Современное состояние и перспективы развития рынка банковских услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Реформа кредитной системы 1987 - 1990-х годов вызвала к жизни новые коммерческие банки и внесла элементы конкуренции в банковскую сферу. Известно, что коммерческие банки стремятся выполнять широкий круг операций и услуг для своих клиентов с тем, чтобы расширить свою доходную базу, повысить рентабельность и конкурентоспособность. При этом важно иметь в виду, что развитие банковской деятельности предполагает предоставление банковских услуг с минимальными издержками для клиентов и самого банка, использование приемлемых цен на услуги, необходимые клиентам.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика банковских услуг………………………………5
2.Традиционные банковские услуги населению:………………………....11
2.1.Безналичные расчеты. Их формы……………………………………15
3.Электронные банковские услуги населению……………………………19
4. Тенденции развития банковской системы………………………………..22
4.1. Банковские «болезни» и возможные средства их излечения………23
4.2.Решение насущных проблем –путь к успешному развитию банков..28
4.3. Основные направления ……………………………………………..36
Заключение…………………………………………………………………..38
Список используемой литературы………………………………………… 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

     Не  надо строить иллюзий насчет того, что любой опытный банкир способен разобраться во всех болезнях своего банка и вылечить его. Никакой  природный ум, даже хорошо развитый в процессе учебы в престижном специальном учебном заведении, не может предложить нечто, заменяющее знания и опыт, накопленные другими людьми в специфической области. Ведь квалификация - понятие относительное, и все мы в чем-то профессионалы, а в чем-то - дилетанты.

     Стоит лет приглашать для лечения банков зарубежных специалистов? Что касается точной диагностики, то они вряд и смогут помочь. Ряд общемировых болезней бизнеса они действительно могут знать, а вот знают ли они специфику протекания таких болезней в российских условиях - это большой вопрос. Банкирам следует учитывать, что западные специалисты обычно смело берутся помогать (за хорошие деньги), даже когда и не знакомы с нашей спецификой. Логика здесь бывает часто проста: раз российский бизнесмен приглашает для проведения такой работы и хорошо за это платит, то почему бы и не поучиться специфике работы в российских условиях. Глядишь - через какое-то время это постигнешь. Тогда и в своей стране можно прослыть экспертом по России, что сейчас модно и прибыльно. Иностранные специалисты могут быть полезны лишь тогда, когда уже точно известно, о какой болезни идет речь, какие структуры в банке, элементы или технологии надо изменить и какое зарубежное средство здесь полезно применить. Возможно, некоторым крупным банкам хотелось бы иметь собственную службу, которая занималась бы оздоровлением банковского организма. В принципе - это возможный путь, но тут надо учитывать, что самые квалифицированные специалисты в штаты таких служб не придут. Дело в том, что сильным профессионалам нужны определенная Среда и условия. Им необходимо быть независимыми от руководства банка (в смысле своего должностного положения). Только тогда они могут говорить правду, а не только то, что руководители хотели бы слышать. Нужна также постоянная и разнообразная практика, чтобы иметь хорошую базу сравнения различных ситуаций. Так что собственных специалистов иметь можно, но для серьезной диагностики обязательно следует привлекать независимых профессионалов.

     Могут возразить, что привлекать со стороны  людей, которым придется показывать банк изнутри, опасно. Это резонно. Незнакомых людей допускать к подобным делам не стоит. Здесь следует руководствоваться двумя правилами. Первое - искать действительно профессионалов, имеющих за плечами, по крайней мере, десятилетний опыт такой или аналогичной работы. И второе правило: надо начинать с малого, постепенно присматриваясь и привыкая к специалисту. Полезно стараться не терять его из поля зрения, периодически поручая хотя бы небольшую работу.

РЕШЕНИЕ НАСУЩНЫХ ПРОБЛЕМ - ПУТЬ К УСПЕШНОМУ РАЗВИТИЮ БАНКОВ

     Развитие  банка должно опираться на решение и других чрезвычайно важных проблем. Фундаментальными являются:

     1) взаимоотношения между банками и государственной властью:

     2) антимонопольная политика и развитие конкуренции в банковской сфере;

     3) банк и собственность;

     4) взаимодействие коммерческих банков с Центральным банком;

     5) направления банковской политики;

     6) кадровый потенциал банков;

     7) научные основы банковской деятельности.

