Экологические правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 12:45, реферат

Описание работы

Человек – часть природы. Вне природы, не пользуясь её ресурсами, он не может существовать. Природа всегда будет основой и источником жизни человека.
По отношению к человеку она выполняет ряд функций, связанных с удовлетворением его потребностей: экологическую, экономическую, эстетическую, рекреационную, научную, культурную.
Цель моей работы – рассмотреть функции и виды юридической ответственности за экологические правонарушения.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
I. Понятие и состав экологических правонарушений………………………. 5
II. Понятие и функции юридической ответственности за экологические правонарушения ……………………………...……………………………. 13
III. Виды юридической ответственности за экологические правонарушения…………………...…………………………………..…… 17
Заключение………………………...…………………………………………... 26
Список использованной литературы………………………………………… 28

Работа содержит 1 файл

Реферат_ЭП понятие Эк_правонарушений_гот.docx

— 45.15 Кб (Скачать)

     За  нарушение законодательства в области  охраны окружающей среды устанавливается  имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством. Споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством (ст.75-76 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

     Имущественная (гражданско-правовая) ответственность в сфере взаимодействия общества и природы заключается главным образом в возложении на правонарушителей обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред, причиненный в результате нарушения правовых экологических требований.

     Вред, причиненный нарушением правовых экологических  требований, называется в доктрине права окружающей среды экологическим  или экогенным вредом.7

       Под экологическим вредом понимается - вред окружающей среде (негативное  изменение окружающей среды в  результате ее загрязнения, повлекшее  за собой деградацию естественных  экологических систем и истощение  природных ресурсов (ст.1 ФЗ «Об  охране окружающей среды)), а также  материальное и нематериальное  благо, включая жизнь и здоровье  человека, имущество физических  и юридических лиц.8

     Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования  природных ресурсов, деградации и  разрушения естественных экологических  систем, природных комплексов и природных  ландшафтов и иного нарушения  законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

     Вред  окружающей среде, причиненный субъектом  хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой  имеется положительное заключение государственной экологической  экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.

       Вред окружающей среде, причиненный  субъектом хозяйственной и иной  деятельности, возмещается в соответствии  с утвержденными в установленном  порядке таксами и методиками  исчисления размера вреда окружающей  среде, а при их отсутствии  исходя из фактических затрат  на восстановление нарушенного  состояния окружающей среды, с  учетом понесенных убытков, в  том числе упущенной выгоды.

       Компенсация вреда окружающей  среде, причиненного нарушением  законодательства в области охраны  окружающей среды, осуществляется  добровольно либо по решению  суда или арбитражного суда.

     Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических  затрат на восстановление нарушенного  состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе  упущенной выгоды, а также в  соответствии с проектами рекультивационных  и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное  управление в области охраны окружающей среды.

     На  основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный  нарушением законодательства в области  охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в  соответствии с проектом восстановительных  работ.

       Иски о компенсации вреда окружающей  среде, причиненного нарушением  законодательства в области охраны  окружающей среды, могут быть  предъявлены в течение двадцати  лет (ч.3 ст.78 ФЗ «Об охране окружающей  среды»).

       Вред, причиненный здоровью и  имуществу граждан негативным  воздействием окружающей среды  в результате хозяйственной и  иной деятельности юридических  и физических лиц, подлежит  возмещению в полном объеме.

       Определение объема и размера  возмещения вреда, причиненного  здоровью и имуществу граждан  в результате нарушения законодательства  в области охраны окружающей  среды, осуществляется в соответствии  с законодательством.

     Особенностью  гражданско-правовой ответственности  является то, что она может возлагаться  на правонарушителя наряду с применением  мер дисциплинарного, административного  и уголовного воздействия, т.е. совокупно. Специфической целью данного  вида ответственности является компенсация  причиненного экологическим правонарушением  вреда.

     Возмещение  экологического вреда регулируется в основном ГК РФ, ГПК РФ, АПК РФ. Ряд важных касающихся этого положений  содержится также в экологическом  законодательстве, хотя и в нем  дается отсылка к гражданскому законодательству.

     Дисциплинарная ответственность за экологический проступок регламентируется ст. 75 ФЗ «Об охране окружающей среды» и гл. 30 Трудового кодекса РФ. Она выражается в наложении администрацией предприятия, организации или вышестоящей в порядке подчиненности организацией на виновного работника дисциплинарного взыскания за невыполнение им его обязанностей по службе или договору, связанных с охраной окружающей среды.

