Состояние платежной системы Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:28, курсовая работа

Описание работы

В процессе проведения расчетов за това­ры и услуги, переводов денежных средств и платежей по различного рода финансовым обязательствам совершается денежный оборот, который опосредует движение национального продукта. В связи с этим для бесперебойного и эффективного функционирования отдельных хозяйствующих субъектов и экономики в целом необходима та­кая организация денежного оборота, в рамках которой четко определены и соблюдаются права и обязанности участников расчетных операций, действуют единые правила и процедуры и тем самым гарантируется безопасность и своевременность пла­тежей и переводов денег.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...5
1. Теоретические основы платежной системы………………..…………………...7
1.1. Платежная система: понятие, задачи, принципы……………………..7
1.2. Классификация платежных систем…………………………………...10
1.3. Платежная система Республики Беларусь и ее элементы…………..12
2. Анализ состояния платежной системы Республики Беларусь за 2005-2009 годы и за январь-март 2010 года…………………………………………………..18
2.1 Анализ функционирования АС МБР как ключевого компонента платежной системы Беларуси……………………………………………………...18
2.2 Анализ клиринговой системы за 2005-2008 годы………………………………………………………………………………….24
3. Перспективы и пути развития платежной системы Республики Беларусь……………………………………………………………………………..27
3.1. Мировые тенденции развития платежных систем…………………..27
3.2. Системы безналичных расчетов по розничным платежам: мобильная платежная система………………………………………………………………….28
3.3 Перспективы развития платежной системы Республики Беларусь……………………………………………………………………………..31
Заключение………………………………………………………………………….34
Список использованных источников……………………………………………...36
Приложение…………………………………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

ДЛЯ ПЕЧАТИ.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

        проведение межбанковских расчетов по несрочным электронным платежным документам с использованием алгоритмов неттинга платежей с учетом денежных средств, зарезервированных на корреспондентских счетах банков для осуществления расчетов по несрочным денежным переводам в системе BISS;

        отражение суммы каждого электронного платежного документа по корреспондентскому (межфилиальному) счету банка индивидуально в полном размере платежа;

        наличие технологической возможности комплексного управления состоянием корреспондентских счетов, включая мониторинг состояния расчетов и использование предоставляемых Национальным банком инструментов поддержания ликвидности [12].

СПФИ представляет собой совокупность программно-технических комплексов, обеспечивающих надежную и безопасную передачу электронных платежных документов и электронных сообщений по межбанковским расчетам.

АС ЦА МБР - комплекс программно-технических средств  - принимает на хранение электронные платежные документы и электронные сообщения по межбанковским расчетам и обеспечивает их сохранность и использование в интересах участников системы BISS [12].

В клиринговой системе расчетов осуществлялись так называемые «прочие платежи» (несрочные и по сумме не относящиеся к категории крупных платежей, включая расчеты по сделкам купли-продажи ценных бумаг и с использованием банковских пластиковых карточек). Они проводились в течение дня на чистой основе с различными интервалами и завершались в системе BISS с отражением результатов по корреспондентским счетам участников.

При расчетах на основе клиринга каждый отдельный платеж по корреспондентскому счету не проводится. Принятые реестры входящих платежей обрабатываются клиринговой системой в текущем клиринговом сеансе, во время которого они поступили. Платежи, по которым не произведен расчет из-за недостаточности средств включаются в список отложенных платежей и аннулируются системой в конце операционного дня, если расчета по ним не произошло. По завершении клирингового сеанса Расчетный центр на основании каждого отдельного электронного расчетного документа производит вычисление чистых дебетовых (кредитовых) позиций каждого участника путем взаимного зачета требований и обязательств.

Каждая из систем имеет свои достоинства и недостатки. Преимущество клиринговой системы над системой BISS: более низкие затраты на осуществление расчетов, снижение потребности в ликвидности. Недостаток: более высокий риск и более низкая скорость проведения расчетов. Недостатком системы BISS являются высокие операционные издержки. Сравнительная характеристика системы BISS и клиринговой системы представлена в Приложении Б.

