Экологическая сертификация и аудирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:15, контрольная работа

Описание работы

Природа — источник жизни, материального и духовного благополучия. По отношению к человеку она выполняет ряд функций, связанных с удовлетворением его потребностей: экологическую, экономическую, эстетическую, рекреационную, научную, культурную.

Содержание

Введение
1. Экологическая сертификация
1.1. Понятие и функции экологической сертификации
1.2. Направления и объекты экологической сертификации
1.3. Органы экологической сертификации
2. Экологический аудит
2.1. Термины и понятие
2.2. Цели экоаудита
2.3. Лицензирование экоаудиторской деятельности
2.4. Содержание экологического аудита. Виды и параметры аудита
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

КР по экологии.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

• в основном технологическом процессе переработки природных ресурсов и продукции из них;

• в природоохранном технологическом процессе, направленном на снижение негативных видов воздействия основного производства на окружающую среду.

4. Природные ресурсы:

• земельные ресурсы;

• водные ресурсы;

• ресурсы животного и растительного мира;

• ресурсы недр и полезные ископаемые;

5. Объекты окружающей среды:

• охраняемые природные объекты (лесные массивы, водоемы, болота, другие определенные границами участки территорий и акваторий), предназначенные для сохранения и воспроизводства экосистем и отдельных видов природных ресурсов, флоры; фауны и ландшафтов;

• природные объекты, предназначенные для хозяйственного использования.

6. Экологические услуги:

• по производству, установке, техническому обслуживанию природоохранного оборудования, ремонту контрольно-измерительных приборов природоохранного назначения;

• по рекультивации, восстановлению, проведению санационных мероприятий;

• по экологическому обучению, переподготовке кадров, повышению квалификации, экологическому аудированию.

При составлении или уточнении состава объектов для экологической сертификации по каждому ее направлению должен быть установлен перечень соответствующих этим объектам природоохранных нормативных документов (ПНД), содержащих экологические требования, соответствие которым будет доказываться при проведении экологической сертификации этих объектов согласно определению понятия «экологическая сертификация соответствия».

1.3. Органы экологической сертификации

 

Государственным органом, ответственным за формирование и реализацию государственной политики в области сертификации, установление общих правил и рекомендаций по проведению сертификации, на территории России, согласно Закона «О сертификации продукции и услуг» является Госстандарт России. Управление сертификацией продукции и услуг в отдельных областях осуществляют уполномоченные министерства и ведомства. В сфере охраны окружающей среды таким органом является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее Минприроды).

С учетом роли Госстандарта России в сертификации Главное управление экономики природопользования Минприроды в декабре 1993 г. вышло в Госстандарт с предложением о взаимодействии Госстандарта и Минприроды в работах по стандартизации, метрологии и сертификации в области регулирования использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и экологической безопасности продукции и технологических процессов[4].

Соглашение о взаимодействии, подписанное в апреле 1993 г., предусматривает его основные принципы и направления по вопросам экологической сертификации:

• разработку и пересмотр нормативных документов, подготовку законопроектов и предложений о пересмотре действующих законодательных актов по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации в области охраны окружающей среды;

• обеспечение функционирования системы государственного метрологического контроля и надзора в области охраны окружающей среды;

• организацию работ по обязательной сертификации объектов окружающей среды, природных ресурсов, отходов производства и потребления, продукции, товаров (работ и услуг), технологических процессов и аттестации производств по экологическим нормам, нормативам, правилам и требованиям.

Существует достаточно развитая система органов экологической сертификации, включающая:

• органы по экологической сертификации;

• испытательно-аналитические лаборатории (центры).

Возглавляет систему органов Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

• определяет номенклатуру объектов, подлежащих экологической сертификации, а также нормативные документы, на соответствие которым проводится экосертификация;

• аккредитует органы по экосертификации и испытательно-аналитические лаборатории (центры), организует подготовку и аттестацию экоаудиторов и осуществляет инспекционный контроль за их деятельностью;

• ведет Реестр системы экологической сертификации;

• устанавливает Знак соответствия системы экологической сертификации и правила его применения;

• устанавливает цены и тарифы на проведение экосертификации;

• рассматривает апелляции по результатам экосертификации и аккредитации;

• обеспечивает участников системы экологической сертификации и заинтересованные организации информацией по экосертификации;

• взаимодействует с зарубежными и международными организациями по вопросам экосертификации, принимает решения о присоединении к международным системам и соглашениям по экосертификации;

• обеспечивает принятие в установленном порядке решений о признании экосертификатов, выданных зарубежными и международными организациями;

• осуществляет функции органа по экосертификации при его отсутствии;

• осуществляет координацию работ в системе экологической сертификации и по ее взаимодействию с другими системами сертификации.

Работа по экологической сертификации организуется путем создания систем сертификации однородной продукции, в которых устанавливаются правила сертификации с учетом особенностей ее производства (то же самое — для технологических процессов, производящих однородную продукцию, однородных природных объектов и природных ресурсов). Госкомэкология делегирует свои полномочия органам по сертификации и испытательным лабораториям на основе их аккредитации. Если в системе экологической сертификации аккредитованы несколько органов по сертификации одной и той же продукции, то заявитель вправе провести сертификацию в любом из них.

Деятельность органов по экологической сертификации и испытательно-аналитических лабораторий (центров) осуществляется на основе лицензионного договора.

Органами по экосертификации и испытательно-аналитическими центрами, аккредитуемыми в системе экологической сертификации, могут быть территориальные подразделения и подведомственные ему организации или другие независимые организации, имеющие статус юридического лица.

 

 

 

 

 

 

2. Экологический аудит.

2.1. Термины и определение.

