Современная банковская система Республики Беларусь: структура и особенности функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы – теоретически изучить структуру банковской системы и получить представление о функционировании белорусской банковской системы, проанализировать перспективы дальнейшего развития системы и пути ее совершенствования.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
рассмотреть понятие и сущность банковской системы
проанализировать историю развития банковской системы Республики Беларусь
определить проблемы и перспективы развития национальной банковской системы Республики Беларусь

Содержание

Введение…………………………………………………………………….4
1 Общая характеристика банковской системы..………………………….5
2 История развития банковской системы Республики Беларусь……....12
3 Проблемы и перспективы развития национальной банковской системы Республики Беларусь………………………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………..29
Список использованных источников……………………………………31

Работа содержит 1 файл

современная банковская система Республики Беларусь.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

Последнее, совместно  с рекомендациями банковским учреждениям по ограничению максимального уровня процентных ставок по кредитам, позволит снизить стоимость банковских кредитов для заемщиков (предприятий и населения). Несмотря на незначительный объем проблемной задолженности, в 2009 году банковская система страны нарастила объем нормативного капитала, что позволило повысить финансовую независимость ряда банковских учреждений и создает дополнительные кредитные возможности для банковского сектора. При этом в последнем квартале предыдущего года значительно увеличился удельный вес ликвидных активов в совокупных активах банковской системы, что дает возможность нивелировать давление на платежеспособность банковских учреждений в случае дальнейшего ухудшения качества активов, подверженных кредитному риску [13].

В І полугодии 2010 года банковская система Республики Беларусь демонстрировала стабильный рост – наблюдалось увеличение кредитных портфелей и ликвидных активов, что было подкреплено соответствующим ростом ресурсной базы. Доминирующими игроками на финансовом рынке страны оставались государственные банки и банки с иностранным капиталом, влияние последних несколько усилилось после продажи в конце прошлого года «БПС-Банка» российскому «Сбербанку». Характерным для финансового рынка страны остается значительный объем государственной поддержки, в том числе, компенсация части процентных ставок для заемщиков и оперативная поддержка ликвидности банков регулятором.

Качество активной и  пассивной базы Банковской системы Республики Беларусь остается приемлемым. На протяжении анализируемого периода наблюдался устойчивый рост депозитов населения при относительно низкой зависимости банков от внешнего фондирования. Значительный объем ресурсов центральных органов управления объясняется использованием банковской системы как транзитного механизма при реализации различных государственных программ. Вместе с тем, возможное создание в стране специального финансового агентства (СФА), что является одним из условий сотрудничества страны с МВФ, может уменьшить роль банковского сектора в государственных стимулирующих мерах (за счет перевода соответствующих активов и пассивов на баланс агентства). Возможное повышение цен на энергоносители для предприятий может отрицательно отразиться на уровне свободных ресурсов компаний и, соответственно, на динамике их остатков в банковской системе страны [13].

В активах банковской системы стабильно высоким остается удельный вес ликвидных активов, объем которых существенно увеличился за счет размещения временно свободных средств в различные инструменты НБРБ. Качество доходных активов остается приемлемым (объем просроченных и пролонгированных кредитов не превышает 1%, уровень негативно-классифицированных кредитов – 5%), что в значительной степени обусловлено поддержанием платежеспособности заемщиков государством (в т.ч. с помощью банковского сектора). Вместе с тем, для белорусских банков характерен риск, связанный с зависимостью платежеспособности субъектов хозяйственной деятельности (предприятий, включая государственные) от денежно-кредитной и дотационной (компенсационной) политики, проводимой в государстве. Ввиду того, что основными кредиторами экономики остаются государственные банки и банки с иностранным капиталом, агентство ожидает, что в случае ухудшения платежеспособности отдельных крупных заемщиков, государством и материнскими учреждениями будет оказана необходимая поддержка финансовому сектору [13].

Деятельность банковского  сектора в анализируемый период была прибыльной. Работая в условиях относительно стабильной ситуации в стране, белорусские банки обеспечивают приемлемый уровень отдачи на вложенные ресурсы. Вместе с тем, определяющее влияние на структуру и качество доходной базы на протяжении ближайшего года будет оказывать ситуация в экономике и степень использования НБРБ административных мер для ограничения доходности банковского сектора. Риск ухудшения качества доходных активов остается существенным, о чем свидетельствует увеличение удельного веса негативно-классифицированной задолженности при незначительном уровне её резервирования.

