Система оценки кредитоспособности клиентов банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 21:24, контрольная работа

Описание работы

Одним из важнейших направлений деятельности коммерческих банков является кредитование своих клиентов. Перед принятием решения о выдаче кредита банк должен оценить кредитоспособность заемщика.

Содержание

Введение
Экономическая сущность кредитоспособности.
Критерии, факторы и информационная база оценки кредитоспособности.
Методики и способы оценки кредитоспособности юридических и физических лиц

Заключение

Список литературы

Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая №25.docx

— 71.95 Кб (Скачать)

При оценке кредитоспособности заемщиков фактически надо ответить на два больших вопроса:

Как оценивать перспективную  финансовую состоятельность заемщика (т.е. как убедиться в том, будет  ли он располагать возможностями  выполнить свои денежные обязательства  по кредиту к моменту истечения  срока действия кредитного договора)?

Как оценивать, насколько  он готов выполнить указанные  обязательства (т.е. захочет ли он это  сделать, можно ли ему верить)?

Адекватно оценить кредитоспособность заемщика - значит обоснованно, доказательно ответить на оба указанных вопроса.

Решение обоих вопросов возможно только в том случае, когда сотрудники банка имеют возможность получить необходимую для анализа информацию и умеют грамотно обрабатывать и  интерпретировать ее.

Изучение кредитоспособности потенциальных заемщиков связано  со значительными трудностями.

Изучение кредитоспособности потенциальных заемщиков связано  со значительными трудностями. В  нашей стране пока трудно получить содержательную информацию о потенциальном  заемщике (имеющаяся финансовая и  статистическая отчетность далеко не всегда позволяет провести детальный  и глубокий анализ финансово-хозяйственного положения заемщика). [8; 421]

Источниками информации при  оценке кредитоспособности клиента  являются собеседование с заявителем на ссуду, собственная база данных, внешние источники, инспекция на месте, анализ финансовых отчетов.

При собеседовании с заявителем банк выясняет причины обращения  за ссудой, определяет, отвечает ли заявка на кредит требованиям банка, вытекающим из его ссудной политики. В процессе беседы банк может получить информацию о честности и возможностях подателя заявки, о том, потребуется ли обеспечение  кредита, об истории и росте предприятия, конкурентных позициях, планах на будущее  и т.д. В некоторых случаях банк может запросить у заявителя  дополнительную информацию.

Банк может почерпнуть необходимую информацию о кредитоспособности клиента из картотеки на всех вкладчиков и заемщиков, если такая картотека  ведется, а также использовать информацию из паспортов хозорганов, получаемую из официальных источников. Информация о кредитоспособности клиента может  быть проверена по каналам внешних  источников информации. [10; 140]

Отсутствие комплексного подхода в данной области не очень  удачно компенсируется поиском отдельных  характеристик, свидетельствовавших, по мнению специалистов того времени, о действительном уровне кредитоспособности. Выявление таких критериев позволяет  понять, какой смысл вкладывали наши предшественники в понятие кредитоспособности, что является особенно актуальным сегодня, когда современное отечественное  банковское сообщество также не отличается использованием комплексного, всеобъемлющего подхода к вопросам оценки кредитоспособности. [18; 40]

Кредитоспособность заемщика зависит от целого ряда факторов. И  этот факт сам по себе означает трудности, поскольку каждый фактор (для банка - фактор риска) должен быть оценен и  рассчитан. К этому следует добавить необходимость определения относительного «веса» каждого отдельного фактора  для состояния кредитоспособности, что также чрезвычайно непросто.

Оценить же перспективы изменений  всех тех факторов, причин и обстоятельств, которые будут определять кредитоспособность заемщика в будущем, еще сложнее. Способность заемщика погасить кредит имеет реальное значение для кредитора  лишь в том случае, если она относится  к будущему периоду, является прогнозом  такой способности, причем прогнозом  достаточно обоснованным, правдоподобным. Между тем все показатели кредитоспособности, применяемые на практике, обращены в прошлое, так как рассчитываются по данным за истекший период или периоды, к тому же это обычно данные об остатках («запасах») на отчетную дату, а не более  точные данные об оборотах («потоках») за определенный период. Все это  свидетельствует о том, что все  показатели кредитоспособности имеют  в некотором роде ограниченное значение.

