Современное состояние и развитие банковской системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение теоретических аспектов функционирования банковской системы в национальной экономике.
Для достижения поставленной цели автором разработаны задачи:
- изучить особенности функционирования банковской системы в рыночных условиях
- провести анализ основных показателей российской банковской системы и ее влияния на макроэкономическое состояние
- определить основные пути совершенствования российской банковской системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
1 ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ ………6
1.1 Типы банковской системы и их характеристика …………………………………6
1.2 Организационная структура, характеристика элементов и роль банковской системы РФ в экономике. Правовое регулирование банковской системы ………9
1.3 Цели, задачи и функции Банка России и коммерческих банков и их роль в экономике ……………………………………………………………………………….12
2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ ………………………………………………………………………...18
2.1 Исторические аспекты развития банковской системы России …………………..18
2.2 Характеристика количественных показателей современной банковской системы Российской Федерации ………………………………………………………………….20
2.3 Характеристика основных макроэкономических показателей банковского сектора Российской Федерации …………………………………………………….33
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ …………………………………………………….38
3.1 Совершенствование регулятивной базы как основы развития банковской системы ……………………………………………………………………………….38
3.2 Роль Агентства по страхованию вкладов в предупреждении банкротства банков и обеспечении устойчивости банковской системы ………………………………..41
3.3 Развитие системы банковского регулирования и банковского надзора в РФ как направление совершенствования и развития банковской системы России ……..48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………...53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………55

Работа содержит 1 файл

курсовая деньги,кредит,банки.docx

— 421.20 Кб (Скачать)

 

Ключевую  роль в системе страхования вкладов  в Российской Федерации играет «Агентство по страхованию вкладов», которое  является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией, Фонд которой формируется за счет страховых  взносов, а также за счет доходов, получаемых Агентством от размещения денежных средств, средств от выпуска  эмиссионных ценных бумаг и других законных поступлений. К числу участников системы также относятся вкладчики, т.е. физические лица, заключившие с  банком договор банковского вклада или договор банковского счета, либо лицо, в пользу которого внесен вклад, банки, имеющие право на осуществление  операций с физическими лицами, органы исполнительной власти Российской Федерации  и Банк России при осуществлении ими функций.

Помимо  субъектов, названных в качестве участников системы страхования  вкладов, к их числу можно причислить и Правительство Российской Федерации, которое имеет право осуществлять управление системой страхования вкладов  и контроль за ее функционированием  путем участия его представителей в совете директоров Агентства.

Основой деятельности государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» можно считать миссию, которую  государственная корпорация выполняет для общества – уверенность населения в сохранности собственных сбережений в российских банках, а также защита законных интересов и прав вкладчиков при санации или ликвидации кредитной организации.

В соответствии с Федеральным законом от 27 октября  2008 г. № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года», а также Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» Агентство реализует возложенную на него государством миссию посредством выполнения трех взаимосвязанных функций:

· страхование  банковских вкладов;

· осуществление  мер по предупреждению банкротства  банков;

· управление ликвидационными процедурами в несостоятельных кредитных организациях [13, 113].

Выполняя  эти функции, Агентство способствует повышению доверия общества к  банковской системе, укреплению финансовой и социальной стабильности в стране. Ключевые принципы, которыми руководствуется  Агентство в своей деятельности – социальная направленность, прозрачность и финансовая ответственность.

Как уже  отмечалось, основной задачей системы  обязательного страхования банковских вкладов является защита сбережений населения, размещаемых во вкладах  и на счетах в банках, а также  в соответствии с функциями Агентства  основную цель государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» можно сформулировать следующим  образом: обеспечение постоянной эффективной  защиты вкладчиков от потери застрахованных вкладов. Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» в соответствии со статьей 7.1 Закона о некоммерческих организациях является некоммерческой организацией, учрежденной Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Таким образом, основополагающим в деятельности Агентства и будет именно социальный и общественно важный характер деятельности. Достижением указанной цели будет являться предоставление вкладчикам банков быстрого доступа к их застрахованным средствам при наступлении страхового случая. Именно поэтому для государства важно поддерживать высокое доверие населения к банковскому сектору, чтобы аккумулировать сбережения физических лиц в банковской системе и впоследствии инвестировать привлеченные средства в национальную экономику. Для вкладчиков важным является уверенность в том, что в случае банкротства кредитной организации государство выступит главным гарантом возврата застрахованных средств, а процедура возврата вкладов не займет у вкладчика много времени и сил.

