Структура банковской системы и факторы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение банковской системы Республики Беларусь.
Для достижения данной цели в работе решались следующие задачи:
1.Изучить понятие банковской системы, ее уровни, задачи и функции;
2.Изучить структуру банковской системы и факторы развития;
3. Дать характеристику, изучить проблемы и перспективы развития банковской системы Республики Беларусь.

Содержание

Введение 2
1. Банковская система: уровни, задачи и функции 3
2.Структура банковской системы и факторы развития 11
3.Банковская система Республики Беларусь: характеристика, проблемы и перспективы развития 15
Заключение 26
Список использованных источников 28

Работа содержит 1 файл

Bankovskaya_sistema.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

разглашения сведений, составляющих государственную или служебную  тайну;

 признания виновным  в совершении преступления по приговору суда;

 совершения виновных  действий, которые дают основания  для утраты доверия к данному  лицу;

 в иных случаях,  предусмотренных законодательными  актами Республики Беларусь.

Совет директоров Национального  банка является исполнительным коллегиальным органом Национального банка. Председатель Правления Национального банка является руководителем Совета директоров Национального банка.

 Совет директоров  Национального банка состоит  из девяти членов, включая руководителя  Совета.

 Компетенция Совета  директоров Национального банка и порядок созыва его заседаний определяются Уставом Национального банка. Совет директоров Национального банка организует свою работу в соответствии с регламентом.

Члены Совета директоров Национального банка, за исключением  его руководителя, назначаются Правлением Национального банка в порядке, установленном Уставом Национального банка.

Согласно ст. 69 Банковского  кодекса Республики Беларусь  Банк является коммерческой организацией, зарегистрированной в порядке, установленном  законодательством, и имеющей на основании лицензии, выданной Национальным банком, исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции.

