Современная банковская система Республики Беларусь: структура и особенности функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы – теоретически изучить структуру банковской системы и получить представление о функционировании белорусской банковской системы, проанализировать перспективы дальнейшего развития системы и пути ее совершенствования.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
рассмотреть понятие и сущность банковской системы
проанализировать историю развития банковской системы Республики Беларусь
определить проблемы и перспективы развития национальной банковской системы Республики Беларусь

Содержание

Введение…………………………………………………………………….4
1 Общая характеристика банковской системы..………………………….5
2 История развития банковской системы Республики Беларусь……....12
3 Проблемы и перспективы развития национальной банковской системы Республики Беларусь………………………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………..29
Список использованных источников……………………………………31

Работа содержит 1 файл

современная банковская система Республики Беларусь.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

24 мая 1996 г.  принят Указ Президента Республики  Беларусь № 209 «О мерах по регулированию банковской деятельности в Республике Беларусь» [9, с. 47-48].

Также было закреплено право Национального банка вводить  временное управление банком и принимать иные меры в целях стабилизации его финансового положения в случае устойчивой убыточности банка более трех месяцев подряд, неплатежеспособности или угрозы неплатежеспособности и банкротства банка. Позднее (в соответствии с изменениями и дополнениями в Указ № 209) Национальный банк получил право:

- требовать отстранения руководителя банка от занимаемой должности в случае неоднократного нарушения (два и более раза в течение года) банком установленных Национальным банком Республики Беларусь экономических нормативов и неисполнения нормативных правовых актов, повлекших неплатежеспособность банка либо создавших угрозу интересам вкладчиков и кредиторов банка;

- налагать штраф в размере от 50 до 200 минимальных заработных плат (с 2002 г. - базовых величин) на должностных лиц банка, виновных в досрочной выплате процентов по депозитам (вкладам) юридических и физических лиц, а также в начислении и (или) выплате повышенных процентов работникам банка;

- налагать на должностных лиц банка, уполномоченных принимать решения о выдаче кредитов, штраф в размере от 150 до 500 базовых величин за выдачу кредита заемщику, имеющему просроченную задолженность по ранее выданным ему кредитам.

15 июня 1998 г.  Национальным банком было принято  Положение о порядке создания, лицензирования и прекращения деятельности банков на территории Республики Беларусь [9, с. 48-49].

В целом, можно  сказать, что банковская  система  Беларуси  работала  в  непростых  макроэкономических   условиях,   требующих особого внимания по обеспечению стабильности банков.

Новый этап развития современной банковской системы был положен принятием Банковского кодекса Республики Беларусь. С его вступлением в силу перестали действовать Закон Республики Беларусь от 14 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь» и Закон Республики Беларусь от 14 декабря 1990 г. «О Национальном банке Республики Беларусь».

13 июня 2001 г.  Указом Президента Республики  Беларусь № 320 был утвержден  Устав Национального банка Республики  Беларусь, закрепивший основные  положения деятельности центрального  банка страны (Приложение № 1). 28 июня 2001 г. Национальным банком утверждены Инструкция о порядке государственной регистрации и лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и Правила создания и регулирования деятельности банков на территории свободных экономических зон Республики Беларусь. 28 мая 2002 г. принят Указ № 274 «Об одобрении Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 годы». Было признано, что, несмотря на некоторое улучшение структуры активов и пассивов банков, привлечение и размещение банками ресурсов характеризуется:

  • недостаточной диверсификацией источников формирования ресурсов банков и, в частности, низким удельным весом средств населения, ценных бумаг, эмитируемых банками;
  • несоответствием пассивов и активов по срокам;
  • низким удельным весом в пассивах банков привлеченных средств с длинными сроками, что сдерживает возможность их использования для инвестирования;
  • недостаточно рациональным распределением банковских услуг по территориальному принципу (если на 1 февраля 2002 г. в Беларуси насчитывалось 511 филиалов, то сейчас функционируют только 458);
  • низкой корпоративной и государственной гарантией сохранности средств, размещаемых в банках [11, с.28-30].

Кроме того, в  Концепции отмечено, что банковский сектор слабо защищен от многочисленных рисков, в том числе системных; конкуренция в банковском деле невысока; нормативные правовые акты, регулирующие банковскую деятельность, нуждаются в совершенствовании; в платежной системе имеются неиспользованные возможности в повышении эффективности функционирования расчетно-платежного механизма, увеличения доли безналичных расчетов в системе розничных платежей, совершенствовании мониторинга и управления платежами, правил и процедур управления ликвидностью и рисками.