Важным  является тот факт, что уровень  размера страхового возмещения должен защищать интересы массового вкладчика, соответствовать социальным и экономическим  условиям в стране, а также финансовым возможностям системы страхования  вкладов.

Нужно отметить, что деятельность Агентства по осуществлению  функций по обязательному страхованию  вкладов, оказывает влияние на систему  страхования вкладов, которая, в  свою очередь, влияет на рынок вкладов  и на поведение населения. Следовательно, деятельность государственной корпорации по обязательному страхованию вкладов  оказывает влияние на рынок вкладов  и на поведения населения, через  финансовую устойчивость системы страхования  вкладов [15, 448].

Характер  влияния деятельности Агентства  на рынок вкладов можно проанализировать через следующие параметры:

1) динамика  и темпы прироста вкладов физических  лиц;

2) доля  денежных доходов населения, использованная  на сбережения во вклады;

3) изменение  временной структуры вкладов  населения;

4) изменение  структуры вкладов населения  по размеру вкладов;

5) изменение  долей крупных, средних и мелких  банков на рынке вкладов.

6) изменение  отношения населения к банковской  системе согласно социологическим  исследованиям.

В действующей  редакции Федерального закона «О страховании  вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» возмещению подлежит 100% суммы вкладов в банке, не превышающей 700 тыс. рублей.

Тенденции в системе страхования вкладов  оказывают влияние на динамику изменений  размера страхового возмещения по вкладам  в России. Вначале он составлял 100 тыс. рублей, затем – с 9 августа 2006 года – был увеличен до 190 тыс. рублей. В марте 2007 года принят федеральный  закон, в соответствии с которым  максимальная сумма возмещения по вкладам  устанавливается в размере 400 тыс. руб.

В практике работы Агентства для оценки оптимального размера страхового возмещения используется система экономических и финансовых параметров. Для оценки адекватности размера страхового возмещения и  определения целесообразности его  корректировки применяются три  ориентира:

1) экономический,  означающий, что размер страхового  возмещения должен соответствовать  уровню развития экономики страны  и доходам населения;

2) социальный  показатель, в соответствии с  которым система страхования  вкладов должна отвечать интересам  подавляющего большинства населения;

3) показатель  страховой ответственности, характеризующий  соответствие целей и масштабов  страхования вкладов через оценку  размера страховой ответственности  системы по отношению к общей сумме вкладов.

Для эффективной  реализации своих функций, а также  реализации своей миссии Агентство  обеспечивает финансовую устойчивость системы страхования вкладов, оперативно реагирует на риски, представляющие угрозу для фонда обязательного страхования вкладов.

Финансовая  устойчивость системы страхования  вкладов обеспечивается имуществом Агентства и средствами федерального бюджета. Для обеспечения финансовой устойчивости системы страхования  вкладов федеральным законом  о федеральном бюджете на соответствующий  год устанавливаются право Правительства  Российской Федерации выдавать бюджетные  кредиты и осуществлять заимствования, предельный объем указанных заимствований, а также предельный объем соответствующих  расходов федерального бюджета.

Агентство осуществляет постоянный мониторинг достаточности  уровня страховой защиты и обеспечивает свою постоянную организационную, технологическую  и финансовую готовность к быстрой  и четкой выплате страхового возмещения, размер которого должен соответствовать  социальным и экономическим условиям в стране, а также финансовым возможностям системы страхования вкладов [16, 339].

Федеральным законом от 28 октября 2008 г. № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» (статья 1) определено: «В целях поддержания стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов банков при наличии признаков неустойчивого финансового положения банков, выявлении ситуаций, угрожающих стабильности банковской системы и законным интересам вкладчиков и кредиторов банков, Банк России и государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» вправе осуществлять меры по предупреждению банкротства банков, являющихся участниками системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

Второй  целью деятельности государственной  корпорации «Агентство по страхованию  вкладов» является осуществление мер  по предупреждению банкротства банков с максимальным использованием возможностей частных инвесторов. Под предупреждением  банкротства понимается комплекс мер, включающих финансовое оздоровление, назначение временной администрации либо реорганизацию кредитной организации. Меры по финансовому оздоровлению разрабатываются по инициативе учредителей, а также по требованию Банка России. К этим мерам, в частности, относятся оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами, изменение структуры активов и пассивов кредитной организации, изменение организационной структуры кредитной организации, приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств.

Для реализации данной цели государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» проводит обследования проблемных банков, оценивает систему управления их активами и обязательствами, подбирает  инвесторов и контролирует выполнение плана санации кредитных организаций. Особое внимание уделяется обеспечению  возврата средств, направленных на осуществление  процедур финансового оздоровления банков.