     Согласно  закону о банках они "не отвечают по обязательствам государства, государство не отвечает по обязательствам   банков, кроме случаев, предусмотренных законами РСФСР". Они тесно взаимодействуют. Прежде всего, во всяком государстве создаются правовые основы банковской деятельности, задача государства состоит при этом в том, чтобы законы "работали". В жизни, однако, эти законы реализуются не полностью: Центральный банк не выполняет свою главную задачу по обеспечению устойчивости рубля; коммерческие банки в нарушение закона зависимы от органов власти  в части принятия ими решений, связанных с проведением банковских операций. Законодательная и правоохранительная функции государства должны соблюдаться в полной мере, иначе, зачем обществу нужны законы, которые не реализуются на практике. Собственно, нормально банки могут развиваться только тогда, когда в стране создано прочное денежное обращение и функционирует стабильная политическая государственная власть, юридически и экономически не ущемляющая интересы хозяйства и банков.

     В нормальной экономической ситуации (и особенно в условиях инфляции) банки осторожно относятся к потребностям бюджета, ограниченно участвуют в кредитовании его расходов. Банковское содействие государственным программам развития экономики страны осуществляется не путем огульного кредитования большей части расходов государственного бюджета и его колоссального дефицита, а посредством приобретения ценных бумаг и других обязательств государства, а также на основе кредита, его срочности и платности, изыскивая, как уже отмечалось, источники   для компенсации снижения доходности коммерческого банка.

     Важным  инструментом стимулирования банковской деятельности всегда являлась также  налоговая политика. В целом она  должна исходить из тех же принципов, которые заложены в систему взимания налогов со всех других типов предприятий. Усиленный налоговый пресс, направленный на сокращение прибыли банка, в конечном счете, скажется на развитии деятельности предприятий.

     Рациональной  в этой связи была бы дифференциация ставок налогообложения  применительно  к  отдельным  банкам,  особенно  на первоначальном этапе их деятельности. Значительная экономическая поддержка может быть оказана также посредством освобождения от налогов прибыли, направляемой на расширение   деятельности, приобретение оборудования, инвестиций в производство, пересмотра положений, регламентирующих перечень расходов, относимых  на издержки банка. В условиях резкого обострения проблемы обновления основных фондов в народном хозяйстве целесообразно продление льгот, установленных для предприятий, организаций в части погашения инновационных кредитов из прибыли до налогообложения.

     Наконец, в переходный период банки особенно нуждаются в прямых государственных  инновационных программах, предусматривающих  развитие банковского дела, в том  числе посредством разработки и  внедрения в практику новых научных рекомендаций, отвечающих потребностям развития рынка на отдельных этапах его функционирования.

     Разумеется, банки несут свою ответственность  перед государством. Их вкладом в  экономику является ускорение производства посредством денежно-кредитных инструментов. Перед законом банки отвечают при этом прежде всего по двум направлениям: во-первых, они должны держать обязательные резервы в Банке России, иметь свой страховой и резервный фонды, соблюдать установленные экономические нормативы, и, во-вторых, хранить тайну  по операциям, счетам и вкладам банка, его клиентов и корреспондентов. Здесь не должно быть иллюзий: во всем мире за банками организован довольно жесткий контроль.

     Важно, однако, чтобы центральные банки  не мешали коммерческим учреждениям, обслуживающим народное хозяйство, выполнять свои операции, не вмешивались административно. По свидетельству коммерческих банков, выступивших в сентябре 1991 года на Ассамблее российских коммерческих банков, попытка командовать ими не изжила себя. Разумеется, речь здесь не идет о той мелочной опеке, которая исходит от Центрального банка (коммерческие банки жалуются, к примеру, на то, что при их регистрации выдвигаются   все новые   и   новые мелочные   требования, установлена унизительная процедура и проч.). При всей важности этих замечаний, не в них дело, а в том, что эмиссионные банки довольно часто меняют свои экономические  нормативы,  что существенно отражается на  финансовой стороне банковской деятельности. Неустойчивость  поведения центрального банка, частая смена его важнейших экономических нормативов приводят к финансовым потерям коммерческих банков, делают неуверенной их денежно-кредитную политику. Коммерческие банки нуждаются в равных условиях при покупке централизованных     ресурсов  посредством  создания системы кредитования.