Стратегическими целями развития банковской системы Республики Беларусь были провозглашены:

- укрепление устойчивости банковской системы, обеспечивающее приближение ее параметров к европейскому уровню, интеграцию банковского сектора Беларуси в региональные и мировую банковскую и финансовые системы и исключающее возможность системных кризисов;

- проведение эффективной единой государственной денежно-кредит-ной политики Республики Беларусь;

- повышение доверия к банкам со стороны национальных и иностранных инвесторов и вкладчиков, населения республики.

В Концепции  также выделены основные направления совершенствования государственной политики в отношении банков и небанковских кредитно-финансовых организаций:

- интегрирование денежной системы и банковского сектора экономики Республики Беларусь с Российской Федерацией, расширение и углубление взаимодействия с другими странами, международными финансовыми организациями;

- проведение денежно-кредитной политики, отвечающей динамичному социально-экономическому развитию страны;

- уменьшение участия государства в фондах банков;

- совершенствование налогообложения банков;

- усиление надзора и контроля за деятельностью банков;

- формирование нормативно-правовой базы, соответствующей новым условиям функционирования банков.

Современный этап развития и становления банковской системы начался с принятия Президентом Республики Беларусь Указа №27 от 15 января 2007 г. «Об утверждении Программы развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы», в котором определены приоритеты и параметры макроэкономического развития страны, для реализации которых необходимо повысить функциональную значимость и роль банковского сектора в экономике, эффективность проводимой денежно-кредитной политики [11, с.28-30].

Анализ результатов работы банков по итогам 2007 г. свидетельствует о росте эффективности их деятельности. В частности, улучшились структурные показатели доходности, увеличилась рентабельность капитала. В то же время возросшие объемы прибыли, которые были получены банками, во многом объясняются наращиванием ими объема кредитных операций и принятием на себя соответствующих рисков.

На начало 2008 г. в Беларуси функционировало 27 банков, из них 23 банка – с участием иностранного капитала, в том числе 7 – со 100-процентным иностранным капиталом.

Ведущую роль в банковском секторе сохраняют  банки с преобладающим участием государства в уставном фонде. На 1 января 2008 г. доля государства в совокупном уставном фонде банков составила 86,3%, доля нерезидентов – 9,8%. Вместе с тем доля иностранного капитала в уставном фонде банковского сектора без учета 4 банков с преобладающим участием государства в уставном фонде составила 62,7%, в том числе российского капитала – 20,8%.

Постепенное расширение присутствия стратегических иностранных инвесторов на банковском рынке Беларуси и рост диверсификации иностранного участия призваны содействовать обеспечению устойчивости банковского сектора и дальнейшему развитию экономики страны.

Вместе с  тем следует отметить, что доминирование  банковского сектора среди финансовых посредников влечет определенные негативные последствия для самих банков. Так, преобладание банковского финансового посредничества при отсутствии институциональных структур, аккумулирующих долгосрочные финансовые ресурсы, ведет к накоплению кредитного и других рисков в банках, формированию несбалансированности активов и пассивов банков по срокам. В определенной мере этим процессам способствует активное участие подконтрольных государству банков в финансировании средне- и долгосрочных государственных социально-экономических программ.

Кроме того, вследствие неразвитости финансового  рынка банки могут применять  ограниченное число простых финансовых инструментов для управления принятыми  рисками. Сложные финансовые инструменты, например секьюритизация активов, практически не используются. Перекос в развитии финансового сектора в сторону банков ведет к концентрации рисков в банках и вместе с тем сдерживает их возможность полноценно управлять принимаемыми рисками.

Национальный банк Республики Беларусь целенаправленно и последовательно формирует систему обеспечения устойчивости банковского сектора, которая включает три составляющие: анализ устойчивости, принятие превентивных и оперативных мер по ее поддержанию, а также меры по преодолению системных банковских кризисов и восстановлению устойчивости банковского сектора [12].

На начало 2009 года основным фактором роста активов банковского  сектора явилось увеличение объемов  кредитных операций банков. Рост кредитного портфеля банков по кредитам населению в национальной валюте на период с 01.01.2009 г. по 01.09.2009 г. увеличился примерно на 2 трлн. рублей, а в иностранной валюте этот показатель составил лишь 200 млрд. рублей - сказывается падение интереса населения к валютным кредитам. Удельный вес кредитных вложений в совокупных активах действующих банков увеличился до 67,8%. В общем объеме кредитов, выданных различным секторам экономики в марте 2009 г., доля краткосрочных кредитов составила 27,1% (13 619,1 млрд. рублей), доля долгосрочных кредитов составила 72,9% (36621,1 млрд. рублей). Наблюдается рост объемов кредитования реального сектора экономики, что обусловлено, с одной стороны, увеличением спроса предприятий на кредиты с целью финансирования развития производства, а также снижением стоимости банковских кредитов. С другой стороны, рост предложения кредитов банками обусловлен снижением доходности других сегментов финансового рынка и увеличением объемов ресурсной базы банков [8].