Третьей целью деятельности государственной  корпорации «Агентство по страхованию  вкладов» является максимально эффективное  удовлетворение требований кредиторов при минимизации сроков проведения процедур конкурсного производства (ликвидации). Агентство осуществляет меры, направленные на получение выручки  от продажи активов несостоятельных  банков, в том числе за счет расширения круга потенциальных приобретателей активов несостоятельных банков, внедрения механизма передачи имущества  и обязательств ликвидируемых банков.

Следует отметить, что имущество Агентства  формируется в том числе за счет доходов, получаемых Агентством от размещения (инвестирования) денежных средств, а при осуществлении  функции по обязательному страхованию  вкладов государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» размещает и (или) инвестирует временно свободные денежные средства фонда  обязательного страхования вкладов. Временно свободные денежные средства ликвидируемых кредитных организаций  являются также активами Агентства  и могут быть размещены в доходные финансовые инструменты.

Как некоммерческая организация Агентство не имеет  извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Вместе с  тем Агентство осуществляет размещение или инвестирование временно свободных  средств с целью пополнения Фонда  обязательного страхования вкладов. Фонд принадлежит Агентству на праве  собственности, а имущество Фонда  предназначено исключительно для  финансирования выплаты возмещения по вкладам. Управление инвестиционной деятельностью является неотъемлемым условием достижения целей государственной  корпорации. К примеру, объемы размещенных (инвестированных) средств государственной  корпорации «Агентство по страхованию  вкладов», а также Фонда обязательного  страхования вкладов увеличились  с 18,3 млрд. рублей в 2005 г. до 197,3 млрд. рублей в 2008 г. По результатам деятельности за 2009 год нераспределенная прибыль в сумме 13,5 млрд. руб. в соответствии с действующим Порядком финансирования расходов и использования прибыли Агентства, утвержденным Советом директоров, направлялась на пополнение фонда и средств имущественного взноса Российской Федерации, которые используются при реализации мер по предупреждению банкротства кредитных организаций.

Наконец, главным условием достижения поставленных целей будет выступать эффективная  система управления деятельностью  государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», включающая квалифицированный управленческий персонал, действенную систему принятия управленческих решений, разделение полномочий в принятии решений, технологическая  модернизация и повышение производительности труда в Агентстве. Важнейшей  задачей на настоящее время является внедрение в государственной  корпорации «Агентство по страхованию  вкладов» современной модели управления, обеспечивающей эффективное осуществление  функций и полномочий Агентства [14, 45].

 

3.3 Развитие  системы банковского регулирования  и банковского надзора в РФ  как направление совершенствования  и развития банковской системы  России

 

Банк  России уделяет значительное внимание совершенствованию нормативных актов, регулирующих деятельность кредитных организаций. Эта работа велась с учетом вступивших в силу изменений в действующее банковское законодательство, затронувших вопросы банковского надзора, регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности, предупреждения несостоятельности (банкротства) и упорядочения процедур ликвидации кредитных организаций.

Одним из наиболее важных решений стало принятие Банком России нормативных актов, направленных на повышение качества капитала кредитных  организаций. При выявлении фактов формирования источников основного  и (или) дополнительного капитала (их части) с использованием инвесторами  ненадлежащих активов Банк России направляет в кредитную организацию требование об исключении указанных источников собственных средств (их части) из расчета  капитала. Вводится требование об использовании  в целях расчета обязательных нормативов деятельности кредитных  организаций размера собственных  средств (капитала), определенного по результатам проведения оценки Банком России, а также об отражении уточненного  размера собственных средств  в отчетности кредитных организаций  и банковских групп.

Определена  процедура предъявления к кредитным  организациям требования о корректировке  капитала и последовательность действий подразделений Банка России при  выявлении фактов либо при знаков формирования источников собственных  средств (капитала) или их части с  использованием инвесторами ненадлежащих активов.

Банком  России проведена работа по внедрению  в нормативную базу подходов к  созданию резервов на возможные потери, соответствующих международной  практике. Вступившее в силу с 1 марта 2004 года Положение Банка России от 09.07.03 № 232П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» предусматривает дальнейшее применение профессионального суждения при оценке качества активов, учет при создании резервов высоколиквидного обеспечения, введение критерия существенности, позволяющего кредитной организации формировать резерв по портфелю однородных требований (обязательств), несущественных с точки зрения объемов деятельности, без вынесения профессионального суждения по каждому элементу в отдельности.

Информация о работе Современное состояние и развитие банковской системы Российской Федерации