     Неуверенность Центрального банка проявляется  не только на уровне взаимоотношений  с деловыми банками, но и на макроуровне, его денежная (эмиссионная) политика грозит свести на нет все усилия по преодолению торможения общественного  развития   еще   больше   дестабилизировать экономику. За все годы, прошедшие с  начала реконструкции  наших производственных   отношений, общество так и не увидело жесткой линии государственного банка по предотвращению инфляции, не услышало слова протеста против "затратной" политики государства, оказываемого на него политического давления как эмиссионного центра, призванного укреплять денежное обращение. Создается впечатление, что наш эмиссионный банк так и не освободился от своего положения младшего брата, которому можно в любой момент приказать выполнять политику центра, даже если она не соответствует интересам укрепления денежного обращения.

     Не  исключено поэтому, что обществу придется обсудить идею надзора за   банками,   более   обстоятельно   поработать   над   банковским законодательством.

     Вторая  проблема, которая заслуживает обстоятельного анализа, это антимонопольная политика и развитие конкуренции в банковской сфере. В условиях переходного   периода важнейшим элементом   экономической политики    должно    быть    дальнейшее    разрушение    монополизма, разгосударствление собственности   на банковский капитал. Несмотря на мероприятия, проведенные в течение двух этапов банковской реформы, реорганизация банковской   системы в полной степени не завершена. Необходимо  и далее реформировать банки-гиганты  с   централизацией управления, слабой хозрасчетной самостоятельностью низовых кредитных учреждений,    сдерживающих банковский прогресс,   в конечном   счете упраздняющих конкуренцию в банковском деле; целесообразно было бы преобразовать такие банки- гиганты в специальные структуры, действующие в виде специальных государственных фондов  поддержки  хозяйств  в переходный период. Не выступая против крупных банковских структур вообще, важно здесь заметить, что их существование возможно только при условии полной   хозрасчетной   самостоятельности   их   подразделений. Наиболее емкими по степени регулирования денежного оборота должны выступать средние банки, обладающие равными возможностями при формировании материальной базы, покупке ресурсов в долг и т.п.

     Необходимо  иметь в виду, что по своей природе  банки как элементы рыночной структуры - это конкурирующие предприятия. Их сеть поэтому должна быть существенно расширена. В районах целесообразно запретить деятельность только   одного банка,   законодательно в них   должно функционировать несколько банков. В интересах конкуренции важно и еще одно условие.

     Рыночная  экономика может развиваться  в полной мере на основе многообразных  по своей деятельности банков (деловых, сберегательных, ипотечных, обществ взаимного кредита, кредитной кооперации и пр.). В перспективе банки в интересах повышения эффективности своей деятельности, с другой стороны, могут функционировать как группы,   объединяющие страховые,   аудиторские,  информационные общества, биржи, лизинговые и факторинговые компании.

     Во  всех этих случаях представляется, что сфера государственного участия  в банковском деле должна быть сохранена, однако в основном она должна концентрироваться  на формировании банковских структур, обеспечивающих реализацию государственных программ.

     В  целом  принципиально важно,  чтобы  банк как коммерческое предприятие  функционировал на базе разнообразных  форм собственности, где каждая из них  равноправна по отношению друг к  другу как на стадии открытия кредитных учреждений, так и в процессе их функционирования. С позиции собственности в банковской сфере в стране поэтому могут развиваться самые разнообразные типы банков; акционирование их капитала, однако, должно пойти более высокими темпами, создавая большую заинтересованность в повышении результатов банковской деятельности. Концептуально важно также,   чтобы были созданы экономические условия для привлечения иностранного банковского капитала, совместных банковских   структур, формирования свободных банковских зон, которые не только содействуют развитию регионов, но и снижают бремя государственных расходов, создают стабильный канал валютных поступлений, расширяют ссудный фонд.

     Существенной   задачей  является дальнейшее   развитие структуры собственности в банковском деле. Видимо, в перспективе необходимо пойти по пути снижения доли государственной собственности (в прямой и скрытой   форме),   дальнейшей   диверсификации   форм   собственности (образование коммунальных, частных банков и др.), формирования смешанной формы собственности республик на банковский капитал и, что немаловажно, - повышение доли мелких акционеров в уставных фондах.

     Важно, чтобы с учетом развития конкуренции  и в интересах своей большей    стабильности    банки    признали    целесообразным      на консолидированной основе создать  фонды поддержки  как на уровне экономического региона, так и в целом. Перспективными на данном этапе становятся   банковские   союзы, лига   коммерческих банков   России, координирующие деятельность по реализации программ общебанковского характера,   исследующие   перспективу   развития   банковского продукта.

Информация о работе Современное состояние и перспективы развития рынка банковских услуг