Системы и формы оплаты труда в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является провести исследования форм и методов оплаты труда, проанализировать действующие системы и формы оплаты труда, выяснить их недостатки, осуществить анализ использования фонда оплаты труда.

Содержание

1. Сущность и значение регулирования труда и заработной платы.
1.1 Определение и сущность заработной платы и трудовых отношений…5
1.2 Системы и формы оплаты труда…………………………………………7
1.3. Методы регулирования заработной платы ……………………………..9
1.4 Рынок труда. Влияние спроса и предложения на величину заработной платы. …………………………………………………………………………….15

2.Системы и формы оплаты труда в Беларуси
2.1 Системы и формы оплаты труда в Беларуси……………………………...23
2.2 Основные показатели заработной платы в Беларуси. Динамика изменения заработной платы в бел. рублях и долларах США………….......................….26
2.3 Рынок труда в Беларуси. Специфика рынка труда……………………......29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

макра-курсач!!!!!!! ЗП и проблемы её регулирования.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

    Падение реального содержания заработной платы из-за опережающего роста цен и задержек в ее выплате, из-за превращения многих ранее бесплатно получаемых социальных благ в платные привело к тому, что ее размер далеко отстал от научно обоснованных норм, определяющих основы достойного потребления населения.

  В этой связи существует объективная необходимость совершенствования механизма оплаты труда работников в период формирования рыночной экономики . Механизм совершенствования платы труда должен строиться на принципах сотрудничества всех субъектов социально-трудовых отношений и компромисса между ними, регулирования противоречий между наемным трудом, работодателями и государством по поводу заработной платы. Одним из основных способов решения этой задачи является коллективно-договорное регулирование заработной платы.

    В своей сути коллективно-договорной процесс регулирования заработной платы отражает объективную необходимость согласования интересов главных субъектов современных экономических процессов по этому вопросу и выражает необходимость достижения компромиссов в вопросах оплаты труда, что является одним из основных условий политической стабильности и экономического прогресса .

    Регулирование заработной платы посредством коллективных договоров между наемными работниками и работодателями на предприятии и соглашений на более высоком уровне (отраслевом, региональном, федеральном) позволяет гарантировать условия нормального воспроизводства для работника и членов его семьи, а также соблюдение прав и обязанностей субъектов по вопросам оплаты труда.

   1Коллективно-договорное регулирование заработной платы должно обеспечивать и развивать социальное партнерство, повысить гарантии в оплате труда каждого работника в зависимости от уровня его квалификации и выполняемых работ, а также результативности труда. Кроме того, задачей коллективно-договорного регулирования является упорядочение соотношений в уровнях заработной платы между отраслями, регионами и отдельными категориями работников.

         Законом о коллективных договорах и соглашениях, как отмечалось, не оговорен четко круг задач, решаемых в определенных соглашениях. В связи с этим могут быть предложены рекомендации к определению минимально необходимого их набора.

       Генеральное соглашение, заключаемое между объединениями представителей работников, представителями работодателей и представителями государства , должно включать меры, направленные на повышение заработной платы и усиление ее стимулирующей роли. В нем целесообразно предусматривать величину минимальной заработной платы, рекомендуемые коэффициенты дифференциации оплаты по сложности труда, меры, направленные на совершенствование тарифной части оплаты, тарификации и нормирования труда работников.

       Территориальные (региональные) соглашения между соответствующими профсоюзными органами, объединениями работодателей и органами исполнительной власти должны предусматривать все нормы оплаты труда, по которым территориальным соглашением предусмотрены более высокие количественные показатели по сравнению с Генеральным соглашением (минимальная заработная плата, коэффициент дифференциации оплаты труда по сложности и условиям труда, основным видам деятельности и группам работников, по защите заработной платы от инфляции, а также ответственности за несвоевременную выплату заработной платы).  В региональном соглашении представляется необходимым предусматривать меры, направленные на совершенствование организации, оплаты, тарификации и нормирования труда работников, аналогичные по составу мерам Генерального соглашения, с учетом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в данном регионе и региональных особенностей труда и проживания работников.

