Рынок ценных бумаг в Республике Беларусь: особенности формирования, перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Сущеность и инструменты рынка ценных бумаг в Беларуси

Содержание

Введение
1. Сущность рынка ценных бумаг
2. Инструменты и механизм действия рынка ценных бумаг
2.1. Акции
2.2. Облигации
2.3. Другие виды ценных бумаг
2.4. Структура рынка ценных бумаг
2.5. Механизм действия рынка ценных бумаг
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

РЦБ в РБ.doc

— 243.50 Кб (Скачать)

      - поддержка с депозитариями на других рынках связей и взаимодействий, построенных как односторонние или двухсторонние соглашения о членстве и призванных обеспечивать международные операции членов. [12, с. 49-50].

      Можно сделать вывод о том, что основная задача центрального депозитария —  обездвижение или дематериализация ценных бумаг и дальнейшее обслуживание сделок с ценными бумагами в форме  системы безналичных счетов. Тем самым депозитарная система позволяет создать эффективную систему исполнения сделок с низким уровнем риска.

      Каждая  страна может иметь только один центральный  депозитарий. Однако допускается существование  и нескольких центральных депозитариев, но при условии наличия связи между ними. При такой структуре депозитарии могут быть или специализированными, или региональными. Специализированные обслуживают определенные ценные бумаги. Региональные депозитарии могут обслуживать множество выпусков для определенного рынка.

      Главная роль ЦД заключается в том, чтобы  свести к минимуму риски, связанные  с финансовой деятельностью. При  этом задача ЦД — собрать воедино  целый ряд общих функций, которые  ему присущи. Таким образом, можно  освободить банки и другие структуры, выполняющие эти функции, от выполнения многих несвойственных им задач, которые могут быть возложены на одну единственную структуру. Наличие ЦД приводит к существенному изменению состояния рынка ценных бумаг в стране, в частности это позволяет:

      - упростить систему поставки ценных бумаг по сделкам, обездвижив их в центральном хранилище;

      - сократить накладные расходы по хранению наличных ценных бумаг, сосредоточив их в одном месте;

      - повысить безопасность системы за счет сокращения бесконтрольного обращения ценных бумаг в наличной и безналичной форме;

      - осуществлять эффективный контроль за всеми банками страны, выполняющими депозитарные функции. [12, c. 51]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. Особенности формирования и перспективы развития РЦБ В РБ

      Централизация расчетов по сделкам с ценными бумагами подразумевает существование двухуровневой депозитарной системы. При такой системе функционирует один центральный депозитарий (верхний уровень), а все другие депозитарии имеют статус субдепозитариев (нижний уровень). Центральный депозитарий ведет учет всех ценных бумаг местных составителей, корреспондентские счета субдепозитариев, занимается осуществлением междепозитарных расчетов, обеспечивая тем самым взаимоотношения между субдепозитариями.

      Несмотря  на трудности формирования РЦБ в РБ, первые шаги при переходе к рынку были следующими:

       - преобразование ЗАО «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг» в государственное предприятие и обеспечение централизованного хранения ценных бумаг, зарегистрированных и разрешенных к обращению на территории Республики Беларусь, формирования единой двухуровневой депозитарной системы Республики Беларусь во главе с государственным предприятием «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг»;

      - образование в форме открытого акционерного общества единой Белорусской валютно-фондовой биржи на базе государственного учреждения «Межбанковская валютная биржа» и открытого акционерного общества «Белорусская фондовая биржа».

      Все пункты были выполнены в 1998 году полностью  и в срок. [21, c. 13].

      Комитет по ценным бумагам при Министерстве финансов Республики Беларусь был преобразован в Государственный комитет по ценным бумагам Республики Беларусь. Он является республиканским органом  государственного управления рынком ценных бумаг и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. Основными задачами Госкомитета являются:

      - государственное регулирование и осуществление контроля и надзора за выпуском и обращением ценных бумаг, а также за профессиональной деятельностью по ценным бумагам;

      - регистрация выпусков ценных бумаг;

      - лицензирование профессиональной деятельности по ценным бумагам.

      Была  создана единая двухуровневая депозитарная система во главе с государственным  предприятием «Республиканский центральный  депозитарий ценных бумаг». По состоянию на 1.01.1999г. в депозитарной системе, состоящей из РЦДЦБ и 54 депозитариев-корреспондентов, осуществляется ведение реестров 69 % эмитентов.   

      В конце 1998 года было зарегистрировано открытое акционерное общество «Белорусская валютно-фондовая биржа». Оно наделено правом торговли финансовыми активами, в том числе валютными ценностями и ценными бумагами, за исключением приватизационных чеков.

      Следующим существенным моментом развития рынка  ценных бумаг в 1998 году было принятие в первом чтении Палатой представителей Национального собрания новой редакции Закона Республики Беларусь «О рынке ценных бумаг». [14, c. 15].

      Закон регулирует обращение только одного вида ценных бумаг — эмиссионных. Выпуск и обращение отдельных  видов ценных бумаг регулируется отдельными законодательными актами, в том числе и международными, а производственные ценные бумаги — опционы, фьючерсы, варранты — являются настолько специфическими, что требуют специального регулирования.

      Эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться  в документарной (именные и на предъявителя) и в бездокументарной форме. В соответствии с тенденциями развития мирового финансового рынка, в закон вводится положение о том, что «акции могут выпускаться только в форме бездокументарных ценных бумаг». Это, несомненно, упростит процесс совершения и исполнения и позволит осуществлять жесткий контроль со стороны государства за их обращением. 