 

Закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года (с изменениями от 27.12.09г. № 374-ФЗ) определяет экологический аудит как независимую, комплексную, документированную оценку соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовку рекомендаций по улучшению такой деятельности.

Экологическое аудирование — экспертиза, анализ деятельности и отчётности хозяйствующего субъекта уполномоченными на то юридическими (аудиторская организация) или физическими (эколог-аудитор) лицами с целью определения их соответствия действующему экологическому законодательству, экологическим нормативным актам, стандартам, сертификатам, правилам, требованиям, постановлениям и предписаниям государственных и природоохранных органов по обеспечению экологической безопасности, проведение консультаций и выдача рекомендаций.

Целью экологического аудирования является оценка воздействия и прогнозирование экологических последствий деятельности хозяйствующего субъекта на окружающую среду, установление соответствия его деятельности требованиям действующего природоохранного законодательства, экологических нормативных актов, стандартов, правил, постановлений и предписаний государственных и природоохранных органов, определение основных направлений обеспечения экологической безопасности производства, повышения эффективности природоохранной деятельности.

 

2.2. Цели экоаудита

• контроль достоверности выдаваемой предприятием экологической информации;

• проверка соответствия объекта экологическим требованиям;

• оценка существующей системы управления окружающей среды и здоровья работников;

• оценка рисков от регулируемых и не регулируемых воздействий на среду.

Формы экоаудита:

• добровольный экоаудит, проводимый по инициативе предприятия;

• обязательный экоаудит, проводимый по специальному разрешению государственных органов, настоянию акционеров или населения близлежащих районов.

Объекты экоаудита:

• сырьё;

• продукты питания, пищеблоки;

• технологические процессы;

• продукция;

• выбросы в атмосферу;

• сточные воды;

• отходы;

• средства индивидуальной и коллективной защиты;

• техника безопасности;

• положение о политике Компании в области охраны труда и окружающей среды;

• экологический паспорт предприятия и др.

Развитие экологического аудита в России невозможно рассматривать вне развития системы банковского, бухгалтерского и страхового аудита. ФЗ-119 от 2001 года «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» (с изменениями от 30.12.08г. № 307-ФЗ) были утверждены правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, как системы независимого вневедомственного финансового контроля. Были разработаны и утверждены как элементы системы финансового аудита: Порядок составления аудиторского заключения, Рекомендации по аудиторской проверке, Типовой договор на проведение аудиторских проверок, Типовая форма заключения аудиторской фирмы (аудитора), Перечень вопросов, которые необходимо рассмотреть в ходе аудиторской проверки.

 

2.3. Лицензирование экоаудиторской деятельности

 

Нормы, регламентирующие порядок лицензирования деятельности, связанной с природопользованием, содержатся во многих нормативных актах разного уровня. Как правило, основные положения о лицензировании того или иного вида деятельности, связанной с природопользованием, содержатся в федеральных законах, что соответствует положениям статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, и затем конкретизируются в актах, издаваемых Правительством Российской Федерации, а также федеральными министерствами и ведомствами. Отдельные виды деятельности, прямо не указанные в законах, подлежат лицензированию на основании ФЗ-128 от 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности». Этим ФЗ определён порядок выдачи лицензий, в том числе на деятельность в области охраны окружающей среды. Федеральные органы исполнительной власти, иные специально уполномоченные на ведение лицензионной деятельности органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют лицензионную деятельность на основании положений о лицензировании отдельных видов деятельности, утверждаемых Правительством Российской Федерации. Лицензии на осуществление перечисленных ниже видов деятельности выдаются юридическим лицам, а также физическим лицам, зарегистрированных в качестве предпринимателей.

2.4. Содержание экологического аудита. Виды и параметры аудита.

 

Экологический аудит должен быть ориентирован на внутренние индивидуальные потребности предприятия в соответствии с его политикой и установленными целями. Кроме того, важно четко идентифицировать цели и задачи деятельности предприятия, прежде чем определить, какой тип экологического аудита ему необходим. Например, официальные природоохранные органы устанавливают определенную степень детальности проведения экологического аудита, тогда как совет директоров или руководство предприятия, в соответствии с собственными задачами и проводимой экологической политикой, может сделать установку на проведение более детального аудита, в котором анализируются все аспекты организации управления и работы предприятия на разных структурных уровнях. Экологический аудит можно условно подразделить на несколько типов в зависимости от целей, однако они не являются взаимно исключающими. Это значит, что в течение года можно провести несколько различных видов экологического аудита: аудит управленческой деятельности предприятия, энергосбережения, минимизации отходов, недвижимости и т.д.
При приобретении земельной недвижимости может возникнуть необходимость в проведении специальных исследований с целью выявления пользователя последних 50 лет, если возникают подозрения на загрязнение окружающей среды.

В сфере деятельности, связанной с минимизацией отходов, может потребоваться одновременное выполнение аудита и проведение исследований относительно новых тенденций и технологий, разработанных и внедренных в Японии или Европе, которые могут быть адаптированы для производственного процесса конкретного предприятия. Это может иметь существенно значение для реорганизации управленческого аппарата предприятия, например в обязанности персонала, ответственного за данную деятельность, будет дополнительно включено проведение обзора и оценки новой продукции и технологий, появляющихся на рынке, и разработка соответствующих мер по обеспечению их внедрения в деятельность предприятия.

При определении параметров экологического аудита следует принимать во внимание:

• степень детальности анализа деятельности предприятия, которая используется в аудите, т.е. касающаяся отдельных сторон или всей деятельности компании;

• выработка концепции и мер, направленных на достижение согласования с нормативами и лимитами, установленными природоохранными органами;

• географическое положение объекта (число офисов и местоположение заводов);

• временная структура (частота проведения аудитов);

Информация о работе Экологическая сертификация и аудирование