Стратегия развития платежной системы страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Деятельность Банка России по совершенствованию национальной платежной системы всегда должна быть направлена на обеспечение эффективного и бесперебойного ее функционирования, способствующего укреплению финансовой стабильности в стране и эффективному проведению денежно-кредитной политики.
Создание эффективной электронной платежной системы России – одна из стратегических задач деятельности Центрального банка. Своевременность дискуссии о национальной платежной системе в сложившейся ситуации заключается в назревшей необходимости обобщения вопросов теории, критического анализа практики платежных технологий, поиске путей конвергенции традиционных и современных способов организации платежного оборота.

Работа содержит 1 файл

3 Стратегия развития платежной системы страны.doc

— 85.00 Кб (Скачать)


3 Стратегия развития платежной системы страны

 

Деятельность Банка России по совершенствованию национальной платежной системы всегда должна быть направлена на обеспечение эффективного и бесперебойного ее функционирования, способствующего укреплению финансовой стабильности в стране и эффективному проведению денежно-кредитной политики.

Создание эффективной электронной платежной системы России – одна из стратегических задач деятельности Центрального банка. Своевременность дискуссии о национальной платежной системе в сложившейся ситуации заключается в назревшей необходимости обобщения вопросов теории, критического анализа практики платежных технологий, поиске путей конвергенции традиционных и современных способов организации платежного оборота [].

В условиях глобализации в развитии национальной платежной системы обнаружились негативные тенденции, связанные с дополнительными внешними рисками, которые не могут отдаваться на откуп рыночным силам. Именно поэтому возникает насущная необходимость в нахождении компромисса между поставленными целями: экономическая эффективность отдельных расчетно-платежных комплексов и безопасность национальной платежной системы.

Современное состояние отечественной платежной системы не отвечает ее конкурентоспособности. Усиливается конкуренция со стороны небанковских платежных комплексов, таких как Visa, MasterCard, в ущерб широкому внедрению национальных проектов, хотя объем трансграничных безналичных расчетов населения незначителен.

В условиях глобализации национальных и финансовых рынков, развития современных технологий позволит реализовать следующие необходимые мероприятия:

– уделить особое внимание разработке стандартов передачи платежной информации и обеспечению непрерывности обработки платежной информации на всех этапах перевода денежных средств, в том числе с участием иностранных банков;

– стимулировать развитие национальных и трансграничных платежных систем в направлении обеспечения операционной совместимости с международными платежными системами;

– совершенствовать систему управления рисками в платежных системах;

– обеспечить полномасштабную деятельность Банка России и иных государственных органов в области наблюдения[1] и надзора[2] в национальной платёжной системе;

– обеспечить институциональное взаимодействие Банка России, Федеральной службы по финансовым рынкам и других ведомств по регулированию платежных систем, связанных с системами расчета по ценным бумагам, и осуществлению наблюдения и надзора в национальной платежной системе. 

Развитие национальной платежной системы является комплексным процессом, на который влияет целый ряд факторов. Международно-призванными считаются четырнадцать руководящих принципов Комитета по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов, сгруппированным по четырем направлениям: роль банковской системы, включая центральный банк; эффективное планирование и реализация проектов; развитие институциональной структуры; разработка надежной и эффективной платежной инфраструктуры [].

Первое направление – Роль банковской системы, включая центральный банк – объединяет два принципа:

      Сохранение за центральным банком главной роли: в силу общей ответственности центрального банка за устойчивость национальной валюты ему принадлежит главная роль в развитии использования денег в качестве эффективного платежного средства.

      Повышение роли устойчивой банковской системы: доступные конечным пользователям счета для осуществления платежей, платежные инструменты и услуги предоставляются банками и другими аналогичными финансовыми учреждениями, которые конкурируют между собой, но часто вынуждены действовать совместно в качестве системы.

