Сущность и причины возникновения инфляции, ее виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 19:50, реферат

Описание работы

Явление инфляции присуще в той или иной степени любой рыночной и переходной к ней экономикам, в том числе и экономикам промышленно развитых стран. Инфляция проникает во все сферы экономической жизни и начинает их разрушать. От нее страдают государство, производство, финансовый рынок и рыночная экономика, но больше всего страдают люди.
Нарушаются установленные пропорции между ценами товаров. Продавцу и покупателю становится все сложнее принять оптимальное правильное экономическое решение. Еще труднее специалистам дать экономический прогноз и сделать долгосрочные расчеты. Происходит перераспределение доходов. Те, кто имеет фиксированную заработную плату, ничем не защищены от инфляционного роста цен. Возникают очереди. Появляется «черный рынок», где спекулируют дефицитным товаром.

Работа содержит 1 файл

Сущность и причины возникновения инфляции, ее виды.docx

— 159.31 Кб (Скачать)

В 2000-е годы число стран, испытывающих галопирующую инфляцию, резко сократилось. В 2004 — 2005 годах по данным ООН ярко выраженная галопирующая инфляция (20 — 100 % в год) наблюдалась только в Анголе (23 % в год) и ДР Конго (21,3 % в год). Уровень инфляции в размере 10 — 20 % в год в этот же период наблюдался в таких странах как: Россия (12,7 %), Украина (13,5 %), Белоруссия (10,3 %), Молдавия (13,1 %), Иран (13,4 %), Шри-Ланка (11,6 %), Индонезия (10,5 %), Мавритания (12,1 %), Эфиопия (11,6 %), Сьерра-Леоне (12,1 %), Гана (15,1 %), Нигерия (13,5 %), Кения (10,3 %), Бурунди (13 %), Малави (15,4 %), Замбия (18,3 %), Мадагаскар (18,5 %), Ямайка (15,3 %), Гаити (15,7 %), Коста-Рика (13,8 %), Венесуэла (16 %).

  1. Гиперинфляция – цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия; она парализует хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект бегства от денег с целью превращения их в товары. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену. Ее условный рубеж – ежемесячный (в течение трех-четырех месяцев) рост цен свыше 50%, а годовой будет выражаться четырехзначными цифрами. Особенность гиперинфляции в том, что она оказывается практически неуправляемой; обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют. На полную мощность работает печатный станок, развивается бешеная спекуляция. Производство дезорганизуется. Чтобы остановить или притормозить гиперинфляцию, приходится прибегать к чрезвычайным мерам. Но нет однозначного представления о том, как именно бороться с гиперинфляцией. Предлагаются различные, нередко весьма противоречивые рецепты. Чтобы опередить неизбежное, ожидаемое всеми повышение цен, владельцы «горячих» денег стремятся как можно быстрее избавиться от них. В результате разворачивается ажиотажный спрос; раскупаются в первую очередь те товары, которые могут служить средством частичного сохранения сбережений (недвижимость, предметы искусства, драгоценные металлы). Люди действуют под давлением «инфляционного психоза», а это подстегивает рост цен, и инфляция начинает кормить сама себя. Классический пример гиперинфляции – обстановка, сложившаяся в Германии, ряде других стран после первой мировой войны. В Германии в 1923 г. Уровень роста цен исчислялся десятизначными и двенадцатизначными числами; заработную плату следовало расходовать немедленно, ибо в течение дня цены на продукты повышались неоднократно. Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт самовыживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования.

Инфляция  представляет собой весьма сложный, необычайно противоречивый феномен. Не следует проводить прямой аналогии между инфляцией цен и эмиссией денег, хотя в литературе этого различия подчас не делается

Приведенное определение инфляции как процесса обесценивания денег и переполнения каналов обращения бумажными  деньгами не исчерпывает полностью  сути этого неоднозначного явления, оказывающего нередко существенное воздействие на общее состояние  экономики. В некоторых случаях  применяется даже операции.