Дополнительные сложности  в определении кредитоспособности возникают в связи с существованием таких ее факторов, измерить и оценить  значение которых в цифрах невозможно. Это касается в первую очередь  морального облика потенциального заемщика, его репутации, кредитной истории  и т.д. Соответствующие выводы никогда  не могут быть признаны неопровержимыми. [8; 421]

При оценке кредитоспособности клиента, как правило, принимают  во внимание такие факторы, как:

  • правоспособность и дееспособность заемщика для совершения кредитной сделки;
  • его моральный облик, репутация заемщика;
  • умение, т.е. желание, соединенное с возможностью оправдать оказанное доверие;
  • наличие обеспечительного материала кредита;
  • способность получать доход и исправно выполнять принятый на себя долг.

Интерес к оценке кредитоспособности клиента снизился в советское  время, так как предприятия при  предоставлении кредита подразделялись на «хорошо» и «плохо» работающие в зависимости от показателей  их хозяйственно-финансовой деятельности. Особый интерес к кредитоспособности кредитополучателей возник в постсоветский период с переходом экономики на рыночные отношения. [15; 202]

Предварительный анализ потенциальной  возможности возврата банковских ссуд основывается на изучении личных качеств  первых лиц, а также ликвидности  и платежеспособности предприятий. Это значит, что в основе анализа  возвратности ссуд находятся психологические  и экономические факторы.

Личные качества руководителя включают порядочность, возраст, состояние  здоровья, наличие правопреемника и профессиональный опыт.

Порядочность - главное качество, лежащее в основе эффективности  предпринимательства и кредитно-расчетных  отношений с банком. Основной критерий порядочности - многолетние традиции, которые определяют авторитет фирмы  и ее руководителей на товарных рынках. Порядочность является гарантией того, что клиент примет все необходимые  меры для своевременного возврата предоставленных  средств и уплаты процентных денег. При сомнениях относительно порядочности первого должностного лица банки  воздерживаются от предоставления ссуд. Поэтому они предпочитают кредитовать  фирмы, владельцы и руководители которых происходят из семей, длительное время проживающих в данной местности, имеющих родовые дома и другую недвижимость и зарекомендовавших  себя как честных людей, обладающих необходимым авторитетом для  ведения коммерческих дел.

Возраст первого лица учитывается  при выдаче ссуд следующим категориям заемщиков: 1) молодым предпринимателям не имеющим достаточного опыта в  сфере бизнеса, - ссуды предоставляют  только при страховке активов  или под гарантию третьего лица; 2) бизнесменам преклонного возраста - при наличии правопреемника, способного принять ответственность за погашение  долгового обязательства.

Состояние здоровья клиента  оказывает решающее воздействие  на принятие решения о кредитовании при психических, венерических, раковых  и других заболеваниях. Как правило, медицинские органы не представляют банкам официальные данные о состоянии  здоровья их клиентов. Поэтому при  необходимости банки могут требовать  соответствующие справки непосредственно  от должностных лиц, заинтересованных в получении банковских ссуд. Кроме  того, используется доверительная информация авторитетных лиц и других клиентов банка.

Наличие правопреемственности устанавливается с помощью соответствующих  юридических документов, заверенных нотариальными органами. К этим документам относятся завещания, доверенности на ведение коммерческих дел, приказы  и распоряжения о назначении на руководящие  должности и другие документы.

Высокие личные качества владельцев и руководителей фирм в конечном счете находят отражение в  объективных показателях коммерческой деятельности. Помимо общих показателей  хозяйственно-финансовой деятельности (уровень собственного капитала, валовая  товарная продукция, реализация, прибыль, рентабельность) банки проявляют  интерес к специальным показателям, непосредственно влияющим на возвратность предоставленных ссуд. В современной  банковской практике такие показатели ассоциируются с понятием кредитоспособности заемщика. [26; 94]

В процессе управления кредитным  риском коммерческие банки используют совокупность критериев и показателей, рассмотрение и анализ которых позволяют  сделать вывод об уровне кредитоспособности заемщика. Конкретный набор показателей, характеризующих деятельность предприятия  в разных банках, неодинаков и видоизменяется в процессе развития кредитных отношений. [18; 39]

Критерии и показатели оценки кредитоспособности заемщика во многом определяются экономическими особенностями  развития общества. Формирование товарно-денежных отношений, развитие предпринимательства  и частного сектора, эволюция форм и  видов кредита, государственная  политика в области кредита выступают  ключевыми факторами для поиска актуальных показателей кредитоспособности. Уровень развития банковского дела и сложившаяся культура кредитования также накладывают своеобразный отпечаток на процесс анализа  кредитоспособности. Критерии, которые  в настоящее время свидетельствуют  о кредитоспособности предприятия, завтра могут не приниматься во внимание. Сегодняшний тип заемщика, пользующийся уважением и расположением банковского  общества, завтра может перестать  считаться таковым. [18; 40]