      Закон о рынке ценных бумаг призван  регулировать две группы правоотношений. Первая — правоотношения, возникающие  при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг, независимо от типа эмитента. Вторая группа определяет правоотношения, связанные с деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, возникающие при обращении ценных бумаг.

      Хотя  закон фактически регулирует правоотношения по выпуску и обращению эмиссионных ценных бумаг, однако, деятельность профессиональных участников РЦБ и эмитентов регламентируется им вне зависимости от того, какими видами ценных бумаг они оперируют. Другими словами, все определенные настоящим законом виды профессиональной деятельности на РЦБ требуют лицензии.

      Одним из важных нововведений является закрепление  в законе новых видов деятельности, исходя из общепринятых мировых стандартов и требований, определенных правительством Республики Беларусь, а также необходимостью унификации законодательств Беларуси и России.

      В первую очередь необходимо отметить клиринг (задача клиринга заключается  в том, чтобы определить обязательства  сторон в день исполнения сделки, а  именно, что стороны должны поставить, получить или выплатить). Введение этого вида деятельности необходимо не только потому, что расчеты обязательств сторон позволяют точно и эффективно осуществлять обмен финансовых инструментов. Клиринг позволяет постепенно перейти к соблюдению принципа, принятого всеми развитыми фондовыми рынками, — поставке против платежа ценных бумаг, ввести стандартизованные гарантии исполнения сделок и существенно уменьшить издержки и риски.

      На  данном этапе белорусский фондовый рынок характеризуется наличием как биржевой, так и внебиржевой торговли ценными бумагами. Доля внебиржевого рынка достаточно велика. Банки и профучастники по своей инициативе создают торговые площадки, включая электронные системы торгов различными финансовыми инструментами. Учитывая высокую технологичность таких процедур, можно ожидать резкого возрастания объемов неорганизованного рынка, что, в свою очередь, потребует установления более жесткого контроля за ним. Поэтому в целях минимизации рисков инвесторов к профучастникам, осуществляющим такой вид деятельности, должны предъявляться требования, аналогичные требования по организации биржевой торговли.

      Расширены статьи закона, касающиеся уже существующих видов деятельности, требования к  которым несколько изменены. Так, брокерская деятельность не допускается без соответствующего договора (комиссии или поручения). Передоверие брокерами совершения сделок допускается только брокерам. Дилерская деятельность предусматривает кроме публичного объявления цен покупки-продажи определенных ценных бумаг также обязательство заключать сделки по объявленным ценам.

      Все виды деятельности на РЦБ осуществляются только на основании лицензии. На каждый вид деятельности уполномоченным органом  выдается отдельная лицензия.

      Проект  закона содержит новую главу «Раскрытие информации о ценных бумагах», содержание которой направлено на защиту интересов инвесторов через поддержание информационной открытости профессиональных участников и эмитентов. Совершенно новой является глава «меры по защите интересов инвесторов», в которой законодательно закрепляются положения, касающиеся операций эмитента со своими собственными эмиссионными ценными бумагами, что снижает возможность недобросовестных операций в ущерб акционера.       

      В проект также введены еще две  новые главы — «Регулирование рынка ценных бумаг» и «Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг».  [14, c. 15].

      В Республике Беларусь   рынок ценных бумаг имеет свои особенности, главные  из которых — это преобладание первичного размещения ценных бумаг (объемы и ликвидность вторичного рынка крайне низки)  и динамическое развитие рынка государственных ценных бумаг.

      Можно выделить следующие отличительные  черты белорусского фондового рынка:

      - низкий уровень развития материальной базы и технологий торговли, что вызывает необходимость крупных инвестиций;

      - высокая степень рисков, связанных со сделками по обращению ценных бумаг, а также высоким уровнем инфляции, делающим неэффективным инвестиции;

      - дефицит квалифицированных специалистов и отсутствие крупных инвестиционных институтов;

      - «неоформленность» в макроэкономическом смысле;

      - система государственного регулирования и правовая база далеки от совершенства;

      - превалирование государственных ведомств (Нацбанк, Мингосимущество, Министерство финансов, Государственный комитет по ценным бумагам), которые, с одной стороны, пытаются развивать РЦБ, а с другой — осуществляют тотальный контроль за деятельностью профессиональных участников;

    • нестабильность фондового рынка и инвестиционные кризисы; 
    • «информационный голод»;
    • агрессивность и несоблюдение рыночной этики и так далее.

      Общее состояние фондового рынка Республика Беларусь и его изменения по годам  можно рассмотреть по следующим  таблицам в приложении 1 и 2.

      Что касается вексельного рынка РБ, то он находится в зачаточном состоянии. Очевидно, что вексельных отношений в настоящее время не реализуется по ряду объективных и субъективных причин:

1) Развитию комерческого кредитования препятствует позиция государственных органов “зарегулировавших” выпуск векселей субъектами хозяйствования.

2) Общее экономическое состояние белорусских предприятий не даёт возможности распределять кредитные риски без гарантии банка, который может их минимизировать путём более объективного исследования финансового состояния заёмщика, получения в залог активов, обеспечивающих покрытие обязательств по возврату кредита. [28, с.8]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Рынок ценных бумаг в Республике Беларусь: особенности формирования, перспективы развития