задолженности) превышает $ 2 трл. Это подлинно интернациональный рынок, не имеющий никаких государственных границ и практически лишенный государственного контроля. ЕВРО - дань традиции, поскольку первые евробумаги появились именно в Европе, кроме того основными финансовыми центрами по торговле евробумагами являются Лондон, Люксембург и Цюрих.

До начала 80-х годов примерно 80% эмиссии производилось в долларах США. В настоящее время американский доллар по-прежнему является основной валютой еврооблигаций. Однако его доля сократилась до 1/3; 1/3 приходится на займы в йенах, немецких марках, фунтах стерлингов, а оставшаяся часть, в основном, на ЭКЮ, французские франки, канадские доллары и итальянские лиры. Еврооблигации выпускаются транснациональными корпорациями, международными организациями, государственными органами власти для продажи инвесторам во всем мире. Только эмитенты с наивысшим рейтингом способны успешно разместить их на рынке. При выпуске облигаций правительственными агентствами или местными органами власти обычно требуются правительственные гарантии. От 50 до 70% всех займов выпускаются корпорациями, а оставшаяся часть - правительствами, правительственными органами, международными организациями примерно в равном соотношении. Главные заемщики - западноевропейские эмитенты, выпускающие около 50% займов и японские - свыше 25%.

Основные преимущества еврооблигаций - их гибкость, надежность эмитентов, возможность уклонения от налогов и сохранение анонимности для их владельца. Значительная часть еврооблигаций имеет листинг (котируется) на Лондонской и Люксембургских биржах, хотя значительная часть операций с ними осуществляется на внебиржевом рынке по телефону или с помощью компьютеров. Это в основном предъявительские ценные бумаги, выпускаемые в виде сертификатов с отрывными купонами, хотя встречаются также и именные инструменты, проценты выплачиваются один раз в год. Налог на прибыль и налог на прирост курсовой стоимости отсутствует. Большая часть облигаций не имеет обеспечении. На них, в целом, не распространяются количественные ограничения, устанавливаемые национальными органами регулирования.

Особенно актуальным для Республики Беларусь является вопрос привлечения  в экономику дополнительных инвестиций за счет эмиссии государственных ценных бумаг и размещения их на внешнем финансовом рынке..

Выпуск Республикой Беларусь государственных  ценных бумаг в свободно конвертируемой валюте (СКВ) может осуществляться как  для резидентов, так и для нерезидентов в зависимости от того, для каких целей планируется использование привлекаемых средств.

Обычно государственные ценные бумаги в СКВ эмитируются в  целях:

•наименее инфляционного финансирования бюджетных расходов;

•заимствования более дешевых  кредитных ресурсов на внешнем рынке, чем это можно сделать на внутреннем;

•оказания давления на внутренний рынок  с целью снижения доходности государственных  ценных бумаг;

•открытия дороги на международные  финансовые рынки для корпоративных и муниципальных заемщиков.

Вместе с тем страна, принявшая  решение привлечь дополнительные инвестиции через выпуск государственных ценных бумаг в СКВ, должна разрешить ряд задач, среди которых:

•обеспечение положительного имиджа на потенциальных зарубежных фондовых рынках;

•получение рейтинга международных агентств;

•определение цели и формы привлечения  зарубежных инвестиций;

•определение оптимальной суммы  привлекаемых на международном рынке  ресурсов;

•разработка механизма использования  привлекаемых ресурсов; «определение инвестиционного агента;

•выбор юридической фирмы, защищающей интересы эмитента;

•проведение переговоров с потенциальными инвесторами и многое другое.

Касаясь вопроса перспектив дальнейшего развития рынка

государственных ценных бумаг в  нашей стране нельзя обойти стороной тот факт, что в отличие от соседних государств, в Республике Беларусь граждане законодательно исключены из участников рынка государственных ценных бумаг. Такая ситуация не отвечает интересам ни самого государства, ни интересам наших граждан.

В этой связи само, собой напрашивается  предложение о выпуске различных видов государственных ценных бумаг специально для населения, как обращающихся на вторичном рынке, так и нерыночных. Это могут быть облигации номинированные как в иностранной, так и в национальной валюте. При этом следует иметь в виду тот факт, что сбережения имеет не самая бедная часть наших граждан. А, как правило, такие люди достаточно грамотные, осторожные, которые десять раз подумают прежде, чем открыть кошелек

Нам следует рассмотреть девять основных рекомендаций или практических предложений по процедурам и стандартам совершения операций, принятых к исполнению во всех странах с развитыми фондовыми рынками:

1. Социальная справедливость --  создание равных возможностей  и упрощение условий доступа инвесторов и посредников на рынок финансовых ресурсов, недопущение монопольных проявлений и дискриминации прав и свобод субъектов рынка ценных бумаг.

2. Надежная защита инвесторов - создание необходимых условий  (социально-политических, экономических,  правовых) для реализации интересов  субъектов рынка ценных бумаг и обеспечение защиты их имущественных прав.

3. Регулирование - образование гибкой  и эффективной системы регулирования рынка ценных бумаг.

Информация о работе Рынок ценных бумаг и особенности его формирования