Оценка кредитоспособности предполагает использование прежде всего показателей, характеризующих  деятельность заемщика с точки зрения возможности погашения ссудной  задолженности. Однако такие показатели при всей своей важности имеют  некоторые ограничения. Это обусловлено  тем, что:

  • во-первых, многие показатели, характеризуют финансовое положение заемщика в прошлом, так как рассчитываются они по данным за истекший период; прогноз же кредитоспособности на перспективу основывается на оценке возможностей погашения ссуд в будущем;
  • во-вторых, такие показатели рассчитываются на основании данных об остатках на отчетные даты, а не на основе данных об оборотах за определенный период, в то время как данные об оборотах полнее характеризуют возможности погашения ссуд. [12; 189]

Таким образом, кредитоспособность клиента банка характеризуется  его репутацией, кредитной историей, аккуратностью при расчетах по ранее  полученным кредитам, его текущим  финансовым состоянием и перспективами  изменения, способностью при необходимости  мобилизовать денежные средства из разных источников. При этом банк может  использовать необходимую информацию о потенциальном заемщике, анализируя собственную база данных, внешние  источники, финансовые отчеты. Адекватно  оцененная информация и рассчитанные факторы и показатели риска позволят банку принять верное решение  в отношении совершения кредитной  сделки.

 

1.3 Методики и способы  оценки кредитоспособности юридических  и физических лиц

В банковской практике до сих  пор практически не существует единой стандартизированной системы оценки кредитоспособности. Банки разных стран  используют различные системы анализа  кредитоспособности клиента. Основными  причинами такого многообразия являются: различная степень доверия к  количественным (поддающимся измерению) и качественным (поддающимся измерению  с большим трудом, с высокой  степенью допустимости) способам оценки факторов кредитоспособности; особенности  индивидуальной культуры кредитования и исторически сложившейся практики оценки кредитоспособности; многообразие факторов, влияющих на уровень кредитоспособности. [15; 204]

Вместе с тем в мировой  банковской практике кредитоспособность клиента являлась и является одним  из основных объектов оценки при определении  целесообразности осуществления кредитной  сделки. В своем историческом развитии способы определения кредитоспособности постоянно совершенствуются. Ключевыми  этапами оценки кредитоспособности являются финансовый (количественный) анализ, когда рассчитываются коэффициенты, характеризующие финансово-экономическое состояние предприятия, и нефинансовый анализ, основанный на использовании различных характеристик клиента: уровень менеджмента, надежность деловых партнеров, конкурентная среда, опыт работы на рынке, состав акционеров и др. Широкое развитие получила комбинация финансового и нефинансового анализов. [15; 204]

В различных странах применяются  различные системы оценки кредитоспособности клиентов банка. Наиболее распространенные из них представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Наиболее распространенные системы оценки кредитоспособности клиента

«Правило пяти си» (США)

CAMPARI

(некоторые европейские  банки)

COPF

(Германия)

CAMEL

(Мировой банк)

PARSER

(Англия)

C-character

(репутация заемщика)

C-capacity

(финансовые возможности)

C-capital

(капитал, имущество)

C-collateral

(обеспечение)

C-condition

(общие экономические  условия)

C-character

(репутация заемщика)

A-ability

(способность к возврату  кредита)

M-merge

(доходность кредитной  операции)

P-purpose

(целевое назначение кредита)

A-amount

(размер кредита)

R-repayment

(условия погашения)

I-insurance (обеспечение)

C-competition

(конкуренция в отрасли)

O-organization

(организация деятельности)

P-personnel

(персонал, кадры)

F-finance

(финансы, доходы)

C-capital

(достаточность собственного  капитала)

A-assets

(размер активов)

M-management

(качество менеджмента)

E-earning

(доходность)

L-liquidity

(ликвидность)

P-person

(репутация заемщика)

A-amount

(сумма кредита)

R-repayment

(возможности погашения)

S-security

(обеспечение)

E-expediency

(целесообразность кредита)

R-remuneration

(вознаграждение банку)

Информация о работе Система оценки кредитоспособности клиентов банка