  • Республика Беларусь достигла значительного прогресса по сравнению с уровнем начала 1990-х годов. Однако для того чтобы конкурировать на мировом рынке и создавать более благоприятный инвестиционный климат, важно провести дальнейшие реформы, в частности в банковском секторе. Повышение эффективности банковского сектора в осуществлении посреднической функции по перераспределению привлекаемых финансовых ресурсов, а также его стабильности - вот ключевые проблемы, которые вашей стране еще предстоит решить.
  • Улучшение макроэкономической обстановки и повышение доверия клиентов являются движущей силой роста банковской системы РБ. Важнейшим фактором, определяющим долгосрочные перспективы развития и процветания страны, также и ее банков является способность и готовность органов государственной власти поддерживать и ускорять темпы реформирования экономики и законодательной базы. Бурный рост активов и ссудной задолженности, недостаточная информационная прозрачность, низкая капитализация и высокая степень концентрации бизнеса делают банки неустойчивыми по отношению к экономическим и политическим потрясениям.
  • Для Беларуси характерны высокая концентрация рынка финансовых услуг и доминирование государственного банковского капитала. Это обеспечивает крупнейшим банкам возможность отстаивать свои коммерческие интересы и устанавливать выгодные для себя цены, но дестабилизирует условия конкуренции и может привести к недооценке кредитного риска и неготовности повышать премию за риск. Влияние государства на принятие кредитных решений может оказывать пагубное воздействие на качество активов и эффективность банковской системы. Однако улучшение динамики государственного платежного баланса и бюджета страны в определенной степени снижает давление на кредитную политику банков.
  • Банковские системы стран СНГ уже привлекают внимание самых разных в географическом отношении инвесторов. Европейцы проявляют растущий интерес к государствам, расположенным в непосредственной близости к расширяющемуся Евросоюзу, - Украине, Беларуси и Молдове. Среди иностранных кредитных организаций, действующих в СНГ, 2-е место по размеру контролируемой доли национального рынка в СНГ принадлежит Приорбанку, белорусскому дочернему банку Raiffeisen Zentralbank Oesterreich: ему принадлежит 12% активов национальной банковской системы. Хотя Приорбанк является третьим по величине банком Беларуси, ему нелегко конкурировать с госбанками, контролирующими 80% сектора.
  • Сравнительно небольшие размеры банковской системы РБ и растущий спрос на кредитные  ресурсы объясняют тот факт, что банковская система по темпам роста опережает экономику. Из-за общей неразвитости рынков капитала банки остаются основными финансовыми посредниками. Однако уровень финансового посредничества в Беларуси невелик в сравнении с некоторыми другими странами с развивающейся экономикой. Это означает, что существует значительный потенциал роста, который может быть реализован в отсутствие каких-либо неблагоприятных политических или экономических препятствий [10,с.88-89].
  • Размер белорусской банковской системы указывают на то, что через нее проходят небольшие по объемам денежные потоки, что обусловлено культурой наличных расчетов и невысоким уровнем доверия населения. Не удается разорвать порочный круг: инвестиций не хватает, а возможности кредитования ограничены. Быстрый рост внутреннего кредитования может также угрожать стабильности банков, учитывая слабую эффективность систем кредитной защиты и оценки кредитоспособности заемщиков, недостатки в практике реализации залоговых прав.
  • Относительная слабость экономики страны ограничивает возможности кредитования для национальных банков. Фиксируемые в отчетности проблемные ссуды не отражают истинного качества банковских активов. Недостаточная диверсификация экономики становится причиной высокой концентрации бизнеса - это одна из серьезнейших проблем банков СНГ. Возможность возникновения финансовых трудностей сразу у нескольких клиентов банка чревата серьезными последствиями для качества его активов, ликвидности и платежеспособности.
  • Способность и готовность государственных органов поддерживать и ускорять темпы реформ в экономике, промышленности и законодательной сферах являются важнейшими условиями, определяющими возможности долговременного роста и процветания вашей страны и ее банков. Для эффективного выполнения роли финансовых посредников банкам необходима стабильная экономика (низкий уровень инфляции и процентных ставок), здоровый корпоративный сектор и эффективно функционирующая правовая система (особенно в части регистрации прав на залоговое обеспечение и обращения взыскания на имущество заемщика, нарушившего обязательства).
  • Несмотря на определенные позитивные сдвиги, белорусские банки подвергаются серьезным потенциальным рискам. Существует безусловная необходимость в проведении структурных реформ, в консолидации и дальнейшем сокращении числа небольших, нежизнеспособных банков. Для укрепления доверия к банковской системе необходимо повысить транспарентность аудита и бухучета, улучшить информационную открытость и качество корпоративного управления, продолжить приватизацию, обеспечить более надежную защиту прав инвесторов и кредиторов. Кроме того, необходимо поднять платежную дисциплину и повысить эффективность правовых систем [14,с.77-78].
  • Развитие банковской системы Республики Беларусь обусловлено пристальным вниманием к этому сектору кредитной системы государства и Национального банка Республики Беларусь. В «Программе развития банковского сектора экономики и основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2006—2010 годы» определены основные цели и задачи развития, которые определяются необходимостью обеспечения высоких и устойчивых темпов экономического роста и повышения на этой основе уровня благосостояния и качества жизни народа.

    Основными целями развития банковского сектора являются повышение  устойчивости и эффективности его  функционирования, а также рост потенциала и совершенствование состава банковских услуг.

    В рамках поставленных целей  будут решаться следующие задачи:

    укрепление доверия  к банковскому сектору со стороны  инвесторов, кредиторов, вкладчиков посредством  усиления защиты их интересов;

    повышение эффективности  механизмов аккумулирования денежных средств населения, субъектов хозяйствования и их трансформации в кредиты и инвестиции;

    увеличение объемов  инвестиционного кредитования экономики в соответствии с государственными программами;

    расширение состава  и улучшение качества предоставляемых услуг, соответствующих международным стандартам банковской деятельности;

    повышение эффективности  государственного регулирующего воздействия на параметры развития банковского сектора;

    интеграция в мировую  банковскую систему.

