Спрос и предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение спроса, его функции, а также самого закона спроса.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
изучение и анализ изменения величины спроса, направлений данных изменений, выявление причин и последствий этих изменений;
классификация видов спроса;
изучение функций спроса;
изучение закона спроса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 Экономическая сущность спроса и его роль в организации деятельности предприятия
Виды и классификация спроса ………………………………………….5
Основные детерминанты спроса………………………………………..8
Влияние спроса на экономическую стратегию предприятия………….11
2 СПРОС И ЕГО ФУНКЦИЯ. ЗАКОН СПРОСА
2.1. Спрос и его функция……………………………………………………..16
2.2. Закон спроса………………………………………………………………19
3 СПРОС КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЙ РЫНКА
3.1.Спрос в условия рыночной экономики………………………………...27
3.2. Рыночное равновесие, его виды…………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..37

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа..docx

— 152.86 Кб (Скачать)

В данном случае имеется одно исключение, и это  то, что широко используется на Западе. Речь идет о потребительском кредите. Исторически кредит предоставляется  банками владельцам магазинов для  закупки товаров, частным лицам  для покупки жилья, фермерам для  выращивания урожая и производителям для финансирования производства. Однако примерно 50 лет назад банки стали  давать деньги в кредит частным лицам  для приобретения товаров, которые  используются уже в процессе оплаты или даже до того. Например, такие  крупные покупки, как автомобиль, оплачиваются в течение нескольких месяцев из ежемесячного дохода потребителя. Это замечательная практика с  точки зрения маркетинга, поскольку  она позволяет потребителю располагать  большей суммой средств для удовлетворения в краткосрочном плане своих потребностей. Конечно, в долгосрочном плане у него становится меньше средств, потому что он должен выплачивать значительно большие суммы денег в качестве процента за предоставленный кредит. Более долгосрочный эффект кредита на рынке пока еще не определен.

Если обратиться к графику на рис.3, то видно, что вся кривая сдвинулась вправо. Это означает общее увеличение реальной потребительской силы. За последние 100 лет кривая спроса перемещается вправо в основном благодаря увеличению производительности труда вследствие достижений в области технологии. Увеличение производительности труда рабочего позволило ему производить больше продукции, в результате чего он получает более значительное вознаграждение за свой труд и имеет больше средств в своем распоряжении для закупки на рынке необходимых товаров и услуг. Кроме того, в результате повышения производительности труда компания или предприятие имеют возможность снизить цену на свой продукт, что приносит пользу обществу в целом. Таким образом, цель маркетинга — приносить обществу пользу своими действиями.

Как мы уже  упоминали, информация необходима на всех уровнях компании или предприятия, чтобы знать, что происходит на рынке, и иметь возможность оперативно реагировать на эти изменения. Обеспечение  руководства информацией — это  в основном задача отдела маркетинга. Такая информация обычно включает данные о качестве продукта, реализуемом  количестве, цене, а также сведения о государственном регулировании, социальных аспектах, дизайне и форме, а особенно о том, как действуют  конкуренты. Иными словами, маркетинговая  система должна отражать все, что  происходит на рынке, в интересах  конкурентной борьбы. Вступая на рынок, предприятие попадает в очень  динамичную, нестабильную ситуацию, и  специалист по маркетингу должен всегда отдавать себе в этом отчет, пытаясь  получить как можно больше, поступившись как можно меньшим.

Итак, поскольку  менеджер по маркетингу несет ответственность  за продвижение как можно большего количества продукта на рынок, он, как  правило, стремится облегчить себе задачу, продвигая продукт по как  можно более низкой цене.

 

 

3.2. Рыночное  равновесие, его виды

 

 

Согласно  закону спроса, импульс поведению  потребителя (покупателя) задает цена предложения, по которой производитель  предлагает ему свой товар. Конечно, цена предложения – только исходная, начальная цена товара, которая затем  сталкивается с ценой спроса, т.е. той ценой, которую в состоянии  и намерен уплатить потребитель. Обычно достигается компромисс в  виде «рыночной цены» товара, по которой он действительно продается  и покупается.

Рыночную  цену называют еще «ценой равновесия», поскольку она находится на том  уровне, когда продавец еще согласен продать (по более низкой цене продажа убыточна), а покупатель уже согласен купить (по более высокой цене покупка убыточна).