Стагфляция. Термин «стагфляция» появился в Великобритании в 1965 году. До второй половины 60-х годов XX века для циклически развивающейся экономики характерным являлось то, что спад производства и депрессия вызывали, как правило, понижение цен (дефляцию) или, по крайней мере, тормозили их повышение. Явление стагфляции впервые достаточно чётко обозначилось в конце 1960-х годов. Так, в 1970 году безработица и инфляция в США достигли рекордного за послевоенный период уровня 6% и 5,5% (до середины 1960-х годов инфляция не превышала 1-1,5%, а безработица – 2-2,5%). Второй всплеск стагфляции проявился в 1974-1976 годах, когда темп роста цен в США составил более 10 %, а безработица достигла 7,6%. Аналогичная ситуация наблюдалась во время экономического спада 1981-1982 годов. В целом за 16 лет с 1949 по 1965 годы розничные цены в США выросли на 29 %, а за 17 лет с 1965 по 1982 годы – на 100%, то есть средний уровень инфляции в указанный период вырос в 3-4 раза, а уровень безработицы вырос как минимум в 2-3 раза. Аналогичные тенденции в этот период происходили во всех других развитых странах Запада - в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Нидерландах, Канаде и т.д.

Позднее, начиная с 1983-1984 годов, уровень  инфляции во всех этих странах резко  понизился, и стагфляция в явной  форме исчезла.

Ещё одним ярким примером стагфляции может служить состояние экономики  России в 1991—1996 годах, когда при росте цен в десятки раз произошло падение ВВП почти в три раза.

По мнению некоторых авторов, причинами  стагфляции являются политика монополий, поддерживающих высокий уровень  цен в период кризисов, а также  антикризисные мероприятия, проводимые государством, «по управлению спросом» (например, гос. закупки) и «регулируемому» росту цен. Однако ни политика отдельных монополий, ни политика отдельных государств не может объяснить феномен стагфляции конца 1960-х - начала 1980-х годов, которая носила глобальный характер, проявилась одновременно во всех развитых странах Запада. Не может быть объяснено этими причинами и прекращение стагфляции как глобального явления после 1982 года.

Существует предположение, что  причиной указанного феномена явилась  глобализация в экономической сфере (отмена протекционизма и либерализация  внешней торговли), положившая конец  существованию обособленных национальных экономик развитых стран Запада и  сформировавшая глобальную мировую  экономику к 1980-1990-м годам (формирование и развитие ВТО). Именно глобализация, согласно данной гипотезе, привела  к одновременному повсеместному  росту инфляции и безработицы. Подтверждением данной гипотезы может служить то, что обесценивание денег (инфляция и гиперинфляция) наблюдались при глобализации и ранее в истории на стадии формирования глобальной экономики, и это также, как правило, сопровождалось экономическим кризисом. В России явление, аналогичное стагфляции 1990-х годов, происходило в эпоху Ивана Грозного (начало вхождения России в глобальную европейскую экономику), когда рост цен в золоте и серебре в 6-8 раз сопровождался глубоким экономическим кризисом.

Среди других причин, которые могли  ускорить развитие стагфляции в отдельные  годы, называют энергетические кризисы. Так, энергетический кризис 1973 года сопровождался  ростом цен на нефть. Он мог усилить  стагфляцию в 1974-1975 годах. А энергетический кризис 1980 года мог способствовать усугублению данного явления  в 1981-1982 годах.

 

2.3  Типы инфляции

 

Существуют  разные типы инфляции:

  • Инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства (дефицит товара).
  • Инфляция предложения (издержек) — рост цен вызван увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.
  • Сбалансированная инфляция — цены различных товаров остаются неизменными относительно друг друга.
  • Несбалансированная инфляция — цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.
  • Прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов.
  • Непрогнозируемая инфляция — становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.

2.3.1 Инфляция спроса

 

Рассматривая  причины инфляции, экономисты приводят различие между двумя ее видами –  «инфляцией покупателей» (инфляцией  спроса) и «инфляцией продавцов» (инфляцией  издержек). В сущности это две, как  правило, взаимосвязанные, но неравнозначные причины инфляции: одна лежит со стороны спроса (избытка денежных средств у покупателей), другая –  со стороны предложения (роста производственных издержек).

Инфляция  спроса возможна, если растет совокупный спрос при постоянном совокупном предложении, или же рост совокупного  спроса превышает расширение предложения. Избыточный спрос приводит к взлету цен. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: «слишком большое количество денег охотятся за слишком малым количеством товаров». В условиях роста цен создаются возможности для повышения прибылей. Предприниматели расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу. Давление безработицы в результате этого падает, что способствует повышению заработной платы, а, следовательно – дальнейшему росту спроса и повышению цен. Между инфляцией и безработицей существует обратная связь.