    В рамках поставленных целей  и задач существенная роль отводится политике государства, которая предусматривает проведение последовательных мер, направленных на укрепление и развитие банковской системы.

    Структурное преобразование банков планируется за счет создания дочерних банков, иностранных банков или их участия в капитале белорусских банков. Это позволит привлечь иностранные инвестиции в банковский сектор.

    С целью совершенствования  банковского законодательства будет  осуществлено приведение его в соответствие с новой редакцией Банковского кодекса Республики Беларусь и международными стандартами. Будет осуществлен переход на международные стандарты финансовой отчетности путем внедрения национальных стандартов, соответствующих международным, совершенствования методологического обеспечения банковских операций на основе международных принципов бухгалтерского учета с одновременным усилением роли Национального банка в области методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью в банках Республики Беларусь.

    Одним из направлений развития банковского сектора является работа в области предотвращения отмывания доходов, полученных незаконным путем, и финансирования терроризма. С этой целью усиливается организация контроля за выполнением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями норм и требований актов законодательства; проводится организационно-методологическая работа, связанная с защитой, передачей информации; координируется взаимодействие с центральными банками иностранных государств и другими заинтересованными органами в Республике Беларусь и за рубежом.

    Собственный капитал  банков будет поддерживаться на уровне, достаточном для принимаемых ими рисков. Ожидается его увеличение за 5 лет в 2,6—3 раза за счет роста прибыли и инвестиций в уставные фонды, причем доля прибыли как источника формирования собственного капитала должна стать приоритетной. Рост объемов прибыли, в свою очередь, предполагается обеспечить за счет роста объемов проведения банковских операций, а также оптимизации банками структуры доходов и расходов.

    Привлечению средств  иностранных клиентов будут способствовать повышение инвестиционной привлекательности экономики страны через активизацию присвоения Республике Беларусь суверенного кредитного рейтинга и корпоративных рейтингов ведущим предприятиям и банкам; развитие фондового рынка; применение международных стандартов финансовой отчетности, бухгалтерского учета и аудита предприятий. Привлечение депозитов субъектов хозяйствования и вкладов населения останется определяющим инструментом сбережений в условиях отсутствия альтернативных активов, находящихся в стадии развития. Будет формироваться система долгосрочных сбережений населения, включая создание специальных целевых фондов для финансирования конкретных инвестиционных проектов и программ. Увеличение объемов депозитов субъектов хозяйствования будет обеспечиваться за счет роста объема продаж и прибыли, снижения налоговой нагрузки на предприятия.

    Рост ресурсной базы банков должен происходить с одновременной оптимизацией активов и пассивов, чему будет содействовать практика совершенствования пруденциальных требований и ограничений, а также мер надзорного реагирования по устранению возникающих нарушений. Этому способствует работа банков с проблемными активами и по снижению расходов на создание резервов, росту доходности активов, уменьшению недополученных доходов по просроченным процентам, снижению доли активов, не приносящих доход, при одновременном понижении уровня рисков по проводимым операциям.

    Развитие банковского  надзора ориентируется на дальнейшее внедрение международных стандартов, включая новые стандарты, определенные Базельским соглашением по капиталу «Базель-2». Основным направлением развития банковского надзора будет продолжение внедрения содержательного надзора, ориентированного на оценку и ограничение рисков, а именно:

    дальнейшая оптимизация  пруденциальной отчетности, максимальное ее приближение к внутрибанковской управленческой отчетности, позволяющей осуществлять не только количественный, но и качественный анализ параметров рисков и качества управления ими;

    дальнейшее совершенствование  системы раннего предупреждения проблемных ситуаций в банках;

    повышение роли профессионального  суждения специалистов Национального банка при оценке финансового состояния и перспектив функционирования банков;

    внедрение консолидированного надзора, повышение внимания к деятельности связанных с банком лиц, способных оказывать существенное влияние на деятельность, риски и финансовое состояние банков;

    внедрение надзора за деятельностью банковских групп и банковских холдингов на основе консолидированной отчетности;

    Информация о работе Структура банковской системы и факторы развития