   Особое внимание следует уделить видам и размерам надбавок и компенсационных доплат (за стаж работы в регионе), отражающим реальную структуру затрат на воспроизводство рабочей силы и обеспечивающим стимулирующую и регулирующую роль заработной платы. Тарифная часть заработной платы с учетом надбавок и доплат должна быть не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, рассчитанного применительно к условиям региона.

   Несмотря на очевидные преимущества коллективно-договорного способа регулирования заработной платы, его широкое применение в практике сдерживается недостаточной разработанностью организационных и правовых вопросов и методических основ их решения.

    Также к недостаткам колдоговорной системы можно отнести однотипность содержания коллективных документов и кампанейский характер проведения коллективных переговоров по указанию сверху. Сам коллективный договор или соглашение еще не приобрели статуса «источники права» наряду с законами и подзаконными Документами, как это имеет место в развитых странах мира. Отсюда очевидна актуальность становления действенной системы социального партнерства в современной, особенно в социально-трудовой сфере, а также необходимость использования этой системы при регулировании заработной платы и повышения ее уровня на современном этапе развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4 Рынок труда. Влияние спроса и предложения на величину заработной платы.

       Рынок труда – это специфический вид товарного рынка, содержанием которого является реализация (купля-продажа) товара особого рода – рабочей силы, или способности человека к труду. Функционально - организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости.

     На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли - продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.

     На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.

          На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.

        Существовавшая ранее в нашей стране административно - командная система управления, при которой государство как собственник основных средств производства централизованно планировало необходимое для полной занятости число рабочих мест, распределяло и перераспределяло трудовые ресурсы, полностью разрушило мотивацию к труду.

     На рынке труда реализуется возможность:

  • найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;
  • свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного законом гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему.

        В конкурентно - рыночных отношениях отражаются глубокие процессы, постоянно происходящие в обществе и определяющие его движение вперед. Через рынок труда проходят, скрещиваясь в нём, три взаимосвязанных эволюционных потока - развитие экономики (материально - технических элементов и структур), развитие человека (общей и профессиональной культуры, творческих возможностей, нравственных качеств), развитие общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений собственности, производственных связей). Они образуют основу прогресса в обществе, его главное содержание.

        Рабочая сила представляет собой товар особого рода, производственные созидательные качества которого целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и организационных преобразований. Подобной рабочей силе в развитых странах мира в эпоху НТР абсолютное большинство работодателей и государственные органы стремятся создать наилучшие производственные и жизненные условия, гарантируя по возможности и социальную защищенность на рынке труда.

       Рабочая сила - товар особого рода еще и потому, что она сама в первую очередь является, как правило, наиболее заинтересованной стороной в развитии своих созидательных возможностей, реализуемых в народном хозяйстве и выражающих индивидуальные, особенно творческие, способности личности.

      Рынки труда классифицируются по следующим критериям:

по критерию пространственной сферы рынка труда  можно различать федеральный, республиканский, краевой, областной, краевой, областной, городской, районный, сельские рынки труда, рынки труда мегаполисов (Москвы, С. - Петербурга). На уровне межгосударственных социально-трудовых отношений – международный рынок труда, рынки межгосударственных регионов (Европейский, Латиноамериканский, стран СНГ);

       В разных странах различаются не только системы заработной платы. Существуют и национальные различия в уровнях заработной платы, которые объясняются:

  1. различиями в исторически сложившихся жизненных потребностях лиц наемного труда;
  2. различием в издержках подготовки рабочей силы;
  3. различием в уровнях производительности и интенсивности труда;
  4. различием в уровне и динамике цен на средства существования;
  5. различной степенью применения женского и детского труда;
  6. различными уровнями безработицы;

      Этими причинами и можно объяснить существование межстрановых различий в оплате труда.

     Возьмём к примеру Россию, Германию, Украину.

