Экологические проблемы в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 04:32, контрольная работа

Описание работы

В наше время в ряде западных стран под эгидой Комитета НАТО, в период 80-х-90-х годов выполнено несколько международных проектов «Вооруженные силы и окружающая среда». Они явились основой для активной и конструктивной практической деятельности, проводимой военными ведомствами этих стран по обеспечению экологической безопасности вооруженных сил.

Содержание

Введение 3

1. Особенности экологической безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации 4

2. Основные экологические проблемы Вооруженных Сил Российской Федерации 6

3. Экологическое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации 8

4. Экологические требования к военным и оборонным объектам 10

5. Система органов государственного экологического контроля в Вооруженных силах РФ 13

Заключение 14

Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Контрольная по экологическому праву.docx

— 29.94 Кб (Скачать)
 

 

        СОДЕРЖАНИЕ 

Введение               3

1. Особенности  экологической безопасности в  системе национальной безопасности  Российской Федерации          4

2. Основные экологические  проблемы Вооруженных Сил Российской Федерации               6

3. Экологическое  обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации 8

4. Экологические  требования к военным и оборонным объектам    10

5. Система органов  государственного экологического  контроля в  Вооруженных силах РФ              13

Заключение                                                                                              14

Библиографический список                                                                              15

 

        Введение 

       В последнее время экология, окружающая среда, экологическая безопасность прочно стали объектом государственной политики и элементом национальной безопасности любого государства.

       Человечество, с одной стороны, уходит от угрозы ядерной войны, а с другой - приближает себя к экологической катастрофе.

       Более века назад в международном праве  появились нормы, направленные на охрану окружающей среды во время военных действий.

       В 1868 г. была принята Санкт-Петербургская  декларация, устанавливающая ограничения на право сторон в военном конфликте разрушать объекты, которые являются частью природной среды.

       В наше время в ряде западных стран  под эгидой Комитета НАТО, в период 80-х-90-х годов выполнено несколько  международных проектов «Вооруженные силы и окружающая среда». Они явились  основой для активной и конструктивной практической деятельности, проводимой военными ведомствами этих стран по обеспечению экологической безопасности вооруженных сил.

       Можно отметить, что с началом «строительства»  российских Вооруженных Сил вопросам соблюдения экологического законодательства уделялось явно недостаточно внимания. Лишь в 1992 году в составе Министерства обороны РФ было создано Управление экологии и специальных средств защиты. В 1992 – 1995 годах на уровне Совета Безопасности, Правительства РФ и Министерства обороны РФ, был принят ряд решений в этой области, что, по существу, явилось первым шагом в создании новой системы обеспечения экологической безопасности Вооруженных Сил РФ.

 

        1. ОСОБЕННОСТИ экологической  безопасности в  системе национальной  безопасности РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

       Обеспечение безопасности страны (национальной безопасности) обычно связывают с защитой от изменений, навязываемых ей изнутри  или извне посредством незаконного применения силы или угрозы использования силы.

       В Законе РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. сказано, что безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

       К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство -его конституционный  строй, суверенитет и территориальная  целостность.

       Субъектами  безопасности являются государство, общество (защищенность общественного порядка и спокойствия, материальных и духовных ценностей) и личность (защищенность жизни и здоровья, прав и свобод, имущества, чести и достоинства).

       Важным  составным элементом национальной безопасности является экологическая  безопасность - совокупность свойств  объектов Вооруженных Сил РФ, окружающей их среды обитания и состояние  организационных мер и технических  средств, обеспечивающих исключение или  сведение к минимуму воздействия неблагоприятных экологических факторов деятельности Вооруженных Сил РФ на окружающую среду, население, личный состав и объекты Вооруженных Сил РФ.

       При выработке стратегии обеспечения  экологической безопасности наиболее приемлемыми являются следующие подходы: оборонительный - укрепление экологической безопасности путем уменьшения уязвимости отечественных экосистем от внешних воздействий; адаптивный - усиление приспосабливаемое экосистем к внешним изменениям и, наконец, кооперативный - международное сотрудничество для устранения опасности воздействия на окружающую среду.

       При рассмотрении путей обеспечения  экологической безопасности можно выделить следующие аспекты:

       - источники опасности - экологически  опасные вещества (окислы серы, токсичные  соединения, углекислый газ и  др.) и физико-химические процессы (тепловое, электромагнитное и др. загрязнения);

       - каналы распространения экологической  опасности - природные (через атмосферные  процессы, через почву, по воде) и антропогенные (международный транспорт, импорт экологически опасных технологий, производств, видов продукции, отходов и т. п.).

       Таким образом, обеспечение экологической  безопасности связано с тремя видами угроз:

       1) экологической агрессией; 

       2) угрозой национальной безопасности за счет внешних экологических проблем;

       3) воздействием на национальную безопасность внутренних экологических проблем.

       Обеспечение экологической безопасности при  внешней экологической агрессии, как правило, рассматривается в  рамках военного компонента национальной безопасности. При этом учитываются вопросы международно-правового регулирования воздействия на окружающую среду, в том числе в периоды вооруженных конфликтов.

       Для устранения возможности экологической  агрессии - преднамеренного воздействия на качество окружающей среды противника - в 1977 г. была принята Конвенция о запрещении военного или другого враждебного использования методов модификации окружающей среды.   3. Основные экологические проблемы Вооруженных Сил РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

       Вооруженные Силы РФ являются одним из крупных  экологопользователей. В соответствии с законом «Об обороне», земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.