Механизм  установления рыночной цены помогают уяснить графики спроса и предложения. Поскольку они качественно однородны, это позволяет совмещать эти графики

            p


 

 

 

 

 

0    Q

 

 

Уровень пересечения кривых спроса и предложения  и определяет уровень рыночной цены (цены равновесия). Это – действительно  равновесная, уравновешивающая цена, ибо  любая иная точка означает диспропорцию между платежеспособным спросом  и соответствующим ему товарным предложением.

Спрос и  предложение уравновешиваются конкурентной цены рынка, вследствие чего цена и  количество товара, продаваемого по этой цене, выступают как результат равновесия спроса и предложения.

Предположим, что цена отклонилась в пользу спроса. По этой цене число покупателей  возрастает за счет тех, которым была недоступна прежняя цена. Следовательно, возрастает и величина спроса. Но снижение рыночной цены уменьшит число продавцов  за счет тех из них, кому эта цена недоступна, так как не оправдывает  даже затраты. В результате возросшей  величине спроса будет противостоять  гораздо меньшая товарная масса. Возникает явление товарного  дефицита.

Из этого  следует, что всякий раз всякий раз, когда хотят угодить потребителю  и искусственно устанавливают более  низкую цену, следствием такого «благодеяния»  может быть только дефицит, разорение  производителей, «черный рынок» (ибо  на меньшую величину предложения  низкая цена приглашает большее количество покупателей).

То же самое произойдет, если цена отклонится в пользу продавцов. В этом случае число продавцов возрастет за счет тех из них, кто имеет большие  затраты. Следовательно, возрастет  и величина предложения. Но теперь повышение  рыночной цены уменьшит число покупателей  за счет тех, кому эта цена недоступна.

В результате возросшей величине предложения  будет противостоять гораздо  меньший платежеспособный спрос  покупателей. Возникает относительное  перепроизводство: товары есть, но по недоступной  основной массе покупателей цене.

Проигрывают также и производители, ибо при  всем желании покупатели не способны приобрести больше.

Возвращению цены к равновесному уровню могут  препятствовать только два обстоятельства:

- монополизм  продавца (или покупателя), искусственно  удерживающего цену в свою  пользу;

- административное  регулирование цен (отсюда, в частности,  видна ответственность государства  за установление цен, приводящее, как правило, к дефициту или  перепроизводству).

Таким образом, при всем, казалось бы, необъятном диапазоне  возможных цен они на классическом локальном рынке тяготеют к равновесному уровню.

Равновесная цена жестко «зафиксирована» со всех сторон:

1) по  горизонтали – стремлением участников  рынка к преодолению дефицита  или перепроизводства (изменением  количества товаров);

2) по  вертикали – стремлением к  достижению предельной выгодности (изменением уровня цен).

Понимание сущности равновесной цены позволяет  рассматривать все иные (неравновесные) цены как аномалию. Вот почему существует множество учений, которые видят  свою задачу в создании условий, обеспечивающих в рыночной экономике систему  стабильных равновесных цен (т.е. на каждом локальном рынке).

В модели классического рынка равновесная  цена формируется автоматически: конкурентно-свободный  рынок посредством конкуренции  внутри спроса и предложения, а также  между спросом и предложением способен самостоятельно (т.е. без регулирующего  вмешательства социальных институтов) установить равновесие цены и тем  самым преодолевать перепроизводство или дефицит.

Конкретные  координаты точки равновесия на конкретном локальном рынке зависят от величины спроса и предложения на данный товар.

Если  точка равновесия на данный товар  устанавливается соотношением ценоуправляемых величин спроса и предложения, то ее перемещение в рамках равновесия определяется изменением и самого спроса, и самого предложения под влиянием неценовых рыночных факторов.

Самое неприятное для всех состоит в том, что  точка равновесия может обнаружиться только на рынке, после производства, поэтому кто-то все равно останется  «за бортом». Вот почему рыночный талант производителей и потребителей – «угадать» ее. Точка равновесия – самая большая загадка в  экономике, ее анализом и предсказанием  заняты все экономисты, в ее непредсказуемости, заставляющей «крутиться» производителей и потребителей, – истоки жизни  экономики.

Между тем, «блуждание» точки равновесия вынуждает  к постоянному повышению эффективности, обеспечивающему запас рыночной прочности.

Избыточный  спрос или дефицит сопутствующий  ценам ниже цены равновесия свидетельствует, что покупателям необходимо платить  более высокую цену, чтобы не остаться без продукта. Растущая цена будет  побуждать фирмы к перераспределению ресурсов в пользу производства данного товара, и вытеснять некоторых потребителей с рынка.