В РБ участниками системы BISS являются Национальный банк, банки, структурные подразделения Национального банка, филиалы (отделения) банков Республики Беларусь. Участники системы BISS подразделяются на прямых, косвенных и особых.

Прямой участник системы BISS - участник, которому открыт корреспондентский (межфилиальный) счет в Национальном банке, имеющий право самостоятельной отправки в систему BISS (получения от системы BISS) электронных платежных документов и электронных сообщений и включенный в справочник банковских идентификационных кодов участников расчетов, осуществляющих платежи на территории Республики Беларусь (далее - справочник БИК). Прямыми участниками являются Национальный банк и банки.

Косвенный участник системы BISS - участник, которому не открывается корреспондентский счет в Национальном банке, имеющий право отправки в систему BISS (получения от системы BISS) электронных платежных документов и электронных сообщений через прямого участника и включенный в справочник БИК. Косвенными участниками системы BISS являются филиалы (отделения) банков Республики Беларусь и структурные подразделения Национального банка.

Особый участник системы BISS - банк Республики Беларусь, находящийся в стадии ликвидации, которому открыт корреспондентский счет в Национальном банке, имеющий право самостоятельной отправки в систему BISS (получения от системы BISS) электронных платежных документов и электронных сообщений и включенный в справочник БИК.

Особое место среди участников платежной системы РБ занимает Национальный банк, так как в соответствии со статьей 25 Банковского кодекса  РБ обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы является одной из основных целей его деятельности [1]. В рамках достижения этой цели Национальный банк

      осуществляет управление функционированием платежной системы Республики Беларусь и надзор за ней посредством установления правил осуществления платежей, тарифной политики, управления ликвидностью, а также посредством сбора, накопления и анализа показателей, характеризующих состояние платежной системы Республики Беларусь;

      определяет правила, сроки и стандарты проведения в Республике Беларусь расчетов в безналичной и наличной формах и ответственность за их нарушение;

      ведет ведомственный архив данных и документов по межбанковским расчетам. Он вправе использовать этот архив для статистической и иной обработки, а также для подтверждения операций, осуществленных при проведении межбанковских расчетов.

Связующими элементами платежной системы являются правила и процедуры, которые характеризуют ее как целостное образование, и каждая составляющая функционирует в определенных пределах и в интересах всех участников. Правила и процедуры национальной платежной системы определяются ее правовой базой, которая включает два уровня. Первый уровень содержит законы Республики Беларусь, второй — инструкции и другие нормативные документы Национального банка. Правила платежной системы регламентируют порядок принятия платежных инструментов банками от клиентов к исполнению, передачи электронных и других платежных инструментов, их обработку и исполнение в Расчетном центре, контроль и управление расчетами по своим платежам со стороны Национального банка и многие другие положения по организации платежного оборота.

Под платежным инструментом, включаемым в платежную систему, понимается любой инструмент, который позволяет как плательщику, так и получателю произвести перевод денежных средств. Традиционными инструментами являются:

      кредитовые переводы в виде платежных поручений в электронной или бумажной форме;

      дебетовые переводы в виде платежного требования в электронной или бумажной форме;

      чеки в бумажной форме;

      банковские пластиковые карточки.

Все вышеперечисленные инструменты являются в основном клиентскими, тогда как в межбанковском обороте платежной системы в расчетах через Расчетный центр используются электронные расчетные документы, составляемые участниками системы. Инструменты платежной системы функционируют в особой среде, которой является техническая инфраструктура АС МБР, включающая центральный вычислительный комплекс, систему передачи информации и сеть телекоммуникаций.

Таким образом, все перечисленные составляющие платежной системы должны четко взаимодействовать друг с другом. Только в этом случае может быть достигнута эффективность ее функционирования. Под последней подразумевается своевременность и надежность передачи и учета платежных ресурсов, выделяемых на проведение платежей. Непредвиденные сбои в системе или неожиданные задержки в платежах негативно сказываются на имидже платежной системы, вызывая недоверие участников расчетов и возможность возникновения платежного кризиса, в то время как при эффективном ее функционировании существенно сокращаются операционные издержки, улучшается качество управления ликвидностью в банках и на предприятиях.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ЗА 2005-2009 ГОДЫ И ЗА ЯНВАРЬ-МАРТ 2010 ГОДА

2.1 Анализ функционирования АС МБР как ключевого компонента платежной системы Беларуси

Платежная система является неотъемлемой частью финансовой инфраструктуры рыночной экономики, и ее состояние имеет ключевое значение для денежно-кредитного регулирования, обеспечения эффективного платежного обслуживания финансовой системы государства и реального сектора экономики.

