Современные денежные системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:48, контрольная работа

Описание работы

Деньги представляют собой неотъемлемый элемент нашего повседневного бытия. Современный человек не может представить себе рыночную экономику без денежного обращения. С другой стороны население страны воспринимает выпускаемые в обращении бумажные деньги как общепризнанное средство обмена. Люди признают за «кусками бумаги» способность играть роль денег в экономике, поскольку они доверяют правительству, пологая, что оно не будет употреблять своим монопольным положением эмитента денег и сохранит бумажные деньги редким благом. Поэтому говорят, что современная денежная система носит фидуциарный характер

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ДЕНЕЖНЫХ СИСТЕМ, ТИПЫ ДЕНЕЖНЫХ СИСТЕМ
1.1 Принципы организации современной денежной системы
1.2 Элементы денежной системы
1.3 Эволюция типов денежных систем
1.3.1 Денежные системы, основывающиеся на металлических деньгах
1.3.2 Система бумажно-денежного обращения
2 СОВРЕМЕННЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
2.1 Денежной системы США
2.2 Денежная система Евросоюза
3 ИСТОРИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ РЕФОРМ В РОССИИ
3.1 Денежные реформы Московского княжества и дореволюционной России

3.1.1 Денежные реформы Елены Глинской (1534 г.)

3.1.2 Реформа Алексея Михайловича Романова (1654 г.)

3.1.3 Финансовая реформа Петра I (1700—1718 гг.)

3.1.4 Выкуп легковесной монеты (1730-1755 гг.)

3.1.5 Первые бумажные деньги России (1769 г.)

3.1.6 Реформы Николая I (1839—1843 гг.)

3.1.7 Денежная реформа С. Ю. Витте (1897 г.)

3.2 Денежные реформы в СССР

3.2.1 Денежная реформа 1922—1924 гг.

3.2.2 Денежная реформа 1947 г.

3.2.3 Денежная реформа 1961 г.

3.2.4 Павловская реформа (1991 г.)

33.3 Денежные реформы в России

3.3.1 Денежные реформы 1993 г.

3.3.2 Деноминация 1998 г.

4 ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА РОССИИ: СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
4.1Становление денежной системы в России
4.2. Современное состояние денежной системы РФ
4.2.1Состояние денежной сферы в 2009 г.
4.2.2 Инструменты денежно-кредитной политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Работа.doc

— 336.50 Кб (Скачать)

     США имеет сильную рыночную экономику, которая развивалась не одну сотню  лет.

     Для начала стоит отметить, что официальной  денежной единицей США является доллар. В Америке функции Центрального Банка выполняет Федеральная резервная система США (ФРС). Федеральная Резервная Система состоит из рабочих органов трёх уровней – Совет Управляющих ФРС; двенадцать Федеральных Резервных банков; приблизительно 6000 банков-членов ФРС. Кроме того, в ФРС входят как составная часть два комитета: Федеральный Комитет Открытого Рынка (ФКОР) и Федеральный Консультационный Совет. Федеральная резервная система независимая организация. Она не может быть упразднена по прихоти президента, конгресс тоже не может изменить ее роль и функции иначе, как специальным  законодательным актом. Длительные сроки полномочии членов Совета имеют целью защитить и изолировать их от политического давления.

     Коммерческий  банк, обратившийся с просьбой о  приёме в Федеральную Резервную Систему и допущенный к членству в ней, становится банком-членом ФРС. По закону все национальные банки должны вступать в Федеральную Резервную Систему. Штатные банки могут вступить в систему по желанию и если они соответствуют требованиям, предъявляемым Федеральной Резервной Системой к банкам-членам. Сейчас около 10% банков штатов являются банками-членами ФРС. На долю банков-членов приходится только 40% общего числа коммерческих банков, однако их доля в общем объёме активов коммерческих банков значительно больше.

       ФРС подотчетна конгрессу США,  а не одной из его палат. Законодательство же США предусматривает практически непрерывную открытость и подотчетность работы Федеральной резервной системы. Баланс ФРС публикуется не раз в месяц, а каждую неделю, по четвергам. В пятницу он перепечатывается и комментируется практически во всех ежедневных газетах по всей стране. Отчет о своей деятельности, анализ хозяйственной ситуации, основные цели кредитно-денежной политики ФРС представляет конгрессу не раз в год, а дважды в год. Цели кредитно-денежной политики должны быть согласованы с конгрессом, если текущая ситуация требует внести в них коррективы; обоснование этих корректив также должно быть изложено руководством ФРС конгрессу. В законе о ФРС говорится: «Ничто в данном акте не будет истолковано как требующее осуществления целей и планов относительно денежных и кредитных агрегатов, если Совет управляющих (ФРС) и Комитет по операциям на открытом рынке решат, что данные цели и планы не могут быть достигнуты из-за изменившихся условий: в случае, если только Совет управляющих изложит причины пересмотра или отклонения от таких целей и планов».