  Россия находится на граничной черте бедности и среднего уровня дохода населения. Дифференциация доходов  и доля населения за чертой бедности являются только вершиной айсберга запущенных проблем. «Нетерпимо, когда 36 миллионов наших сограждан — четверть населения России — имеют доход ниже прожиточного минимума….Это примерно 3.5 доллара на человека в день. Трудно себе представить, как вообще могут жить, а вернее — выживать, люди, у которых доходы еще ниже… Бедность сегодня превратилась в один из мощных сдерживающих факторов экономического роста. Мы перешагнули допустимую границу, за которой человек выталкивается из активного процесса созидания. У него меняются целевые ориентиры, формируется искаженный социально-психологический генотип»

     По статистике сравнительные оценки ВВП, который производится на 1 доллар часовой заработной платы, в России, по его оценкам, среднестатистический работник производит сегодня в 2,7 раза больше ВВП, чем среднестатистический работник в США. Т. е. оплата труда существенно занижена и не достигла еще среднего «советского» уровня. При этом цены на товары и услуги приближаются к мировым.

    Германия является одной из самых высокоразвитых стран Европейского Союза. Ее экономика выделяется прежде всего хорошо развитой промышленностью - электронной, горнодобывающей, химической. Однако при столь очевидных достижениях немецкого народного хозяйства специалисты, изучающие экономику Германии, говорят о наметившемся отставании страны в развитии так называемых наукоемких производств. Это связано с тем, что при почти четырехмиллионной безработице стране не хватает высококвалифицированных специалистов – физиков, химиков, программистов, электронщиков, биологов, а также менеджеров, способных создавать и эффективно управлять высокотехнологическими производствами, привлекая под них необходимые капиталовложения.

     Так Федеративной республике при безработице в 4,2 млн человек в стране имеется 900000 вакансий.   В 2008 году совокупный рынок промышленной продукции составил 4561 млрд долларов США, из них 55% приходилось на наукоемкие производства. Самыми большими экспортерами наукоемкой продукции были США – 19% общемирового рынка, Германия – 14%, и Япония – 12%. При этом США сами являлись производителем высоких технологий, а Германия, чтобы не быть выброшенной с этого рынка, их закупала.

   Что же касается оплаты труда, то согласно данным Федерального статистического ведомства, основанных на опросе почти 30 тысяч предприятий, средняя зарплата по Германии составила 3835 евро в месяц. По сравнению с 2009 годом она увеличилась на 21%.

    Больше всех зарабатывают коммерческие директора. Их ежемесячная зарплата составляла в среднем 5800 евро. За ними с зарплатой в 5100 евро следуют высококвалифицированные химики. Юристы в среднем получают 2900 евро в месяц, ученые-исследователи – 2780, инженеры – 2650, компьютерщики – 2600, экономисты – 2500. Меньше всех зарабатывает младший торговый персонал - кассиры и продавцы - от 1.800 до 2.000 евро в месяц соответственно. При этом зарплата работников Восточных земель в среднем на 30% меньше, чем в западной части Германии.

     Процесс становление рынка работы в  Украине сопровождается усилением его сегментации. В социально-экономической структуре трудоспособного населения происходят существенные сдвиги, которые трансформируют практически однородную всеобщую занятость дореформенного периода в сегментированый рынок работы. Каждый сегмент как занятого, так и не занятого населения отличается спецификой своего социального статуса, экономическим поведением, гарантиями занятости, уровнем и стабильностью доходов, конкурентоспособностью и защищенностью рынка работы. В усилении сегментации рынка работы на современном этапе принимают участие разные факторы, в частности структурные изменения в экономике, появление альтернативных форм хозяйствования и собственность, спад производства и снижение жизненных стандартов украинцев. Следствием дойствия этих факторов стало значительное расслоение населения, обострение проблемы безработица, обнищание определенных социальных слоев. Падение уровня жизни в Украине приводит к ограничению потребительского спроса, что сдерживает предложение товаров и услуг.

Информация о работе Системы и формы оплаты труда в Беларуси