Следуя первому принципу, Банк России с точки зрения существующей практики функционирования платежных систем и их дальнейшего развития играет ключевую роль, выполняя ряд функций и осуществляя деятельность, направленную на выполнение указанных функций (см. рисунок).

 

                                   функции:                                   деятельность:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок   - Сохранение за центральным банком главной роли

 

Второе направление – Эффективное планирование и реализация проектов – включает следующие принципы:

      Осознание комплексности национальной платежной системы: планирование должно основываться на всестороннем понимании всех ключевых элементов национальной платежной системы и главных факторов, влияющих на ее развитие.

      Концентрация внимания на потребностях: определение платежных потребностей всех пользователей национальной платежной системы, а также возможностей экономики и действие исходя из них.

      Установление четких приоритетов: стратегическое планирование и определение приоритетов развития национальной платежной системы.

      Реализация – это главное: обеспечение эффективной реализации стратегического плана.

Третий вектор – Развитие институциональной структуры – составляют такие принципы:

      Содействие развитию рынка: расширение и совершенствование рыночного взаимодействия при оказании платежных услуг являются ключевыми аспектами эволюции национальной платежной системы.

      Вовлечение сопутствующих заинтересованных сторон: поощрение проведения эффективных консультаций среди соответствующих заинтересованных сторон в национальной платежной системы.

      Сотрудничество в целях эффективного наблюдения: эффективное наблюдение центрального банка за платежной системой часто требует наличия механизмов сотрудничества с другими органами власти.

      Обеспечение правовой определенности: разработка прозрачной, комплексной и устойчивой правовой базы для национальной платежной системы.

Последнее (но не по важности) направление – разработка надежной и эффективной платежной инфраструктуры – включает принципы:

      Расширение доступности розничных платежных услуг: расширение доступности и выбор эффективных и безопасных безналичных платежных инструментов и услуг для потребителей, предприятий и органов государственной власти путем расширения и совершенствования инфраструктур для розничных платежей.

      Потребности бизнеса должны направлять развитие платежной системы для крупных сумм: развитие платежной системы для крупных сумм, основанной, прежде всего, на потребностях финансовых рынков и росте критичных по времени межбанковских платежей.

      Сочетание развития платежных систем по ценным бумагам и платежных систем для крупных сумм в целях обеспечения надежности и эффективности финансовой системы.

      Координация расчетов в розничных  системах, системах для крупных сумм и системах по ценным бумагам: процессы расчета в ключевых системах должно быть операционно скоординированы в целях эффективного управления взаимосвязанными потребностями в ликвидности и расчетными рисками, возникающими при их взаимодействии.

Сфера наблюдения Банка России распространяется на все элементы национальной платежной системы, а сам процесс наблюдения в национальной платежной системе реализуется посредством мониторинга элементов национальной платежной системы, их оценки и, при необходимости, инициирования изменений [см. приложение].

В соответствии с «Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов» важными элементами развития НПС Российской Федерации являются модернизация платежных инструментов и совершенствование правил осуществления платежей и переводов денежных средств в Российской Федерации с учетом международного опыта и российской банковской практики с целью повышения эффективности обработки платежей на всех этапах перевода денежных средств и сближение с международными стандартами.

Вступление в июле 2009 года в состав участников КПРС повышает возможности Банка России по внесению вклада в финансовую стабильность через усовершенствование внутренней и глобальной платежной и расчетной инфраструктуры, а также способствует поддержанию стандартов и практики регулирования, наблюдения и надзора в соответствии с развитием рынка и ростом взаимозависимости среди различных сегментов инфраструктуры финансового рынка.

Участие в КПРС БМР предполагает выполнение ряда обязательств, в том числе, периодическая публикация совместно с БМР отчетов по платежной системе.

Так, начиная с 2010 года, Банк России принимает участие в подготовке статистических данных для публикации БМР «Статистика платежных и расчетных систем в отдельных странах» (статистическое приложение к Красной книге), включающей данные стран, входящих в состав КПРС БМР.