     Связующим звеном между руководством ФРС и  общественностью является также Федеральный консультативный совет из 12 членов, по одному от каждого резервного округа, избираемому ежегодно от каждого резервного банка советом его директоров из числа местных банкиров. Консультативный совет собирается не реже 4 раз в год, обсуждает совместно с Советом управляющих состояние экономики, кредита и денежного обращения, вносит свои рекомендации по вопросам деятельности ФРС.

     Гибкая  денежная система должна обеспечиваться соответствующей системой рефинансирования. Важной составляющей системы рефинансирования должен стать переучет векселей. В США создание действенного механизма переучета векселей было одной из основных целей основания Федеральной резервной системы в 1913 году. Переучет векселей оставался важным механизмом снабжения хозяйства деньгами до 1977 года, залог векселей сохранялся до 1984 года.

     При распределении прибыли ФРС американские законодатели исходили из того, что главный источник этой прибыли - исключительное право денежной эмиссии, предоставленное центральному банку государством, следовательно, и прибыль центрального банка принадлежит государству, она не является результатом усилий центрального банка. В настоящее время 95% прибыли ФРС перечисляется в бюджет (законодательство требует перечисления не менее 90%). Служащие ФРС собственной коммерческой деятельностью заниматься не могут.

     Перейдем  к законодательному регулированию  деятельности Центрального банка. В США такое регулирование направлено на решение следующих задач:

  • контроль над направлением использования средств, предоставленных в ссуду коммерческим банкам,
  • недопущение использования этих средств в спекулятивных и «иных ненадлежащих целях»,
  • дифференциация централизованных кредитов по их целям (поддержание ликвидности коммерческих банков,
  • удовлетворение сезонного спроса на кредит и денежную массу,
  • преодоление банками чрезвычайных неблагоприятных обстоятельств).

     В США  все коммерческие банки не могут использовать привлеченные средства Бесконтрольно, в отличие от банков России. 

     2.2 Денежная система Евросоюза 

       Евросоюз – это союз независимых государств, объединивших свои усилия для создания единого пространства свободы, безопасности и справдливости, устойчивого развития, экономического и социального прогресса для своих граждан. Объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор).

     Евро (euro) – единая денежная единица Европейского Сообщества. Евро создано ЕС с целью  достижения высшей формы экономической  интеграции между государствами  – экономического и валютного  союза, для которого характерно сочетание  единого рынка с единой валютой.

     Как денежная единица евро введено 1 января 1999, когда 11 государств Европы, составляющие Европейский монетный союз, перешли на расчеты в евро, сделав национальные валюты дробным эквивалентом единой валюты.

     С 1 января 2002 пущены в обращение банкноты и монеты (евро и евроценты), постепенно заменившие валюты стран-членов еврозоны. Эмиссией банкнот занимается система центральных банков стран еврозоны, монеты чеканят национальные монетные дворы. Этим объясняется общий дизайн банкнот и различие внешнего вида монет.

     Евро  находится в обращении в государствах-членах ЕС(Австрия (1995), Бельгия (1957), Болгария (2007), Великобритания (1973), Венгрия (2004), Германия (1957), Греция (1981), Дания (1973), Ирландия (1973), Испания (1986), Италия (1957),Кипр (2004), Латвия (2004), Литва (2004), Люксембург (1957), Мальта (2004), Нидерланды (1957), Польша (2004), Словакия (2004), Словения (2004), Португалия (1986), Румыния (2007), Финляндия (1995), Франция (1957), Чехия (2004), Швеция (1995), Эстония (2004)),  а кроме того, евро является денежной единицей и в ряде государств, не входящих в ЕС: Андорре, Ватикане, Монако и Сан-Марино.

     Во  всех этих государствах евро полностью  заменил бывшие национальные денежные единицы. Во всех вышеуказанных государствах евро является единственным законным средством платежа. Греция перешла на евро в безналичном виде с 1 января 2000 года.

     С 1 января 1999 г. все национальные денежные единицы вышеуказанных государств-членов ЕС перестали выставляться на международных финансовых рынках, а их место занял евро. Курсы обмена национальных денежных единиц на евро были безвозвратно закреплены Советом Европейского Союза 31 декабря 1998 года.

     Также с 1 января 1999 г. евро заменил собою  ЭКЮ – условную расчетную единицу Европейского Сообщества, представлявшую собой корзину валют всех государств-членов ЕС.

     Три государства-члена ЕС, не перешедшие на евро: Великобритания, Дания и  Швеция могут добровольно перейти  на него в любой момент, в случае, если они того пожелают, и если их экономика будет соответствовать требованиям, закрепленным в Договоре об учреждении Европейского Сообщества. Все эти государства заявили о том, что при принятии решения о переходе на евро, они проведут у себя референдумы. Референдум, который был проведен в Дании в 2000 г. показал, что большинство населения этой страны против перехода не евро. Основной причиной такого решения было желание сохранить свою денежную единицу – датскую крону, в качестве символа своего суверенитета. Курс денежных единиц государств-членов ЕС, не перешедших на евро, по отношению к евро определяется в рамках специального Механизма обменных курсов 2, созданного Европейским Советом.