 

Таблица 3.1. – Основные индикаторы состояния банковской системы Республики Беларусь

Показатели

01.01.09

01.10.09

01.01.10

01.04.10

01.07.10

К-во действ-х банков, ед-ц

31

31

31

32

31

Доля иностранного кап-ла, %

20,21

21,77

31,98

32,58

32,71

Нормативн. кап-л, млрд. руб.

11 314,10

12 224,20

13 408,60

13 852,60

14 270,60

Активы, подверженные кредитному риску, млрд. руб.

51 894,30

65 499,70

71 089,20

74 270,90

79 646,40

Уровень негативно-классифицир. 
задолженности, %

1,70

3,20

4,20

4,96

4,90

Уд. вес задолженности перед нерезидентами в обязательствах, %

12,46

12,92

14,26

14,22

14,95

Чистый фин. рез-т, млрд. руб.

729,8

764,4

1 084,20

431,40

807,60

Офиц. курс бел. рубля по отн. к дол. США, руб. за 1 дол.

2200

2761

2859

2978

3020

Активы к ВВП, %

40,09

51,54

54,05

55,51

56,82


Примечание – Источник [13]

 

Банковская система  Республики Беларусь является умеренно капитализированной. Объем балансового капитала белорусских банков в І полугодии 2010 года увеличился на 0,81 трлн. рублей – до 14,15 трлн. рублей; нормативный капитал за этот период увеличился на 0,86 трлн. рублей – до 14,27 трлн. рублей. 

Показатели достаточности  нормативного капитала остаются высокими (19,76% по состоянию на 01.07.2010 г.), что обусловлено как структурой и размером нормативного капитала системы, так и высоким удельным весом ликвидных активов. По состоянию на 01.07.2010 г. нормативный капитал банковского сектора в 3,7 раза превышает проблемную задолженность по кредитам (на начало 2010 года – в 4,4 раза).

В І полугодии 2010года прирост обязательств банковской системы  Республики Беларусь составил 16%, что, прежде всего, было обусловлено привлечением средств за счет эмиссии долговых ценных бумаг крупнейшими банками страны, стабильной положительной динамикой клиентских ресурсов, а также дополнительным финансированием со стороны Центробанка и нерезидентов. Около 70% пассивов банковской системы номинировано в национальной валюте, поэтому умеренная девальвация рубля не оказала существенного влияния на динамику пассивной базы. Структура обязательств банковской системы Республики Беларусь приведена в таблице ниже.

 

Таблица 3.2. – Обязательства банковской системы Республики Беларусь, млрд. рублей

Пок-ль, млрд. рублей

01.01.2009

01.10.2009

01.01.2010

01.04.2010

01.07.2010

Средства НБРБ

3 238

7 896

8 437

9 183

12 418

Кредиты и другие средства банков

9 682

10 929

13 111

12 519

14 168

Средства клиентов

39 468

42 926

46 214

45 865

49 135

Ценные бумаги, выпущенные банками

944

1 917

2 132

4 218

5 928

Прочие обязательства

803

1 139

1 011

801

897

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

54 135

64 808

70 904

72 586

82 545


Примечание – Источник [13]

 

Что касается чистых активов банковской системы, в І полугодии 2010года они увеличились на 15%, что было обусловлено, прежде всего, кредитованием предприятий и населения, ростом инвестиционных вложений, а также накоплением значительного объема средств (включая специальные резервы) на счетах в НБРБ. Активы, подверженные кредитному риску, за указанный период увеличились на 12%.

Отдельные белорусские  банки продолжают участвовать в  финансировании экономики страны в рамках различных государственных программ. Возмещение государством заемщикам части процентов за пользование кредитами уменьшает долговую нагрузку последних при обслуживании банковских долгов. Так предельный размер средств, предусмотренный Бюджетом на возмещение юридическим лицам части процентов за пользование банковскими кредитами в 2010 году составляет 690 млрд. рублей. Это положительно влияет на уровень обслуживания банковских кредитов и поддерживает спрос на банковское финансирование в стране. Вместе с тем, использование дотационных программ может быть ограничено в будущем в рамках сотрудничества с международными финансовыми организациями (в т.ч. МВФ), что негативно повлияет на платежеспособность тех заемщиков, ликвидность которых поддерживалась за счет ресурсов из целевых дотационных фондов. В случае сворачивания государственной поддержки различных отраслей экономики (которая на текущий момент осуществляется через государственные банки), не исключены изменения в структуре активов банков и ухудшение уровня обслуживания долга рядом заемщиков [14].