     Субъективной  стороной дисциплинарного экологического проступка является, как правило, неосторожность.

     За  совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить  следующие дисциплинарные взыскания:

     1) замечание;

     2) выговор;

     3) увольнение по соответствующим  основаниям.

     Федеральными  законами, уставами и положениями  о дисциплине для отдельных категорий  работников могут быть предусмотрены  также и другие дисциплинарные взыскания.

     Не  допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями  о дисциплине (ст. 192 ТК РФ).

     Дисциплинарное  взыскание может быть применено  к нарушителю не позднее одного месяца со дня его обнаружения (не считая времени болезни работника или  пребывания его в отпуске).

     Наложение дисциплинарного взыскания не исключает  возможности применения более строгих  видов ответственности при наличии  правовых оснований – административной, уголовной, гражданской.

     Административная ответственность за экологические правонарушения – это вид юридической ответственности, наиболее часто имеющий в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. Регулируется Кодексом РФ «Об административных правонарушениях» и экологическим законодательством. Так ст. 30 ФЗ «Об экологической экспертизе» перечисляет нарушения законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе  лицами виновными в административном правонарушении, такие как: непредставление документации на экологическую экспертизу; фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на экологическую экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения;  принуждение эксперта экологической экспертизы к подготовке заведомо ложного заключения экологической экспертизы  и тд.

     Гл. 8 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» перечисляет административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Эта глава очень обширная и  содержит сорок статей такие как: несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом  обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов; несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или  иными опасными веществами; нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами; нарушение законодательства об экологической экспертизе; сокрытие или искажение экологической информации; нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов; нарушение требований по рациональному использованию недр и т.д.

     Главой  восьмой Кодекса установлены  следующие административные взыскания: предупреждение; штраф, при этом с  юридических лиц взыскивается более  крупная денежная сумма, чем с  граждан и должностных лиц (достигая 100 тыс.руб); конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, лишение специального права, предоставленному данному гражданину (права на охоту). Хочу заметить, что в КоАП РСФСР  добавлялись более жесткие санкции, такие как: исправительные работы и  административный арест.

      Допустим  нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами  и агрохимикатами, которое может  повлечь причинение вреда окружающей среде, - влечет наложение административного  штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч  до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление  деятельности на срок до девяноста  суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей или  административное приостановление  деятельности на срок до девяноста  суток.

      Невыполнение  требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической  экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической  экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической  экспертизы, -

      влечет  предупреждение или наложение административного  штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч  рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (См. статью 8.4 КоАП РФ) и другие.

     Решение о наложении штрафа (как и любое  другое решение об административном взыскании) может быть обжаловано в  суд. Привлечение к ответственности  в виде штрафа, независимо от его  суммы, не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного вреда. Это объясняется тем, что  штраф хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возмещением вреда; суммы  штрафа идут не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с Законом на специальные счета  внебюджетных экологических фондов.

     Уголовная ответственность за экологические преступления прямо предусмотрена УК РФ где сказано, что его задачей наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина. Собственности и общественного порядка является охрана окружающей среды.

     Состояние здоровья человека в значительной степени  зависит от чистоты воды, воздуха, качества продуктов, которыми он питается, и соответственно от чистоты почвы. Информации о том, сколько человек  в России умирает в связи с  воздействием на здоровье неблагоприятных  факторов окружающей среды, встречать  не приходилось. Однако известно, что  продолжительность жизни мужчин в России в последние 25 лет (до 2002г.) сократилась с 71 года до 57 лет, в том  числе в связи с деградацией  природы.9

     Все составы преступлений, сформулированные в действующем Уголовном кодексе, с точки зрения выполняемых ими  функций, относящихся к природопользованию и охране окружающей среды, можно  подразделить на три категории: специальные  экологические составы, смежные, дополнительные.

     Специальные экологические составы сформулированы в отдельной главе «Экологические преступления» (гл. 26). Она помещается в разд. IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка»  и содержит следующие составы:

  • нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;
  • нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов;
  • нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами;
  • нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;
  • загрязнение вод;
  • загрязнение атмосферы;
  • загрязнение морской среды;
  • нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации;
  • порча земли;
  • нарушение правил охраны и использования недр;
  • незаконная добыча водных животных и растений;
  • нарушение правил охраны рыбных запасов;
  • незаконная охота;
  • уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;
  • незаконная порубка деревьев и кустарников;
  • уничтожение или повреждение лесов;
  • нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 246-262 УК РФ).

Информация о работе Экологические правонарушения