Кроме того, предполагается участие Банка России в подготовке материалов для специализированных обследований, проводимых КПРС БМР. В частности, в начале 2010 года была осуществлена подготовка данных для отчета КПРС БМР о предоставлении услуг центральных банков инфраструктурам финансовых рынков.

Вступление в КПРС БМР предполагает также участие сотрудников Банка России в специализированных подгруппах, осуществляющих разработку международных стандартов и отчетов по различным аспектам платежных и расчетных систем. Сотрудники Департамента регулирования расчетов входят в три подгруппы: по операционному риску, по прозрачности/доступу к информации и по розничным платежам.

Департамент регулирования расчетов осуществляет деятельность по подготовке специализированного издания Банка России « Платежные и расчетные системы».

Система связанных непрерывных расчетов (CLS) – международная система для осуществления расчетов по конверсионным операциям.

При включении национальной валюты (российского рубля) в число расчетных валют CLS появляется много преимуществ:

– поддержка интернационализации валюты;

– позиционирование валюты как одной из наиболее важных расчетных валют в мире;

– национальная банковская система получает преимущества по снижению риска, повышению ликвидности и общей эффективности;

– потенциальные преимущества для национальной экономики благодаря увеличению объемов трансграничных операций и привлечению инвестиций.

С учетом мировых тенденций развития валютного рынка включение рубля в число расчетных валют CLS будет способствовать:

– консолидации продавцов иностранной валюты;

– возрастанию числа покупателей иностранной валюты и росту их активности;

– росту доли включаемой валюты в общемировом объеме валютных операций.

В последние годы Бак России совершенствовал свою платежную систему. Она стала технологически и технически прогрессивной, резко увеличилась скорость прохождения платежей, расширен спектр услуг клиентам, возрос уровень безопасности [].

В соответствии с «Концепцией развития платежной системы Банка России на период до 2015 года», для повышения эффективности функционирования платежной системы Банка России необходимо:

– централизовать осуществление расчетов, а также внедрить единый регламент функционирования платежной системы Банка России;

– централизовать функции мониторинга и оперативно управления платежной системой Банка России, в том числе, за счет внедрения единой информационно-аналитической системы платежной системы Банка России;

– преобразовать действующие системы расчетов платежной системы Банка России в единую универсальную систему расчетов, предоставляющую сервисы для срочных и несрочных платежей с использованием всех необходимых расчетных документов;

– предоставить клиентам возможность консолидации их ликвидности в платежной системе Банка России и реализовать механизм централизованного предоставления ликвидности кредитным организациям в режиме реального времени;

– обеспечить взаимодействие платежной системы Банка России с системами расчетов на финансовых рынках с использованием механизмов расчетов «поставка против платежа» и «платеж против платежа»;

– обеспечить создание условий для сквозной обработки платежной информации, в том числе, разработать форматы расчетных документов, учитывающие международные стандарты, и единый клиентский интерфейс;

– обеспечить возмещение текущих расходов на оказание платных расчетных услуг.

Основу перспективной платежной системы Банка России будет составлять единая, универсальная, централизованная на федеральном уровне многосервисная система расчетов, в которой реализуются функциональные возможности системы БЭСП и возможности действующих сервисов региональных компонент платежной системы Банка России.

Развитие платежной системы Банка России будет осуществляться в два этапа.

На первом этапе (2010-2013 годы) развития платежной системы Банка России будет обеспечена централизация расчетов на основе централизации обработки платежной информации и формирования нормативной базы централизованного осуществления расчетов. При этом будет обеспечено объединение всех региональных компонент платежной системы Банка России  в единую федеральную компоненту платежной системы Банка России. В федеральной компоненте будут реализованы сервисы для несрочных платежей, в том числе, с применением многостороннего взаимозачета встречных платежей для всех участников платежной системы Банка России, а также сервисы по управлению ликвидностью.

Информация о работе Стратегия развития платежной системы страны