На начало апреля 2009 г. белорусскими коммерческими банками было выдано различным секторам экономики кредитов на сумму более 50 240,2 млрд. рублей. По сравнению с началом года объем кредитования увеличился на 5 474,3 млрд. рублей (12,2%). При этом 66,1% всех кредитов было выдано в национальной валюте, 33,9% – в иностранной валюте [8].

Объем выпущенных банками  ценных бумаг в иностранной валюте увеличился за январь - сентябрь 2009 года в 3,7 раза и достиг 785,5 млрд руб.

В марте 2009 г. банками страны была получена прибыль в размере 244,2 млрд. рублей, что почти в 2 раза больше, за аналогичный период прошлого года. Суммарная прибыль белорусских банков с начала года превысила 1 136,9 млрд. рублей [8].

По итогам работы за январь-июль 2009 года рентабельность активов банковской системы Беларуси составила 0,92%, как и за аналогичный период 2008 года, рентабельность собственного капитала - 5,65% (6,36%). Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2009 год предусмотрено обеспечение рентабельности капитала банковской системы на уровне не менее 10% [8].

Доходы банков Беларуси в январе - октябре 2009 года составили 66,3%. В том числе, процентные доходы банков увеличились в 1,8 раза до 6,939 трлн. бел. руб. Расходы также в январе-октябре 2009 г. возросли в 1,8 раза по сравнению с январем-октябрем 2008 г. до 9,508 трлн. бел. руб. В частности, процентные расходы банков увеличились в 1,9 раза до 4,801 трлн. бел. руб. [8].

В результате в январе-октябре 2009 г. доходы белорусских банков превысили их расходы на 951,8 млрд. бел. руб. Общий размер прибыли, полученной банками составил 764,4 млрд. бел. руб. по состоянию на 1 октября 2009 г., что на 20,4% больше, чем год назад [8].

В целом для банковской системы Беларуси за 2009 год характерно отсутствие резких колебаний в структуре доходов и расходов.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие банковской системы прошло долгий путь становления и совершенствования, который подразделяется на определенные этапы, характеризующиеся своими особенностями. Каждый этап становления банковской системы сопровождался принятием сопутствующих нормативно-правовых актов, отвечающих потребностям текущих экономических и политических отношений в государстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Проблемы и перспективы развития национальной банковской

системы Республики Беларусь

 

 

Банковская система  Республики Беларусь пережила 2009 год  без значительных потерь, прежде всего благодаря существенной оперативной поддержке регулятора и низкой зависимости от внешних рынков. Кредитование экономики не прекращалось в 2009 году, что в определенной степени поддерживало экономическую активность в стране. Стоит отметить, что для экономики страны характерным остается высокий уровень государственного регулирования, что может в будущем оказать существенное давление на эффективность функционирования и платежеспособность базовых отраслей экономики. Учитывая тот факт, что основными кредиторами экономики Республики Беларусь остаются государственные банки, качество их кредитного портфеля в значительной степени зависит от наличия достаточного объема оборотного капитала предприятий при том, что значительная часть белорусских компаний до сих пор работает «на склад». Так, по результатам двух месяцев 2010 года соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства находится на уровне 76%.

При этом, как самими банками, так и государством (в лице Правительства и НБРБ) был предпринят ряд шагов, направленных на повышение финансовой стабильности и кредитной активности финансового сектора. Так, на протяжении 2009 года действовала гарантия возврата вкладов со стороны государства (Декрет Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2008 № 22 «О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты)», Закон Республики Беларусь от 14.07.2009 № 41-3 «О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц»), что позволило сохранить позитивную динамику клиентских ресурсов. При этом, учитывая негативные последствия либеральной валютной политики в соседних государствах (в том числе, странах Прибалтики и Украине), с июля 2009 года был введен временный (до 01.01.2011 года) запрет на кредитование граждан в иностранной валюте, что позволит в дальнейшем снизить влияние кредитного и валютного рисков на банковскую систему страны. НБРБ также была снижена фиксированная часть обязательных резервов (что позволит банкам повысить уровень использования привлеченных ресурсов), а также ставки рефинансирования (до 13,5% в декабре 2009 года и 10,5% – с 15 сентября 2010 года), направлены рекомендации банкам об ограничении ставок по кредитам заемщикам на уровне 3% сверх ставки рефинансирования [8].

Информация о работе Современная банковская система Республики Беларусь: структура и особенности функционирования