По сравнению с предыдущим полугодием общий объем новых банковских займов клиентам в І полугодии текущего года увеличился на 10% и составил 49,8 трлн. рублей. Основной объем новых кредитов был предоставлен негосударственным компаниям. Объем новых кредитов госкомпаниям за шесть месяцев 2010 года составил 12,2 трлн.рублей, населению – 5,6 трлн. рублей (предоставление гражданам валютных кредитов ограничено на законодательном уровне с прошлого года) [14].

Кредитный портфель банковского сектора Республики Беларусь на начало ІІ полугодия 2010 года составляет 76% активов банковской системы, а его прирост с начала года составил 12%. Прирост портфеля наблюдался как в сегменте кредитования граждан (соответствующая задолженность с начала года увеличилась на 15% или 2,4 трлн.рублей), негосударственных нефинансовых компаний (прирост составил 14% или 4,67 трлн. рублей), а также госкомпаний. Вместе с тем, кредитование последних носило ограниченный характер – соответствующий портфель с начала года увеличился на 7% (на 1,17 трлн.рублей), а удельный вес кредитов госкомпаний в общем кредитном портфеле не превышает 25%. В целом структура кредитного портфеля банковского сектора значительных изменений не претерпела, а его качество остается приемлемым. В целом по банковской системе страны уровень проблемной задолженности не существенный, в т.ч по строительной отрасли – 1,7%, промышленности – 1,5%. Удельный вес проблемной задолженности в других отраслях не превышает 1% [14].

Работая в относительно стабильном правовом поле и экономических  условиях, белорусские банки обеспечивают умеренную отдачу на вложенные ресурсы. Чистая прибыль банковской системы Республики Беларусь за І полугодие 2010 года составила 0,81 трлн. рублей, что на 64% больше, чем за предыдущее полугодие. За анализируемый период убыточной была деятельность 4 из 31 банка, а общий объем их убытков был несущественным и не оказывал значительного влияния на консолидированный финансовый результат банковской системы [14].

Что касается проблем в банковской системе Республики Беларусь, Национальный банк в докладе «Финансовая стабильность в Республике Беларусь в 2009 году» подвел итоги развития отечественной экономики и финансовой системы.

В 2009 году на преодоление  кризиса белорусские власти бросили  огромные ресурсы. На фоне падения внешнего спроса правительство решилось на беспрецедентную накачку экономики внешними и внутренними кредитами.

Несмотря на это, несбалансированность внешнеторговых операций сохранилась, что во многом стало результатом продолжающегося опережающего роста внутренних расходов по сравнению с ростом производства и недостаточной эффективности экономики.

Частные инвесторы  в страну не шли, поэтому весь груз получения внешних кредитов пришелся на органы госуправления и денежно-кредитного регулирования. Эти ресурсы направлялись на финансирование инвестиционных проектов преимущественно госпредприятий. В результате объем долгов резко увеличился.

Поскольку внешний  спрос стагнировал, предприятия  сокращали объемы продаж, прибыли и рентабельность.

Рекапитализация крупнейших банков в конце 2008 года оказала  только краткосрочный положительный эффект на состояние банковского сектора, а общий уровень его подверженности рискам неуклонно возрастал. И даже после оказанной государством в декабре 2009 года поддержки по восстановлению рублевой ликвидности общий уровень подверженности банковского сектора рискам на 1 января 2010 года оказался сопоставимым с его значениями в начале декабря 2008 года [15].

Внешняя несбалансированность не только сохранилась, но даже увеличилась до уровня, представляющего угрозу макроэкономической и финансовой стабильности. Уязвимость экономики усилилась. Риски стали еще более реальными, а возможность пережить безболезненно внешние шоки снизилась. При этом Национальный банк оценил намеченные и проводимые структурные реформы как недостаточные.

Вопреки оптимистическим прогнозам МВФ середины 2009 года сальдо внешней торговли по его итогам составило минус $7 млрд. (14,3% ВВП), что на 11,8% больше, чем в 2008 году. Дефицит текущего счета платежного баланса составил $6,4 млрд., или 13,1% ВВП. Это на 21,7% больше, чем в 2008 году.

Информация о работе Современная банковская система Республики Беларусь: структура и особенности функционирования