         Земли, леса, воды и другие природные  ресурсы, находящиеся в собственности  субъектов Российской Федерации,  органов местного самоуправления, в частной собственности, могут  быть изъяты для нужд Вооруженных  Сил Российской Федерации, других  войск, воинских формирований  и органов только в соответствии  с законодательством Российской  Федерации.

       Серьезным источником загрязнения окружающей среды является ракетно-космическая  деятельность Вооруженных Сил. За многие годы эксплуатации полигонов в ряде районов РФ образовались очаги загрязнения от падения отделяющихся частей ракет  с остатками компонентов жидкого ракетного топлива.

       Остается  сложной радиационно-экологическая  ситуация в районах базирования Северного и Тихоокеанского флотов и в морях, омывающих северное и дальневосточное побережье страны, в результате деятельности атомного флота и эксплуатации ядерных реакторов, сброса и захоронения радиоактивных отходов в море. На береговых технических базах ВМФ в настоящее время скопилось большое количество отработанного ядерного топлива, твердых и жидких радиоактивных отходов, подводных лодок и надводных кораблей с ядерными и энергетическими установками, выведенными из боевого состава флота.

       Острую  проблему для Вооруженных Сил  РФ представляет загрязнение окружающей среды нефтепродуктами. Около 50% складов  и их оборудование устарели. В результате утечки нефтепродукты попадают в поверхностные воды и в подземные горизонты, где образуют линзы. Образовались и требуют ликвидации линзы нефтепродуктов в гарнизонах Мирный, Котлас, Бологое, Тейково, Кострома, Йошкар-Ола, и др.

       Из-за нехватки судов-сборщиков льяльных и балластных вод, а также береговых (плавучих) станций по их переработке остается высоким (5-10 ПДК) уровень загрязнения моря в пунктах базирования флота.

       Серьезную проблему представляет состояние очистных сооружений бытовых отходов в военных гарнизонах. Очистку проходят примерно 28 млн куб. м сточных вод, сбрасываемых объектами Министерства обороны. Плановые задания по вводу в эксплуатацию очистных сооружений в гарнизонах из года в год не выполняются.

       Из-за насыщенности Вооруженных Сил РФ радиотехническими средствами возникла проблема защиты населения от электромагнитных излучений.

       В настоящее время особенно острой проблемой для Вооруженных Сил  РФ является ликвидация и утилизация большого количества ядерного и химического оружия, вооружения и военной техники, осуществляемые по международным договорам и соглашениям. Сложность решения этих задач определяется отсутствием оптимальных технологий утилизации, которые учитывали бы в полной мере требования экологической безопасности.

       Ухудшение состояния окружающей среды оказывает  негативное влияние на жизнедеятельность  Вооруженных Сил РФ, снижает их боевую готовность.

 

4. экологическоЕ обеспечениЕ  Вооруженных Сил  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

       Система экологического обеспечения Вооруженных  Сил РФ формируется в соответствии с Концепцией экологического обеспечения  Вооруженных Сил РФ, утвержденной начальником Генерального штаба  Вооруженных сил 2 февраля 1993 года.

       Создание  и функционирование этой системы  обусловливается следующими факторами:

       а) наличие постоянной войсковой деятельности, отрицательно влияющей на экосистему, и необходимость комплексного решения  экологических проблем армии и флота;

       б) соблюдение требований законодательства РФ по обеспечению защиты окружающей среды в ходе повседневной деятельности Вооруженных Сил, усиление внимания органов государственной власти, общественности и международного сообщества к вопросам экологической безопасности военно-промышленного комплекса;

       в) необходимость учета влияния  экологической обстановки на деятельность Вооруженных Сил РФ в мирное и военное время;

       г) участие Вооруженных Сил РФ в  программах уничтожения ядерного, химического  и обычного вооружения и повышение  значимости экологических аспектов этих программ.

       Под экологическим обеспечением Вооруженных  Сил РФ понимается комплекс правовых, экономических, социальных, научно-теоретических  и организационно-технических мероприятий, осуществляемых ими в мирное и  военное время, направленных на сохранение и восстановление окружающей среды в ходе деятельности Вооруженных Сил РФ и обеспечение решения задач войсками и силами флота в условиях воздействия экологически неблагоприятных антропогенных и природных факторов.

       Целью экологического обеспечения Вооруженных  Сил РФ является достижение экологической безопасности деятельности Вооруженных Сил РФ и защита личного состава, вооружения и военной техники в условиях воздействия неблагоприятных экологических факторов.

       Основными принципами экологического обеспечения  Вооруженных Сил РФ являются:

       - сохранение жизни и здоровья  человека и окружающей среды  при решении задач Вооруженными Силами РФ в мирное время;

       - выполнение боевых задач Вооруженными  Силами в военное время с  учетом, по возможности, экологических аспектов и соблюдения международных актов по экологии;

       - соблюдение требований национального  экологического законодательства;

       - научно обоснованное сочетание  потребностей повышения боевого  потенциала Вооруженных Сил РФ и необходимости обеспечения их экологической безопасности.

       Основными задачами экологического обеспечения  Вооруженных Сил в мирное время  являются:

       1) контроль за состоянием окружающей  среды и прогноз экологической  обстановки в районах дислокации  и боевой подготовки войск  и сил флота, включая создание  автоматизированной системы экологического  мониторинга в Вооруженных Силах;

       2) нормативно-правовое обеспечение  деятельности Вооруженных Сил  с учетом требований их экологической  безопасности, включая обеспечение  выполнения в Вооруженных Силах  РФ законодательных и нормативных  актов государства в области охраны экосистемы страны; разработку норм и правил по экологической безопасности с учетом специфики деятельности Вооруженных Сил; экологическую паспортизацию военных объектов и др.;

Информация о работе Экологические проблемы в РФ