Автоматизированная система межбанковских расчетов Национального банка Республики Беларусь (далее — АС МБР) является ключевым компонентом платежной системы страны. В ней за год обрабатывается платежей на сумму, сопоставимую с шестью годовыми  ВВП республики (таблица 2.1.1) [28, с. 11].

 

Таблица 2.1.1 - Межбанковский платежный оборот и номинальный ВВП РБ в

                               2005-2008 гг.

Показатели

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

Номинальный ВВП, млрд. руб. (ВВП)

65 067,1

79 231,4

97 165,3

128 828,8

Межбанковский платежный оборот, млрд. руб. (МПО)

325 532,6

471 393,8

510 102,5

767 552,4

МПО/ВВП

5,0

5,9

5,2

6,0

Примечание - источник: [25, с. 12; 28, с. 11].

 

В марте 2005 года основной компонент платежной системы Беларуси — АС МБР — был передан под непосредственное административное, технико-эксплуатационное и финансовое управление Национального банка и одновременно изменен статус республиканского унитарного предприятия “Белорусский межбанковский расчетный центр” на статус структурного подразделения Национального банка “Расчетный центр” [27, с. 5].

В 2008 г. созданы условия по переводу всех межбанковских платежей на обработку в гибридную систему BISS версии 1.1 (далее — система BISS). До этого в эксплуатации с апреля 2005 года находилась система расчетов в режиме реального времени с элементами клиринговой системы расчетов — система BISS версии 1.0.

Правлением Национального банка принято постановление от 19 декабря 2008 г. № 199 “О расширении сферы применения электронного документооборота в автоматизированной системе межбанковских расчетов Национального банка Республики Беларусь”, в соответствии с которым с 5 января 2009 г. все межбанковские расчеты по срочным, несрочным, а также по прочим денежным переводам осуществляются в системе BISS на основании полноформатных электронных платежных документов. Досылка платежных документов на бумажном носителе не производится. Эксплуатация клиринговой системы была прекращена. Реализация норм данного постановления позволила переориентировать весь межбанковский платежный поток в более безопасную систему BISS, увеличить доступность платежных услуг для пользователей за счет диверсификации каналов доставки платежных инструкций в банк. Расширение электронного документооборота также способствует ускорению оборачиваемости денежных средств в платежной системе за счет автоматизации процесса обработки платежных инструкций на всех стадиях совершения платежной трансакции — от направления платежных документов в банк до их доставки бенефициарам [26, с. 65-66; 28, с. 11].

В связи с трансформацией организационно-технической инфраструктуры АС МБР, повысившей эффективность работы системы BISS, в 2009 г. проведено сокращение продолжительности операционного дня системы. Это сделано за счет поэтапного уменьшения режима “Расчетное окно”, предназначенного для урегулирования обязательств между банками и Национальным банком. Так, в связи с переводом всех межбанковских платежей на обработку в систему BISS был разработан и с 1 марта 2009 г. введен в действие новый График приема и обработки системой BISS электронных платежных документов и электронных сообщений (Приложение В). Согласно этому Графику продолжительность операционного дня системы BISS была сокращена на 30 минут (до 18.00) и с декабря — еще на 30 минут (до 17.30) [26, с.66]. При этом продолжительность операционного времени для приема клиентских платежей не сокращалась и по-прежнему составляет 7 часов 30 минут (с 09.00 до 16.30). Здесь важно заметить, что сокращение времени работы АС МБР на 30 минут в день дает годовую экономию только по Национальному банку примерно в 360 млн. руб. Кроме того, сокращаются также издержки банков на эксплуатацию их программно-технических комплексов, обеспечивающих проведение межбанковских расчетов.

Информация о работе Состояние платежной системы Республики Беларусь