Избыточное  предложение, или излишки продукции, возникающие при ценах выше цены равновесия, будут побуждать конкурирующих  друг с другом продавцов снижать  цены, чтобы избавиться от лишних запасов. Падающие цены будут подсказывать фирмам, что необходимо сократить ресурсы затрачиваемые на производство данной продукции и привлекут на рынок дополнительных покупателей.

Из этого  графика видно, что лишь при цене на исследуемый товар Р = Ро планы как покупателей, так и продавцов оправдаются полностью: покупатели запланированным оптимальным образом удовлетворят свои потребности, а поставщики получат запланированную оптимальную прибыль. Если же на рынке в данный момент существует цена Р1< P0, то это означает, что покупатели готовы купить товара в объеме Q3 (точка В на графике), тогда как продавцам выгодно поставить товара лишь в количестве Q2<Q3 (точка А на графике) - таким образом, при такой цене часть спроса останется непокрытой предложением, то есть возникнет ситуация избыточного спроса (т.е. дефицита данного товара на рынке в количестве Q3-Q2). Соответственно, если на рынке в данный момент существует цена Р2>Р0, то это означает, что покупатели готовы купить товара в объеме Q1 (точка С на графике), тогда как продавцам выгодно поставить товара лишь в количестве Q4>Q1 (точка D на графике) - таким образом, при такой цене часть предложения останется непокрытой спросом, то есть возникнет ситуация избыточного предложения (т.е. профицита, излишка данного товара на рынке в количестве Q4-Q1).1

На любую из ситуаций дефицита и профицита, когда ожидания соответственно покупателей и продавцов относительно степени удовлетворения своих потребностей не оправдались, и те и другие будут действовать исходя из соображений максимально полного удовлетворения своих интересов. Фактически к перечню уже обсуждавшихся факторов, влияющих на действия покупателей и поставщиков, добавляется еще по одному фактору, существенному для оптимизации их выбора, но этот дополнительный фактор (а именно;   фактически   имеющийся   объем   предложения   -   для действий покупателя и фактически имеющийся объем спроса - для действий поставщика) сам зависит от цены на товар.

Для выяснения действий неудовлетворенных покупателей  при дефиците исследуемого товара и неудовлетворенных поставщиков при его профиците предположим, что в отношении прочих товаров ожидания покупателей и продавцов полностью оправдались,

В случае дефицита не оправдываются  ожидания покупателей, то есть условие оптимальности набора потребленных товаров для некоторого конкретного покупателя не выполняется, В такой ситуации этот покупатель вынужден перераспределить имеющиеся у него средства между желаемыми товарами в иной пропорции, учитывающей значение предложения на данный товар. Одни покупатели могут полностью отказаться от удовлетворения потребности, связанной с недополученным товаром, но логично предположить, что среди покупателей будут такие, для кого получение данного товара в доступном при дефиците слишком малом количестве является принципиально неприемлемым. Такие покупатели перераспределят свои средства в пользу данного товара, обеспечивая появление спроса на него по более высокой цене. Ясно, что поставщику в этом случае выгодно, ориентируясь на таких покупателей, произвести дополнительное количество данного товара, поскольку возросшая цена предполагает возможность получения поставщиком дополнительной прибыли за счет роста объема производства (переход па более высокую рабочую точку на кривой предложения).

В случае профицита часть товара остается вовсе непроданной поставщиками, тогда как потребители удовлетворили потребности в соответствии со своими оптимальными предпочтениями. Чтобы возместить хотя бы часть затрат, фактически произведенных в ходе производства излишка товара, поставщик вынужден продавать излишки по более низкой цене (при меньшей цене величина спроса больше) и сокращать объем поставок (меньшая цена требует меньшего объема поставок для оптимальной прибыльности). Таким образом, в ситуации профицита существует тенденция к снижению поставщиками цен и сокращению ими объема производства, что автоматически влечет за собой увеличение величины спроса на эти более дешевые товары (более низкая рабочая точка на кривой спроса).

Таким образом, при несоответствии объема спроса объему предложения при первоначально заданной цене товара, поиск оптимального для себя выхода продавцами и покупателями приводит к изменению цены на данный товар в сторону некоторой равновесной цены, при которой спрос и предложение равны.

 

 

 

 

 

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Любой рынок состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полно удовлетворить собственные потребности при любой установленной на товар цене, однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью своего бюджета, а поставщики - ограниченностью своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение будут изменяться.

Информация о работе Спрос и предложение