     Основной  институционной структурой, созданной  Европейским Сообществом, которая определяет и осуществляет единую денежную политику Европейского Сообщества и отвечает за эмиссию евро является Европейская Система Центральных Банков (ЕСЦБ). Она состоит из Европейского Центрального Банка (ЕЦБ) и центральных банков государств-членов ЕС. Все центральные банки государств-членов ЕС являются неотъемлемой частью ЕСЦБ.

     Основным  принципом организации ЕСЦБ является обеспечение ее функционирования органами ЕЦБ, наделенными правом принимать  решения. Важнейшими особенностями  ЕСЦБ является то, что управление ЕСЦБ осуществляется органами управления ЕЦБ, полномочия ЕСЦБ тоже осуществляются ЕЦБ, а также то, что в отличие от ЕЦБ и центральных банков государств-членов, ЕСЦБ не является юридическим лицом.

     Анализ  правового положения ЕСЦБ позволяет  говорить о том, что ЕСЦБ по своей сущности представляет собой иерархическую комплексную систему отношений, складывающихся между Европейским Центральным Банком и центральными банками государств-членов ЕС по поводу достижения целей и задач, поставленных перед ЕСЦБ. Главенствующая роль в этих отношениях принадлежит ЕЦБ.

     Задачи, стоящие перед ЕСЦБ определяются ее целями. Они четко определены в Договоре об учреждении Европейского Сообщества. Главной целью ЕСЦБ является поддержание стабильности цен. Осуществляя  все остальные свои цели и выполняя свои задачи, ЕСЦБ, прежде всего, должна заботиться о выполнении этой задачи. Только не вступая в противоречие со своей основной целью, ЕСЦБ должна осуществлять свою вторую цель – поддержку общей экономической политики Сообщества с целью достижения общих задач, стоящих перед ЕС.

     Для выполнения этих целей перед ЕСЦБ ставятся такие задачи как: определение  и проведение в жизнь валютной политики Сообщества; ведение международных  обменных операций; владение и распоряжение официальными резервами иностранной  валюты государств-членов ЕС; содействие правильному функционированию системы платежей; помощь в проведении компетентными органами политики разумного надзора за кредитными учреждениями и за стабильностью финансовой системы.

     Европейский Центральный Банк является руководящим  органом ЕСЦБ. Его функциями являются разработка и осуществление единой валютной политики государств-членов ЕС, перешедших на евро, разработка решений и принятие нормативных актов, необходимых для реализации задач ЕСЦБ, консультирование институтов Европейского Сообщества и органов государств-членов ЕС, по вопросам своей компетенции, ведение статистической отчетности, представление ЕСЦБ в международных организациях, эмиссия банкнот евро, осуществление валютных операций ЕСЦБ совместно с центральными банками государств-членов, составление и опубликование ежегодного доклада о деятельности ЕСЦБ и финансового отчёта ЕСЦБ, выполнение задач в сфере разумного контроля над кредитными организациями, а также обеспечение функционирования Механизма обменных курсов 2.

     Высшим  органом ЕЦБ является Управляющий совет, состоящий из членов Исполнительного комитета ЕЦБ и управляющих центральными банками государств-членов, перешедших на евро, который принимает наиболее важные решения, включая определение единой валютной политики ЕС. Постоянное руководство деятельностью ЕЦБ осуществляется Исполнительным комитетом, который состоит из Президента ЕЦБ, Вице-президента ЕЦБ и четырех других членов. До тех пор, пока не все государства-члены ЕС перешли на евро, для взаимодействия с центральными банками таких государств в ЕЦБ существует Общий совет, в который входят члены Исполнительного комитета ЕЦБ, а также управляющие всех центральных банков государств-членов ЕС. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 История проведения денежных реформ в России 

     Правительство любой страны может изменить установленный ранее масштаб цен. Такое изменение называется денежной реформой, поскольку это понятие включает ревизию национальной валюты путем введения новой денежной единицы или значительные изменения в существующей системе.

     Современная денежная система России имеет длительную историю. Серебряные деньги находились в обращении еще в Древней Руси. В XI-XII вв. монеты были частично заменены платежными слитками из серебра, именуемыми гривнами. Первоначально рубль был синонимом гривны, позднее название денежной единицы закрепилось за рублем, весовой единицы — за гривной. Платежные слитки в форме гривен и полугривен, рублей и полтин, будучи неразменными, обслуживали лишь крупные оптовые сделки, поэтому объективной необходимостью было появление монет, используемых в розничной торговле. 

     3.1 Денежные реформы Московского княжества и дореволюционной России 

     Вторая половина XIV в. является началом монетного обращения на Руси. В строго определенном количестве монеты стали чеканиться на монетных дворах Москвы, Нижнего Новгорода и Рязани. Приток серебра из-за границы позволял многим русским князьям в период удельной Руси чеканить собственные монеты. С появлением серебряных монет рубль-слиток исчез из обращения и стал исключительно счетным понятием.    

     Становление общерусской денежной системы и  денежного обращения стало возможным после присоединения в XV-XVI вв. к Москве других русских княжеств. Важную роль в формировании денежного обращения сыграла денежные реформы Елены Глинской.

Информация о работе Современные денежные системы