Но  соотношение между совокупным спросом, с одной стороны, и объемом  производства, занятостью и уровнем  цен, с другой стороны – гораздо  сложнее.

Рис.1. Уровень цен и занятость

На  первом отрезке кривой общие расходы (C + I + G + NX) до такой степени низки, что объем валового национального продукта отстает от своего максимального уровня. Уровень безработицы высок, большая доля производственных мощностей бездействует.

Предположим, что совокупный спрос начал расти, это приведет к росту производства, снижению безработицы, уровень цен  будет очень медленно повышаться (это объясняется тем, что существует огромное количество незадействованных  трудовых и материальных ресурсов: ведь вчерашние безработные не будут  сразу требовать повышения заработной платы).

По  мере роста спроса экономика вступает во второй отрезок кривой: растет производство, растут цены. По мере расширения производства запасы исчерпываются, все труднее  и труднее находить необходимые  экономические ресурсы. Ведь привлечение  квалифицированной рабочей силы требует более высокой оплаты, что приведет к росту издержек и соответственно цен.

Третий  отрезок характеризуется полной занятостью, достигнут максимальный валовой продукт, т.е. экономика не может отвечать на рост спроса увеличением объема. Единственное, что может вызвать увеличивающийся совокупный спрос – это рост цен.

Условия инфляции спроса:

  • рост спроса со стороны населения, факторами которого выступают рост заработной платы и рост занятости.
  • увеличение инвестиций и рост спроса на капитальные товары во время экономического подъема.
  • рост государственных расходов (рост военных и социальных заказов).

Рис.2 Инфляция спроса

Допустим, что экономика близка к полной занятости и загруженности производственных мощностей. Рост расходов населения, предприятий, государства на потребление смещает  кривую совокупного спроса вверх, растут цены.

2.3.2 Инфляция предложения

 

В этом случае механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что  растут издержки. Возможны два исходных момента: издержки начинают расти в  результате повышения заработков (давление профсоюзов, требования рабочих) или  в силу удорожания сырья и топлива (рост импортных цен, изменение условий  добычи, повышение транспортных расходов и т.п.)  .

Инфляция  предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. Ее иногда так и называют инфляцией издержек производства. В  последнее время тип инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, часто встречается  в мировой практике.

Теория  инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение  издержек на единицу продукции сокращает  прибыль и объем продукции, которое  предприятия готовы предложить при  существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров  и услуг и увеличиваются цены. Следовательно, по этой схеме не спрос, а издержки взвинчивают цены.

Основным  источником инфляции предложения являются рост заработной платы и цен за счет удорожания сырья и энергоносителей. Проиллюстрируем механизм инфляции предложения (рис. 3).

Рис.3 Инфляция предложения

Как видно из графика, повышение цены предложения (рост издержек) приводит к смещению кривой предложения вертикально  вверх. В итоге, через определенное время баланс спроса и предложения  вновь налаживается, но уже в точке, соответствующей более высокой  цене.

2.3.3 Сбалансированная и несбалансированная инфляция

 

По степени  сбалансированности роста цен выделяют два вида инфляции: сбалансированную и несбалансированную.

При сбалансированной инфляции цены различных товарных групп  относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной – цены различных товаров постоянно  изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.

Сбалансированная  инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке  повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних  кооперационных связях. Цена на их продукцию  отражает всю сумму повышения  цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю.

Несбалансированность  инфляции – большая беда для бизнеса. Но еще хуже, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы – лидеры роста цен останутся лидерами и в ближайшем будущем. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не может, индустриальное развитие кажется нереальным. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции.

2.3.4 Ожидаемая и неожидаемая инфляция

 

С точки  зрения четвертого критерия различают  ожидаемую и неожидаемую инфляцию. Последствия неожидаемой инфляции могут принципиально различаться в зависимости от фона, на котором она проявляется. Если внезапный скачек цен происходит в экономике, где инфляционные ожидания еще не набрали силу, то, оценивая этот скачек цен как кратковременное явление, население ожидает, что скоро за ним последует их снижение, и будет больше сберегать и сокращать свой платежный спрос. При уменьшении размеров спроса начинается давление на цены в сторону их снижения.

Информация о работе Сущность и причины возникновения инфляции, ее виды